СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общеобразовательная общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Школьный театр Кулиса» .

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности направлена на развитие творческих способностей детей, расширение их кругозора,  получение  базового объема компетенций в области театрального искусства. Театральный коллектив в школе - это коллектив единомышленников, поэтому так важно сформировать из детской театральной группы настоящую  дружную команду.

Просмотр содержимого документа
«Общеобразовательная общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Школьный театр Кулиса» .»
















Общеобразовательная общеразвивающая программа внеурочной деятельности

«Школьный театр «Кулиса».

для обучающихся 8-11 классов возраст 12-17 лет

направленность: художественная уровень: базовый


















г. Иланский 2023– 2024 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы

Общеобразовательная общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Школьный театр» имеет художественную направленность.

Уровень программы

Уровень программы – базовый.

Актуальность программы

Общеобразовательная общеразвивающая программа внеурочной деятельности направлена на развитие творческих способностей детей, расширение их кругозора и получение базового объема компетенций в области театрального искусства.

Программа «Школьный театр» актуальна, так как обеспечивает удовлетворение индивидуальных потребностей школьников в художественно-эстетическом развитии и направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей.

Театр – это игра! Игра актеров, игра образов, игра режиссерской мысли…

С раннего возраста игра определяет развитие ребенка, а потому театр начинается с детства. Кто в детстве не представлял себя на сцене: робко один на один с зеркалом или на сцене детского театрального коллектива…

Театральный коллектив в школе – это, в первую очередь, коллектив единомышленников, поэтому так важно сформировать из детской театральной группы настоящую, дружную команду.

Театральная деятельность тесно связана с понятием общение.

Общение – важнейшая часть человеческой жизни, столь же необходимая как воздух и вода. В ходе общения люди обмениваются результатами своей деятельности, информацией, чув ствами. И счастлив тот человек, кому дан этот дар – умение общаться. Понимать другого, понимать себя и быть понятым – такова логика человеческого взаимопонимания. В процессе занятий театральной деятельностью происходит объединение участников в сплоченный коллектив, а об щение и взаимопонимание всех обогащают.

Воспитание театром формирует эстетический вкус, мировоззрение, нравственные качества детей; развивает самостоятельное и независимое мышление, речевую культуру, коммуникативные способности, интуицию, воображение и фантазию; пробуждает потребность в самопознании и самореализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей; умению работать в коллективе.

Театральное искусство, пожалуй, самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир обучающихся. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека, и, не зная подлинных ценностей, он легко принимает ценности лживые, мнимые. Театр помогает задуматься и иначе взглянуть на окружающий мир.

У школьников, включенных в процесс театральной деятельности, постепенно формируется представление об идеале личности, который служит ориентиром в развитии их самосознания и самооценки.

Театральный коллектив и творческая деятельность позволяют раскрыть способности человека, помочь ему найти свое место в жизни. Кто-то станет актером, кто-то драматургом, другой увлечется танцами или музыкой, а кто-то будет строить театры или корабли, а самое главное, чтонаши дети станут хорошими людьми. И пусть после ухода из театрального коллектива подростокпойдет своей дорогой, важно то, что театр оставил в его душе.


Цель программы

Приобщение детей среднего и старшего школьного возраста (8-11 классы) к искусству театра, развитие творческих способностей и формирование социально активной личности средствами театрального искусства.


Задачи программы

Обучающие:

  • познакомить с историей театра;

  • познакомить с основами сценического искусства;

  • научить анализировать текст и образы героев художественных произведений;

  • научить выразительной речи, ритмопластике и действию на сцене;

  • сформировать навыки театрально-исполнительской деятельности.

  • овладеть основными навыками речевого искусства


Развивающие:

  • развивать творческие задатки каждого ребенка;

  • пробудить интерес к чтению и посещению театра;

  • пробудить интерес к изучению мирового искусства;

  • развивать эстетическое восприятие и творческое воображение, художественный вкус;

  • развивать индивидуальные актерские способности детей

(образное мышление, эмоциональную память, воображение, сосредоточенность, наблюдательность, выдержку, слуховое и визуальное внимание, умение ориентироваться в пространстве, взаимодействие с партнером на сцене);

  • формировать правильную, грамотную и выразительную речь;

  • развивать навыки общения, коммуникативную культуру, умение вести диалог;

  • развивать навыки самоорганизации;

  • формировать потребность в саморазвитии.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к театральному искусству и зрительскую культуру;

  • прививать культуру осмысленного чтения литературныхи драматургических произведений;

  • воспитывать волевые качества, дух командности (чувство коллективизма, взаимопонимания, взаимовыручки и поддержки в группе), а также трудолюбие,ответственность, внимательное и уважительное отношения к делу и человеку;

  • воспитывать социально адекватную личность, способнуюк активному творческому сотрудничеству;

  • помочь обучающимся обрести нравственные ориентиры;

  • формировать навыки поведения и совместной деятельности в творческом коллективе.


Формируемые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно- познавательные, коммуникативные, социально-трудовые.


Адресат программы. Категория обучающихся

Программа предназначена для обучающихся 8-11 классов. Возраст обучающихся по данной программе: 13-17 лет.

К обучению по программе допускаются дети без предварительного отбора.

Срок реализации программы Формы и режим занятий

Основная форма обучения – очная, групповая. Основная форма обучения фиксируется вучебном плане.

На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Количество обучающихся в группе: 15-25 человек. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа (с обязательным 15-минутным перерывом в конце каждого часа).


Сроки реализации программы – 1 год.

Общее количество учебных часов, запланированныхна весь период обучения: 144 часа. Количество учебных часов в год: 144 часа.

Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы

Предметные результаты

По итогам обучения, обучающиеся будут знать:

  • правила безопасности при работе в группе;

  • сведения об истории театра,

  • особенности театра как вида искусства;

  • виды театров;

    • правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);

    • театральные профессии и особенности работы театральных цехов;

  • теоретические основы актерского мастерства, пластики и сценической речи;

  • упражнения и тренинги;

  • приемы раскрепощения и органического существования;

  • правила проведения рефлексии;


уметь:

  • ориентироваться в сценическом пространстве;

  • взаимодействовать на сценической площадке с партнерами;

  • работать с воображаемым предметом;


владеть:

  • основами дыхательной гимнастики;

  • основами актерского мастерства через упражнения и тренинги, навыками сценического воплощения через процесс создания художественного образа;

  • навыками сценической речи, сценического движения, пластики;

  • музыкально-ритмическими навыками;

Личностные результаты

    • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

    • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

    • формирование художественно-эстетического вкуса;

    • приобретение навыков сотрудничества, содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе;

    • приобретение опыта общественно-полезной социально-значимой деятельности.


Метапредметные результаты

    • формирование адекватной самооценки и самоконтроля творческих достижений;

    • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

    • способность осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.


  1. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы контроля

Реализация программы «Школьный театр» предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за

выполнением специальных упражнений, театральных игр, творческих заданий, тестирования, конкурсов, викторин по пройденному материалу. Оценивается также умение решать проблемные ситуации по темам «Этикет в театре», «Событийный ряд». Проводится показ этюдных зарисовок,танцевальных этюдов.

Промежуточная аттестация проводится для оценки эффективности реализации и усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы иповышения качества образовательного процесса.

Промежуточная аттестация проводится 1 раз в год в форме открытого занятия в период с 20 по 30 декабря и включает в себя проверку практических умений и навыков.

Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по актерскому психотренингу, этюдные зарисовки, инсценировки, показ отдельных эпизодов или сцен из спектакля; выполнение тестовых творческих заданий по разделам программы, самооценка обучающихся.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный театр» в форме творческого отчета – показа инсценировок, эпизодов или сцен из спектакля,театральных миниатюр.

Средства контроля

Контроль освоения программы обучающимися осуществляется по следующим критериям:

  • соблюдение правил техники безопасности на сцене;

  • знание и соблюдение законов сценического проживания;

  • артикуляция и дикция;

  • контроль за свободой своего тела (владение собственным телом, мышечная свобода);

  • умение удерживать внимание зрителей/слушателей;

  • уверенность действия на сценической площадке;

  • правильность выполнения задач роли;

  • взаимодействие с партнером или малой группой;

  • самоконтроль поведения, бесконфликтность поведения, вежливость, доброжелательность и т.п.


Результативность обучения дифференцируется по трем уровням: высокий, средний, низкий.


Высокий уровень освоения программы (8-10 баллов).

Для высокого уровня освоения программы характерны: активная познавательная и творческая преобразующая деятельность детей, самостоятельная работа, заинтересованность, увлеченность, высокая внутренняя мотивация.

Обучающийся проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и

передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.


Средний уровень освоения программы (5-7 баллов).

Для среднего уровня освоения программы характерны: активная познавательная деятельность, проявление самостоятельности и творческой инициативы при выполнении заданий, неустойчивая положительная мотивация.

Обучающийся проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью педагога. Создает по эскизу или словесной характеристике (инструкции) педагога образ персонажа. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень освоения программы (1-4 баллов).

Для низкого уровня освоения программы характерны: репродуктивный характер творческой деятельности обучающегося, начальный познавательный уровень активности, трудности с изображением или представлением сценических персонажей, на занятии необходима помощь педагога, внешний вид мотивации.

Обучающийся мало эмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы

сюжета. Пересказывает произведение только с помощью руководителя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Несамостоятелен, выполняетвсе операции только с помощью руководителя..

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
    1. Учебный (тематический) план


№ п/п


Название раздела/темы

Количество часов


Формы аттестации/контроля

Всего

Теори я

Практика

1

Вводное занятие

2

-

2

Наблюдение


2

Основы театральной культуры

24

11

13

Творческое задание, тестирование, проблемные ситуации «Этикет в театре»,

презентация


3


Сценическая речь


28

2


26

Конкурс чтецов (басня, стихотворение, проза), контрольные упражнения, наблюдение


4


Ритмопластика


18


1


17

Контрольные упражнения, этюдные зарисовки,

танцевальные этюды

5

Актерско е мастерст во

28

3

25

Упражнения, игры, этюды

6

Промежуточная аттестация

2

-

2

Открытое занятие

Знакомство с драматургией (работа над

пьесой и

спектаклем) Знакомство с драматургией (работа над

пьесой и

спектаклем)



40 4

36

Упражнение

«Событийныйряд», наблюдение,

показ отдельных эпизодов и сцен из спектакля, творческое задание, анализ видеозаписей репетиций, показ спектакля


7

Итоговое занятие

2

-

2

Творческий отчет


Итого:

144

21

123


Примечание: количество часов учебного (тематического) плана представлено из расчета4 часа в неделю, 36 учебных недель.

3.2 Учебный (тематический) план развернутый













закулисье

№ п/п

Название раздела/темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теори я

Практик а

1

Вводное занятие

2

-

2 Наблюдение

2

Основы театральной культуры

24

11

13


2.1

История театра

12

6

6

Творческое задание,

2.2

Виды театрального искусства

6

2

4

тестирование, проблемны


2.3

Театральн ое


4


2

ситуации «Этикет в театр

2 презентация

2.4

Театр и зритель

2

1

1



3

Сценическая речь 28


2


26 Конкурс чтецов (басня,

3.1

Речевой тренинг

14

2

12

стихотворение, проза),




3.2



Работа над литератур

но- 14

художественным произведением




- 14

контрольные упражнени



наблюдение

4

Ритмопластика

18

1

17


4.1

Пластический тренинг 6

-

6 Контрольные упражнени

4.2

4.

Пластический образ

пЭелермсеонтаыжтаанцевальных

6

6

- 1

6

5

этюдные зарисовки, танцевальные этюды

3

движений





5

Актерское мастерство

28

3

25


5.

1

Организация внимания,

6

1

5



5.

2

Игры на развитие чувства пространства и партнерского

взаимодействия


6


1


5



е е»,








я,








я,








Упражнения, игры, этюды

  1. Сценическое действие 16 1 15 9


6

Промежуточная аттестация

2

-

2


7

Знакомство с драма- тургией (работа над пьесой и спектаклем)

40

4

36


7.1

Читка пьесы.

«Застольный»

2

2

-

7.2

Анализ пьесы по событиям

2

2

-

Упражнение

«Событийный ряд»,


Работа над




7.4

Выразительность речи, мимики, жестов

6

-

6

наблюдение,

показ





7.5





Закрепление мизансце





н 2





-

отдельных

эпизодов и сцен из спектакля,

2 творческое задание, анализ видеозаписей

7.6

Изготовление реквизита, декораций

4

-

4

репетиций,

показ спектакля

7.7

Прогонные и генераль-ные

4

-

4

7.8

Показ спектакля

2

-

2




период

7.3

отдельными эпизодам

и 18

-

18

репетиции

8 Итоговое занятие 2 - 2

Итого: 144 21 123

Творческий отчет

Примечание: количество часов учебного (тематического) плана представлено из расчета 4 часа в неделю, 36 учебных недель.


3.3 Содержание учебного (тематического) плана


    1. Вводное занятие

Практика. Игра «Что я знаю о театре» (по типу «Снежный ком»). Инструктаж по технике без опасности. Организационные вопросы. Устав и название коллектива. График занятий и репетиций.


    1. Основы театральной культуры Ис тория театра.

Теория. Древнегреческий театр. Древнеримский театр. Средневековый европейский театр (миракль, мистерия, моралите). Театр эпохи Возрождения (комедия дель арте).

«Глобус» Шекспира. Русский Театр. Известные русские актеры.

Практика. Просмотр видеозаписей, презентаций, учебных фильмов.

Виды теат рально го иск усс тва.

Теория. Драматический театр. Музыкальный театр: Опера, Балет, Мюзикл. Особенности. Театр кукол. Самые знаменитые театры мира.

Практика. Просмотр видеозаписей лучших театральных постановок.

Театральное закулисье.

Теория. Сценография. Театральные декорации и бутафория. Грим. Костюмы.

Практика. Творческая мастерская: «Грим сказочных персонажей».

  1. 4 . Театр и зритель.

Теория. Театральный этикет. Культура восприятия и анализ спектакля.


  1. Сценическая речь

Игровая форма занятий с детьми 11-13 лет остается, но игры меняются в соответствии с возрастными интересами.


Дыхание. Обращать внимание на:

    • соединение дыхания и движения (например: гусиный шаг,пол горит, ритмичные шаги, координация

движений и т.п.);

    • одну техническую задачу многократно повторять с разными вариантами образов(например: фиксированный выдох на Ф – задуваю свечу, отгоняю комаров, рисую портрет и т.п.);

    • активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения (например: парные упражнения – согреть дыханием партнера, перебросить

воображаемые мячики и т.п.).

Артикуляция. Обращать внимание на:

    • обособленность движений (занимаемся развитием мышц языка,а губы и нижняя челюсть находятся в покое);

    • медленный темп увеличивает нагрузку на мышцы и делает упражнение более эффективным;

    • координация движений и покоя всех частей речевого аппарата;

    • координация работы мышц речевого аппарата с жестами и мимикой (например: движение языка противоположно движению и темпу движения рук,плюс к этому движение зрачков и т.п.).

Дикция. Обращать внимание на:

    • активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения(например: давать творческие парные задания – диалог из простых и сложных звукосочетаний)

    • ритмические вариации в ускоренном темпе (скороговорки в диалогахс различным словесным действием – убедить, заинтересовать, посмеяться над кем-то и т.п.).

Голос. Упражнения на развитие голоса для этого возраста нецелесообразны.

Финальным материалом могут быть индивидуальные стихи и парные этюды с использова-нием упражнений по дикции и дыханию.

В возрасте 13-15 лет ребятам можно предлагать парные и тройные этюды, которые окажутпозитивное влияние на процесс дальнейшей коммуникации.

Дыхание:

    • работать со всеми предыдущими блоками, но подключать больше ритмических составляющих;

    • создание «дыхательно-ритмического оркестра».

Артикуляция:

      • в этом возрасте необходимо требовать четкого и внятноговыполнения всех данных артикуляционных упражнений;

      • можно попробовать упражнение «оркестр», когда один участник дирижирует всеми;

      • артикуляционные парные этюды под музыку, в которых не нужно ограничивать фантазию учащихся, но при этом максимально контролировать внятность упражнений. Дикция

      • звукосочетания усложняются и плавно переходят в сложно выговариваемые слова и фразы;

      • активная работа с мячом;

      • индивидуальное дикционное проявление в различных темпо- ритмическихрисунках (например, один участник показывает сложное звукосочетание по всей линейке гласных звуков, а остальные дети его

хором повторяют);

      • активное использование словесного действия;

      • чистоговорки можно складывать в многоговорки

(рассказ из специально подобранных слов), объединенные общей темой;

      • проводить дикционное состязание между мальчиками и девочками.


Финальным материалом может стать коллективный рассказ по литературному материалу ипоэтическая композиция на актуальные темы.


Р е че в ой трен инг.

Теория. Орфоэпия. Свойства голоса.

Практика. Речевые тренинги: Постановка дыхания. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика. Дикция. Интонация. Полетность. Диапазон голоса. Выразительность речи. Работа над интонационной выразительностью. Упражнения.

Ра б от а на д лит ер ат урно- худо жественн ым п ро изве д е ни ем .

Практика. Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом. Выбор произведения: басня, стихотворение, отрывок из прозаического художественного произведения. Тема.Сверхзадача. Логико-интонационная структура текста.

  1. Ритмопластика.

Пластичес кий тренинг.

Практика. Работа над освобождением мышц от зажимов. Развитие пластической выразительности. Разминка, настройка, релаксация, расслабление/напряжение. Упражнения на внимание, воображение, ритм, пластику.

Пластичес кий о браз п ер с он а жа.

Практика. Музыка и движение. Приемы пластической выразительности. Походка, жесты, пластика тела.

Этюдные пластические зарисовки.

Эл еме нты т а нц ев а л ьн ы х дви жений.

Теория. Танец как средство выразительности при создании образа сценического персона-жа. Народный танец. Современный эстрадный танец.

Практика. Основные танцевальные элементы. Русский народный танец. Эстрадный танец. Танцевальные этюды.

  1. Актерское мастерство.

Педагогам предлагается определенная форма подачи того или иного упражнения в процессе воспитания и обучения детей 11-13 лет.


Пример. Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая машинка».

Поставить группу в полукруг, либо в круг. Раздать каждому участнику букву алфавита (у одного ребенка может быть несколько букв). Проверить, знают ли все ученики, у кого какие буквы. Преподаватель произносит слово, придуманное им заранее. Например, слово «Носорог». Преподаватель хлопает в ладоши, ему в ответ хлопает

ученик, у которого была буква «Н», затемвновь преподаватель хлопает в ладоши – ученик, у которого буква «О» хлопает ему в ответ и так далее. В конце слова хлопает вся группа. В дальнейшем упражнение усложняется, печатаются целые фразы в определенном ритмическом рисунке и без хлопков преподавателя.


О р г а н и з а ц ия вн и ма н ия, в о о б р а ж е н и я , п а м ят и .

Теория. Знакомство с правилами выполнения упражнений. Знакомство с правилами

игры.

Практика. Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков. Коллективные коммуникативные игры.

Игры: «Волшебный мешочек», «Перевод цвета в звук, запаха в жест и т.д.»Упражнения «Передай другому», «Что изменилось», «Найди предмет» Игры: «Поймай хлопок», «Нитка», «Коса-Бревно».

Игры на развитие чувства пр о стр ан ств а и партнерского взаи м оде йст ви я

Теория. Знакомство с правилами выполнения упражнений. Знакомство с правилами и принципами партнерского взаимодействия. Техника безопасности в игровом взаимодействии.

Практическая часть. Игры: «Суета», «Король», «Голливуд», «Салют». Игры: «Зеркало»,

«Магнит», «Марионетка», «Снежки». «Перестроения» Сц ени че ск ое действие.

Теория. Элементы сценического действия. Бессловесные элементы действия. «Вес».

«Оценка». «Пристройка». Словесные действия. Способы словесного действия. Логика действий и предлагаемые обстоятельства. Связь словесных элементов действия с бессловесными действиями. Составные образа роли. Драматургический материал как канва для выбора логики поведения.

Театральные термины: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «простые словесныедействия».

Практика. Практическое освоение словесного и бессловесного действия.

Упражнения и этюды. Работа над индивидуальностью.


  1. Промежуточная аттестация в форме открытого занятия.


  1. Знакомство с драматургией. Работа над пьесой и спектаклем.

В ыбор пь ес ы.

Теория. Выбор пьесы. Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы. Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной конфликт. «Роман жизни героя».

Анализ пьесы по с о бы ти ям .

Теория. Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий. Определениемотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки.

Театральные термины: «событие», «конфликт».

Ра б от а на д от д ельн ыми эп изо да ми.

Практика. Творческие пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Репетиции отдельных сцен, картин.

  1. 4 . В ы р а зи т ел ь но с ть речи, мимики, жестов.

Практика. Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов.

Театральные термины: «образ», «темпоритм», «задача персонажа», «замысел отрывка, роли», «образ как логика действий».

З а к р е п л е н и е м из а нс ц е н.

Практика. Репетиции. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.

Театральные термины: «мизансцена».

Изготовление реквизита, декораций. Практика. Изготовление костюмов, реквизита, декораций.Выбор музыкального оформления.

Про гонные и г енера льные ре пети ции.

Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с ис-пользованием всех знаний, навыков, технических средстви таланта.

Показ спектакля.

Практика. Премьера. Анализ показа спектакля (рефлексия). Творческая встреча созрителем.


  1. Итоговое занятие.

Практика. Конкурс «Театральный калейдоскоп». Творческие заданияпо темам обучения. Основы театральной культуры – тест по истории театраи театральной терминологии. Чтецкий отрывок наизусть. Этюд на взаимодействие. Отрывки из спектакля. Награждение.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕ Д АГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Учебно-методическое обеспечение программы

Основные формы организации образовательной деятельности:

беседа, наблюдение, показ, репетиция.

При реализации программы «Школьный театр» используются следующие педагогические технологии:

  • личностно ориентированное обучение;

  • дифференцированное обучение;

  • игровые технологии;

  • системно-деятельностный подход в организации обучения школьников. Также могут быть использованы дистанционные образовательные технологии. Программа построена на принципах дидактики:

    • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

    • принцип систематичности и последовательности в практическомовладении основами театральной культуры;

    • принцип движения от простого к сложному, постепенное усложнениетеоретического и практического материала;

    • принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;

    • принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности школьников.

Эти важнейшие педагогические принципы позволяют вносить коррективы в программу со-гласно интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка в его творческом развитии. При освоении программы используются следующие методы обучения:

    • наглядные (показ, просмотр видеоматериалов);

    • словесные (рассказы, беседы, работа с текстами, анализ и обсуждение);

    • практические (репетиции, экскурсии, посещение театров и концертных залов).


Материально-технические условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

    • сцена, оборудованная осветительными приборами;

    • проветриваемый зал для проведения разминки, актерского тренинга;

    • стулья для детей и зрителей согласно (СанПиН 1.2.3685-21);

    • ноутбук и мультимедийная аппаратура, экран;

    • аудиосистема для воспроизведения музыки;

    • усилители звука;

    • костюмерная для хранения костюмов, головных уборов, декораций, реквизита;

    • фото и видеоаппаратура;

    • световая пушка;

    • лампа-имитация огня;

    • электрокамин.


Учебно-информационное обеспечение программы


Нормативно-правовые акты и документы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996- р);

  4. Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

  5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г.№ 09- 3242);

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г.

№ 816

«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.

№ 196

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 № 114

«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г.

№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем

дополнительного образования детей»;

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г.

№ 519 «О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г.

№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31мая 2021 г.

№ 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного станд арта начального общего образования»;

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г.

№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

  4. Устав образовательной организации (государственного, муниципального, районного, сельского, автономного, бюджетного образовательного учреждения) и далее указать название населенного пункта.

Учебные пособия:

    • Театральная игротека;

    • Учебник для уроков грима;

    • Учебник о возникновении театра;

    • Учебник «Актерский тренинг»;

    • Учебник «История костюма»;

Дидактический материал:

    • Карточки-задания по теме «скороговорки»;

    • Карточки-задания по теме «буриме»;

    • Карточки-задания по теме «театральные термины»;

    • Карточки-задания по теме «Событие», «Карты Проппа»;

    • Карточки-задания по актерскому мастерству: «кинолента видения»,

«оценка происходящего», «взаимодействие с партнером», «память физическихдействий», «темпо-ритм», «оправдание на сцене», «мышечная свобода»,

«психофизическое самочувствие», «анимация предметов»,

«предлагаемые обстоятельства», «событие» и т.д.;

    • Игры по истории костюма: «Европейская мода», «Из прошлого русской одежды»;

    • Методические папки по инсценировкам, спектаклям (репертуара студии), содержащие текст, инсценировок, режиссерский анализ пьесы, сведения об авторе, сценографию, эскизы костюмов и декораций, партитуру музыки и света спектакля, справочный материал.

Сборники инсценировок:

    • «Волшебство сказки»;

    • «Волшебство театра».

Электронные пособия, включающих в себя комплекс материалов:

    • инсценировка;

    • материал об авторе,

    • режиссерский анализ произведения,

    • сценография,

    • партитура света и музыки к спектаклю,

    • аудио музыка к спектаклю,

    • перечень реквизита и костюмов к спектаклю,

    • фотогалерея сцен из спектакля,

    • видео спектакли,

    • мультимедийные презентации (декорации, история создания произведения,работа над образами и т.д.) для работы над спектаклями репертуара студии.


Список литературы


Для обучающихся:

  1. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М.: Молодая гвардия, 1986;

  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: Детская литература, 1990;

  3. Беседы К.С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922гг. /Библиотечка «В помощьхудожественной самодеятельности; № 10: Труд актера; вып.37 /. М.: «Сов. Россия», 1990.

  4. Детская энциклопедия. Театр. – М.: Астрель, 2002;

  5. Климовский В.Л. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. – М.: Детская литература, 1982;

  6. Куликова К.Ф. Российского театра Первые актеры. – М.: 1991;

  7. Крымова Н.А. Станиславский – режиссер. – М.: «Искусство», 1984;

  8. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 1997;

  9. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. – М.: «Просвещение», 1986.

  10. Самые знаменитые артисты России. /Авт.-сост. С.В. Истомин. – М.: Вече, 2002;


Для педагога:

  1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров

«Я вхожу в мир искусства». – \М.: Искусство, 1996;

  1. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические заданиядля начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008;

  2. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи.Часть 1. – М.: «Маска», 2007;

  3. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939;

  4. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. – М.: «Просвещение», 1966;

  5. Ершова А.П., Букатов В.М. «Актерская грамота подросткам». – М.: «Глагол», 1994;

  6. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992;

  7. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава;под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019;

  8. Захава Б.Е. Современники. Вахтангов. Мейерхольд: учебное пособие /

Б.Е. Захава; под редакцией Любимцева П. – 4-е изд., – СПб: «Планета музыки», 2019;

  1. Клубков С.В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. –

М.: Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» № 6(46) 2001;

  1. Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы» – М.: «Просвещение», 1995;

  2. Рубина Ю.И. «Театральная самодеятельность школьников». – М.: «Просвещение», 1983;

  3. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». – М.: «Просвещение», 1995;

  4. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019;

  5. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989;

  6. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001;

  7. Шихматов Л.М. «От студии к театру». – М.: ВТО, 1970.

Интернет-ресурсы:

  1. Устройство сцены в театре

http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.shtml

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!