СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общеразвивающая программа по внеурочной деятельности «Я- экоактивист».

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общеразвивающая программа по внеурочной деятельности  «Я- экоактивист». Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов Срок реализации 1 год

Просмотр содержимого документа
«Общеразвивающая программа по внеурочной деятельности «Я- экоактивист».»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Тульской области‌‌

Администрация муниципального образования г. Алексин‌

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Спас-Конинская средняя общеобразовательная школа №24 имени Героя Советского Союза М.С. Поливановой»

301381 Россия, Тульская область, Алексинский район, с. Спас-Конино

тел.:(48753) 74-6-13 e-mail: [email protected]


РАССМОТРЕНО

педагогическим советом

________________________

Гагарина А.В.

Протокол №1

от «30» 08. 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель руководителя по УВР

________________________

Тихонова М.В.

Протокол №1

от «31» 08.2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

И.О. директора МБОУ "Спас-Конинская СОШ №24 им. Героя Советского Союза М.С. Поливановой"

________________________

Анохин А.Ю.

Приказ №293

от «31» 08. 2023 г.





Общеразвивающая программа

по внеурочной деятельности

«Я- экоактивист».

Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов

Срок реализации 1 год








Составитель: Туманова Любовь Юрьевна,

педагог дополнительного образования










2023/2024 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Приказ Министерства Просвещения № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта ООО» от 31 мая 2021 года

- Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей МБОУ «Спас-КонинскаяСОШ№24 им. Героя Советского Союза М.С. Поливановой» (ФГОС) Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики 5-9 классов. Эко активисты действуют в рамках юнармейского движения «Дом Юнармии»

Срок обучения: 34 часа

Режим занятий: 1 час в неделю.


У большинства обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопасности, вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, именно внеурочная деятельность способствует восполнению данных пробелов, а также предполагает неформальное общение педагогов и

обучающихся, что даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.

Введение курса особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют организовать свой досуг в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный. Кроме того, программа дает педагогу дополнительные возможности использования краеведческого материала, а как следствие – формирование гражданской идентичности.

Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять.

Для этого необходим новый этап образования – экологическое образование в результате, которого значительно повысится уровень экологической культуры.

Цели данного курса: формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность.


Задачи данного курса:
  1. овладение обучающимися основными экологическими понятиями;

  2. развитие экологического мышления и формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;

  3. знакомство обучающихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  4. создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности, умений наблюдать природные явления и выполнять опыты и экспериментальные исследования;

  5. создание условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;


Планируемые результаты обучения: Личностные результаты обучения
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

  • овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

  • сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.

Метапредметные результаты обучения

    • формирование приемов работы с разными источниками информации: научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных источниках,

    • анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;

    • освоение приемов исследовательской и проектной деятельности: включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,

    • наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,

    • объяснять, доказывать, защищать свои идеи, формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

    • овладение ИКТ-компетентностями для получения дополнительной информации при оформлении результатов исследовательской деятельности в виде презентации;

    • овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;

    • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

    • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Важнейшие предметные результаты:


    • расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, о редких и исчезающих растениях родного края;

    • приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

    • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;

    • значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

    • сравнение биологических объектов и природных процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

    • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия различных видов в экосистеме;

    • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

    • формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

    • знание основных правил здорового и безопасного поведения в природе;

анализ и оценка основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;

    • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами;

    • формирование навыков ухода за комнатными растениями;

    • освоение приемов рациональной организации труда и отдыха;

    • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Основные требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся.


В результате освоения курса «Я экоактивист» дети научатся:

□ - работать с различными источниками информации;

  • - составлять сообщения на основе добытых знаний и дополнительной литературы;

  • - выполнять наблюдения и опыты под руководством учителя;

  • - оформлять результаты и выводы исследований в тетради не только с помощью текста, но и используя схемы, графики, таблицы;

  • - получать биологическую информацию из разных источников;

  • - определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;

  • - анализировать состояние объектов, сравнивать объекты с их изображением на рисунках и определять их;

  • - сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

  • - находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;

  • - оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.

  • - определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы»,

«экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых;

  • - характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы;

    • - проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений;


Формы занятий.

Лекционная форма проведения занятий, практические занятия, опыты, экскурсии в природу, самостоятельные творческие работы, работа в группах и парах, индивидуальная работа, работа со словарями, определителями растений, справочной литературой.


Тематическое планирование


Название разделов программы

Всего часов

1.

Введение.

2

2.

Природные комплексы нашей местности

8

3.

Среда обитания человека

5

4.

Пища, которую мы едим

2

5.

Дом, в котором мы живем

4

6.

Здоровье человека - основа жизни

6

7.

Отходы, как источник загрязнения окружающей среды

7

8.

ИТОГО:

34






Календарно-тематическое планирование


п/п

в теме

Наименование темы

Кол-во часов

Дата

I


Введение.

2

По плану

По факту

1.

1.

Понятие об экологии, как науки о взаимосвязанных живых организмах

1

01.09.


2.

2.

Экологические науки

1

08.09.


II


Природные комплексы нашей местности

7



3

1.

Природный комплекс - лес

1

15.09.


4

2.

Природный комплекс - степь

1

22.09.


5

3.

Искусственные сообщества растений и животных

1

29.10.


6

4.

Экологическое исследование школьной территории

1

06.10.


7.

5.

Где живут эти организмы? Луга, болота, реки

1

13.10.


8.

6.

Природа и человек

1

20.10.


9.

7.

Экологические проблемы человеческой деятельности

1

27.10.


10

8

Влияние загрязнённости воды на живые организмы

1

10.11.


III


Среда обитания человека

5



11

1.

Воздух, которым мы дышим

1

17.11.


12

2.

Вода, которую мы пьём

1

24.11.


13

3.

Круговорот воды в природе

1

01.12.


14

4.

Оценка экологического состояния реки Крушма.

1

08.12.


15.

5.

Оценка экологического состояния озера

Горькое

1

15.12.


IV


Пища, которую мы едим

2



16.

1.

Что нужно знать, когда покупаешь

продукты и готовишь пищу

1

22.12.


17.

2.

Изучение состава продуктов (по этикетам) расшифровка кодов

пищевых добавок и их значение

1

29.12.


V


Дом, в котором мы живем

4



18

1.

Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия.

Строительные и отделочные материалы.

1

12.01.



19

2.

Вопросы экологии в современных квартирах.

1

19.01.


20

3.

Оценка внутренней отделки помещения, изучение естественной освещенности квартиры.

1

26.01.


21

4.

Экологическая оценка состояния

кабинета

1

02.02.


VI


Здоровье человека - основа жизни

8



22

1.

Влияние никотина и алкоголя на организм

1

09.02.


23

2.

Конкурс плакатов «Вредным привычкам – нет!»

1

16.02.


24

3.

Суд над наркотиками

1

01.03.


25

4.

Неожиданные встречи с ядами

1

15.03.


26

5.

Оказание первой помощи при отравлениях

1

22.03.


27

6.

Компьютер и здоровье

1

05.04.


VI

I


Отходы, как источник загрязнения

окружающей среды

8



28

1.

Что ты знаешь о бытовых отходах?

1

12.04.


29

2.

Куда девать мусор?

1

19.04.


30

3.

Экологическая игра «Свалка»

1

26.04.


31

4.

Практическое занятие «Жалобы старых

вещей»

1

03.05.


32

5.

Репортаж со свалки

1

17.05.


33

6.

Очистим мир от мусора

1

24.05.


34

7.

Итоговое занятие по курсу

«Экологический образ жизни»

1

24.05.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Используемая литература:

Большая энциклопедия знаний школьника. Научно-популярное издание. Составитель Лев Яковлев. ООО Издательство «ФОЛИО» 2007г.

Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

Программы внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. Е.Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, Л.И. Колесникова и др. – М.: Просвещение, 2012. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: Учеб. -метод. пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С. С. Маглыш, А. Н. Филиппов, В. А.:2008.

Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. – М.: Либирея-Биб-информ, 2007.

ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!