СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общеобразовательная общеразвивающая программа военно-патриотической направленности внеурочной деятельности «Юный спасатель»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Юный спасатель» представляет собой дополнительную общеразвивающую программу, целью которой является формирование у детей культуры безопасности и здорового образа жизни.

Просмотр содержимого документа
«Общеобразовательная общеразвивающая программа военно-патриотической направленности внеурочной деятельности «Юный спасатель»»

 

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

Байгазинская средняя общеобразовательная школа



 

  Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО Заместитель директора по ВР Директор школы

_______________ _______________/В.Г. Фаткуллина _____________/М.В. Гарафутдинов









Общеобразовательная общеразвивающая программа

военно-патриотической направленности внеурочной деятельности

«Юный спасатель» 

 



















Педагог:

Кравченко Виктор Валерьевич









д. Байгазина

Аргаяшского муниципального района

2021 год

ПАСПОРТ

Тип программы: модифицированная

Категория обучающихся: учащиеся 9-11 классов МОУ Байгазинская СОШ

Назначение программы:

- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг

- для педагога программа определяет приоритет в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации дополнительного образования

Сроки освоения программы: 1 год

Объём учебного времени: 35 часов

Режим занятий: 1 час в неделю

Наполняемость группы: 15 человек

Формы контроля: текущий контроль, практическая работа, итоговое отчетное занятие





























Пояснительная записка

 История развития человеческого общества неразрывно связана с реальными ЧС природного, техногенного, эпидемиологического, социального характера. Нередко ЧС становились причиной гибели и страданий людей, уничтожения материальных ценностей, изменения окружающей природной среды, привычного уклада жизни. Иногда ЧС приводили к закату цивилизаций и государств, служили толчком в развитии народов и регионов. Крупномасштабные ЧС приводили к подрыву экономических и политических систем, пересмотру вопросов взаимодействия человека и природы, человека и техники, людей между собой. Почти каждый день мы слышим из средств массовой информации, видим на экранах телевизоров и мониторов сообщения и сюжеты о катастрофах, авариях, бедствиях и других трагедиях, но случается и так, что мы сами становимся свидетелем или участником какой-либо ЧС, никто от этого не застрахован. И подрастающее поколение должно быть готово к таким ситуациям, к активным действия в них, ведь профессиональная помощь не всегда может прибыть вовремя, а каждая выигранная секунда зачастую означает спасенную жизнь. Развитие технического прогресса и современная ситуация в стране обуславливает большое многообразие навыков которыми должен обладать спасатель и предусматривает его всестороннюю развитость; учебная программа раскрывает основные из этих требований, при этом уделяя внимание дальнейшему саморазвитию каждого из обучаемых.

Программа «Юный спасатель» рассчитана на 1 год обучения 35 часа в год и включает в себя ряд лекционных занятий, практические занятия, соревнования.

Краткое описание программы

Программа «Юный спасатель» представляет собой дополнительную общеразвивающую программу, целью которой является формирование у детей культуры безопасности и здорового образа жизни. Программа направлена на оздоровление детей и организацию познавательного досуга в период учебного года, привитие интереса детей к физической культуре и спорту, формирование культуры безопасности в повседневной жизни. Обучающие мероприятия ориентированы на профилактику основных видов непреднамеренного травматизма, находящихся в компетенции МЧС России, таких как утопление, термические повреждения, падения и другие виды травм, полученные в результате нарушения правил безопасного поведения по неосторожности, в силу специфики возраста, недостатка знаний и опыта, а также в условиях стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Содержание программы подготовлено с учетом отчетов и рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, статистических данных МЧС России, современных исследований и подходов в области культуры безопасности, рекомендаций и приоритетных направлений в области подготовки населения, определенных Правительством и силовыми ведомствами Российской Федерации, а также региональной специфики.

Цели:

 Целью настоящей программы является совершенствование военно-патриотического воспитания подростков и молодежи, основанного на принципах взаимопомощи, благородства, любви к людям и природе, приобщения к вопросам личной и коллективной безопасности.

Задачи:

Основными задачами данной программы является:

·        Привлечение подростков и молодежи к вопросам личной и коллективной безопасности;

·        Обучение практическим навыкам оказанию само и взаимопомощи, умелым и быстрым действиям в любой чрезвычайной ситуации;

·        Обучение практическим навыкам и умению пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты;

·        Улучшение физической подготовки и приобщение подростков и молодежи к здоровому образу жизни;

·        Защита и пропаганда прав детей, подростков и молодежи, определенных отечественными правовыми нормами;

·        Проведение различных тренировок в форме слетов и соревнований по закреплению навыков поведения в экстремальных ситуациях соблюдения здорового образа жизни;

Планируемые результаты

 Реализация мероприятий, предусмотренных программой, будет способствовать:

·       обеспечению непрерывного образовательного и воспитательного процесса в рамках социума;

·       значительному увеличению числа детей - участников общественного детско-юношеского движения «Школа безопасности» и подростковых объединений «Юный спасатель», вовлекая их в социально значимую деятельность;

·       оздоровлению и физическому развитию молодежи, а также профессиональной ориентации участников движения.

По окончании занятий школьники должны

з н а т ь:

·        основные положения руководящих документов по вопросам организации и ведения аварийно-спасательных работ (АСР);

·        функции спасательной службы и законодательную базу по ней;

·        специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий региона, их поражающие факторы и последствия;

·        принципы организации и порядок ведения АСР при различных ЧС;

·        свои задачи, права и обязанности;

·        способы поиска, извлечения и транспортировки пострадавших в различных условиях;

·        последствия применения современных видов оружия и специфику ведения АСР в этой ЧС;

·        приемы оказания первой медицинской помощи;

·        особенности оказания первой медицинской помощи при переломах различной локализации;

·        способы переноски и транспортировки пострадавших при различных переломах;

·        средства для оказания первой медицинской помощи;

·        способы страховки и самостраховки;

·        технику безопасности при выполнении АСР;

у м е т ь:

·        ориентироваться в законодательной базе по аварийно-спасательному делу;

·        оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

·        работать с компасом и картой, ориентироваться на местности в любое время суток при различных погодных условиях;

·        контролировать свое морально-психологическое состояние при ЧС;

·        применять приемы управления своим состоянием;

иметь представление:

·        об отечественном и зарубежном опыте ведения АСР в различных ЧС природного и техногенного характера;

·        о природных явлениях региона;

·        о процессе горения, пожаре и его развитии;

·        об особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах;

·        об основах психологических знаний и особенностях поведения человека в ЧС.


Материально-техническая база


Материально-техническое оснащение для реализации данной программы составляет:

- манекен для тренировок оказания первой доврачебной помощи;

- медицинский инструмент (бинты, жгуты, шины, используемые при переломах);

- санитарные носилки;

- огнетушители;

- средства индивидуальной защиты;

- компасы.


Календарный учебный график

1

Продолжительность освоения программы

35 недель

2

Начало реализации программы

(начало учебного года)

01.09.2020

3

Окончание реализации программы

(окончание учебного года)

31.05.2020

4

Входной (вводный) мониторинг уровня подготовленности обучающихся

05.09.2020

5

Регламентирование образовательного процесса

(режим работы объединения)

1 день в неделю по 1 занятию

с 17:00 до 18:00

Продолжительность занятия 60 мин

6

Выходные и праздничные дни

Воскресенье, праздничные дни, установленные Правительством РФ;

4 ноября – День народного единства;

7 января – Рождество Христово;

23 февраля – День защитника Отечества;

8 марта – Международный женский день;

1 мая – Праздник весны и труда;

9 мая – День Победы.


7

Каникулы (сроки)

31.10.2020-08.11.2020

30.12.2020-12.01.2021

22.03.2021-31.03.2021

01.06.2021-31.08.2021


8

Дата итогового контроля

(итогового занятия)

30.05.2021


































Учебный план

 № п/п

Раздел

Кол-во часов

1.

Специальная подготовка.

11

2.

Противопожарная подготовка.

6

3.

Медицинская подготовка.

10

4.

Основы ориентирования.

5

5.

Физическая подготовка.

2

6.

Средства индивидуальной защиты.

1

ИТОГО:

35

 



Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Юный спасатель»

 №

Тема занятий

Кол-во часов

Вид занятий

Специальная подготовка. (11 часов)

1.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, возможные на территории Челябинской области.

1

Лекция

2.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Гражданская оборона России.

 

1

 

Лекция

3.

Виды чрезвычайных ситуаций.

1

Лекция

4.

Чрезвычайные ситуации природного характера и правила поведения при них.

1

Лекция

5.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила поведения при них.

1

Лекция

6.

Чрезвычайные ситуации бытового характера.

1

Лекция

7.

Правила поведения при возникновении ЧС бытового характера.

1

Рассказ

8.

Стихийные бедствия, причины и последствия.

1

Лекция

9.

Правила поведения при возникновении стихийных бедствий.

1

Рассказ

10.

Основы и способы выживания в различных чрезвычайных ситуациях.

1

Рассказ

11.

Виды аварий на различных объектах.

1

Лекция

Противопожарная подготовка. (6 часов)

12.

Условия, причины и последствия возникновения пожаров.

1

Лекция

13.

Виды, способы и методы тушения пожаров.

1

Лекция

14.

Огнетушители, назначение, виды, подготовка к применению, правила пользования.

1

Практ.

15.

Самоспасание людей при пожарах.

1

Практ.

16.

Пожарная техника и её применение.

1

Рассказ

17.

Составление плана эвакуации из различных зданий. Способы эвакуации.

1

Практ.

Медицинская подготовка. (10 часов)

18.

Первая медицинская помощь в различных бытовых ситуациях.

1

Лекция

19.

Средства оказания первой медицинской помощи спасателя.

1

Практ.

20.

Основы гигиенических знаний.

1

Рассказ

21.

Виды ран и первая помощь при них.

1

Рассказ

22.

Переломы и первая помощь при них.

1

Рассказ

23.

Растяжения, вывихи, ушибы и первая помощь при них.

1

Рассказ

24.

Травмы опорно–двигательного аппарата и первая помощь при них.

1

Рассказ

25.

Первая медицинская помощь при травмах грудной клетки и тазобедренного сустава.

1

Рассказ

26.

Черепно-мозговые травмы и первая помощь при них.

1

Рассказ

27.

Транспортировка пострадавшего.

1

Практ.

Автономное существование человека и пно - мозговых основы ориентирования. (5 часов)


28.

Вынужденное автономное существование человека в природе.

1

Лекция

29.

Правила поведения при вынужденном автономном существовании человека в природе.

1

Лекция

30.

Правила поведения во время туристических походов.

1

Лекция

31.

Способы ориентирования на местности.

1

Лекция

32.

Компас. Его назначение.

1

Практ.

Физическая подготовка. (2 часов)

33.

Силовые упражнения.

1

Практ.

34.

Общефизическая и кроссовая подготовка.

1

Практ.

Средства индивидуальной защиты. (1 час)

35.

Классификация средств индивидуальной защиты.

1

Практ.

ИТОГО

35

 



Виды контроля

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Входной контроль

В начале учебного года

Определение уровня развития обучающихся, их навыков, творческих способностей

Текущий

Текущий контроль

По итогам прохождения раздела

Определение степени усвоения обучающимися материала.

Выявление обучающихся, отстающих и опережающих обучение.

Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.


Текущий

Итоговая аттестация

По завершении обучения по программе

Ориентирование обучающихся на дальнейшее обучение.

Получение сведений для совершенствования программы и методов обучения.

Итоговое отчетное занятие



Список использованной литературы

1. Конституция РФ. 1993г.

2. Федеральный Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». 1994г.

3. Федеральный Закон РФ «О гражданской обороне». 1998г.

4. Федеральный Закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». 1995г.

5. Федеральный Закон РФ «О пожарной безопасности».

6. Федеральный Закон РФ «Об обороне»

7. Федеральный Закон РФ «О статусе военнослужащих». 1993г

8. Федеральный Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе». 1998г.

9. Постановление Правительства РФ «О порядке подготовки населения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций». 1995г № 738.

10. Справочник спасателя. М. ВНИИ ГО ЧС. 1995г.

11. Гостюшин «Энциклопедия экстремальных ситуаций». Изд. «Зеркало». 1994г.

12. Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. М.1990г.

13. Цвилюк Г.Е. Пособие по выживанию «Школа безопасности». М. ЭКСМО. 1995г.

14. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»

15. Учебник «Гражданская оборона». М. Просвещение. 1991г.

16. Учебник «Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях». Г.Н.Кириллов. М. Изд. НЦЭНАС. 2001г.

17. Журналы «Военные знания», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы безопасности жизни».

Использованные материалы и интернет-ресурсы:

http://www.spasatel.by/school-safety

http://www.spas-extreme.ru/school_safe

http://www.komandorkvest.narod.ru/glav.htm

http://www.26.mchs.gov.ru/fotovideo/foto/index.php?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=348





 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!