СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обрядовый фольклор

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обрядовый фольклор»

Обрядовый фольклор

Обрядовый фольклор

Цель: познакомить учеников с понятием обрядового фольклора, показать примеры песен, научить видеть особенности такого фольклора и определять средства художественной выразительности, характерные для обрядовых песен. Показать красоту русского фольклора и связь его с живописью.

Цель: познакомить учеников с понятием обрядового фольклора, показать примеры песен, научить видеть особенности такого фольклора и определять средства художественной выразительности, характерные для обрядовых песен.

Показать красоту русского фольклора и связь его с живописью.

Что такое фольклор? В чём его отличие от литературы? Что такое обряд? Какое место занимали обряды в народном быту наших предков? С какой целью исполнялись обрядовые песни? Почему обрядовый фольклор часто называют календарным?
  • Что такое фольклор? В чём его отличие от литературы?
  • Что такое обряд? Какое место занимали обряды в народном быту наших предков?
  • С какой целью исполнялись обрядовые песни?
  • Почему обрядовый фольклор часто называют календарным?
Произведения календарного обрядового фольклора Группа 1. Колядки. Группа 2. Масленичные песни. Группа 3. Весенние песни. Группа 4. Летние песни. Группа 5. Осенние песни.

Произведения календарного обрядового фольклора

  • Группа 1. Колядки.
  • Группа 2. Масленичные песни.
  • Группа 3. Весенние песни.
  • Группа 4. Летние песни.
  • Группа 5. Осенние песни.
План работы групп 1. Какой праздник сопровождался исполнением данных обрядовых песен? Какие обряды при этом совершались? С какой целью? 2. Прочитайте выразительно песню, сопровождающую данный обряд. 3. Проанализируйте изобразительно-выразительные средства обрядовой песни (эпитеты, обращения, повторы, поэтические интонации и др.) и объясните их роль. 4. Какие незнакомые слова и выражения, связанные с полевыми работами или отдыхом, употреблены в обрядовых песнях? Дайте им толкование, используя словари.

План работы групп

1. Какой праздник сопровождался исполнением данных обрядовых песен? Какие обряды при этом совершались? С какой целью?

2. Прочитайте выразительно песню, сопровождающую данный обряд.

3. Проанализируйте изобразительно-выразительные средства обрядовой песни (эпитеты, обращения, повторы, поэтические интонации и др.) и объясните их роль.

4. Какие незнакомые слова и выражения, связанные с полевыми работами или отдыхом, употреблены в обрядовых песнях? Дайте им толкование, используя словари.

К. Трутовский. «Колядки в Малороссии»

К. Трутовский. «Колядки в Малороссии»

Эстетическое значение обрядового фольклора

Эстетическое значение обрядового фольклора

    Алгоритм выполнения проекта Выбор темы, определение типа проекта, состава участников. Выдвижение и обсуждение проблем в рамках выбранной тематики. Формулировка цели и задач проекта, распределение задач по группам. Выбор методов исследования, способов поиска и обработки информации (в группе). Самостоятельная работа участников проекта над своими задачами. Текущее обсуждение полученных данных, хода работы над проектом. Обсуждение в группе и саморецензирование окончательного варианта проекта. Подготовка проекта к защите (создание компьютерной презентации). Защита проекта. Подведение итогов, обсуждение и оценка, прогнозирование развития полученных результатов.

    Алгоритм выполнения проекта

    • Выбор темы, определение типа проекта, состава участников.
    • Выдвижение и обсуждение проблем в рамках выбранной тематики.
    • Формулировка цели и задач проекта, распределение задач по группам.
    • Выбор методов исследования, способов поиска и обработки информации (в группе).
    • Самостоятельная работа участников проекта над своими задачами.
    • Текущее обсуждение полученных данных, хода работы над проектом.
    • Обсуждение в группе и саморецензирование окончательного варианта проекта.
    • Подготовка проекта к защите (создание компьютерной презентации).
    • Защита проекта.
    • Подведение итогов, обсуждение и оценка, прогнозирование развития полученных результатов.
    Домашнее задание Письменно ответить на вопрос «Чем обрядовая поэзия привлекала русских писателей (композиторов, художников)?». Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о словаре В. И. Даля «Пословицы русского народа». Групповое задание. Принять участие в одном из учебных проектов: Театрализованный праздник календарно-обрядовых песен. Конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен. Конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок.

    Домашнее задание

    • Письменно ответить на вопрос «Чем обрядовая поэзия привлекала русских писателей (композиторов, художников)?».
    • Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о словаре В. И. Даля «Пословицы русского народа».
    • Групповое задание. Принять участие в одном из учебных проектов:
    • Театрализованный праздник календарно-обрядовых песен.
    • Конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен.
    • Конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок.


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!