Общество как форма жизнедеятельности людей
План урока:
- Что такое общество?
- Основные сферы жизни общества.
- Ступени развития общества.
Откройте учебник на стр. 20. Найдите определение, которое сможет описать, что мы видим на изображении.
Верно, это «общество». Теперь запишем понятие в тетрадь.
Общество –
это часть материального мира, неразрывно связанное с природой,
включающее в себя формы и способы взаимодействия людей.
Общество в широком смысле –
это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается их всесторонняя зависимость друг от друга.
Общество в узком смысле:
- национально-государственное образование;
- объединение людей по интересам, профессиям, совместной деятельности;
- исторический этап развития человечества (рабовладельческое общество, феодальное общество и др.);
- социальное окружение, как пример - дурное общество.
Основные сферы жизни общества
Составьте представленную схему в тетради. Для того, чтобы заполнить ее, открываем учебник на стр.22.
Экономическая сфера
является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В нее входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.
Социальная сфера
включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.
Политическая сфера
жизни общества включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп.
Духовная сфера
охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организаций, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей.
В результате выполненной работы мы получили данную схему.
Для сохранения целостности общества и регулирования разнообразных отношений между людьми были созданы определенные правила, о которых подробно вы узнаете с помощью учебника на стр. 23.
Социальные нормы —
правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества .
Социальные нормы показывают, какие поступки общество одобряет, а какие нет. Перед вами схема, которая показывает, что включают в себя социальные нормы. С помощью слайда и учебника на стр. 23-24 воссоздайте схему в тетради.
Что мы видим на слайде? С этим вопросом нам поможет справиться стр. 24-25 учебника. Обратимся к параграфу.
Основные характеристики аграрного (традиционного) общества:
-относительно слабая социальная дифференциация (она, тем не менее, достаточно высока в сравнении с большинством охотничье-собирательских обществ)
-преобладание сельского населения
-основной тип производства — сельское хозяйство
-некоторое развитие добывающих отраслей
-незначительное развитие промышленных отраслей
Для индустриального общества характерны :
- резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства невообразимый в предшествующие эпохи;
-бурное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения;
-резкое расширение возможностей пропаганды; резкий рост населения, увеличение продолжительности его жизни;
-значительное повышение уровня жизни в сравнении с предыдущими эпохами;
-резкое повышение мобильности населения; сложное разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; -централизованное государство;
-сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).
Постиндустриальное общество —
это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.
-Производственным ресурсом становятся информация и знания.
-Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.
Домашнее задание: учить параграф 3 + записи в тетради.