СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общественное движение при Николае 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общественное движение при Николае 1.»

Тема: «Общественное движение при Николае I» 9 класс.

Цель урока:

1.Познакомить обучающихся с взглядами славянофилов, западников, консерваторов, революционных демократов.

Задачи:

Образовательная: изучить основные направления общественно-политической жизни России во 2 четверти 19 в, познакомиться с консервативным, либеральным и революционным направлением общественной мысли России.

Развивающая: развивать общий кругозор, интерес к истории, умение выделять главное, умение пользоваться полученными ранее знаниями.

Воспитательная: воспитывать патриотизм, гражданскую позицию, стремление участвовать в жизни общества.

Тип урока: Открытие нового знания.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний.

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление. Рефлексия.

  5. Домашнее задание



  1. Организационный момент 2. Актуализация знаний.

Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Посмотрите, пожалуйста, на доску!

На доске расположены портреты людей, которые жили в далеком 19 веке. Скажите, знакомы ли вам их лица и фамилии?

(Пестель, Муравьев, Рылеев)

Что объединяет этих людей?

(Они входили в состав тайных обществ декабристов)

А кто такие декабристы?

(первые дворянские революционеры)

За что они боролись, чьи права защищали?

(права крестьян, боролись за переустройство общества, свержение монархии)

Чем закончилась их попытка переустройства общества?

(падением тайных организаций, судом и следствием, за которым последовала ссылка в Сибирь)

Слово учителя:

Но с неудачным выступлением декабристов не закончилось развитие общества. 19 век – это период перехода к индустриальному обществу. Поэтому, главный вопрос в общественной жизни страны - вопрос о путях дальнейшего развития России. Развитие идей декабристов , о путях дальнейшего развития страны продолжалось и во времена правления Николая 1.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке ? ( О том, какие точки зрения на развитие общества существовали при Николае 1?)

Тема урока: Общественное движение при Николае 1.(записать на доске и в тетради)

Прежде чем приступить к изучению новой темы мы должны выяснить, каковы политические и экономические условия развития общественной мысли этого периода.

  1. Вспомним, каким событием сопровождалось восшествие на престол  императора Николая I? (Учащиеся коротко рассказывают о восстании декабристов.)

  2. Какие задачи ставили перед собой декабристы?

  3. Какую внутреннюю политику проводили Николай I и его министры, чтобы не допустить развития революционного движения? (Учащиеся называют такие меры как ужесточение цензуры, создание III отделения императорской канцелярии, задачей которой было контроль за состоянием умов, борьба со свободомыслием.)

  4. Каковы характерные черты экономического развития страны в этот период? (Учащиеся должны назвать следующие черты: развитие торговли, строительство первых железных дорог, начало промышленного переворота.)

Каковы были главные вопросы общественной мысли?

Крестьянский вопрос?!!

Самодержавие?!

Форма правления!?

По какому пути должна идти Россия?

На этот вопрос каждое общественное движение отвечало по-разному!

Теперь нам стоит познакомиться поближе с общественными течениями !

Главными вопросами общественной мысли России второй четверти XIX века были: «Каково настоящее и будущее России?», «По какому пути в своем развитии должна идти Россия?»

От того, как предлагали решить эти вопросы возникли три направления в русской общественной мысли.

-консервативное –идейно-политическое течение, отстаивающее неизменность политического строя, сохранение и незыблемость традиционных устоев.

-либеральное- сторонники демократических свобод

-Радикально-демократическое- сторонники проведения демократических изменений, направленных на коренное переустройство государства.

3.Изучение нового материала.

Главными вопросами общественной мысли России второй четверти XIX века были: «Каково настоящее и будущее России?» Когда вы вошли в класс, у вас возник вопрос, зачем вы сели в круг.

Для того, чтобы ответить на данный вопрос, мы разделимся на 3 группы. Кто-то из вас должен возглавлять группу.

Нужно выбрать лидера группы. Затем он должен подойти к столу и сделать свой выбор и получить карточку с заданиями.

(1 минута)

Группа «Консерваторы» получает карточку с заданиями:

1) В чём видел свою главную задачу министр просвещения С.С. Уваров?(с. 75)

2) В чём сущность теории «официальной народности»? В чём её цель?

3) Удалось ли достигнуть этой цели?

На основе самостоятельной работы учащиеся приходят к выводу, что Самодержавие рассматривалось как наиболее приемлемая форма правления, на которой держится внутренний мир страны. Теория «официальной народности» пропагандировалась по всей системе просвещения: от университетов до церковно – приходских школ, в официальной журналистике, в области искусства, но она так и осталась официальной теорией, не принятой прогрессивно мыслящей частью общества.

Группа «Либералы» получает карточку с заданием:

1) На какие две группы делились либералы, в чём состояли различия в их взглядах на дальнейшее развитие России? Что их объединяло? (с.76)

2) Считаете ли вы, что взгляды славянофилов на развитие России ошибочны?

3) Какие пути преобразования общества предлагали либералы?

В процессе работы с учебником, справочной литературой учащиеся приходят к выводу о существовании двух направлений в либеральном лагере – западников и славянофилов, характеризуют их взгляды на дальнейшее развитие России, выделяют общее. И западники и славянофилы несмотря на серьёзные различия о путях развития страны, считали необходимым отмену крепостного права, отвергали насильственное решение этой проблемы.

Учащиеся работают самостоятельно с учебным пособием (А.В. Торкунова История России XIX век М. «Просвещение» 2018), читают материал о западниках и славянофилах.

- В чем сходство позиций западников и славянофилов?

-В чем заключались основные противоречия между западниками и славянофилами?



Группа «Радикалы» получает карточку с заданием:

1) Назовите наиболее ярких представителей революционного направления в российской общественной мысли.

2) Охарактеризуйте взгляды Герцена, Белинского? Какие пути преобразования общества они предлагали? (Для изучения этого вопроса можно дать ученикам опережающее задание подготовить небольшие сообщения о видных революционных деятелях этого периода).

3) Каковы особенности революционной идеологии?

В процессе работы учащиеся приходят к выводу, что наиболее радикально настроенные представители общественного движения утратили надежду на реформирование общества «сверху» и обосновывали необходимость революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе

Обсуждение вопроса о наиболее приемлемых путях развития российского общества подводит учащихся к выводу о необходимости проведения реформ правительством во избежание кровопролития и с целью ликвидации отставания страны от передовых европейских держав.



Лидер группы - делает вывод и решает, кто из членов группы будет отвечать.

А теперь, подведем итоги работе каждой из групп.

Как решали представители этих групп данные вопросы?

Мне нужен представитель, каждой группы.



Крестьянский вопрос?!



Консерваторы?

( Сохранение крепостного права)

(Сохранение самодержавия)

(Абсолютная монархия)



Либералы

Ограничение самодержавия,

Отмена крепостного права

Конституционная монархия



Радикалы

Отмена крепостного права

Против самодержавия

Республика





Главными вопросами общественной мысли России второй четверти XIX века были: «Каково настоящее и будущее России?», «По какому пути в своем развитии должна идти Россия?»

У каждой общественной организации был сой ответ на вопрос!



Обсуждение вопроса о наиболее приемлемых путях развития российского общества подводит учащихся к выводу о необходимости проведения реформ правительством во избежание кровопролития и с целью ликвидации отставания страны от передовых европейских держав.

Чаадаев П.Я. о путях развития России.

Учащиеся прослушивают реферат одноклассника, обсуждают его, оценивают взгляды Чаадаева, отвечают на вопрос: К какому направлению общественного движения можно отнести Чаадаева П.Я.?

Краткое содержание реферата:

Особое место в общественной мысли и общественном движении 30 – 50 –х гг. занимал Пётр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856 гг.) – мыслитель и публицист. Участник Отечественной войны 1812 года и Северного общества декабристов, он в 1823 – 1826 гг. жил за границей, где оформились его философско–исторические взгляды. В своих «Философических фильмах» (1829 – 1831 гг.) Чаадаев говорил об «отлучённости» России от всемирной истории («одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его»), о «духовном застое» в России и «национальном самодовольстве», которые препятствуют её историческому развитию. За публикацию первого из своих писем в журнале «Телескоп» (1936 г.) он был объявлен сумасшедшим, а сам журнал был закрыт. Отвечая на эти обвинения в «Апологии сумасшедшего» (1837 г.), Чаадаев выразил веру в историческую будущность обновлённой России, включённой в западный мир.

  1. Закрепление материала. Рефлексия.



Какие общественные учения во времена правления Николая 1?

Чем отличались друг от друга, а чем были похожи?



Я буду назвать идеи, если они будут принадлежать либералам, то они поднимают руки.



1Выступали за отмену крепостного права

  1. Считали, что Россия должна развиваться по своему собственному пути отличного от Запада

  2. Защищали устои самодержавной монархии

  3. Вели пропаганду революционных идей и не исключали возможность цареубийства.

Анализ стихотворения ( К Чаадаеву)

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

К чему призывает автор этого стихотворения?

Как вы думаете кто автор стихотворения?

Для того, чтобы закрепить ваши знания, проведем тестирование.

Общественное движение в годы правления Николая 1.

1.Российский либерализм в 30-50 годы был представлен:

А) консерваторами б) западниками в) революционерами

2.Одна из наиболее влиятельных революционных организаций в 40 годы 19 века называлась:

А) « Современник» б) кружок Петрашевского в) «Союз Благоденствия»

3.Какие из приведенных положений относятся к триаде С.Уварова:

А) православие б) конституция в) веротерпимость г) просвещение д) народность е) либерализм

ж) самодержавие

4. Оформление революционной идеологии связано с именами :

А) А.Герцена, В.Белинского, М.Петрашевского Б) Н.Сунгурова, А.Аксакова, В.Белинского

в) С.Уварова, А.Герцена, Н. Огарёва

5.Сторонники социалистических учений выступали за :

А) изменение общества через реформы б) сохранение традиций в) осуществление принципов свободы и равенства

6.Какое имя в перечне лишнее, почему?

И.Аксаков, Ю. Самарин, Т. Грановский ,А. Хомяков ,И. Киреевский


  1. Домашнее задание

Параграф 12.

Выбрать одного из представителей трех течений, рассказать о его деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!