СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обрядовый фольклор: календарные и семейно-бытовые обряды

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обрядовый фольклор: календарные и семейно-бытовые обряды

Просмотр содержимого документа
«Обрядовый фольклор: календарные и семейно-бытовые обряды»

Осипян Люсинэ Гагиковна Обрядовый фольклор учитель русского языка и литературы г. Тольятти

Осипян Люсинэ Гагиковна

Обрядовый фольклор

учитель русского языка и литературы

г. Тольятти

ФОЛЬКЛОР - (англ. folk-lore) устное народное творчество;  совокупность верований, обычаев, обрядов, песен, сказок и др. явлений быта народов.  ОБРЯД  церемония, ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущественно культового характера.

ФОЛЬКЛОР

- (англ. folk-lore) устное народное творчество;

совокупность верований, обычаев, обрядов, песен, сказок и др. явлений быта народов.

ОБРЯД

церемония, ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущественно культового характера.

Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия.

Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Народные обряды делятся на два цикла: календарные обряды, связанные с хозяйственной деятельностью крестьянина (земледелие, животноводство, охота). Календарные обряды приурочены к зиме, весне, лету, осени – в связи с распорядком сельскохозяйственных работ по временам года, а также зимнему и летнему солнцевороту (21, 22 декабря и 21, 22 июня) семейно-бытовые обряды, связанные с рождением человека, его вступлением в брак, проводами в армию или смертью. Свадебный обряд состоял из ряда последовательных действий, ни одно из которых не пропускалось. На похоронах профессиональными плакальщицами (вопленицами) исполнялись причитания: эти плачи сопровождали все эпизоды похоронного обряда.

Народные обряды делятся на два цикла:

  • календарные обряды, связанные с хозяйственной деятельностью крестьянина (земледелие, животноводство, охота). Календарные обряды приурочены к зиме, весне, лету, осени – в связи с распорядком сельскохозяйственных работ по временам года, а также зимнему и летнему солнцевороту (21, 22 декабря и 21, 22 июня)
  • семейно-бытовые обряды, связанные с рождением человека, его вступлением в брак, проводами в армию или смертью. Свадебный обряд состоял из ряда последовательных действий, ни одно из которых не пропускалось. На похоронах профессиональными плакальщицами (вопленицами) исполнялись причитания: эти плачи сопровождали все эпизоды похоронного обряда.
12 месяцев

12 месяцев

Календарно-обрядовые песни и обряды Календарно-обрядовый фольклор – это песни, танцы, различные действия, которые исполнялись во время обрядов календарного цикла (колядки, веснянки, масленичные песни, заклички, троицкие, жальные, хороводные песни) Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В песнях упрашивают, призывают к добру Коляду, Масленицу, Весну, Троицу, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.

Календарно-обрядовые песни и обряды

Календарно-обрядовый фольклор – это песни, танцы, различные действия, которые исполнялись во время обрядов календарного цикла (колядки, веснянки, масленичные песни, заклички, троицкие, жальные, хороводные песни)

Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре.

В песнях упрашивают, призывают к добру Коляду, Масленицу, Весну, Троицу, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.

Зимние праздники.  Святки Продолжались с 24 декабря по 6 января. Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря: праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.  Приходила коляда накануне Рождества, Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй! Овсень, овсень ходи по всем! Открывай двери, подымай с постели, Открывай окно, запускай Рождество!  Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами: Открывайте сундуки, доставайте пятаки. Кто не даст пирога — мы корову за рога. Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!

Зимние праздники. Святки

Продолжались с 24 декабря по 6 января.

Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря: праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.

Приходила коляда накануне Рождества,

Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй!

Овсень, овсень ходи по всем!

Открывай двери, подымай с постели,

Открывай окно, запускай Рождество!

Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами:

Открывайте сундуки, доставайте пятаки.

Кто не даст пирога — мы корову за рога.

Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!

Колядки Празднование Святок среди крестьян начиналось под день Рождества Христова, это празднование открывалось общественным обрядом

Колядки

Празднование Святок среди крестьян начиналось под день Рождества Христова, это празднование открывалось общественным обрядом "колядования" (Коляда у славянских народов — бог пиршества и угощения). Так как обычай отмечать Новый год пришел с времен язычества, а Новый год считался праздником Солнца, то в обряд входили действа, связанные с чествованием новорожденного солнца: благословение домов зерном, разжигание костров, приготовление пирогов и каш.

Колядки Обойдя все дома деревни, колядовщики собирались в избе, выкупленной молодежью для святочных игрищ, и начинали дележ подарков. Из части продуктов обходчики готовили еду и угощались все вместе. Незаметно приближалось время игрища, и совместная трапеза с шутками и всеобщим весельем плавно переходила в посиделку.    Композиция колядки: приход праздника; характеристика дома; величание хозяев; просьба об угощении; обещание наградить хозяев; угроза.

Колядки

Обойдя все дома деревни, колядовщики собирались в избе, выкупленной молодежью для святочных игрищ, и начинали дележ подарков. Из части продуктов обходчики готовили еду и угощались все вместе. Незаметно приближалось время игрища, и совместная трапеза с шутками и всеобщим весельем плавно переходила в посиделку.

Композиция колядки:

  • приход праздника;
  • характеристика дома;
  • величание хозяев;
  • просьба об угощении;
  • обещание наградить хозяев;
  • угроза.
Приходила коляда накануне Рождества, Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй! Овсень, овсень ходи по всем! Открывай двери, подымай с постели, Открывай окно, запускай Рождество! Открывайте сундуки, доставайте пятаки. Кто не даст пирога — мы корову за рога. Кто не даст пышку, тому в лоб шишку! Коляда, коляда! Подавай пирога, Блин да лепешку В заднее окошко.  Не дашь пирога- Мы корову за рога. Не дашь блинка- Мы хозяина в пинка.

Приходила коляда накануне Рождества,

Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй!

Овсень, овсень ходи по всем!

Открывай двери, подымай с постели,

Открывай окно, запускай Рождество!

Открывайте сундуки, доставайте пятаки.

Кто не даст пирога — мы корову за рога.

Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!

Коляда, коляда!

Подавай пирога,

Блин да лепешку

В заднее окошко.

Не дашь пирога-

Мы корову за рога.

Не дашь блинка-

Мы хозяина в пинка.

К. Трутовский  «Колядки в Малороссии»

К. Трутовский «Колядки в Малороссии»

Щедровки На Святки парни

Щедровки

  • На Святки парни "водили козу" (в древности коза являлась символом плодородия и природы). Ведущий — "михоноша" (мехоноша) вел парня в вывернутой шерстью наружу шубе, с бородой из пеньки, который изображал козу. Другой — "Журав" — палкой с крюком бил присутствующих, а те откупались дарами. Обряд сбора даров назывался "щедровать".
  • "Щедровками" считались дары и песни, исполняемые в честь хозяев дома.
Святочные песни и гадания   Один из обрядов святочной недели – «подблюдные песни», когда девушки угадывали свою судьбу, доставая под песни свои украшения из блюда , накрытого полотенцем.

Святочные песни и гадания

Один из обрядов святочной недели –

«подблюдные песни», когда девушки угадывали свою судьбу, доставая под песни свои украшения из блюда , накрытого полотенцем.

«Светлана» Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны…

«Светлана»

Раз в крещенский вечерок Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад Песенки подблюдны…

К. Маковский  «Святочные гадания»

К. Маковский «Святочные гадания»

Страшные вечера На второй неделе святок устраивались вечерки, которые обычно назывались страшными вечерами. Дни были короткими, ночи длинными, вечера тянулись бесконечно. За окнами завывала вьюга, трещал мороз; в избе было темно; после ужина, ради экономии лучин, свечей, огни гасили и сидели, почти не видя друг друга. Все это будоражило фантазию людей, вызывало смутные образы, возникало желание попугать друг друга всякими небылицами. Тем более считалось, что в это время особенно сильна связь с потусторонним миром. Но никто особенно не боялся: знали, что все это выдумки, сказки. Поэтому и вечера назывались страшными, а не страшными.

Страшные вечера

На второй неделе святок устраивались вечерки, которые обычно назывались страшными вечерами. Дни были короткими, ночи длинными, вечера тянулись бесконечно. За окнами завывала вьюга, трещал мороз; в избе было темно; после ужина, ради экономии лучин, свечей, огни гасили и сидели, почти не видя друг друга. Все это будоражило фантазию людей, вызывало смутные образы, возникало желание попугать друг друга всякими небылицами. Тем более считалось, что в это время особенно сильна связь с потусторонним миром. Но никто особенно не боялся: знали, что все это выдумки, сказки. Поэтому и вечера назывались страшными, а не страшными.

Масленица – проводы зимы и встреча весны Центральными обрядовыми действиями праздника являлись встреча Масленицы и ее проводы. На этой неделе принято печь блины, символизирующие золотое солнышко, ходить в гости друг к другу, кататься на санях, прилюдно сжигать чучело масленицы, символизирующее долгую зиму. Под веселые заклички сжигали чучело Масленицы, что, по мнению крестьян, должно было способствовать богатому урожаю. В песнях Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д. Масленица сопровождалась кулачными боями. Последнее воскресенье на масленичной неделе – Прощеное.

Масленица – проводы зимы и встреча весны

Центральными обрядовыми действиями праздника являлись встреча Масленицы и ее проводы. На этой неделе принято печь блины, символизирующие золотое солнышко, ходить в гости друг к другу, кататься на санях, прилюдно сжигать чучело масленицы, символизирующее долгую зиму.

Под веселые заклички сжигали чучело Масленицы, что, по мнению крестьян, должно было способствовать богатому урожаю. В песнях Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д. Масленица сопровождалась кулачными боями.

Последнее воскресенье на масленичной неделе – Прощеное.

Встреча весны. Жаворонки   В России широко бытовал обряд встречи весны. Поздняя весна приносила голод. В начале марта взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц-жаворонков, а дети несли их в поле или забирались на крыши, подбрасывали их вверх и выкрикивали песни-веснянки, в которых заклинали весну прийти поскорее и прогнать холодную зиму.

Встреча весны. Жаворонки

В России широко бытовал обряд встречи весны. Поздняя весна приносила голод. В начале марта взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц-жаворонков, а дети несли их в поле или забирались на крыши, подбрасывали их вверх и выкрикивали песни-веснянки, в которых заклинали весну прийти поскорее и прогнать холодную зиму.

Ой, масленая недалечка, Ой, недалечка, люли, недалечка. Осталося ждать три денёчка, Ой, масленая любота моя, Ой, масленая, это я иду, Сыр-масла несу, блинов напеку, Блинов напеку, гостей позову! Ой, масленая, подкургузка*, Проводим тебя – станет грустно. Ой, масленая обманяка, Отдадим тебя за монаха. Ой, масленая, протянися, За пень-колоду зацепися. * Кургузый (просторечное)- короткий, короткохвостый, куцый

Ой, масленая недалечка,

Ой, недалечка, люли, недалечка.

Осталося ждать три денёчка,

Ой, масленая любота моя,

Ой, масленая, это я иду,

Сыр-масла несу, блинов напеку,

Блинов напеку, гостей позову!

Ой, масленая, подкургузка*,

Проводим тебя – станет грустно.

Ой, масленая обманяка,

Отдадим тебя за монаха.

Ой, масленая, протянися,

За пень-колоду зацепися.

* Кургузый (просторечное)-

короткий, короткохвостый, куцый

Масленичные дни недели Понедельник – встреча  Вторник – заигрыши  Среда – лакомка Четверг – широкий четверг  Пятница – тёщины вечерки  Суббота – золовкины посиделки Воскресенье - проводы

Масленичные дни недели

  • Понедельник – встреча
  • Вторник – заигрыши
  • Среда – лакомка
  • Четверг – широкий четверг
  • Пятница – тёщины вечерки
  • Суббота – золовкины посиделки
  • Воскресенье - проводы
 Б.М. Кустодиев «Масленица».

Б.М. Кустодиев «Масленица».

 Б.М. Кустодиев «Масленица».

Б.М. Кустодиев «Масленица».

 Весенние песни – веснянки  ( или заклички) Их не пели, а выкрикивали ( кликали), взобравшись повыше: на крышу, на пригорок. В них призывали весну, расставались с зимой.

Весенние песни – веснянки ( или заклички)

Их не пели, а выкрикивали ( кликали), взобравшись повыше: на крышу, на пригорок. В них призывали весну, расставались с зимой.

"Похороны кукушки"

Кукушечка-рябушечка, Пташка плакучая: К нам весна пришла, Весна-красна! —

пели крестьянские девушки на Орловщине в дни Вознесения (40-й день после Пасхи, отмечаемый в честь "вознесения" Христа на небо. К Вознесению в ряде мест приурочивались некоторые приметы, связанные с кукушкой. Как правило, в этот период начинало колоситься жито и замолкала кукушка. В народе говорилось: "Кукушка подавилась житным колоском" и "Рада бы век на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день, прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется". "Кукушкой" называлось соломенное чучело (а иногда это была или просто обряженная ветка, или кукла), которое сначала торжественно "крестили", а затем столь же торжественно "хоронили".

У древних славян птица кукушка символизировала богиню Живу — противницу Мары, олицетворения смерти, болезни и нечисти. С кукушкой на Орловщине связан и другой ритуал. Девушки собирали траву
  • У древних славян птица кукушка символизировала богиню Живу — противницу Мары, олицетворения смерти, болезни и нечисти. С кукушкой на Орловщине связан и другой ритуал. Девушки собирали траву "кукушкины слезы", делали куклу-кукушку и посвящали ей свадебный обряд, а затем хоронили и кумились.
  • Обряд "Похороны кукушки" был сугубо женским, вернее, девичьим обрядом, совершавшийся тайно, чтобы никто из посторонних не смог узнать места "крещения" и захоронения кукушки.

"Кострома"

  • Главным действующим лицом было чучело из рогож и соломы — "Кострома". Название обряда произошло от слова "костра" — жесткая кора льна, конопли, сорной травы. В конце праздника "Кострому" сжигали. Сказывалась древняя вера наших предков в очистительную силу огня. Весенний праздник "Кострома" был посвящен ткачеству. Считалось, что была некогда могучая богиня — покровительница прях. В ее честь собирались тайно женщины, чтобы выткать священную ткань.
  • И сделать все нужно было за один день — и лен обработать, и нити спрясть, и полотно соткать.
Весенние песни Жаворонки-жавороночки! Перепелки - перепелочки! Прилетите к нам, принесите нам весну теплую, лето плодородное, Весну с дождем, лето с травами, Весну с солнышком, лето с зернышком.

Весенние песни

Жаворонки-жавороночки!

Перепелки - перепелочки!

Прилетите к нам,

принесите нам

весну теплую,

лето плодородное,

Весну с дождем,

лето с травами,

Весну с солнышком,

лето с зернышком.

 Летние праздники  Троица – зеленые святки   В центре праздника – обряды с березкой. Можно отметить, что он был наиболее богат календарно-обрядовыми песнями, играми, хороводами. Праздновалась через семь недель после Пасхи. Обряд кумления

Летние праздники Троица – зеленые святки

В центре праздника – обряды с березкой.

Можно отметить, что он был наиболее богат

календарно-обрядовыми песнями, играми, хороводами. Праздновалась через семь недель после Пасхи.

Обряд кумления

Троица Троица празднуется на Пятидесятый день после Пасхи, когда Христос явился своим ученикам и направил проповедовать слово Божье, наделив их способностью понимать все языки.

Троица

Троица празднуется на Пятидесятый день после Пасхи, когда Христос явился своим ученикам и направил проповедовать слово Божье, наделив их способностью понимать все языки.

Купальские обряды Крупным праздником был праздник Ивана Купалы. Для крестьянина после Ивана Купалы начиналась самая горячая пора – сенокос и жатва. Важное место занимали обряды с водой: чтобы быть здоровыми, сильными, красивыми, обливались водой, купались. В некоторых местах молодежь ходила по деревне и исполняла песню, заклинавшую жито «чистое, колосистое, ядрёное», чтобы урожай был богатым. Люди прыгали через костер, плели венки и гадали по ним.

Купальские обряды

Крупным праздником был праздник Ивана Купалы. Для крестьянина после Ивана Купалы начиналась самая горячая пора – сенокос и жатва. Важное место занимали обряды с водой: чтобы быть здоровыми, сильными, красивыми, обливались водой, купались. В некоторых местах молодежь ходила по деревне и исполняла песню, заклинавшую жито «чистое, колосистое, ядрёное», чтобы урожай был богатым. Люди прыгали через костер, плели венки и гадали по ним.

Древние язычники-славяне до прихода православия поклонялись многочисленным богам, одним из которых был бог плодородия Купало. Его описывали как прекрасного молодого мужчину в венке из желтых цветов. Символ праздника — цветок иван-да-марья . Легенда рассказывает о том, что с горя в него превратились повенчавшиеся брат и сестра, не знавшие о своем родстве. Девушки на лугу собирали купальские травы, которые считались лекарственными и обладали различными чудесными свойствами: отводили от дома молнию, способствовали присушке и отсушке. Девушки собирали также двенадцать трав, в число которых обязательно входили папоротник и чертополох, и клали их под подушку, приговаривая: «Суженый, ряженый, приходи в мой сад погулять!»  В полночь выходили и не глядя рвали цветы, клали их под подушку, а утром пересчитывали: если набралось двенадцать видов, то замуж идти в этом году.
  • Древние язычники-славяне до прихода православия поклонялись многочисленным богам, одним из которых был бог плодородия Купало. Его описывали как прекрасного молодого мужчину в венке из желтых цветов.
  • Символ праздника — цветок иван-да-марья . Легенда рассказывает о том, что с горя в него превратились повенчавшиеся брат и сестра, не знавшие о своем родстве.
  • Девушки на лугу собирали купальские травы, которые считались лекарственными и обладали различными чудесными свойствами: отводили от дома молнию, способствовали присушке и отсушке. Девушки собирали также двенадцать трав, в число которых обязательно входили папоротник и чертополох, и клали их под подушку, приговаривая: «Суженый, ряженый, приходи в мой сад погулять!» В полночь выходили и не глядя рвали цветы, клали их под подушку, а утром пересчитывали: если набралось двенадцать видов, то замуж идти в этом году.
Из собранных цветов также плели венки. Прежде чем рвать, надо попросить матушку сырую землю, чтоб она благословила нарвать с себя трав для всякого надобья: надо ничком упасть на матушку сырую землю и молвить такие речи:  Той земля ecи сырая,  Земля матерая.  Матерь нам сей родная,  Всех сей нас породила  И угодьем наделила;  Ради нас, своих детей,  Зелий ecu народила  И злак всякой напоила  Пользой беса отгоняти  И в болезнях отгоняти.  Повели с себя урвати  Разных надобьев, угодьев  Ради пользы на живот!   Рвать травы надо одному и так, чтоб и близко никого не было.

Из собранных цветов также плели венки. Прежде чем рвать, надо попросить матушку сырую землю, чтоб она благословила нарвать с себя трав для всякого надобья: надо ничком упасть на матушку сырую землю и молвить такие речи: Той земля ecи сырая, Земля матерая. Матерь нам сей родная, Всех сей нас породила И угодьем наделила; Ради нас, своих детей, Зелий ecu народила И злак всякой напоила Пользой беса отгоняти И в болезнях отгоняти. Повели с себя урвати Разных надобьев, угодьев Ради пользы на живот! Рвать травы надо одному и так, чтоб и близко никого не было.

Хлебный спас. В России третий Спас считался прежде всего Хлебным: к этому дню приурочивали дожинки (уборку последних нив) и обряды, связанные с ними. Последний сноп в поле звался именинным, его с почестями вносили в деревню. У крестьян были в ходу поговорки:

Хлебный спас.

  • В России третий Спас считался прежде всего Хлебным: к этому дню приурочивали дожинки (уборку последних нив) и обряды, связанные с ними. Последний сноп в поле звался именинным, его с почестями вносили в деревню.
  • У крестьян были в ходу поговорки: "Третий Спас хлеба припас", "Хорошо, коли Спас на полотне - хлебушко на гумне", "Хорош Третий Спас - хорош будет и квас". На сам Спас или в ближайшие к нему дни в сельской местности сеяли озимую рожь.
  • С 29 августа начинался сбор лесных орехов. Считалось, что они поспевают именно к этому дню. Собирать обычно шли женщины. Кстати, по урожаю орехов судили о том, хороша ли на следующий год будет рожь.
 Осенние праздники. Жатва. В начале жатвы обязательно совершали обряды с первым снопом. Его называли именинным, с песнями переносили с поля на гумно. Гумно Именинный сноп

Осенние праздники. Жатва.

В начале жатвы обязательно совершали обряды с первым снопом. Его называли именинным, с песнями переносили с поля на гумно.

Гумно

Именинный сноп

Осенние (жнивные) песни Окончив жатву, завязывали последнюю горсть стеблей веночком, катались по земле, восстанавливая силы, с последним снопом торжественно шли домой, распевая песни. Обряд «завивания бороды» (последние колоски связывали) был призван сохранить силу земли. Женщины катались по полу и закликали.

Осенние (жнивные) песни

Окончив жатву, завязывали последнюю горсть стеблей веночком, катались по земле, восстанавливая силы, с последним снопом торжественно шли домой, распевая песни. Обряд «завивания бороды» (последние колоски связывали) был призван сохранить силу земли. Женщины катались по полу и закликали.

Словарная работа Дайте определение словам: 1) Жито 2) Толокно 3) Лапти 4) Серп 5) Жать 6) Сноп

Словарная работа

Дайте определение словам:

1) Жито

2) Толокно

3) Лапти

4) Серп

5) Жать

6) Сноп


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!