Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.
Правовую основу общегосударственной системы противодействия терроризму а Российской Федерации составляют:
1.Конституция Российской Федерации;
2.Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;
3.Федеральные конституционные законы;
4.Федеральные законы;
5.Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
6.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020года;
7.Концепция внешней политики Российской Федерации:
8.Военная доктрина Российская Федерации;
9.Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации;
10.Нормативнве правовые акты Российской Федерации ,направленные на совершенствование деятельности в данной области.
Статья 13 Конституции РФ
- 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
- 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
- 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
- 4. Общественные объединения равны перед законом.
- 5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Статья 21
- 1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
- 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Статья 45
- 1 . Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется .
- 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
- ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ Совет Безопасности ООН РЕЗОЛЮЦИЯ 1456 (2003г.), принятая Советом Безопасности на его 4688-м заседании 20 января 2003 года
- Совет Безопасности , постановляет принять содержащуюся в приложении декларацию по вопросу о борьбе с терроризмом.
- Совет Безопасности , проведя 20 января 2003 года заседание на уровне министров иностранных дел, подтверждает, что:
- терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьезных угроз миру и безопасности; - любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступлениями, независимо от их мотивации, когда бы и кем бы они ни совершались, и подлежат безоговорочному осуждению, … - существует серьезная и возрастающая угроза доступа террористов к ядерным, химическим, биологическим и другим потенциально смертоносным материалам и их использования ими, и поэтому существует необходимость усиления контроля за этими материалами; - во всем более глобализирующемся мире террористам становится легче использовать новейшую технологию, коммуникации и ресурсы в своих преступных целях; - необходимо срочно усилить меры по выявлению и пресечению потоков финансов и средств, предназначенных для террористических целей; - необходимо также предотвращать использование террористами иной преступной деятельности, такой, как транснациональная организованная преступность, незаконные наркотики и их оборот, отмывание денег и незаконная торговля оружием; - поскольку террористы и их пособники используют отсутствие стабильности и нетерпимость, чтобы оправдать свои преступные деяния, Совет Безопасности преисполнен решимости противодействовать этому путем содействия мирному урегулированию споров и путем принятия мер по созданию атмосферы взаимной терпимости и уважения; - терроризм можно победить лишь путем применения, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и международным правом, устойчивого всеобъемлющего подхода, включающего активное участие и сотрудничество всех государств, международных и региональных организаций, а также путем активизации усилий на национальном уровне.
- В этой связи Совет Безопасности призывает предпринять следующие шаги:
1. Все государства должны осуществить неотложные меры по недопущению и пресечению любой активной и пассивной поддержки терроризма и, в частности, в полном объеме выполнять все соответствующие резолюции Совета Безопасности, в частности резолюции 1373 (2001) , 1390 (2002) и 1455 (2003).
2. Совет Безопасности призывает государства: a) стать в безотлагательном порядке участниками всех соответствующих международных конвенций и протоколов, касающихся терроризма, в частности Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года , и поддержать все международные инициативы, предпринятые с этой целью, и в полной мере использовать источники помощи и рекомендации, которые появляются в настоящее время; b) в максимально возможной степени оказывать друг другу содействие в деле предотвращения, расследования, уголовного преследования и наказания за акты терроризма, где бы они ни совершались; c) тесно взаимодействовать, с тем чтобы осуществить в полном объеме санкции, направленные против террористов и их пособников, в частности Аль-Каиды и движения "Талибан" и их пособников, как указано в резолюциях 1267 (1999) , 1390 (2002) и 1455 (2003), принять срочные меры, чтобы лишить их доступа к финансовым ресурсам, которые необходимы им для осуществления их деятельности, и сотрудничать в полной мере с Группой контроля, учрежденной во исполнение резолюции 1363 (2001).
3. Государства должны, в соответствии с международным правом, привлечь к судебной ответственности тех, кто финансирует, планирует, поддерживает или совершает акты терроризма или предоставляет убежище, в частности на основе принципа "либо выдай, либо суди".
4. Контртеррористический комитет должен активизировать свои усилия по содействию осуществлению государствами-членами всех аспектов резолюции 1373 (2001) , в частности путем рассмотрения докладов государств и содействия предоставлению международной помощи и содействия, а также путем дальнейшего осуществления деятельности транспарентным и эффективным образом, и в этой связи Совет:
УТВЕРЖДЕНАУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 31 декабря 2015 г. № 683
СТРАТЕГИЯ национальной безопасности Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящая Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.
6. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:
национальная безопасность Российской Федерации (далее - национальная безопасность) - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее - граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности;
национальные интересы Российской Федерации (далее - национальные интересы) - объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития;
угроза национальной безопасности - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам;
обеспечение национальной безопасности - реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов;
стратегические национальные приоритеты Российской Федерации (далее - стратегические национальные приоритеты) - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности;
система обеспечения национальной безопасности - совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов.
Основные законодательные акты
- Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
- Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму».
- Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ. Налоговый кодекс Российской Федерации . Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.
Закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Устанавливает права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.
Органы, осуществляющие борьбу с терроризмом и экстремизмом в РФ
- ФСБ России
- МВД РФ
- Национальная гвардия РФ
- Служба внешней разведки РФ
- Федеральная налоговая служба РФ
- Федеральная служба охраны (ФС0) РФ
- Федеральная пограничная служба ФСБ РФ
- Вооруженные силы РФ
- МЧС РФ
Федеральный закон от 25.07.2002 "О противодействии экстремистской деятельности"
- Настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
Правовую основу борьбы с терроризмом в Российской Федерации составляют Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон от 1 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Спектр нормативных правовых актов, призванных регламентировать взаимоотношения государственных и местных органов, различных организаций и физических лиц в сфере борьбы и противодействия терроризму как угрозе безопасности личности, общества и государства, достаточно широк.
Базовым законом в Российской Федерации, направленным на борьбу с терроризмом, является Федеральный закон "О противодействии терроризму", который в ст. 2 закрепляет принципы противодействия терроризму. Это обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.