Тема урока: Общая характеристика элементов VIА-группы. Особые свойства концентрированной серной кислоты. Качественные реакции на сульфид-, сульфит-, и сульфат-ионы.
Цели урока:
Образовательная: на основе знаний об ОВР сформировать понятия о специфических свойствах концентрированной серной кислоты.
Развивающая: продолжить формирование умений наблюдать за ходом эксперимента, осуществлять анализ, сравнение и обобщения.
Воспитательная: способствовать развитию личностных качеств, волевую и эмоциональную сферы.
Оборудование: на столе учителя: экспериментальная часть – штатив, круглодонная колба, разбавленная Н2SО4, пластинка меди, концентрированная Н2SО4, спиртовка.
Изучение нового материала
Эпиграф «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опыта необходимо».
А. М .Бутлеров.
Ход урока
Организационно-мотивационный момент.
-Сегодняшний урок я бы хотела начать с эпиграфа «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опыта необходимо». Да, действительно мы при помощи опытов будем доказывать факты.
И сегодня объектом нашего внимания будет необыкновенная особа (показать в колбе раствор серной кислоты), которая появилась в поглотительной башне. Её папа Оксид серы(YI) был мужчиной злого нрава и носил прозвище Серный ангидрид. Её мама была простой, спокойной женщиной, звали её Вода. Союз оксида и воды привёл к появлению нашей незнакомки, которую назвали (ответ учащихся).
Вот с этой кислотой, которую во времена Петра I привозили в Россию из-за границы. называли «купоросным маслом»,» мы и продолжим знакомство. Современное название этого вещества – серная кислота.
- Что вам известно о серной кислоте и что бы еще хотели узнать? (изучить свойства разбавленной и концентрированной кислот, и выяснить чем они отличаются).
В записках Петра I были найдены сведения об очень интересной реакции: «Фунт истёртой селитры положить в стеклянную реторту и влить по малу фунт самого чистого масла купоросного». (Презентация. Слайд 1).
– Что вам известно о купоросном масле?
Историческая справка. Термины «купоросная кислота», «купоросное масло», «серное масло», «купоросный спирт» встречается в России уже в XVII в.
– Определите вещество, являющееся объектом нашего занятия
– Что вам известно вам о серной кислоте? (Презентация. Слайд 2)
Мотивация
– Будет ли медь реагировать с раствором серной кислоты? Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?
Демонстрационный опыт учителя
В круглодонную колбу положим пластинку меди и нальём раствор серной кислоты. Что наблюдаем? Добавим в колбу концентрированную серную кислоту и нагреем колбу. Что наблюдаем?
С каким противоречием мы столкнулись?
Уточните тему нашего урока (Особые свойства серной кислоты)
Сформулируйте цель нашего занятия. (Определить особые, в сравнении с другими кислотами, свойства серной кислоты) (Презентация. Слайд 3)
Прежде, чем перейти к особым свойствам, повторим известные свойства серной кислоты (Презентация. Слайд 4)
Из перечня веществ, выберите те, с которыми реагирует разбавленная серная кислота:
Сера
Железо
Вода
Оксид углерода(IV)
Оксид кальция
Раствор соляной кислоты
Раствор щелочи
Сода
Запишите уравнения реакций (4 уравнения).
Нам известно, и мы это подтвердили уравнением реакции, что разбавленная серная кислота взаимодействует с железом. Давайте поможем Мише.
Особые свойства концентрированной серной кислоты
Взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами.
| Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| Организация изучения нового материала о взаимодействии концентрированной серной кислоты с металлами | Изучение нового материала о взаимодействии концентрированной серной кислоты с металлами |
1. Проблемная ситуация | Ребята, посмотрим (прослушаем) вопрос Миши (с целью создания проблемной ситуации) | Формулирует вопрос (Презентация. Слайд 5) . Стою на перроне. Едет товарный поезд. На стальной цистерне надпись «Концентрированная серная кислота». Я знаю, что серная кислота взаимодействует с металлами. Почему же здесь нет взаимодействия? |
Что вы посоветует Мише? | Ответы учащихся: Нужно знать какие металлы и при каких условиях взаимодействуют с концентрированной серной кислотой. |
2. Лабораторный опыт | «Ничего не принимай на веру» (Презентация. Слайд 6) | Нужно на опыте проверить какие металлы взаимодействуют с концентрированной серной кислотой. |
Способы решения проблемы | Выдвижение гипотез, отбор гипотез: взаимодействует концентрированная серная кислота с цинком взаимодействует концентрированная серная кислота с магнием взаимодействует концентрированная серная кислота с кальцием взаимодействует концентрированная серная кислота с железом |
| Организация исследовательской деятельности учащихся по планированию и проведению лабораторного опыта | Планирование и проведение лабораторного опыта по выяснению взаимодействия концентрированной серной кислоты с металлами с использованием инструкции (Приложение 1) лабораторного опыта и алгоритма составления электронного баланса. |
На экране инструкция выполнения лабораторного опыта | Объяснение выполнения лабораторного опыта и алгоритма – в случае затруднения обращаться к учителю. Инструкция (Презентация. Слайд 7): 1. Прочитайте правила техники безопасности в обращении с кислотами (на стенде). 2. В пробирку с кислотой опустить кусочек металла на пластмассовой ложке. 3. Проведение наблюдения: изменение цвета; выделение газа; образование осадка. 4. Уборка рабочего места лаборантом | Работа в группах (по 4 человека) Выполнение работы согласно инструкции. 1 группа – взаимодействие концентрированной серной кислоты с цинком; 2 группа – взаимодействие концентрированной серной кислоты с кальцием; 3 группа – взаимодействие концентрированной серной кислоты с магнием; 4 группа – взаимодействие концентрированной серной кислоты с железом. |
3. На экране алгоритм Метод электронного баланса. | Алгоритм (Презентация. Слайд 8) . Запишите схему уравнения реакции и укажите степень окисления всех химических элементов; Выпишите частицы (окислители и восстановители) изменяющие в процессе реакции степень окисления; В каждой схеме проставьте число принятых и отданных электронов; Составьте электронный баланс, проставив за вертикальной чертой нужные коэффициенты, что бы число обданных электронов стало равно числу принятых электронов; (Презентация. Слайд 9 продолжение) Расставьте коэффициенты, обозначенные в электронном балансе; Проверьте правильность расстановки коэффициентов. Посчитайте число атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения химической реакции | Составление уравнения реакций, расстановка коэффициентов методом электронного баланса, определение окислителя. |
| Беседа с учащимися. Какое вещество является окислителем во всех рассмотренных реакциях? | Ответы учащихся. Концентрированная серная кислота является окислителем за счет S+6 |
4. | Объяснение заполнения схемы учителем (Презентация. Слайд 10). Рассмотреть расположение металлов в электрохимическом ряду напряжений металлов и продукты реакции. | Заполнение схемы: активные металлы – H2S,S, SO2 H2SO4 – средней активности и (конц.) малоактивные – SO2 L пассивные (Fe, Al, Cr) |
5. | Решена ли проблема? Дополнения учителя. Холодная концентрированная серная кислота пассирует железо, образует на поверхности защитную пленку, нерастворимую в кислоте. | Ответ учащихся. Не все металлы взаимодействуют с концентрированной серной кислотой, железо не взаимодействует. Поэтому в стальных цистернах можно перевозить концентрированную серную кислоту |
Итог урока
– Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (Презентация. Слайд 11).:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашнее задание.
§ 23, стр. 136-140
§ 29, стр. 137-139, упр. 4
§ 20, стр. 91-92
§ 25, стр. 111-114, упр. 2
Литература: Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова «Книга по химии для домашнего чтения». – М.: «Химия», 1995. – С. 49-50