СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общая характеристика элементов VIA-группы (халькогены).

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика элементов VIA-группы (халькогены).»

Тема урока: Общая характеристика элементов VIА-группы. Особые свойства концентрированной серной кислоты. Качественные реакции на сульфид-, сульфит-, и сульфат-ионы.

Цели урока:

  • Образовательная: на основе знаний об ОВР сформировать понятия о специфических свойствах концентрированной серной кислоты.

  • Развивающая:  продолжить формирование умений наблюдать за ходом эксперимента, осуществлять анализ, сравнение и обобщения.

  • Воспитательная: способствовать развитию личностных качеств, волевую и эмоциональную сферы.

Оборудование: на столе учителя: экспериментальная часть – штатив, круглодонная колба, разбавленная Н24, пластинка меди, концентрированная  Н24, спиртовка.

Изучение нового материала

Эпиграф «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опыта необходимо».

А. М .Бутлеров.

Ход урока


  1. Организационно-мотивационный момент.

-Сегодняшний урок я бы хотела начать с эпиграфа «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опыта необходимо». Да, действительно мы при помощи опытов будем доказывать факты.

И сегодня объектом нашего внимания будет необыкновенная особа (показать в колбе раствор серной кислоты), которая появилась в поглотительной башне. Её папа Оксид серы(YI) был мужчиной злого нрава и носил прозвище Серный ангидрид. Её мама была простой, спокойной женщиной, звали её Вода. Союз оксида и воды привёл к появлению нашей незнакомки, которую назвали (ответ учащихся).

 Вот с этой кислотой, которую во времена Петра I привозили в Россию из-за границы. называли «купоросным маслом»,» мы и продолжим знакомство. Современное название этого вещества – серная кислота.

- Что вам известно о серной кислоте и что бы еще хотели узнать? (изучить свойства разбавленной и концентрированной кислот, и выяснить чем они отличаются).

В записках Петра I были найдены сведения об очень интересной реакции: «Фунт истёртой селитры положить в стеклянную реторту и влить по малу фунт самого чистого масла купоросного». (Презентация. Слайд 1).
– Что вам известно о купоросном масле?

Историческая справка. Термины «купоросная кислота», «купоросное масло», «серное масло», «купоросный спирт» встречается в России уже в XVII в.

– Определите вещество, являющееся объектом нашего занятия
– Что вам известно вам о серной кислоте? (Презентация. Слайд 2)

Мотивация

– Будет ли медь реагировать с раствором серной кислоты? Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?

Демонстрационный опыт учителя

В круглодонную колбу положим пластинку  меди и нальём раствор серной кислоты. Что наблюдаем? Добавим в колбу концентрированную серную кислоту и нагреем колбу. Что наблюдаем?

  • С каким противоречием мы столкнулись?

  • Уточните тему нашего урока (Особые свойства серной кислоты)

  • Сформулируйте цель нашего занятия. (Определить особые, в сравнении с другими кислотами, свойства серной кислоты) (Презентация. Слайд 3)

Прежде,  чем перейти к особым свойствам, повторим известные свойства серной кислоты (Презентация. Слайд 4)
Из перечня веществ, выберите те, с которыми реагирует разбавленная серная кислота:

  • Сера

  • Железо

  • Вода

  • Оксид углерода(IV)

  • Оксид кальция

  • Раствор соляной кислоты

  • Раствор щелочи

  • Сода

Запишите уравнения реакций (4 уравнения).
Нам известно, и мы это подтвердили уравнением реакции, что разбавленная серная кислота взаимодействует с железом. Давайте поможем Мише.

Особые свойства концентрированной серной кислоты

Взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами.

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

Организация изучения нового материала о взаимодействии концентрированной серной кислоты с металлами

Изучение нового материала о взаимодействии концентрированной серной кислоты с металлами

1. Проблемная ситуация

Ребята, посмотрим (прослушаем) вопрос Миши (с целью создания проблемной ситуации)

Формулирует вопрос (Презентация. Слайд 5) .
Стою на перроне. Едет товарный поезд. На стальной цистерне надпись «Концентрированная серная кислота». Я знаю, что серная кислота взаимодействует с металлами. Почему же здесь нет взаимодействия?

Что вы посоветует Мише?

Ответы учащихся:
Нужно знать какие металлы и при каких условиях взаимодействуют с концентрированной серной кислотой.

2. Лабораторный опыт

«Ничего не принимай на веру» (Презентация. Слайд 6)

Нужно на опыте проверить какие металлы взаимодействуют с концентрированной серной кислотой.

Способы решения проблемы

Выдвижение гипотез, отбор гипотез:

  • взаимодействует концентрированная серная кислота с цинком

  • взаимодействует концентрированная серная кислота с магнием

  • взаимодействует концентрированная серная кислота с кальцием

  • взаимодействует концентрированная серная кислота с железом

 

Организация исследовательской деятельности учащихся по планированию и проведению лабораторного опыта

Планирование и проведение лабораторного опыта по выяснению взаимодействия концентрированной серной кислоты с металлами с использованием инструкции (Приложение 1) лабораторного опыта и алгоритма составления электронного баланса.

На экране инструкция выполнения лабораторного опыта

Объяснение выполнения лабораторного опыта и алгоритма – в случае затруднения обращаться к учителю.

Инструкция (Презентация. Слайд 7):

1. Прочитайте правила техники безопасности в обращении с кислотами (на стенде).

2. В пробирку с кислотой опустить кусочек металла на пластмассовой ложке.

3. Проведение наблюдения:

  • изменение цвета;

  • выделение газа;

  • образование осадка.

4. Уборка рабочего места лаборантом

Работа в группах (по 4 человека)

 

Выполнение работы согласно инструкции.

1 группа – взаимодействие концентрированной серной кислоты с цинком;
2 группа – взаимодействие концентрированной серной кислоты с кальцием;
3 группа – взаимодействие концентрированной серной кислоты с магнием;
4 группа – взаимодействие концентрированной серной кислоты с железом.

3. На экране алгоритм
Метод электронного баланса.

Алгоритм (Презентация. Слайд 8)   .

  • Запишите схему уравнения реакции и укажите степень окисления всех химических элементов;

  • Выпишите частицы (окислители и восстановители) изменяющие в процессе реакции степень окисления;

  • В каждой схеме проставьте число принятых и отданных электронов;

  • Составьте электронный баланс, проставив за вертикальной чертой нужные коэффициенты, что бы число обданных электронов стало равно числу принятых электронов;

(Презентация. Слайд 9 продолжение)

  • Расставьте коэффициенты, обозначенные в электронном балансе;

  • Проверьте правильность расстановки коэффициентов. Посчитайте число атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения химической реакции

Составление уравнения реакций, расстановка коэффициентов методом электронного баланса, определение окислителя.

 

Беседа с учащимися.
Какое вещество является окислителем во всех рассмотренных реакциях?

Ответы учащихся.
Концентрированная серная кислота является окислителем за счет S+6

4.

Объяснение заполнения схемы учителем (Презентация. Слайд 10).
Рассмотреть расположение металлов в электрохимическом ряду напряжений металлов и продукты реакции.

Заполнение схемы:

активные металлы – H2S,S, SO2 H2SO4  – средней активности и (конц.) малоактивные – SO2
L пассивные (Fe, Al, Cr)

5.

Решена ли проблема?
Дополнения учителя.
Холодная концентрированная серная кислота пассирует железо, образует на поверхности защитную пленку, нерастворимую в кислоте.

Ответ учащихся.
Не все металлы взаимодействуют с концентрированной серной кислотой, железо не взаимодействует. Поэтому в стальных цистернах можно перевозить концентрированную серную кислоту

Итог урока

– Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (Презентация. Слайд 11).:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…

Домашнее задание.

  • § 23, стр. 136-140

  • § 29, стр. 137-139, упр. 4

  • § 20, стр. 91-92

  • § 25, стр. 111-114, упр. 2

Литература: Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова  «Книга по химии для домашнего чтения». –  М.: «Химия», 1995. –  С. 49-50




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!