35. Общественная жизнь в 1830—1850-е гг.
В 1830—1850-е гг. Россия находилась на историческом повороте от аграрного общества к индустриальному. Это определяло идейную позицию людей того времени. Главным вопросом общественной жизни стало обсуждение пути развития страны. Каждый понимал его по-своему.
Основными формами общественного движения были полемика в научной среде, на страницах журналов и газет, в литературных и частных салонах, а также создание тайных кружков и просветительских организаций. Огромную роль в формировании общественного мнения сыграли университеты, печать, литература.
1)Консервативное движение
Консерваторы: Уваров, Погодин, Карамзин.
Граф Уваров «Теория официальной народности». Основана на трёх принципах (православие, самодержавие, народность).
Самодержавие признавалось лучшей и единственно возможной формой правления для России
Уваров Сергей Семенович
Крепостное право расценивалось как благо и для народа, и для государства.
Во второй четверти XIX в. идеологию консерватизма развивали журналисты Ф. В. Булгарин и Н. И. Греч в журналах
«Сын Отечества»,
«Северный архив»,
в газете «Северная пчела».
М. П. Погодин
теория образования государства:
«на Западе оно сложилось «в результате завоевания», а в России на основе «добровольного единения царя с народом»
Крепостное право – гарант благополучия крестьян
О. И. Сенковский
«Библиотека для чтения»
2. Либеральное направление
Самостоятельная работа с текстом параграфа
Задание:
- охарактеризовать представителей либерального направления по форме:
- Название
- Лидеры
- Тезисы об историческом пути России (а, б, в,..,)
2) Либеральное движение:
2.1. Западники: Грановский, Соловьёв, Кавелин.
а) Россия и Европа развиваются по одному пути;
б) Необходимо ограничение монархии парламентом, демократический строй, но не революция;
в) Возвеличивание личности Петра I;
г) Задача России примкнуть к Западу.
она не даёт развиваться классовому неравенству. в) Негатив к реформам Петра I. " width="640"
2.2. Славянофилы : Хомяков, Киреевский.
а) У России свой самобытный путь развития без капитализма.
б) Община основа России, где существует равенство = она не даёт развиваться классовому неравенству.
в) Негатив к реформам Петра I.
Общее:
- отмена крепостного права;
- проведение реформ;
- процветание России;
- введение демократических прав и свобод.
Либерализм
Западники
Чаадаев, Соловьёв, Тургенев, Белинский, Боткин, Кавелин
1. Полагали, что развитие России и Западной Европы должно происходить по одному пути.
2. Часто идеализировали европейское общественное устройство.
3. Свобода слова, печати, отмена крепостного права.
Славянофилы
Самарин, Хомяков, Аксаковы (братья), Кошелев
1. Были уверены в самобытности пути развития России.
2. Православие – единственная верная религия.
3. Видели успех в сохранении исконных ценностей.
4. Сила власти – царю, сила мнения – народу.
Среди основоположников и сторонников социалистического движения в России можно назвать В. Г. Белинского , А. И. Герцена , Н. Г. Чернышевского . Они поддерживали осуществление в стране революции, изменение государственного устройства, отмену крепостного права.
Распространение социалистических идей происходило и благодаря деятельности кружка М. В. Буташевича-Петрашевского . Петрашевцы также осуждали неограниченное самодержавное управление и существование крепостного права. Выступали за создание республики и проведение демократических реформ.
Кружок был раскрыт, часть участников приговорили к смертной казни, но в последний момент расстрел заменили каторгой. Среди арестантов оказался писатель Ф. М. Достоевский
В 1847 г. А. И. Герцен уехал за границу. Там он продолжал заниматься общественной деятельностью. В Лондоне, чтобы печатать запрещённые в России произведения, он создал Вольную русскую типографию , выпускал сборник « Полярная звезда ». Вместе с Н. П. Огарёвым осуществлял издание революционной газеты « Колокол ».
Считаем первым необходимым, неминуемым, неотлагаемым шагом: освобождение слова от цензуры, освобождение крестьян от помещиков, освобождение податного состояния от побоев. (Из газеты «Колокол»)
А. И. Герцен и Н. П. Огарёв
Записать
Герцен разработал теорию общинного социализма . Он выступал за создание такого общества, где не будет частной собственности и эксплуатации. Идеалом видел русскую сельскую общину (это была идея, на основе которой возможно переустройство всего общества).
Проверочная работа
1. Запишите термин, о котором идёт речь.
Течение общественной мысли, сторонники которого стремятся сохранить в неприкосновенности сложившиеся устои и традиции, отстаивают ценность существующего государственного порядка.
2. Какое положение соответствует взглядам западников?
1) реформы Петра I способствовали ускорению развития страны, были прогрессивны и необходимы 2) одной из основ русской жизни является народность 3) общественные изменения должны происходить революционным путём 4) будущее России — социализм
3. Какое положение соответствует взглядам славянофилов?
1) необходимость сохранения крепостного права в России 2) Россия имеет свой, особый путь исторического развития 3) положительная оценка реформ Петра I 4) крестьянская община — анахронизм, пережиток старины
4. Установи соответствие
А) Славянфилы
Б) Западники
- Считали, что стране необходимы изменения
- Отрицательно относились к преобразованиям по европейским образцам
5.Рассмотри изображения и выполни задания .
Кто из изображённых людей осуществлял издание революционной газеты «Колокол»?
Напиши фамилию человека, о котором идёт речь.
6. Как называлась теория, которую разработал А. И. Герцен?
Ответ:
- теория общинного социализма
- теория анархизма
- теория официальной народности
- теория панславизма
7. Прочитай приведённый ниже текст , каждое предложение которого обозначено определённой буквой . Определи, какие положения текста: 1) отражают факты; 2) выражают мнения.
А) По мнению историков, между западниками и славянофилами были серьёзные идеологические различия.
Б) Считается, что западники больше стремились к проведению реформ, чем славянофилы.
В) По мнению некоторых историков, теория общинного социализма оказала большое влияние на народников.