СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общественные науки программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих для технологического профиля 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации; на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (базовый уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общественные науки программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих для технологического профиля 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации; на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (базовый уровень)»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Балашовский политехнический лицей»



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих

для технологического профиля

09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации;

на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

(базовый уровень)






















2 022

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по учебно-методической работе ГБПОУ СО «БПЛ»

_______________/Шатилов И.Н./


«31» августа 2022 г.




Рабочая программа учебного предмета Общественные науки разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. (в действующей редакции).

Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции).

С учетом:

- примерной основной образовательной программы среднего общего образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)


ОДОБРЕНО на заседании цикловой методической комиссии преподавателей общеобразовательного цикла

Протокол № 1, «31» августа 2022 г.

Председатель комиссии /______/Абрамова Г.И./



ОДОБРЕНО методическим советом лицея

ГБПОУ СО «БПЛ»

Протокол № 1, «31» августа 2022 г.

Председатель _____________/Шатилов И.Н./





Составитель (автор):

Рецензенты:

Внутренний:

Внешний:

Корнева С.С., преподаватель ГБПОУ СО «БПЛ»

Глебова Е.В., преподаватель ГБПОУ СО «БПЛ»

Собитнюк Л.В. учитель химии и биологии МОУ «Гимназия №1 г. Балашова Саратовской области» первой квалификационной категории
























СОДЕРЖАНИЕ



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………………………...4



2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА…………………………5



3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА……………………………………………………………..9



4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………………………………………………….......15



5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ……………………30



6. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………..31

































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет Основы общественных наук представляет собой интегрированный учебный предмет в разделе Элективный курс.

Основы общественных наук изучается как базовый учебный предмет. Профиль технологический.

Программа разработана на основе:

- требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в действующей редакции).

- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции).

С учетом:

- примерной основной образовательной программы среднего общего образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения основной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, (ППКРС) с учетом технологического профиля получаемого профессионального образования.

Содержание учебного предмета осуществлялось на основе следующих принципов:

- учет возрастных особенностей обучающихся;

- практическая направленность обучения;

- формирование знаний, которые обеспечат обучающимся успешную адаптацию к социальной реальности;

- профессиональной деятельности;

- исполнению общегражданских ролей.

Реализация содержания учебного предмета основы общественных наук предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися различных целей. Так, уровень функциональной грамотности, может быть, достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.

На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных предметов, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы.

В процессе освоения учебного предмета, обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.

Изучение завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).

Учебный предмет основы общественных наук изучается в общеобразовательном цикле ООП. В учебном плане ППКРС место учебного предмета изучается в общеобразовательном цикле в разделе дополнительные предметы учебного плана ООП СПО технологического профиля.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ООП СПО на базе основного общего образования — программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) и при подготовке квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС).

В результате изучения учебного предмета обучающийся должен освоить следующие цели:

- развитие исследовательской компетентности студентов посредством освоения ими методов научного познания;

- формирование представлений о значимости исследовательских подходов в будущей профессиональной деятельности;

- получение опыта применения научно-исследовательской работы в практической деятельности на основе включения обучающихся в процесс проведения собственных исследовательских практик, написания исследовательских работ (проектов);

- раскрытие способностей обучающихся в направлении поиска и открытия нового опыта, основанного на получении собственными усилиями необходимого аргументированного фактического материала.


2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые результаты изучения дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся должны отражать:

1) развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;

2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;

3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;

4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;

5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.

К планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы по учебному предмету Введение в профессиональную деятельность относятся следующие требования:

- личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

- метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

- предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Освоение содержания учебного предмета основы общественных наук обеспечивает достижение обучающимися следующих планируемых результатов:

Личностные результаты освоения ООП:

- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

- гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культура, также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;

- отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

- приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

- способность к отражению личностной и гражданской позиции в деятельности;

- формирование антикоррупционного мировоззрения;

-способность противостоять идеологии, экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Метапредметные результаты освоения ООП:

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения ООП:

- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

- сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

- сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

-сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях

-понимание места и роли России в современной мировой экономике;

- умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.

Личностные результаты реализации программы воспитания

Выпускник на базовом уровне овладевает:

ЛР 1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛР 2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

-ЛР 3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.

ЛР 6. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 8. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.

ЛР 9. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 11. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

ЛР 12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.


Личностные результаты реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности

Выпускник на профильном уровне овладевает:

ЛР 13. Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.

ЛР 14. Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм.

ЛР 15. Демонстрирующий готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

ЛР 19. Устанавливать операционные системы на персональных компьютерах и серверах, а также производить настройку интерфейса пользователя, периферийных устройств и оборудования, прикладного программного обеспечения персональных компьютеров и серверов.

ЛР 20. Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений

ЛР 22. Проявляющий социальную активность и социальную компетентность в вопросах социально-экономического, национально-культурного и инновационного развития своего региона (своей малой родины).












3. СОДЕРЖАНИЕ

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

Раздел 1. Человек и общество

Тема 1.1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции Введение. Человек как продукт биологической и социальной эволюции. Антропогенез и социогенез, условия их протекания. Единство биологического и социального в человеке. Природа человека, врожденные и приобретенные качества.

Тема 1.2. Человек, индивид, личность

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность.

Тема 1.3. Деятельность человека

Деятельность и мышление. Виды деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение для профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Профессия, специальность, квалификация, профессионализм в сварочном деле.

Тема 1.4. Сознание. Соотношение бытия и сознания

Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни.

Тема 1.5. Познание. Общение

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние—со стороны самого человека и внешние—со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.

Тема 1.6. Понятие общества

Институты общества. Виды общества.

Практическая работа № 1

Общество как сложная динамическая система

Тема 1.7. Сферы общества

Экономическая и социальная сферы. Политическая и духовная сферы. Взаимосвязь сфер общества.

Тема 1.8. Развитие общества. Типология обществ

Социальное развитие и социальные изменения. Диалектика. Эволюционное и революционное развитие общества. Прогресс и регресс. Культура. Цивилизация. Типы цивилизаций. Современное человечество: единая цивилизация или совокупность цивилизаций. Типы обществ. Параметры выделения типов общества. Формационный подход к типологии обществ. Современный подход к типологии обществ.

Тема 1.9. Глобализация человеческого общества

Развитие глобализации. Глобальные проблемы современности. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Раздел 2. Духовная культура человека и общества

Тема 2.1. Культура. Наука

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Культура в профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

Образование как способ передачи знаний опыта. Рол образования в жизни со- временного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.

Практическая работа № 2

Духовная культура личности и общества.

Тема 2.2. Религия

Понятие религия. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Религия в современном мире.

Тема 2.3. Искусство

Искусство, его виды. Роль в жизни общества. Сварочное дело в архитектуре и строительстве.

Тема 2.4. Образование

Образование, его роль в жизни современного человека и общества. Ступени образования в РФ. Его роль в жизни человека и общества. Образование как способ передачи знаний и опыта (в сварочном деле).

Раздел 3.Социальные отношения

Тема 3.1. Социальный статус. Социальная стратификация и мобильность

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Особенности социальной стратификаций в современной России. Дефографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Особенности социальной стратификаций в современной России

Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Тема 3.2. Социальное поведение

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Практическая работа № 3

Социальное поведение.

Тема 3.3. Социальный конфликт

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. Этнические общности. Межнациональные отношения, их проявления. Роль государства в преодолении национальных противоречий. Причины межнациональных конфликтов. Влияние этноцентризма на межэтнические отношения. Виды конфликтов, пути их разрешения (конфликтные ситуации в профессиональной деятельности Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

Тема 3.4. Семья

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. Семья, её функции, роль в обществе. Особенности семейного права. Брак. Обязанности супругов. Отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

Практическая работа № 4

Семья в современной России.

Тема 3.5. Молодёжь

Молодёжь, особенности её социализации и профессионального самоопределения (На примере профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). Особенности её социализации. Тенденции политической социализации современной российской молодёжи. Особенности молодёжной субкультуры.

Раздел 4. Политика

4.1. Власть и политика Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

Тема 4.2. Государство в политической системе общества

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов —основные особенности развития современной политической системы. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки.

Тема 4.3. Политический процесс и его участники. Политические партии и избирательная система

Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство.

Политические партии и движения. Основные признаки партийных систем. Партийная система современной России. Партийных систем. Партийная система современной России. Основные принципы. Место в политической системе, функции и виды избирательных систем. Избирательная система современной России. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

Практическая работа № 5

Политика.

Практическая работа № 6

Политика и власть.

Тема 4.4. Личность и политика

Политический статус личности. Политическое участие и его типы.

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Тема 4.5.Гражданское общество и правовое государство. Политическая система современной России

Гражданское общество. Происхождение понятия. Основные институты гражданского общества. Правовое государство. Виды взаимоотношений государства и общества. Основные признаки правового государства. Структура политической системы современной России. Форма государства РФ, государственной власти: органы законодательной власти, органы исполнительной власти, судебная система РФ. Институт Президента и структура государственной власти РФ.

Раздел 5. Право Тема 5.1. Право в системе социальных норм. Система права

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. Нормативные правовые актовые характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ. Действие нормативных правовых фактов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков.

Юридическая ответственность и ее задачи.

Практическая работа № 7

Система права.

Тема 5.2. Правовые отношения и их структура

Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Тема 5.3. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. Конституционное право. Основы конституционного строя России

Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков.

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Тема 5.4. Судебная система и правоохранительные органы Российской Федерации

Судебная система РФ, ее структура. Звенья и инстанции. Право на судебную защиту. Порядок рассмотрения судебных споров. Понятие правоохранительных органов. Органы прокуратуры: структура и компетенция. Органы внутренних дел, их система и компетенция. Негосударственные правоохранительные органы. Адвокатура: понятие и задачи. Нотариат: понятие и задачи. Полномочия нотариуса.

Тема 5.5.Понятие гражданства РФ

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Практическая работа № 8

Гражданское общество и правовое государство.

Тема 5.6. Гражданское право и гражданские правоотношения. Право собственности

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения прав собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица Гражданско-правовые договоры.

Практическая работа № 9

Право собственности.

Тема 5.7. Семейное право

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Права и обязанности родителей и детей.

Тема 5.8. Трудовое право как отрасль права

Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Обеспечения. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Понятие заработной платы. Социально-экономическое и правовое содержание заработанной платы. Анализ заработной платы в профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

Практическая работа № 10

Трудовое право и трудовые правоотношения в профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

Тема 5.9. Административное право и административные правоотношения

Административное право и административные правоотношения. Административные поступки. Административная ответственность.

Тема 5.10. Уголовное право. Преступление

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

Практическая работа № 11

Уголовное право. Особенности уголовной ответственности.

Раздел 6. География

Тема 6.1. Введение. Источники географической информации

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы.

Международные сравнения.

Ознакомление с географическими картами различной тематики.

Нанесение основных географических объектов на контурную карту.

Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистических материалов и геоинформационных систем.

Практическая работа № 12

Геоинформационные системы.

Тема 6.2. Политическое устройство мира

Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения.

Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.

Типология стран по уровню социально-экономического развития Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.

Ознакомление с политической картой мира.

Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов.

Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения.

Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.

Практическая работа № 13

Политическое устройство мира.

Тема 6.3. География мировых природных ресурсов

Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы.

Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.

Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения.

Практическая работа № 14

Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.

Тема 6.4. География населения мира

Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика.

Половая и возрастная структура населения.

Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.

Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.

Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.

Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.

Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.

Практическая работа № 15

Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира.

Практическая работа № 16

Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.

Практическая работа № 17

Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира.

Практическая работа № 18

Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.

Практическая работа № 19

Сравнительная оценка культурных традиций различных народов.

Тема 6.5. Мировое хозяйство

Современные особенности развития мирового хозяйства.

Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики.

Тема 6.6.Регионы мира

Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. География населения и хозяйства Зарубежной Европы Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.

Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Зарубежной Азии.

Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Африки.

Практическая работа № 20

Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы.

Практическая работа № 21

Территориальная структура хозяйства Германии и Великобритании.

Практическая работа № 22

География населения и хозяйства Зарубежной Азии.

Практическая работа № 23

Отрасли международной специализации.

Практическая работа № 24

Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии.

Практическая работа № 25

Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал Зарубежной Азии.

Тема 6.7.Россия в современном мире

Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития.

Тема 6.8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства.

Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.

Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.

География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства.

Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства.

Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.

Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами, глобальных проблем человечества.

Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Практическая работа № 26

«Зеленая революция» и ее основные направления.

Практическая работа № 27

География мирового растениеводства и животноводства.

Практическая работа № 28

Горнодобывающая промышленность.

Практическая работа № 29

Глобальные проблемы человечества.

Практическая работа № 30

Роль географии в решении глобальных проблем человечества.


4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Объем учебного предмета Основы общественных наук и виды учебной

Работы


Виды учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

364

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

243

В том числе:


теоретические занятия

210

практические занятия

30

контрольные работы

6

Внеаудиторная самостоятельная работа

121


Тематический план и содержание предмета Основы общественных наук


Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторные занятия. Содержание обучения

П

Раздел 1. Человек и общество

33

1.1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции.

3

1.2. Человек, индивид, личность.

2

1.3.Деятельность человека

5

1.4. Сознание. Соотношение бытия и сознания

3

1.5. Познание. Общение

5

1.6. Понятие общества.

2

1.7. Сферы общества

3

1.8. Развитие общества. Типология обществ.

7

1.9. Глобализация человеческого общества.

3

Раздел 2. Духовная культура человека и общества

21

2.1. Культура. Наука

7

2.2. Религия

4

2.3. Искусство

3

2.4. Образование

7

Раздел 3. Социальные отношения

33

3.1. Социальный статус

9

3.2. Социальное поведение.

6

3.3. Социальный конфликт

6

3.4. Семья.

7

3.5. Молодёжь.

5

Раздел 4. Политика

31

4.1. Власть и политика

4

4.2.Государство в политической системе общества

10

4.3. Политический процесс и его участники. Политические партии и избирательная система

5

4.4. Личность и политика.

3

4.5.Гражданское общество и правовое государство. Политическая система современной России

9

Раздел 5. Право

53

5.1. Право в системе социальных норм. Система права

4

5.2. Правовые отношения и их структура

5

5.3. Правомерное и противоправное

5

5.4. Судебная система и правоохранительные органы Российской Федерации.

6

5.5. Понятие гражданства РФ

5

5.6. Гражданское право и гражданские правоотношения

5

5.7. Семейное право

4

5.8. Трудовое право как отрасль права

8

5.9. Административное право и административные правоотношения

5

5.10. Уголовное право. Преступление

6

Раздел 6. География

72

6.1. Введение. Источники географической информации

2

6.2. Политическое устройство мира

4

6.3. География мировых природных ресурсов

4

6.4. География населения мира

6

6.5. Мировое хозяйство Современные особенности развития мирового хозяйства

16

6.6. Регионы мира

27

6.7. Россия в современном мире

6

6.8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

7

Итого

243

Внеаудиторная самостоятельная работа

121

Всего

364

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, индивидуальный проект

Объем часов

ЛР

Уровень освоения

1

2

3


4

Раздел 1. Человек и общество

33 (16)



Тема 1.1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции – 3 ч.

Содержание учебного материала

3

1-5


1.

Введение. Человек как продукт биологической и социальной эволюции.

1


2

2.

Антропогенез и социогенез, условия их протекания.

1

2

3.

Единство биологического и социального в человеке.

1

2

Тема 1.2. Человек, индивид, личность – 2 ч.

Содержание учебного материала

2

1-5,10


1.

Понятия человек, индивид, личность. Виды личности.

1


2

2.

Социальные отношения.

1

2

Тема 1.3. Деятельность человека – 5 ч.


Содержание учебного материала

5

1-4,6-10


1.

Деятельность. Потребности.

1


2

2.

Виды деятельности.

1

2

3.

Трудовая деятельность.

1

2

4.

Профессиональное самоопределение для профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

1


2


5.

Профессия, специальность, квалификация, профессионализм в сварочном деле.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение в виде реферата «Деятельность. Потребности».

- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы

4


3

Тема 1.4. Сознание. Соотношение бытия и сознания - 3 ч.


Содержание учебного материала

3



1.

Бытие

1


2

2.

Сознание

1

2

3.

Цель и смысл жизни человека. Взаимосвязь смысла жизни человека и смысла жизни общества.

1

1


Тема 1.5. Познание. Общение - 5 ч.

Содержание учебного материала

5

1-10


1.

Виды познания. Истина.

1


1

2.

Мировоззрение

1

2

3.

Виды общения.

1

2

4.

Этикет. Культура общения в профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

1

2

5.

Характер. Выбор профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

1

2

Тема 1.6. Понятие общества – 3 ч.


Содержание учебного материала

3

1-6


1.

Признаки общества Общественные отношения.

1


2

2.

Основные институты общества, их функции.

1

2

Практическая работа № 1

Общество как сложная динамическая система

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение в виде реферата по теме: «Этикет. Культура общения».

- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы

4


3

Тема 1.7. Сферы общества – 3 ч.


Содержание учебного материала

3

1-4


1.

Экономическая и социальная сферы

1


2

2.

Политическая и духовная сферы

1

2

3.

Взаимосвязь сфер общества. Общество и природа.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение в виде доклада по теме: «Сферы общества».

- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы

4


3

Тема 1.8. Развитие общества. Типология обществ – 7 ч.



Содержание учебного материала

7

1-5, 7,9


1.

Социальное развитие и социальные изменения

1


2

2.

Эволюционное и революционное развитие общества.

1

2

3.

Культура. Цивилизация. Типы цивилизаций

1

3

4.

Современное человечество: единая цивилизация или совокупность цивилизаций.

1

2

5.

Типы обществ. Параметры выделения типов общества.

1


2

6.

Формационный подход к типологии обществ.

1

2

7.

Современный подход к типологии обществ.

1


2

Тема 1.9. Глобализация человеческого общества – 3 ч.

Содержание учебного материала

3

1-5


1.

Развитие глобализации. Глобальные проблемы современности.

2



2

2.

Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение в виде составления схемы по теме: «Типы обществ».

- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы


4


3

1. Контрольная работа по разделу «Человек и общество».

1



Раздел 2. Духовная культура человека и общества

21 (11)

1-10


Тема 2.1. Культура.

Наука – 7 ч.


Содержание учебного материала

7



1-2.

Культура в профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).


2


2

3.

Виды культуры. Формы культуры

1

2

4-5.

Наука, функции, тенденции развития Виды наук.

2


6-7.

Гуманитарные, естественные, технические науки, их специфика. Научное познание.

1

2

Практическая работа № 2

Духовная культура личности и общества.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

5


3

- выполнение в виде составления реферата по теме: «Наука», «Культура».

- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы

Тема 2.2. Религия – 4 ч.



Содержание учебного материала

4

1-6,

9-12


1.

Религия, её элементы. Религия и церковь в современном мире.

1


2

2.

Ранние формы религии, их отличия от мировых религий.

1

2

3.

Мировые религии, их основные положения.

1

2

4.

Религия в современном мире.

1

2

Тема 2.3. Искусство – 3 ч.

Содержание учебного материала

3

7-10


1.

Искусство и его роль в жизни людей.

1


2

2.

Сварочное дело в архитектуре и строительстве.

1

2

3.

Взаимосвязь искусства и морали. Особенности развития современного искусства.

1

2

Тема 2.4. Образование – 7 ч.

Содержание учебного материала

7

1-4


1-2.

Образование, его роль в жизни современного человека и общества.

2


2

3-4.

Образование как способ передачи знаний и опыта (в сварочном деле).

2

2

5-6.

Уровни образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.

2


3

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение в виде составления реферата по теме: «Искусство», «Образование в профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))».

- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы

6


3

2. Контрольная работа по разделу «Духовная жизнь общества»

1



Раздел 3. Социальные отношения

33 (17)

1-12


Тема 3.1. Социальный статус.

Социальная стратификация и мобильность – 9 ч.

Содержание учебного материала

9



1-2.

Понятие социального статуса. Виды социальных статусов, способы его приобретения

2


2

3-4.

Структура социального статуса. Социальная роль

2

2

5.

Социальное неравенство, его причины

1

2

6-7.

Социальная стратификация, её типы, характеристика современных стратификационных систем

2


2

8-9.

Социальная мобильность, ее виды и формы. Вертикальная и горизонтальная мобильность

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение в виде составления реферата по теме: «Социальная стратификация».

- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы

5

3

Тема 3.2. Социальное поведение - 6 ч.

Содержание учебного материала

6

1-5


1-2.

Социальное поведение, его субъекты

2


2

3.

Типы социального поведения.

2

2

4.

Социальные нормы

1

2

Практическая работа № 3

- Социальное поведение.

1

2

Тема 3.3. Социальный конфликт – 6 ч.

Содержание учебного материала

6

1-4,9,10


1-2.

Социальный конфликт как разновидность социального поведения.

1


2

3-4.

Виды конфликтов, пути их разрешения (конфликтные ситуации в профессиональной деятельности Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

2


2

5.

Причины межнационациональных конфликтов. Влияние этноцентризма и межэтнические отношения.

2

2

6.

Межнациональные отношения, их проявления. Причины межнациональных конфликтов.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение в виде составления реферата по теме: «Социальное поведение».

- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы

6

3

Тема 3.4. Семья – 7 ч.


Содержание учебного материала

7

1-12


1-2.

Семья, её функции, роль в обществе.

1


2

3-4.

Особенности семейного права. Брак.

1

2

5.

Права и обязанности супругов.

2

2

6-7.

Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

2

2

Практическая работа № 4

Семья в современной России.

1

2

Тема 3.5. Молодёжь – 5 ч.

Содержание учебного материала

5

1-3,5,9,12,22


1-2.

Молодёжь, особенности её социализации и профессионального самоопределения (На примере профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

2



2

3.

Тенденции политической социализации современной российской молодёжи.

2


2


4.

Особенности молодёжной субкультуры.

1


2

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение в виде составления реферата по теме: «Семья, ее функции», «Молодёжь, особенности её социализации».

- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы

6

3

3. Контрольная работа по разделу «Социальные отношения»

1


2

Раздел 4. Политика

31 (16)



Тема 4.1. Власть и политика – 4 ч.

Содержание учебного материала

4

1-3,5


1-2.

Понятие власти. Типы общественной власти.

2


2

3-4.

Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты.

2

2

Тема 4.2. Государство в политической системе общества.

Форма государства. Механизм государства – 10 ч.

Содержание учебного материала

10

1-3,5,9


1-2.

Государство как политический институт. Его природа и сущность. Признаки государства.

2


2

3.

Основные теории происхождения государства.

2

2

4.

Внутренние и внешние функции государства. Формирование надгосударственных институтов.

2

2

5-6.

Форма государства: основные составляющие

1

2

7-8.

Форма устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

1

2

9-10.

Механизм государства. Основные органы государства

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение в виде составления реферата по теме: «Понятие власти. Типы общественной власти», «Основные теории происхождения государства».

- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы

6

3

Тема 4.3. Политический процесс и его участники. Политические партии и избирательная система – 5 ч.

Содержание учебного материала

5

1-4,12


1.

Характеристика политического процесса, формы участия в нем. Личность и государство. Политический статус личности.

1


2

2.

Политические партии и движения. Основные признаки.

Типы партийных систем. Партийная система современной России.

1

2

3.

Выборы. Основные принципы. Место в политической системе, функции и виды. Типы избирательных систем. Избирательная система современной России.

1

2

Практическая работа № 5

Политика.

1

2

Практическая работа № 6

Политика и власть.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение в виде составления реферата по теме: «Форма государства: основные составляющие», «Типы избирательных систем. Избирательная система современной России».

- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы

5


3

Тема 4.4. Личность и политика – 3 ч.

Содержание учебного материала

3

1-6


1.

Личность и политика. Политическая социализация.

1


2

2.

Гражданство в РФ, его принципы.

1

2

3.

Политическая культура: основные типы и формы. Политическое сознание.

1

2

Тема 4.5. Гражданское общество и правовое государство. Политическая система современной России – 9 ч.

Содержание учебного материала

9

1-4,9,12


1.

Гражданское общество. Происхождение понятия. Основные институты гражданского общества.

2


2

2.

Правовое государство. Виды взаимоотношений государства и общества. Основные признаки правового государства.

2

2

3-4.

Форма государства РФ .Структура политической системы современной России

1

2

5-6.

Структура государственной власти: органы законодательной власти, исполнительной власти

2

2

7.

Структура государственной власти: судебная система РФ

1

2

8.

Институт Президента и структура государственной власти РФ

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение в виде составления реферата по теме: «Гражданское общество», «Правовое государство».

- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы


5

3

4. Контрольная работа по разделу «Политика»

1



Раздел 5. Право

53 (26)



Тема 5.1. Право в системе социальных норм. Система права – 4 ч.

Содержание учебного материала

4

1-3,7-9


1-2.

Понятие права и его признаки. Функции права. Право в системе социальных норм.

1


1

3-4.

Понятие системы права, ее элементы. Отрасль права и ее признаки. Правовой институт и его виды. Субъинститут права. Понятие системы законодательства. Взаимосвязь и различия системы права и системы законодательства.

2

2


Практическая работа № 7

Система права

1


2

Тема 5.2. Правовые отношения и их структура – 5 ч.


Содержание учебного материала

5

9,11,12


1-2.

Понятие правоотношения и его признаки.

1


2

3-4.

Основания возникновения правоотношения. Юридические факты, их виды.

2

2

5.

Структура правоотношения. Субъекты правоотношений, их виды.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение в виде составления реферата по теме: «Понятие права и его признаки», «Правовой институт и его виды».

- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы.

6

3

Тема 5.3. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков.

Юридическая ответственность и ее задачи

Конституционное право. – 5 ч.

Содержание учебного материала

5

1-7


1

Право и поведение личности. Правомерное поведение, его признаки и виды.

1



2


2

Правонарушение, его признаки и виды. Преступления и проступки. Юридический состав правонарушения.

1

2

3

Юридическая ответственность, ее принципы и виды.

1

2

4

Понятие конституционного права. Конституция РФ – основной закон государства.

1

2

5

Форма государства, ее элементы: форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Основы конституционного строя Российской Федерации. Принципы конституционного строя.


1


3

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение в виде составления реферата по теме: «Юридическая ответственность, ее принципы и виды», «Понятие конституционного права. Конституция РФ – основной закон государства».

- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы


7


3

Тема 5.4. Судебная система и правоохранительные органы Российской Федерации – 6 ч.

Содержание учебного материала

6

1-6,10


1-2

Судебная система РФ, ее структура. Звенья и инстанции. Право на судебную защиту. Порядок рассмотрения судебных споров.

2


2

3-4

Понятие правоохранительных органов. Органы прокуратуры: структура и компетенция. Органы внутренних дел, их система и компетенция.

2

2

5-6

Негосударственные правоохранительные органы. Адвокатура: понятие и задачи. Нотариат: понятие и задачи. Полномочия нотариуса.

2

2

Тема 5.5. Понятие гражданства РФ – 5 ч.

Содержание учебного материала

5



1-2

Государство и личность. Понятие гражданства.

2


3

3

Право и государство, их соотношение и взаимосвязь.

2

2

Практическая работа № 8

Гражданское общество и правовое государство.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение в виде составления реферата по теме: «Судебная система РФ, ее структура», «Понятие правоохранительных органов».

- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы

7

2

Тема 5.6. Гражданское право и гражданские правоотношения.

Право собственности – 5 ч.

Содержание учебного материала

5

1-7,10,12


1.

Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица.

1


2

2.

Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Принципы гражданского процесса.

1

2

3.

Право собственности Правомочия собственника. Понятие и виды сделок в гражданском праве.

1

2

4.

Понятие гражданско-правового договора. Виды договоров. Фомы договоров.

1

2

Практическая работа № 9

Право собственности.

1

2

Тема 5.7. Семейное право – 4 ч.

Содержание учебного материала

4

1-4,10,12


1

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака.

1


2

2

Права и обязанности супругов. Брачный договор.

1

2

3-4

Права и обязанности родителей и детей.

2

2

Тема 5.8. Трудовое право как отрасль права – 8 ч.



Содержание учебного материала

8

13,20,22


1

Понятие трудового права. Источники трудового права.

Трудовой кодекс РФ.

1


2

Практическая работа № 10

Трудовое право и трудовые правоотношения в профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

1

2

4-5

Понятие трудового договора, его значение. Стороны трудового договора. Содержание трудового договора. Виды трудовых договоров. Порядок заключения трудового договора.

1

2

6

Документы, предоставляемые при поступлении на работу. Оформление на работу. Испытания при приеме на работу. Перевод.

2

2

7

Понятие рабочего времени, его виды. Режим рабочего времени и порядок его установления. Учет рабочего времени

1

2

8

Понятие заработной платы. Социально-экономическое и правовое содержание заработанной платы. Анализ заработной платы в профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

2

2

Тема 5.9. Административное право и административные правоотношения – 5 ч.

Содержание учебного материала

5

5-7


1-2

Административное право и административные правоотношения.

2


2

3-4

Административная ответственность её особенности. Виды административных наказаний.

2

2


5

Административная ответственность несовершеннолетних.

1

2

Тема 5.10. Уголовное право. Преступление – 6 ч.

Содержание учебного материала

6

3,4,6,8,9,11


1-2

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав уголовного преступления.

3


2

Практическая работа № 11

Уголовное право. Особенности уголовной ответственности.

1

2

3.

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение в виде составления реферата по теме: «Понятие трудового договора, его значение», «Административное право и административные правоотношения».

- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы

6

3

5. Контрольная работа по разделу «Право»

1



Раздел 6. География

72 (35)



Тема 6.1. Введение. Источники географической информации – 2 ч.

Содержание учебного материала

2

5,8,10


1.

География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований.

1


2

Практическая работа № 12

Геоинформационные системы.

1

2


Тема 6.2. Политическое устройство мира – 4 ч.

Содержание учебного материала

4

5,8,10-12


1.

Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования.

1


2

2.


Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного

режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития.

1

2

3.

Ознакомление с политической картой мира.

1

2

Практическая работа № 13

Политическое устройство мира.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение в виде составления реферата по теме: «География как наука».

- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы

5

3


Тема 6.3. География мировых природных ресурсов – 4 ч.


Содержание учебного материала

4

5-9


1

Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе.

1


2

2

Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы.

1


2

3-4

Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.

1

3

Практическая работа № 14

Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение в виде составления конспекта по теме: «Типы природопользования».

- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы

4

3


Тема 6.4. География населения мира

Содержание учебного материала

6

5,8,10


1

Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира

1


2

2

Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население.

1

2

4-3

Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира.

1

2

Практическая работа № 15

Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира.

1

3

Практическая работа № 16

Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.

1

2

Практическая работа № 17

Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира.

1

2

Практическая работа № 18

Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.

1

2

Практическая работа № 19

Сравнительная оценка культурных традиций различных народов.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение в виде составления реферата по теме: «Численность населения мира и ее динамика».

- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы

4

3


Тема 6.5. Мировое хозяйство Современные особенности развития мирового хозяйства – 14 ч.

Содержание учебного материала

14

5-10


1-4

Современные особенности развития мирового хозяйства

Мировая экономика, исторические этапы ее развития.

Международное географическое разделение труда.

Отраслевая структура мирового хозяйства

2


2

5-6

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства.

Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство.

2

3

7-8

«Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс.

Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.

3


9-12

География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.

4

2

13-16

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Транспортный комплекс и его современная структура.

Географические особенности развития различных видов мирового транспорта.

3

2

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение в виде составления реферата по теме: «Мировая экономика, исторические этапы ее развития», «Географические особенности мирового потребления минерального топлива», «Транспортный комплекс и его современная структура».

- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы

- определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.

6

3


Тема 6.6. Регионы мира – 27 ч.

Содержание учебного материала

27

5,7,10,12


1-4

География населения и хозяйства. Зарубежной Европы Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда.

Место и роль Зарубежной Европы в мире.

Характерные черты

природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства.

3


2

5-7


География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Место и роль Зарубежной Азии в мире.

История формирования его политической карты.

2

2

8-12

Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства.

Территориальная структура хозяйства.

Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

3

2

13-16

География населения и хозяйства Африки

Место и роль Африки в мире.

Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства.

Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.

3

2


17-21

География населения и хозяйства Северной Америки.

Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты.

Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства.

Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и развития.

3

2

22-24




География населения и хозяйства Латинской Америки.

Место и роль Латинской Америки в мире.

Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства.

2

2

25-26

Территориальная структура хозяйства Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития.

2

2

27



География населения и хозяйства Австралии и Океании

Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.

2

2

Практическая работа № 20

Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы.

1

2

Практическая работа № 21

Территориальная структура хозяйства Германии и Великобритании.

1

2

Практическая работа № 22

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

1

2

Практическая работа № 23

Отрасли международной специализации.

1

2

Практическая работа № 24

Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии.

1

2

Практическая работа № 25

Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал Зарубежной Азии.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение в виде составления реферата по теме: « «История формирования его политической карты», «Место и роль Австралии и Океании в мире».

- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы

- выполнение в виде составления реферата по теме: «Место и роль Австралии и Океании в мире».

- выполнение в виде составления реферата по теме: «География населения и хозяйства Латинской Америки».

7

3


Тема 6.7. Россия в современном мире – 6 ч.











Содержание учебного материала

6

1-12


1-2

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI веков

2


2

3-4

Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении

труда.

2

2

5

Особенности территориальной структуры хозяйства. География

отраслей международной специализации.

1

2

6

Участие России в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение в виде составления реферата по теме: «География населения и хозяйства Латинской Америки», «История формирования его политической карты», «Место и роль Австралии и Океании в мире».

5

3

Тема 6.8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества




Содержание учебного материала

7

5,7,9,10,11,12


Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая,

продовольственная и экологическая проблемы

Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль

географии в решении глобальных проблем человечества.


1




2

6. Контрольная работа по разделу «География»

1


2

Самостоятельная работа обучающихся

- выполнение в виде составления реферата по теме: «Глобальные проблемы человечества», «Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы».


4



3

Практическая работа № 26

«Зеленая революция» и ее основные направления.

1

2

Практическая работа № 27

География мирового растениеводства и животноводства.

1

2

Практическая работа № 28

Горнодобывающая промышленность.

1

2

Практическая работа № 29

Глобальные проблемы человечества.

1


2

Практическая работа № 30

Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

1

2

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2


3

Итого:

250 (167 +ВСР
(83)




Всего:

364 (243)+ВСР (121)




5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК


Для реализации учебного предмета в лицее имеется учебный кабинет, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеурочной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета соответствует требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено учебной мебелью и средствами обучения достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

Кабинет: Обществознание.

Освоение программы интегрированного учебного предмета Основы общественных наук в лицее проводится в учебном кабинете «Обществознание», в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеурочной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета оснащено учебной мебелью и средствами обучения достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по праву, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебного предмета Основы общественных наук входят:

- многофункциональный комплекс преподавателя;

- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц и др.);

- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции их использованию и технике безопасности;

- библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение интегрированного учебного предмета Основы общественных наук, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ООПП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд дополнен научной и научно-популярной литературой по обществознанию, праву, географии.

В процессе освоения программы учебного предмета Основы общественных наук обучающиеся имеют возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет, сайтам государственных, муниципальных органов власти.


















6. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основы общественных наук

Основные источники:

1. Федоров, Б.И. Обществознание: учебник для СПО / Б.И. Федоров; под редакцией Б.И. Федорова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 412 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00420-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433497

2. Обществознание в 2 ч. Часть 1: учебник для СПО / Н. В. Агафонова [и др.]; под редакцией Н.В. Агафоновой. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 381 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08996-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434180

3. Обществознание в 2 ч. Часть 2: учебник для СПО / Н.В. Агафонова [и др.]; под редакцией Н.В. Агафоновой. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 280 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03247-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437702


Дополнительные источники

1. Обществознание: учебник для СПО / В. И. Купцов [и др.]; под редакцией В. И. Купцова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 242 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05353-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441279 

2. Батюк, В.И. История: мировая политика: учебник для СПО / В.И. Батюк. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 256 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10207-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442452

3. Конюхова, И.А. Конституционное право: учебник и практикум для СПО / И.А. Конюхова, И.А. Алешкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 536 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-8647-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433880 

4. Правовые основы регулирования финансовой деятельности: учебник для СПО / Е.М. Ашмарина [и др.]; под редакцией Е.М. Ашмариной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 370 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09486-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438497




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!