СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общеобразовательная роль предмета «Изобразительное искусство» в школе

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изобразительное искусство – сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе.  Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.  Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения.

Просмотр содержимого документа
«Общеобразовательная роль предмета «Изобразительное искусство» в школе»

Общеобразовательная роль предмета «Изобразительное искусство» в школе

«Плохой учитель излагает.

Хороший учитель учит.

Выдающийся - показывает.

Великий – вдохновляет».

Винсент Ван Гог

Изобразительное искусство – сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе. 
Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным. 
Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения.

В соответствии с Законом РК « Об образовании и требованиями к системе образования», возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию ИЗО в общеобразовательной школе. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента. 
Новое поколение учащихся с интересом вовлекаются в сферу мультимедиа-технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового. 
Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании ИЗО очевидны: 
- знакомство с любой темой с сопровождением показа видеофильмов, фото, репродукций; 
- «посещение» крупнейших музеев мира; 
- «погружение» в пространство и время; 
- самостоятельная работа учащихся; 
- активизация учебного процесса; 
Учить детей радостно, без принуждений – возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии.

Как говорил Е.И.Рерих: «Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни».[2]

В современных условиях развития общества наши дети нуждаются в эмоциональной поддержке. Мы должны учить детей решать некоторые свои проблемы самостоятельно, учить ориентироваться в своих чувствах и переживаниях. В этом плане у уроков изобразительного искусства огромные возможности реализации.

Рисование, живопись, лепка, конструирование – это безопасные способы разрядки напряжения, возможность выразить свои мысли, переживания и конфликты, познать и утвердить свое «я». Занятия художественным творчеством рассматриваются как значимый психокоррекционный фактор.

Общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.

Новые веяния в науке и педагогике требуют от современного подростка умения видеть и осознавать прекрасное, иметь привычку учиться и добывать знания сегодня и в будущем, за пределами школы, в этом стремительно изменяющемся мире.

В новых ФГОС нашла свое отражение главная особенностью современного этапа развития отечественного образования кардинальная смена парадигмы (от знаниевой к деятельностной и компетентностной «знание в действии»).

Впервые на государственном уровне обозначена методология стандарта, которая провозглашена как системно-деятельностный подход. Он полностью ориентируется на отечественную психолого-педагогическую науку. Ключевыми моментами этого подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Во-первых, на уроке знания даются не в готовом виде, а ребенок сам под руководством учителя конструирует эти знания. Естественно, меняется система оценивания такого знания. Для обучающегося и учителя важен не конечный результат, а способ, с помощью которого ребенок сам достигает этого знания.

Во-вторых, системно-деятельностный подход предполагает, что знание интегрировано. Создание интегративных курсов и модулей, дают возможность ребенку увидеть определенную группу знаний в комплексе других наук.

В-третьих, системно-деятельностный подход опирается на возрастные возможности обучающегося. В 5-х классах ведущей становится личностная и общественно значимая деятельность на основе коммуникативных отношений. Соединение проектной, учебной и художественной деятельности позволяет сделать шаг в развитии ребенка.

Основой преподавания изобразительного искусства становятся универсальные учебные действия (УУД), навык приобретения которых формируется в комплексе учебных предметов.[1]

Кроме этого, предметы образовательной области «искусство» (изобразительное искусство и музыка) учат образности мышления и эмоциональности восприятия окружающего мира. Это необходимо для личной и культурной самоидентификации личности.

Обязательно надо сказать об осознании учащимися значения искусства и творчества в развитии личности и развитии индивидуальных творческих способностей обучающихся и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Главный шаг, который мы должны осуществить при работе по новым стандартам, – это сам учитель. Использование современных систем оценивания, образовательных технологий, умение работать в информационной среде, конструирование учебных программ требует серьезной переподготовки учителя новой школы. Необходимо изменить внутренний подход к планированию современного урока и постановки цели ориентированной на проблемную деятельность в сотрудничестве, достижение результатов, связи с жизнью и воспитание активной мыслящей личности.[3]

Условие социализации личности, эмоционально – нравственный потенциал ребенка, связь искусства с жизнью человека, интерес к внутреннему миру человека, личный творческий опыт, проживание художественного образа, освоение духовного наследия, как духовной летописи человечества, познание художественной культуры своего народа. воспитание гражданственности.

Успешное обучение школьников ИЗО на основе последовательного решения этой дидактической задачи предполагает обеспечение в процессе преподавания тех общепедагогических условий, которые необходимы для интенсивного развития художественного творчества в процессе изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности. Эти общепедагогические условия представляют собой не что иное, как реализацию принципов общей дидактики на уроках изобразительного искусства — с учетом специфики этого учебного предмета, задач его преподавания, его содержания, своеобразия используемых методов и приемов обучения.

Таким образом, ФГОС второго поколения декларирует большие возможности для реализации творческого потенциала учителей изобразительного искусства. Главная задача учителей - использовать эти возможности, обеспечить деятельностный характер каждого своего урока, достичь вместе с учащимися определённых ФГОС результатов освоения основной образовательной программы.

Литература:

1. Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического – СПб.: КАРО, 2004. – 176 с.

2. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного
творчества. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 176 с., 16 с.
ил.: ил. (Б-ка учителя изобразительной деятельности).

3. Рудякова О. В. Использование арт-терапевтических техник в
работе с подросткам.// Школьный психолог. - 2006.- № 9.- С.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!