Интегрированный урок обществознание + психология по теме: "Деятельность и общение"
Сервирева Светлана Игоревна, учитель истории и обществознания
Шаталова Ирина Николаевна, педагог-психолог
Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба
Урок по теме “Деятельность и общение”, представленный на Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, является частью курса “Обществознание” для 6 класса. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии.
Программа курса “Обществознание” - 8-9 класс и “Человек и общество” - 10-11 класс, обеспеченная учебниками авторского коллектива под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, призвана помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в окружающем социуме, выработать собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, утвердить себя как личность.
Что такое человек? Чем он отличается от других живых существ? Какое место занимает в мире природы? Как строит свои отношения с другими людьми? Как различить добро и зло? В чем заключается подлинная свобода человека? Эти и многие другие вопросы предстоит рассмотреть в курсе обществознания.
Курс является интегрированным, так как включает в себя сведения из целого ряда общественных наук, таких как: экономика, философия, социология, социальная психология,
Одним из направлений работы педагога-психолога в школе является психологическое просвещение учащихся. Таким образом, закономерной стала идея проведения интегрированных уроков педагогом-психологом и педагогом-предметником по обществознанию с целью разнообразить форму и содержание предметных занятий в разделе психологии, социальной психологии, социологии и социальной конфликтологии, а также с целью популяризировать психологические знания, научить ребят использовать психологические знания в повседневной личной и общественной жизни.
Это определило цели урока:
Рассмотреть общение с точки зрения соотношения деятельности и общения и своеобразия этого вида проявления человеческой активности.
Научить ребят использовать психологические знания в личной и общественной жизни.
Задачи:
Охарактеризовать общение как своеобразную деятельность; сформировать научные знания о структуре и закономерностях общения.
Способствовать формированию умения применить психологические знания в повседневной жизни.
Способствовать развитию компетентности старшеклассников в сфере общения как проявления их активности.
На примере изучения общения развивать такие качества, как внимательность, толерантность, и тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения.
К предполагаемым результатам изучения данной темы следует отнести:
Формирование представления о следующих понятиях: деятельность, общение (невербальное и вербальное), диалог, интерактивное общение.
Формирование умений и навыков практического применения психологических знаний (самопознания, самодиагностирования, выполнения ряда социальных ролей и пр.).
Воспитание необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.
Знать:
указанные термины и понятия;
приемы социально-психологического взаимодействия;
особенности группового и личностного общения.
Уметь:
взаимодействовать в социуме;
диагностировать и анализировать ситуацию;
быть успешным в любом виде деятельности.
Общеучебные умения и навыки:
диагностика и самодиагностика;
психологический анализ ситуации;
рефлексия.
Форма урока: практикум (занятие с элементами практических упражнений и последующим их обсуждением).
Тип: урок коррекции знаний и умений.
Методы и приемы:
беседа;
психологические упражнения;
экспресс-диагностика;
самодиагностика;
игровые приемы и упражнения;
рефлексия.
Ход урока
ХОД УРОКА
ХОД УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
1. Организационный момент | Приветствие учащихся. Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята, коллеги, я рада видеть вас. Надеюсь, что для вас урок будет интересен и полезен. Успешность урока, будет зависеть от активности каждого из вас. Ведь как говорил Ш.А.Амоношвили: «Дети - это творцы урока…». Так и вы, ребята, сегодня будете творцами урока. Желаю нам всем удачи. |
2. Актуализация знаний | Слайд 1 Ребята, на доске мы видим несколько иллюстраций. Подумайте, что их объединяет? (деятельность) - Что такое деятельность? (это способ отношения человека к окружающему миру с целью изменения и преобразования мира в интересах человека) - Вспомните структуру деятельности (потребность – мотив - цель – средства – действия – результат). - Ребята, с какими видами деятельности вы познакомились на прошлых уроках? (труд, учеба, игра). - Вы рассмотрели три вида деятельности, а сегодня познакомимся еще с одним видом деятельности, а с каким, ответите на этот вопрос после просмотра фрагмента мультфильма «Барбоскины». |
3. Этап мотивации к учебной деятельности | Слайд 2- Фрагмент мультфильма «Барбоскины» Вопросы классу: - Скажите пожалуйста что делают герои мультфильма? - Почему Гена начал разговаривать с кактусом? -А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника? -Как вы думаете, почему так происходит? - Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? Слайд 3 Тема нашего урока называется: «Общение» - Запишите тему урока на рабочих листах. - Таким образом, что мы с вами должны сегодня узнать на уроке? - Ребят, определите цель нашего урока. Цель: Понять, что такое общение и какова его роль в жизни людей. - Какие же задачи мы поставим сегодня на уроке? 1.Узнать что такое «общение». 2. Узнать цели общения. 3. Познакомиться со средствами общения. Сегодня мы приступаем к практическому занятию по теме “Деятельность и общение”. Начнем с изучения особенностей собственного общения. Экспресс-диагностика “Умеешь ли ты общаться?” (Приложение 1). Целью урока для каждого будет подтвердить или опровергнуть результаты тестирования. Итак, дайте определение понятию общения. Дайте определение понятию "деятельность". В образе жизни высших животных и человека выделяют 2 стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый вид контактов способствует созданию предметов материальной и духовной культуры, другой вид контактов – взаимодействие живых существ друг с другом, способы обмена различной информацией. Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью. Беседа по материалам предшествующего лекционного занятия. Каковы основные функции общения? Каково соотношение понятий “деятельность” и “общение”? Существует два распространенных взгляда на общение: А. Общение - это сторона любой совместной деятельности, поскольку сама деятельность есть не только труд, но и взаимодействие в процессе труда. Б. Общение - особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями и действиями. (Данные взгляды размещены на доске). Какой из приведенных взглядов вы разделяете? Только А. Только Б. И А, и Б. Ни А, ни Б. Аргументируйте свой выбор. |
4. Работа по теме урока Первичное закрепление | - Каждый из нас живет, учится, работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, занимаемся спортом и т.д., но в любой ситуации общаемся с людьми. - Задание: Учебник стр.67-68 «Что такое общение», «Каковы цели общения» Исследовательская работа с учебником п.1, 2 найти определение «общение» Общение – взаимные деловые и дружеские отношения; Цели Общения - совместная деятельность, обучение новому, установление взаимопонимания, развитие человека. (Устная фронтальная проверка) - Итак, ребят, мы с вами ответили на первые два пункта нашего плана? (Да) - Ребята, а с помощью чего мы общаемся? Что мы используемся при общении? - С помощью чего мы общаемся – это средства. - Предлагаю вам познакомится с ними.запись на доске(схема) Речевое (вербальное, словесное) Неречевое (невербальное) Чтобы закрепить эти знания, проведем серию практических упражнений в микрогруппах (3 микрогруппы) (Приложение 2). Алгоритм работы в группах: внимательно познакомиться с заданием и показать его результат для класса; начать представление деятельности группы с формулировки целей и задач. Микрогруппа 1 | Вербальное общение | Задача: Соотнести интонацию и результат общения. | Микрогруппа 1 | Невербальное общение | Задача: Показать возможные средства замены невербального общения. | Вопрос к учащимся: Какие приемы и средства вербального и невербального общения продемонстрировали участники микрогруппы 1? Микрогруппа 2 | Вербальное общение | Задача: Слушать собеседника, при этом говорить о своем, склоняя собеседника на сторону своего мнения, показать умение контактировать. | Микрогруппа 2 | Невербальное общение | Задача: Продемонстрировать позы и жесты, как средства невербального общения. | Вопрос к учащимся: Какие приемы и средства вербального и невербального общения продемонстрировали участники микрогруппы 2? Микрогруппа 3 | Вербальное общение | Задача: Показать особенности коммуникативного общения. | Микрогруппа 3 | Невербальное общение | Задача: Показать возможные позиции сидящих в общении. | Вопрос к учащимся: Какие приемы и средства вербального и невербального общения продемонстрировали участники микрогруппы 3? Итог урока: Итак, подтвердились ли на уроке ваши представления о самих себе, особенностях своего общения? Что вам известно о связи деятельности и общения, общения в целом? Какая связь существует между вербальным и невербальным общением? Какой вид общения является наиболее важным, значимым? Игра -физминутка - Чтобы лучше понять, как сочетаются средства общения, поработаем по цепочке попробуйте, используя голос, интонацию, мимику, жесты три раза произнести одно и то же слово, но с разным смыслом: Привет, спасибо, молодец, здравствуйте. |
Изучение 3 пункта плана. Закрепление изученного 5. Подведение итога. 6. Рефлексия учебной деятельности Домашнее задание | Работа с диаграммой( слайд презентации) - Как вы думаете, какие средства общения наиболее эффективны в процессе общения? - Психологи думают иначе, посмотрите на диаграмму ,здесь показано, какой объем информации мы получаем благодаря различным средствам общения. - К какому выводу можно прийти? (ученики делают выводы) Слово учителя - Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. На самом деле, слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты. - Таким образом, в общении важно учитывать словесную информацию и невербальную. - Ребят, мы справились с 3 вопросом плана? Слово учителя Вернемся к нашему главному вопросу урока: какую же роль играет общение в жизни и деятельности людей? -ответы детей -вывод учителя Общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, складывается психологическая общность, достигается взаимопонимание. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Общению принадлежит важное место и в развитии человека. - Не зря ученые считают общение самой первой и самой главной формой отношения человека к окружающему миру. Скажите, мы достигли цели урока? - Ребята, общайтесь и получайте от общения истинное удовольствие. А для того,чтобы общение приносило только удовольствие, обратите внимание на памятку.Слайд презентации Благодарю вас за урок и желаю приятного общения. Перед тем, как покинуть кабинет, я попрошу вас выразить неречевыми средствами общения своё отношение к уроку. Я не совсем усвоил (-а) новую тему. Мне нужно доработать. Я хорошо усвоила тему урока! У меня все получилось! Ура! Параграф 8 п 1-3,определения На дополнительную оценку: задание 4 рубрика « В классе и дома» |
Интерпретация теста
Если вы ответили положительно на вопросы 1,2,3,6,7,8,0,10,11 засчитай себе по 1 баллу за каждый из них.
От 1 до 3 баллов - трудно сказать, то ли ты молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общителен, что тебя стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с тобой не всегда приятно.
От 4 до 9 баллов - ты может и не слишком общителен, но почти всегда внимательный и приятный собеседник.
От 9 до 11 баллов - ты, наверное, один из самых приятных в общении собеседников. Вряд ли друзья могут без тебя обойтись. Это прекрасно! Возникает только один вопрос: не приходится ли тебе иногда играть как на сцене?
Литература
Учебно-методическая
Боголюбов Л.Н. Обществознание. М. Просвещение, 2000.
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. М. Просвещение, 1997.
Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу “Обществознание - 8-9 класс”, “Человек и общество - 10-11 класс”. М. Просвещение, 2001.
Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. М. “Педагогический поиск”, 2004.
Психологическая
Карелин А.А. Психологические тесты. 1,2 том. М. “Владос”, 2003.
Петрусинский В.В. Игра: обучение, тренинг, досуг. М. Высшая школа, 1998.
Кумар В. Ваш психологический портрет. СПб. Питер Пресс, 1996.
Кулагина И.Ю. Личность школьника. М. Сфера, 1999.
Кравченко А.И. Введение в социологию. М. Просвещение, 1997.
Зинченко В.П. Как построить свое Я. М. Просвещение, 1991.
Донцов А.И. Психология коллектива. М. Знание, 1987.