СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Общение"Интегрированный урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок. Проводится совместно с психологом.

Просмотр содержимого документа
«"Общение"Интегрированный урок»

Интегрированный урок обществознание + психология по теме: "Деятельность и общение"

  • Сервирева Светлана Игоревна, учитель истории и обществознания

  • Шаталова Ирина Николаевна, педагог-психолог

Разделы: Общепедагогические технологииШкольная психологическая служба

Урок по теме “Деятельность и общение”, представленный на Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, является частью курса “Обществознание” для 6 класса. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии.

Программа курса “Обществознание” - 8-9 класс и “Человек и общество” - 10-11 класс, обеспеченная учебниками авторского коллектива под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, призвана помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в окружающем социуме, выработать собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, утвердить себя как личность.

Что такое человек? Чем он отличается от других живых существ? Какое место занимает в мире природы? Как строит свои отношения с другими людьми? Как различить добро и зло? В чем заключается подлинная свобода человека? Эти и многие другие вопросы предстоит рассмотреть в курсе обществознания.

Курс является интегрированным, так как включает в себя сведения из целого ряда общественных наук, таких как: экономика, философия, социология, социальная психология,

Одним из направлений работы педагога-психолога в школе является психологическое просвещение учащихся. Таким образом, закономерной стала идея проведения интегрированных уроков педагогом-психологом и педагогом-предметником по обществознанию с целью разнообразить форму и содержание предметных занятий в разделе психологии, социальной психологии, социологии и социальной конфликтологии, а также с целью популяризировать психологические знания, научить ребят использовать психологические знания в повседневной личной и общественной жизни.

Это определило цели урока:

  1. Рассмотреть общение с точки зрения соотношения деятельности и общения и своеобразия этого вида проявления человеческой активности.

  2. Научить ребят использовать психологические знания в личной и общественной жизни.

Задачи:

  1. Охарактеризовать общение как своеобразную деятельность; сформировать научные знания о структуре и закономерностях общения.

  2. Способствовать формированию умения применить психологические знания в повседневной жизни.

  3. Способствовать развитию компетентности старшеклассников в сфере общения как проявления их активности.

  4. На примере изучения общения развивать такие качества, как внимательность, толерантность, и тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения.

К предполагаемым результатам изучения данной темы следует отнести:

  1. Формирование представления о следующих понятиях: деятельность, общение (невербальное и вербальное), диалог, интерактивное общение.

  2. Формирование умений и навыков практического применения психологических знаний (самопознания, самодиагностирования, выполнения ряда социальных ролей и пр.).

  3. Воспитание необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.

Знать:

  • указанные термины и понятия;

  • приемы социально-психологического взаимодействия;

  • особенности группового и личностного общения.

Уметь:

  • взаимодействовать в социуме;

  • диагностировать и анализировать ситуацию;

  • быть успешным в любом виде деятельности.

Общеучебные умения и навыки:

  • диагностика и самодиагностика;

  • психологический анализ ситуации;

  • рефлексия.

Форма урока: практикум (занятие с элементами практических упражнений и последующим их обсуждением).

Тип: урок коррекции знаний и умений.

Методы и приемы:

  • беседа;

  • психологические упражнения;

  • экспресс-диагностика;

  • самодиагностика;

  • игровые приемы и упражнения;

  • рефлексия.

Ход урока

ХОД УРОКА



ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Вступительное слово учителя:


Здравствуйте ребята, коллеги, я рада видеть вас. Надеюсь, что для вас урок будет интересен и полезен. Успешность урока, будет зависеть от активности каждого из вас. Ведь как говорил Ш.А.Амоношвили: «Дети - это творцы урока…». Так и вы, ребята, сегодня будете творцами урока. Желаю нам всем удачи.


2. Актуализация знаний

Слайд 1 Ребята, на доске мы видим несколько иллюстраций. Подумайте, что их объединяет? (деятельность)

- Что такое деятельность? (это способ отношения человека к окружающему миру с целью изменения и преобразования мира в интересах человека)

- Вспомните структуру деятельности (потребность – мотив - цель – средства – действия – результат).

- Ребята, с какими видами деятельности вы познакомились на прошлых уроках? (труд, учеба, игра).

- Вы рассмотрели три вида деятельности, а сегодня познакомимся еще с одним видом деятельности, а с каким, ответите на этот вопрос после просмотра фрагмента мультфильма «Барбоскины».

3.

Этап мотивации к учебной деятельности


Слайд 2- Фрагмент мультфильма «Барбоскины»

Вопросы классу:

- Скажите пожалуйста что делают герои мультфильма?

- Почему Гена начал разговаривать с кактусом?

-А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника?

-Как вы думаете, почему так происходит?

- Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?


Слайд 3 Тема нашего урока называется: «Общение»

- Запишите тему урока на рабочих листах.

- Таким образом, что мы с вами должны сегодня узнать на уроке?

- Ребят, определите цель нашего урока.

Цель: Понять, что такое общение и какова его роль в жизни людей.


- Какие же задачи мы поставим сегодня на уроке?

1.Узнать что такое «общение».

2. Узнать цели общения.

3. Познакомиться со средствами общения.

Сегодня мы приступаем к практическому занятию по теме “Деятельность и общение”. Начнем с изучения особенностей собственного общения. Экспресс-диагностика “Умеешь ли ты общаться?” (Приложение 1).


Целью урока для каждого будет подтвердить или опровергнуть результаты тестирования.

  • Итак, дайте определение понятию общения.

  • Дайте определение понятию "деятельность".

В образе жизни высших животных и человека выделяют 2 стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами.

Первый вид контактов способствует созданию предметов материальной и духовной культуры, другой вид контактов – взаимодействие живых существ друг с другом, способы обмена различной информацией. Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью.

Беседа по материалам предшествующего лекционного занятия.

Каковы основные функции общения?

Каково соотношение понятий “деятельность” и “общение”?

Существует два распространенных взгляда на общение:

А. Общение - это сторона любой совместной деятельности, поскольку сама деятельность есть не только труд, но и взаимодействие в процессе труда.

Б. Общение - особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями и действиями. (Данные взгляды размещены на доске).

Какой из приведенных взглядов вы разделяете?

  1. Только А.

  2. Только Б.

  3. И А, и Б.

  4. Ни А, ни Б.

Аргументируйте свой выбор.



4. Работа по теме урока





























Первичное закрепление






- Каждый из нас живет, учится, работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, занимаемся спортом и т.д., но в любой ситуации общаемся с людьми.


- Задание: Учебник стр.67-68 «Что такое общение», «Каковы цели общения»

Исследовательская работа с учебником п.1, 2 найти определение «общение»

  1. Общение – взаимные деловые и дружеские отношения;

  2. Цели Общения - совместная деятельность, обучение новому, установление взаимопонимания, развитие человека.


(Устная фронтальная проверка)


- Итак, ребят, мы с вами ответили на первые два пункта нашего плана? (Да)


- Ребята, а с помощью чего мы общаемся? Что мы используемся при общении?

- С помощью чего мы общаемся – это средства.

- Предлагаю вам познакомится с ними.запись на доске(схема)



Речевое (вербальное, словесное)

Неречевое (невербальное)










Чтобы закрепить эти знания, проведем серию практических упражнений в микрогруппах (3 микрогруппы) (Приложение 2).

Алгоритм работы в группах:

  • внимательно познакомиться с заданием и показать его результат для класса;

  • начать представление деятельности группы с формулировки целей и задач.

Микрогруппа 1

Вербальное общение

Задача: Соотнести интонацию и результат общения.


Микрогруппа 1

Невербальное общение

Задача: Показать возможные средства замены невербального общения.

Вопрос к учащимся: Какие приемы и средства вербального и невербального общения продемонстрировали участники микрогруппы 1?

Микрогруппа 2

Вербальное общение

Задача: Слушать собеседника, при этом говорить о своем, склоняя собеседника на сторону своего мнения, показать умение контактировать.


Микрогруппа 2

Невербальное общение

Задача: Продемонстрировать позы и жесты, как средства невербального общения.

Вопрос к учащимся: Какие приемы и средства вербального и невербального общения продемонстрировали участники микрогруппы 2?

Микрогруппа 3

Вербальное общение

Задача: Показать особенности коммуникативного общения.

Микрогруппа 3

Невербальное общение

Задача: Показать возможные позиции сидящих в общении.

Вопрос к учащимся: Какие приемы и средства вербального и невербального общения продемонстрировали участники микрогруппы 3?

Итог урока:

  • Итак, подтвердились ли на уроке ваши представления о самих себе, особенностях своего общения?

  • Что вам известно о связи деятельности и общения, общения в целом?

  • Какая связь существует между вербальным и невербальным общением?

  • Какой вид общения является наиболее важным, значимым?


Игра -физминутка


- Чтобы лучше понять, как сочетаются средства общения, поработаем по цепочке

попробуйте, используя голос, интонацию, мимику, жесты три раза произнести одно и то же слово, но с разным смыслом:

Привет, спасибо, молодец, здравствуйте.

Изучение 3 пункта плана.



















Закрепление изученного

















5. Подведение итога.



















6. Рефлексия учебной деятельности




















Домашнее задание

Работа с диаграммой( слайд презентации)

- Как вы думаете, какие средства общения наиболее эффективны в процессе общения?

- Психологи думают иначе, посмотрите на диаграмму ,здесь показано, какой объем информации мы получаем благодаря различным средствам общения.


- К какому выводу можно прийти? (ученики делают выводы)

Слово учителя

- Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. На самом деле, слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.


- Таким образом, в общении важно учитывать словесную информацию и невербальную.


- Ребят, мы справились с 3 вопросом плана?






Слово учителя

Вернемся к нашему главному вопросу урока: какую же роль играет общение в жизни и деятельности людей?

-ответы детей

-вывод учителя


Общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, складывается психологическая общность, достигается взаимопонимание. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Общению принадлежит важное место и в развитии человека.


- Не зря ученые считают общение самой первой и самой главной формой отношения человека к окружающему миру.


Скажите, мы достигли цели урока?


- Ребята, общайтесь и получайте от общения истинное удовольствие.

А для того,чтобы общение приносило только удовольствие, обратите внимание на памятку.Слайд презентации


Благодарю вас за урок и желаю приятного общения.





Перед тем, как покинуть кабинет, я попрошу вас выразить неречевыми средствами общения своё отношение к уроку.



Я не совсем усвоил (-а) новую тему.

Мне нужно доработать.

Я хорошо усвоила тему урока! У меня все получилось!

Ура!











Параграф 8 п 1-3,определения

На дополнительную оценку: задание 4 рубрика « В классе и дома»



Интерпретация теста

Если вы ответили положительно на вопросы 1,2,3,6,7,8,0,10,11 засчитай себе по 1 баллу за каждый из них.

От 1 до 3 баллов - трудно сказать, то ли ты молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общителен, что тебя стараются избегать, но факт остает­ся фактом: общаться с тобой не всегда приятно.

От 4 до 9 баллов - ты может и не слишком общителен, но почти всегда внимательный и приятный собеседник.

От 9 до 11 баллов - ты, наверное, один из самых приятных в общении собеседников. Вряд ли друзья могут без тебя обойтись. Это прекрасно! Возникает только один вопрос: не приходится ли тебе иногда играть как на сцене?



Литература

Учебно-методическая

  1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. М. Просвещение, 2000.

  2. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. М. Просвещение, 1997.

  3. Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу “Обществознание - 8-9 класс”, “Человек и общество - 10-11 класс”. М. Просвещение, 2001.

  4. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. М. “Педагогический поиск”, 2004.

Психологическая

  1. Карелин А.А. Психологические тесты. 1,2 том. М. “Владос”, 2003.

  2. Петрусинский В.В. Игра: обучение, тренинг, досуг. М. Высшая школа, 1998.

  3. Кумар В. Ваш психологический портрет. СПб. Питер Пресс, 1996.

  4. Кулагина И.Ю. Личность школьника. М. Сфера, 1999.

  5. Кравченко А.И. Введение в социологию. М. Просвещение, 1997.

  6. Зинченко В.П. Как построить свое Я. М. Просвещение, 1991.

  7. Донцов А.И. Психология коллектива. М. Знание, 1987.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!