Рекомендована к использованию педагогическим советом МБОУ «СОШ с.Тамбовки» Протокол от________ №____. | «Утверждаю» Приказ от _____ № ___ Директор МБОУ «СОШ с.Тамбовки» ___________ Т.Е.Паршина
|
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
ДЛЯ 1 – 9 КЛАССОВ
Срок реализации программы: 2015 - 2020 уч.г.
Составители: Тунгатарова Айслу Хошахановна,
соответствие занимаемой должности,
Тимешева Айна Айбулатовна,
1 квалификационная категория.
С.Тамбовка, 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1 Рабочая программа по музыке стр.
для 1 – 4 классов.
РАЗДЕЛ 2 Рабочая программа по музыке стр.
для 5 – 9 классов.
Структура рабочей программы
1.Пояснительная записка
2.Общая характеристика учебного предмета
3.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
4.Содержание учебного предмета, курса.
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 1 – 4 классов.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №-1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»;
Авторская программа «Музыкальное искусство – концепция «Начальная школа 21 века», под редакцией Н.Ф. Виноградовой ( авторы Усачёва В.О. , Школяр Л.В., Школяр В.А.)
Авторская программа «Искусство.Музыка» В.В. Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак.
Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12г. (редакция от 31 декабря 2014 г. с изменениями от 06.04.2015).
Примерная программа, созданная на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02. 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год» от 31.03.2014 г. № 253
Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от.31 марта 2014 г. № 253.
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального об- щего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
Конвенция о правах ребёнка;
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях /Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 / Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189.
Закон "Об образовании в Астраханской области" от 14 октября 2013 года № 51/2013-ОЗ
Конвенция о правах ребенка одобрена генеральной Ассамблеи ООН 20ноября 1989г.
Устав муниципального образовательного учреждения МБОУ «СОШ с.Тамбовки» Харабалинского района Астраханской области
Базисный учебный план МБОУ «СОШ с. Тамбовки» Харабалинского района Астраханской области
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений; образного мышления и творческой индивидуальности;
Овладение навыками умениями, навыками, способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);
Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти
Воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, к своему народу, Родине, уважение к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству
Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;
Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре и лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
Формирование устойчивого интереса к музыке и различным формам ее бытования.
Общая характеристика предмета
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произ-ведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в про-цессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
Формирование целостной системы представлений об искусстве и жизни, а также певческих, инструментальных и дирижерско-исполнительских умений и навыков является важнейшим средством музыкально-воспитательного процесса, способствующим развитию художественного мышления и нравственно-эстетического сознания личности. Поэтому формирующиеся знания, умения и навыки не должны занимать место основной цели в программе по музыке и быть преимущественным объектом оценки, критерием учебно-воспитательного процесса. Главным результатом уроков музыки является переход к новому внутреннему состоянию ребенка, которое называется одухотворенностью, и воспитание ценностных отношений к музыке и жизни.
Важнейшей особенностью данной программы является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создаёт условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I—IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа — во II—IV классах).
Результаты освоения программы «Музыка» в I-IV классах.
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально -ценностного отношения школьников к искусству; знания музыки и знания о музыке; опыт музыкально творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах и др.; знания и способы деятельности выпускников начальной школы. Важным показателем успешности достижения результатов является участие выпускников в различных формах культурно - досуговой деятельности клacca, школы.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов,
музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур,
народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
— умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
— уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
— ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы,
города и др.;
— формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству,
понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся,
проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
— овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
— овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии целями и задачами деятельности;
— приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
— формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно- образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
— умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
— формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
— формирование общего представления о музыкальной картине мира;
— знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
— формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
— формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
— умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
— умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции,
классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
— умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций,
исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Выпускники начальной школы научатся:
- проявлять устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям; выражать свое отношение к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике; выразительно исполнять песни, владея певческими умениями и навыкам (координация слуха и голоса, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания, дикции,
артикуляции);
- петь а капелла (соло, в хоре, ансамбле и др.); общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов; разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях; знать песенный репертуар класса, участвовать в концертном исполнении;
- эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений, пластического интонирования;
-создавать пластические этюды; владеть навыками «свободного дирижирования»;
-участвовать в драматизации пьес программного характера, в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкальных спектаклей;
- владеть навыками элементарногомузицирования на детских инструментах; понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи; эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня,танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония);
- высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
-иметь представление об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста,вариативности);
-анализировать содержание, форму, музыкальный язык произведений разных жанров; импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные импровизации);
-использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;
- знать ведущих музыкантов-исполнителей и исполнительские коллективы; иметь представление о музыке разных народов, стилей, композиторов;
- сопоставлять особенности их языка, узнавать творческий почерк русских и зарубежных композиторов; узнавать музыку различных жанров (простых и сложных) и ее авторов;
-выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной) в сопоставлении с музыкой других народов и стран; понимать значение триединства музыкальной деятельности композитора, исполнителя, слушателя; понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);
-личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы,
аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям; испытывать потребность в общении с музыкой, искусством вне школы, в семье; самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
-приобретать навыки художественного музыкально-эстетического самообразования:
Формировать личные фонотеку,библиотеку,видеотеку.
Содержание учебного материала
Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
общим целям образования - ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
задачам образования - развитию способностей к художественно- образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные,метапредметные и личностные результаты обучения.
1 класс
Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе. Главная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе - «Как можно услышать музыку». Она рассматривается под различным углом зрения во 2 и 4 четвертях, перекликаясь с темами «Звучащий образ Родины», «Что может музыка». В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки. Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.
Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре и культуре народа Коми. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой- либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они
музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально - смысловые соответствия.
Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.
Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.
Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.
Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.
Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, былина) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.
Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.
Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пе-ния на распев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в доне11ени музыкального произведения до слушателя. Музыкальное ис-полнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
По предмету «Музыка» в 1 классе контрольные и практические работы не предусмотрены. Проверка и контроль знаний проводится в виде уроков - концертов, уроков-утренников.
2 класс
Во 2 классе раскрывается содержание музыкального искусства через темы:
«Три кита» в музыке – песня, танец, марш»- композитор, исполнитель, слушатель. Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки - ведущая проблема года, пронизывающая музыкальные занятия в начальной школе. Рассмотрение жизненных связей песен, танцев и маршей и их взаимопроникновение. Древняя легенда про «трёх китов», на которых будто бы держится Земля. Мелодия, напев - важнейшая часть разных музыкальных жанров, «душа музыки».
«О чём говорит музыка» - музыка выражает чувства человека (радость, гнев, печаль, тревога и др.), различные черты харак-тера (силу и мужество, нежность и мягкость, серьёзность и шутливость), создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей и др. Музыка изображает различные состояния и картины природы (звуки и шумы, пение птиц, журчание ручья, грозу и бурю, колокольный звон и др.), движение (поступь, шаг человека, движение поезда, конницы и др.). Взаимосвязь выразительности и изобразительности. Сходство и различие между музыкой и живописью.
«Куда ведут нас «три кита» - путь введения в оперу, балет, симфонию, концерт. Музыкальные образы в произведениях крупных форм. Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, балетов, симфоний, концертов. Осознание выразительных средств музыки в том или ином художественном образе.
«Что такое музыкальная речь»- постижение своеобразия каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, фактуры, лада, ритма, регистра, тембра и т.д. и опыт собственной исполнительской деятельности. Знакомство с простейшими музыкальными формами (одночастная, двухчастная, трёхчастная) на основе закономерностей детского восприятия. Выразительные возможности русских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов.
3 класс
Учебный материал 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах - от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта. Интонация, развитие музыки, построение (формы) музыки - триада, обозначающая ведущую проблему года.
Песенность, танцевальность, маршевость. Жанровые истоки сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности. Усвоение темы на знакомой учащимся музыке.
Импровизации с использованием «зерна-интонации» (вокальные, инструментальные, ритмические, пластические). Интонационная осмысленность исполнения с опорой на понимание того, что такое интонация и как из неё вырастает мелодия.
Композиторы выражают в своих произведениях развитие чувств человека, переход от одного чувства, настроения к другому. Музыка - искусство, которое не существует вне времени и раскрывается перед слушателем постепенно, в процессе развития. Приёмы исполнительского и композиторского развития в музыке.
Повтор, контраст, вариационность - основные принципы развития в народной музыке и в произведениях, сочинённых композиторами. «Зерно-интонация», тема и её развитие в музыкальном произведении.
Средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) и т.д., их роль в развитии образного содержания музыки.
4 класс
Учебный материал 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Выявляют национальные особенности, характерные черты музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.). Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» - сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначальных представлений и знаний о твор-честве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентичного, подлинного н стилизованного), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-исполнительской и творческой (сочинение, импровизации) деятельности школьников.
Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси.
«Академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители – певцы, инструменталисты, дирижёры, хоры, оркестры. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов.
Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития.
Тематическое планирование
1 класс
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Истоки возникновения музыки | 8 |
2 | Содержание и форма бытования музыки | 16 |
3 | Язык музыки | 6 |
4 | Резерв | 3 |
Итого: | 33 |
2 класс
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Всеобщее в жизни и в музыке | 8 |
2 | Музыка – искусство интонируемого смысла | 10 |
3 | «Тема» и «развитие» - жизнь художественного образа | 10 |
4 | Развитие как становление художественной формы | 6 |
Итого: | 34 |
3 класс
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Характерные черты русской музыки | 8 |
2 | Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности | 12 |
3 | Истоки русского классического романса | 6 |
4 | Композиторская музыка для церкви | 2 |
5 | Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре | 6 |
Итого: | 34 |
4 класс
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Многоцветие музыкальной картины мира | 7 |
2 | Музыка мира сквозь «призму» русской классики | 8 |
3 | Музыкальное общение без границ | 10 |
4 | Искусство слышать музыку | 9 |
Итого: | 34 |
1. | Учебно – методический комплект |
«Начальная школа XXI века». 1-4 классы |
| Музыка |
№ | класс | Учебно-методические пособия |
| 1 | 1.Усачева В.О. «Музыкальное искусство» (методическое пособие) 1 класс 2. Усачева В.О., Школяр Л.В. Вентана – Граф Учебник «Музыка» 1 класс 3. Кузьмина О.В. «Музыкальное искусство», блокнот |
| 2 | 1.Усачева В.О. «Музыкальное искусство» (методическое пособие) 2 класс 2. Кузьмина О.В. «Музыкальное искусство», блокнот |
| 3 | 1.Усачева В.О. «Музыкальное искусство» (методическое пособие)3 класс 2. Кузьмина О.В. «Музыкальное искусство», блокнот |
| 4 | 1.Усачева В.О. «Музыкальное искусство» (методическое пособие) 4 класс 2. Кузьмина О.В. «Музыкальное искусство», блокнот |
Разнообразие видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная
деятельность) требует определённого учебно-методического обеспечения:
Нотный материал – песенный, иллюстративный, лучшие образцы отечественной и мировой музыкальной культуры.
Аудиозапись - предназначена не только для восприятия музыки, но и для разных видов исполнительства и творчества – музыкально - ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах.
Наглядный, иллюстративный материал – как средство повышения эмоциональной отзывчивости на музыку.
4. Детские музыкальные инструменты – средство для проявления творческого самовыражении ребёнка при постижении им музыкального произведения, его музыкального языка.
Энциклопедия классической музыки. (Композиторы и их произведения, исполнители, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина).
Интернет-ресурсы.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 – 9 классов
Пояснительная записка
Рабочая программа «Музыка» для 5—9 классов предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа. Она разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерных программ «Музыка», «Искусство» основного общего образования.
Данную программу характеризует глубинная взаимосвязь с программой для 1—4 классов, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала.
Как и программа для начальной школы, настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
Кроме того, задействуются некоторые идеи и выводы, содержащиеся в учебно-методических материалах и научных трудах виднейших отечественных педагогов-музыкантов — Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Б. В. Асафьева, Н. Л. Гродзенской, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Г. П. Стуловой, Г. М. Цыпина, В. Н. Шацкой, Б. Л. Яворского.
Одновременно с этим концепция настоящей программы, ее содержание, структура и принципы отбора музыкального материала, выстраивание литературного и изобразительного рядов во многом представляют предмет самостоятельной авторской разработки. При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности — литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением. В связи с этим авторы в различной мере ориентировались на учебные программы по указанным предметам для 5—9 классов.
Другие отличительные особенности программы отразились:
— во взгляде на музыку не только с точки зрения ее эстетической ценности, но и с позиции ее универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, — природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства1;
— в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
— в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
— в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);
— в обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в основной школе заключается
духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
ЗАДАЧИ музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
— научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля — пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);
— содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
— воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
— развивать интеллектуальный потенциал;
— всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;
— способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
— научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
— сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
Усиление интегративного характера курса в 8—9 классах потребовало реализации в программе следующих задач:
— овладеть культурой восприятия традиционных и современных искусств;
Обогатить знания и расширить опыт художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства1.
Кроме того, настоящая программа предусматривает решение еще одной важной задачи. Она заключается в постепенном воспитании культуры мышления и речи. Новизна данной задачи, бывшей до настоящего времени прерогативой курсов по русскому языку и литературе, для предмета «Музыка» несомненна. Однако, по нашему убеждению, постановка такой задачи не только правомерна, но естественно вытекает из характера и широкой гуманитарной направленности предмета.
Столь серьезный подход к музыкальному образованию потребовал адекватного методологического обоснования. Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, системный подход, метод проблемного обучения.
Место курса в учебном плане
Настоящая программа «Искусство. Музыка. 5— 9 классы» составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 5—7 классах
из расчета не менее 102 часа (по 34 часов в каждом классе), «Искусство» в 8—9 классах из расчета не менее 68 часов (по 34 часов в каждом классе).
Ценностные ориентиры содержания курса1
Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:
— в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
— в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
— в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
— в формировании основ художественного мышления;
— в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
Личностные, метапредметные предметные результаты освоения курса
5 КЛАСС
— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
— совершенствование художественного вкуса;
— овладение художественными умениями и навыками
— наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
— формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
— сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов1:
— анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
— проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
— размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
— использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
— применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
— наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
— общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
— умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
— умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
— знание имен композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля,
— проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную парию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.
6 КЛАСС
— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
— совершенствование художественного вкуса;
— овладение художественными умениями и навыками
— наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
— формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
— сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
— анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
— проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
— размышление о воздействии музыки на человека,
— использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
— применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
— наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
— общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
— определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств — ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;
— умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
— проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
7 КЛАСС
— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
— совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
— овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
— наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
— анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
— проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
— размышление о воздействии музыки на человека,ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
— использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
— определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
— применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
— наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отече-ственной и зарубежной музыкальной культуры;
— общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
— понимание главных особенностей содержания и формы
— умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;
— умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;
— умение находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев,
представленных в учебнике);
— осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
— понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма);
— проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее отдельные голоса.
8 КЛАСС
— обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества; — обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;
— наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
— инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
— соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства;
— наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
— участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
В области метапредметных результатов:
— понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума;
— общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);
— развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
— соответствующий возрасту уровень духовной культуры;
— творческий подход к решению различных учебных
— расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
— усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
— эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения).
В области предметных результатов:
— постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
— освоение содержания, претворяющего проблемы «вечных тем» в искусстве;
— умение аргументировано рассуждать о роли музыки
— осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимании их неразрывной связи; — установление взаимодействий между образами музыки, литературы и изобразительного искусства на уровне содержания и формы;
— понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;
— сформированность навыков вокально-хоровой деятельности — умение исполнять произведения различных жанров
стилей, представленных в программе; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
9 КЛАСС
— формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
— обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
— обогащенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;
— инициативность и самостоятельность в решении разно-уровневых учебно-творческих задач;
— наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
— умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;
— соответствующий возрасту уровень восприятия искусства;
— навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности;
— контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;
— участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
В области метапредметных результатов:
— понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;
— общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);
— развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
— самостоятельность при организации содержательного культурного досуга;
— соответствующий возрасту уровень духовной культуры;
— творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;
— расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
— усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
— эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).
В области предметных результатов:
— постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
— понимание художественных явлений действительности в их многообразии;
— общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;
— освоение знаний о выдающихся явлениях и произведениях отечественного и зарубежного искусства;
— овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;
— эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении;
— осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства;
— опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;
— участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5 КЛАСС (34 ч)
Тема года: «МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА»
Музыка рассказывает обо всем.
Древний союз
Истоки.
Искусство открывает мир. Искусства различны, тема едина.
Часть первая. МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА
Слово и музыка
Два великих начала искусства. «Стань музыкою, слово!»
Музыка «дружит» не только с поэзией.
Песня
Песня — верный спутник человека. Мир русской песни.
Песни народов мира.
Романс
Романса трепетные звуки. Мир человеческих чувств.
Хоровая музыка
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Что может изображать хоровая музыка.
Опера
Самый значительный жанр вокальной музыки. Из чего состоит опера.
Балет
Единство музыки и танца.«Русские сезоны в Париже».
Музыка звучит в литературе
Музыкальность слова. Музыкальные сюжеты в литературе.
Часть вторая. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Образы живописи в музыке
Живописность искусства. «Музыка — сестра живописи».
Музыкальный портрет
Может ли музыка выразить характер человека?
Пейзаж в музыке
Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-
импрессионистов.
«Музыкальная живопись» сказок и былин
Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные герои в музыке.
Тема богатырей в музыке.
Музыка в произведениях изобразительного искусства
Что такое музыкальность в живописи.
«Хорошая живопись — это музыка, это мелодия». Подводим итоги.
6 КЛАСС (34 ч)
Тема года: «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?
Музыка души.
«Тысяча миров» музыки
Наш вечный спутник. Искусство и фантазия.
Искусство — память человечества. В чем сила музыки.
Волшебная сила музыки. Волшебная сила музыки. Музыка объединяет людей.
Как создается музыкальное произведение
Единство музыкального произведения.
Ритм
«Вначале был ритм».
О чем рассказывает музыкальный ритм. Диалог метра и ритма.
От адажио к престо.
Мелодия
«Мелодия-душа музыки».
«Мелодией одной звучат печаль и радость». Мелодия «угадывает» нас самих.
Гармония
Что такое гармония в музыке. Два начала гармонии.
Как могут проявляться выразительные возможности гар-монии.
Красочность музыкальной гармонии.
Полифония
Мир образов полифонической музыки. Философия фуги.
Фактура
Какой бывает музыкальная фактура. Пространство фактуры.
Тембры
Тембры — музыкальные краски. Соло и тутти.
Динамика
Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков.
Чудесная тайна музыки
По законам красоты.
Подводим итоги (обсуждение с учителем).
7 КЛАСС (35 ч)
Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»
О единстве содержания и формы в художественном произведении.
Часть первая.
СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ
Музыку трудно объяснить словами.
В чем состоит сущность музыкального содержания.
Каким бывает музыкальное содержание
Музыка, которую можно объяснить словами. Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.
Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада».
Когда музыка не нуждается в словах.
Музыкальный образ
Лирические образы в музыке. Драматические образы в музыке. Эпические образы в музыке.
О чем «рассказывает» музыкальный жанр
«Память жанра».
Такие разные песни, танцы, марши.
Часть вторая. ФОРМА В МУЗЫКЕ
«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.
Что такое музыкальная форма
«Художественная форма — это ставшее зримым содержание».
Виды музыкальных форм
Почему музыкальные формы бывают большими и малыми.
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах. О роли повторов в музыкальной форме.
Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма.
«Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трехчастная форма.
Многомерность образа: форма рондо.
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации.
Музыкальная драматургия
О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.
Музыкальный порыв.
Развитие образов и персонажей в оперной драматургии. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь
Игорь».
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Формула красоты.
8 КЛАСС (35 ч)
Тема года: «ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ»
Музыка «старая» и «новая» (вместо введения). Настоящая музыка не бывает старой.
О традиции в музыке
Живая сила традиции.
Вечные темы в музыке Сказочно-мифологические темы
Искусство начинается с мифа.
Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.
«Благословляю вас, леса...». Мир человеческих чувств Образы радости в музыке.
«Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слезы людские, о слезы людские...» Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.
Два пушкинских образа в музыке.
Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта».
Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве.
В поисках истины и красоты
Мир духовной музыки. Колокольный звон на Руси. Рождественская звезда.
От Рождества до Крещения.
«Светлый Праздник». Православная музыка сегодня.
О современности в музыке
Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты.
Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» О. Мессиана.
Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов.
Новые области в музыке ХХ века (джазовая музыка). Лирические страницы советской музыки.
Диалог времен в музыке А. Шнитке. «Любовь никогда не перестанет». Подводим итоги.
9 КЛАСС (34 Ч)
Тема года: «МУЗЫКА КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ» ЧТО ТАКОЕ «МУЗЫКА СЕГОДНЯ»?
Как меняется музыка.
Музыкальная среда. Какая музыка нам нужна.
«Новая» жизнь «старой» музыки.
Современное композиторское творчество. Виды музыки в современном мире.
Человек в музыке
«Искусство — это твой собственный голос». Музыка и музицирование.
Герой авторской пенсии. Рок-музыка.
Герой рок-песни.
Новые музыкальные взаимодействия
Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище.
Зачем мы ходим на концерт. Музыкальная сцена сегодня. Выход за пределы сцены.
Музыка — целый мир (вместо заключения).
Тематическое планирование
5 класс
№ | Наименование темы | Всего часов |
1. | Музыка рассказывает обо всём | 1 |
2. | Древний союз | 3 |
3. | Слово и музыка | 3 |
4. | Песня | 4 |
5. | Романс | 2 |
6. | Хоровая музыка | 2 |
7. | Урок-обобщение | 1 |
8. | Опера | 2 |
9. | Балет | 2 |
10. | Музыка звучит в литературе | 2 |
11. | Образы живописи в музыке | 2 |
12. | Музыкальный портрет | 1 |
13. | Пейзаж в музыке | 2 |
14. | «Музыкальная живопись» сказок и былин | 3 |
15. | Музыка в произведениях изобразительного искусства | 2 |
16. | Подводим итоги. Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства» | 1 |
17. | Урок-концерт | 1 |
Всего часов | 34 |
6 класс
№ | Наименование темы, раздела | Всего часов | Из них |
теоретические занятия | практические занятия | Другие |
1 | В чём сила музыки Музыка души | 1 | 1 | | |
2 | Тысяча миров музыки | 7 | 3 | 4 | |
3 | Заключительный урок | 1 | | | 1 |
4 | Как создаётся музыкальное произведение | 22 | 10 | 11 | 1 |
5 | Чудесная тайна музыки | 2 | | 1 | 1 |
6 | Подводим итоги. Обобщающий урок по теме года «В чем сила музыки» | 1 | | | 1 |
| Всего часов | 34 | 14 | 16 | 4 |
7 класс
№ | Наименование тем и уроков. |
7 класс. | Музыкальный образ. |
1. | Из истории музыкального искусства. |
2. | Что значит современность в музыке? |
3. | Музыкальный образ в произведениях П.И.Чайковского. |
4. | Музыка советского периода. |
5. | Музыкальный образ в музыке советских композиторов. |
6. | Образ человека, вынужденного примириться со своей судьбой. Шуберт «Зимний путь». |
7. | Музыкальный образ Кутузова в опере С.Прокофьева «Война и мир». |
8. | Болеро-образ испанского народа. Морис Равель. |
2 четв. | Музыкальный образ. |
1. | Образ солдата в музыке и песнях. «Баллада о солдате», «Дороги». |
2. | Образ матери в музыке, ИЗО и литературе. |
3. | Знакомство с творчеством Вебера. Романтизм. |
4. | Органная музыка И.С.Баха. |
5. | Симфония №7 Д.Шостаковича. |
6. | Грустный вальс Сибелиуса. |
7. | Обобщение тем четверти. |
8. | Новогодняя сказка. |
3 четв. | Музыкальная драматургия. |
1. | Знакомство с понятием «Музыкальная драматургия». |
2. | Драматургия в опере Глинки «Руслан и Людмила» |
3. | Образ Шота Руставели, созданный Тактакишвили. |
4. | Драматургия увертюры «Эгмонт» Бетховена. |
5. | Двухгранность в музыке Шопена. |
6. | Драматургия рапсодий Листа. |
7. | Драматургия 7-ой симфонии Шостаковича. |
8. | Драматургия «ПерГюнт» Грига. |
9. | Песенная лирика в произведениях Э.Грига. |
10. | Обобщение тем четверти. |
4 четв. | Музыкальная драматургия. |
1. | Драматургия полонеза Огинского и полонеза Шопена. |
2. | Драматургия симфонии №40 В.А.Моцарта. |
3. | Драматургия сонаты Грига. Сонатная форма. |
4. | Драматургия увертюры Чайковского «Ромео и Джульетта». |
5. | Связь музыки и литературы в основе оперного и балетного искусства. |
6. | Драматургия хорового концерта Березовского «Не отвержи мене». |
7. | Герои Великой Отечественной войны. Песни и музыка из военных фильмов. |
8. | Великие наши современники. Авторская песня. |
8 класс
№ | Наименование темы | Всего часов | Из них |
теоретические занятия | практические занятия | Другие (кр) |
1. | О традиции в музыке | 3 | 2 | 1 | |
2. | Сказочно-мифологические темы | 5 | 3 | 2 | |
3. | Заключительный урок | 1 | | | 1 |
4. | Мир человеческих чувств | 10 | 4 | 5 | 1 |
5. | В поисках истины и красоты | 5 | 2 | 3 | |
6. | О современности в музыке | 8 | 4 | 3 | 1 |
7. | Музыка всегда остаётся | 1 | 1 | | |
8. | Заключительный урок | 1 | | | 1 |
Всего часов | 34 | 16 | 14 | 4 |
9 класс
№ | Наименование темы | Всего часов |
1 | «Что такое музыка сегодня» | 9 |
2 | «Что такое музыка сегодня» (продолжение) | 1 |
3 | Человек в музыке | 8 |
4 | Новые музыкальные взаимодействия | 16 |
| Всего часов | 34 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1.Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»;
2. Примерная программа основного общего образования по музыке;
3. Рабочие программы по музыке;
4. Хрестоматии с нотным материалом
5. Сборники песен и хоров;
6. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков)
7. Методические журналы по искусству;
8. Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. Учебники по музыке;
9. Учебные пособия по электронному музицированию;
10. Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству.
11. Справочные пособия, энциклопедии.
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
1. Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности.
2. Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры.
3 Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России
4 Портреты композиторов.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
1.Цифровые компоненты учебно-методических комплектов по музыке;
2.Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке;
3.Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы;
4. Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности;
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Алеев В. В., Науменко Т. П., Кичак Т. Н. Искусство.
Музыка. 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.
5 КЛАСС
Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник.
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство.
Музыка. Рабочая тетрадь ≪Дневник музыкальных наблюдений≫.
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство.
Музыка. Потная хрестоматия.
Наумико Т. И., Алссв В. В. Искусство. Музыка. Фонохрестоматия.
6 КЛАСС
Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник.
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство.
Музыка. Рабочая тетрадь ≪Дневник музыкальных размышлений≫.
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство.
Музыка. Нотная хрестоматия.
Наумеико Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Фоно-
хрестоматия.
7 КЛАСС
Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник.
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство.
Музыка. Рабочая тетрадь ≪Дневник музыкальных размышлений≫
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство.
Музыка. Нотная хрестоматия.
Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Фоно-
хрестоматия.
8 КЛАСС
Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник.
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство.
Музыка. Рабочая тетрадь ≪Дневник музыкальных размышлений≫.
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство.
Музыка. Нотная хрестоматия.
Науменко Т. Н., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Фоно-
хрестоматия.
9 КЛАСС
Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник.
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство.
Музыка. Рабочая тетрадь ≪Дневник музыкальных размышлений≫.
Науменко Т. И., Алеев В. В., Кичак Т. Н. Искусство.
Музыка. Нотная хрестоматия.
Науменко Т. П., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Фоно-
хрестоматия.
Дополнительные пособия
Комплект портретов для кабинета музыки.