СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общественное движение в первой половине 19 века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивный урок на тему: Общественное движение в первой половине 19 века

Просмотр содержимого документа
«Общественное движение в первой половине 19 века»

Тема: Общественное движение в первой половине 19 века.

Цели:

- повторить такие понятия, как «цивилизация», «западники», «славянофилы»,

«патриот»

- тренировать навыки работы в группах, умение делать выводы, критически

слушать.

- определить свою гражданскую позицию по вопросу о месте России.



Ход занятия:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить…

Беседа с классом по вопросам:

1.  Какова позиция автора по вопросу о пути развития России?

2.  Можно ли поэта назвать патриотом?

3.  Был ли вопрос о пути развития России действительно актуальным в начале 19в.?

Исследователи подразделяют цивилизации на два типа: восточные и западные. К какому из них относится Россия? А может быть ее своеобразие столь велико, что она вообще не вписывается в схему «Восток – Запад»?

Попытки найти ответы на эти вопросы уже в начале 19 века породили в российском обществе острые вопросы. В результате споров оформилось два основных направления общественной мысли: славянофильство и западничество. Из курса истории, вам известно, что к славянофилам относились И. В,Кириевский, А. С,Хомяков, К. С,Аксаков и другие. Они отстаивали идею самобытности России, ее принципиальное отличие от стран Западной Европы. Любые попытки направить ее развитие в русло западных ценностей расценивались как навязывание российскому обществу чуждых ценностей. Западниками являлись К, Д,Кавелин, , и другие. Они, напротив, считали, что Россия, хоть и впитала, в ходе истории многие черты азиатских форм жизни, тем не менее, является европейской страной и будущее ее – в развитии по западному пути.

Были и иные точки зрения по этому вопросу. Например, русский философ В. Соловьев, считал, что три силы, три культуры олицетворяют историю: мусульманский Восток, западная цивилизация и славянский мир.

, также писал о промежуточном положении России между Востоком и Западом, но он считал, что Россия стала «ареной столкновения и противоборства восточных и западных элементов». Это противоборство Бердяев видел в культурном расколе общества. Традиционная культура больше свойственна низшим классам, а европейская культура высшим классам.

На основе предоставленной информации учащиеся должны сделать вывод о том, какие пути развития Российской цивилизации, обсуждались писателями, философами, историками в 19 веке?

Интерактивное упражнение.

Ролевая игра «Ваше мнение» Для того чтобы выполнить задание, необходимо поделить класс на две группы: которые будут искать влияние «Востока» и «Запада»

1. Прочитайте приведенные ниже примеры из истории, когда Россия, по своей воле или нет, оказывалась под влиянием «Запада» или «Востока», дополните сами этот список.

1)  призвание варягов

2)  принятие христианства

3)  монголо-татарское иго

4)  реформы Ивана Грозного

5)  опричнина

6)  преобразования Петра 1

2. Познакомьтесь со стихами :

Не надо несбыточных грез,

Не надо красивых утопий,

Мы снова решаем вопрос,

Кто мы в этой старой Европе?

- Как вы считаете, нужно ли нам сейчас думать об интеграции с европейскими странами или нам следует ее избегать?

Ответьте письменно:

  1.Зависит ли дальнейшая судьба России от того, какой путь развития мы выберем?

2.Какова Ваша гражданская позиция по вопросу о пути Российской цивилизации?

Подведение итогов,оценки.

Домашнее задание: сообщения: «Западники», «Славянофилы»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!