Начало урока | 1. Организационный момент. Приветствие учащихся на трёх языках. Определение учебных результатов. Ты ближе познакомишься с героями сказки В.А. Жуковского, вспомнишь и другие народные и авторские сказки; усовершенствуешь свое умение в составлении синквейна и характеристики сказочного героя. 2. Эмоциональный настрой на урок. Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником тепла, добра и любви. 3. Актуализация знаний. Дома вы придумали для Ивана-царевича три задания, которые очень сложно или почти невозможно выполнить. Давайте узнаем, какие это могли быть задания. | Здороваются на трёх языках Настраиваются на урок Дескрипторы: -составляет три задания для Ивана-царевича; -демонстрирует богатый словарный запас. | ФО (словесная поддержка учителя) ФО «Комментарии учащихся» | |
Середина урока | 4. Изучение нового материала. Формирование читательской грамотности К. Прием «Вопрос-ответ». Задание: Ответь на вопросы по прочитанному дома отрывку сказки 1. Какие задания придумал Кощей для Ивана-царевича? 2. Почему Марья-царевна помогала Ивану-царевичу? 3. Какое поручение Кощея оказалось невыполнимым? 4. Почему Марья-царевна не смогла помочь Ивану-царевичу выполнить последнее задание? 5. Мог ли Иван-царевич сам выбраться из подземного царства? Погружение в теорию И. Прием «Новый термин» Задание: Прочитай теорию литературы «Герои и антигерои русских сказок» с.115. Составь кластер по изученному материалу. Рассказ учителя (детей – по наводящим вопросам учителя). Герои и антигерои русских сказок В русских сказках герою всегда противостоит противник (антигерой), и это важно, так как через взаимоотношения этих персонажей выражаются их разные жизненные ценности и раскрывается идейное содержание сказок. Встречаются два основных типа героев – активный (Иван-царевич) и пассивный (Иван-дурак, падчерица), а также два типа антигероев. Противники из волшебного царства: Змей Горыныч, Кощей, Баба-Яга, чудо-юдо; и противники из реального царства – царь, царевна, братья, мачеха. Как расшифровать имена героев? Почему они пишутся через дефис? Какова история происхождения слова КОЩЕЙ? Формирование читательской грамотности Г. Прием «Что в имени тебе моем?» З адание: Прочитай статью о происхождении слова и имени Кощей. С каким происхождением имени Кощей согласен ты? Поделись своим предположением о происхождении имен других сказочных персонажей. Дескрипторы: - высказывает свою точку зрения; - объясняет происхождение имен: Баба-Яга, Змей Горыныч, Василиса Премудрая; - определяет роль деталей в характеристике персонажей. Анализ героев сказки. Кощей – какой он, какими способностями обладает? Как он описан в сказке? (глаза, руки и тд) Анализ образа Кощея по отрывкам: Крикнул Кощей и, коня повернув, как безумный… - сильный Подземельным царством владеет Кощей… - могущественный Двери разломаны… вот тебе раз… - злой Стало и царю смешно. «Добро ты, проказник…» - любит шутить. Марья-царевна – какая она? Похожа ли она на царевен из народных сказок? Какой способностью она обладала? В кого превращалась Марья-царевна в сказке? Для чего? Иван-царевич – похож ли он на Ивана-царевича из народных сказок? Какие сказки, в которых Иван-царевич выступает главным героем, вы знаете? Царь Берендей – какой он? 5. Закрепление. Развитие критического мышления И. Прием «Синквейн» Задание: с.116 Прочитай характеристику литературного героя сказки – Марьи-царевны Понравилась ли тебе Марья-царевна? Какой ты ее представляешь? Напиши синквейн, в котором вырази свое отношение к героине. Развитие коммуникативной компетенции. П. Прием «Читаем в паре» Задание: Прочитайте выразительно по ролям один из эпизодов сказки, где Кощей дает задание Ивану-царевичу. Помните, что выразительное чтение – это умение отражать голосом ключевые моменты текста, соблюдать паузы и логическую интонацию. Представьте себя актерами, играющими роли персонажей сказки. Оцени чтение товарища и попроси оценить свое. Развитие творческих способностей. И. Прием «Проба пера» Задание: Как ты думаешь, активным или пассивным героем является Иван-царевич в «Сказке о царе Берендее…»? Обоснуй и запиши свой ответ, приведя доказательства активности или пассивности героя сказки. | Читают продолжение сказки СТРАНЦА 112-114 Дескрипторы: - понимает содержание прочитанного отрывка сказки; - дает полные и краткие ответы на вопросы; - приводит в качестве примеров эпизоды, цитаты из произведения. Дескрипторы: - понимает содержание прочитанного материала; - выделяет основные темы; - составляет кластер. Какая точка зрения ближе вам? Ответ аргументируйте. Как в данной сказке происходит деление героев на положительных и отрицательных? Дескрипторы: - высказывает свою точку зрения; - объясняет происхождение имен: Баба-Яга, Змей Горыныч, Василиса Премудрая; - определяет роль деталей в характеристике персонажей. Составление вопросов к образу Кощея. Составление вопросов к образу царевны. Верно-неверно Иван-царевич: знал о договоренности между царем Берендеем и Кощеем Бессмертным встретил МЦ у пруда во время испытания смог узнать МЦ справился со всеми испытаниями МЦ превратила его в железный мост Ключ: -++-+ Дескрипторы: - отвечает на вопросы учителя; - составляет синквейн на предложенную тему; -выражает свое отношение к проблеме. Дескрипторы: -читает выразительно фрагмент прозы, демонстрируя понимание норм пунктуации и грамматики; - соблюдает орфоэпические нормы; - соблюдает логические ударения, паузы; - передает характер персонажа голосом; - оценивает чтение одноклассника. Дескрипторы: - высказывает собственную точку зрения; -приводит доказательства активности или пассивности героя; - приводит примеры из произведений для поддержки своего ответа; - демонстрирует богатый словарный запас. | ФО «Похвала» ФО «Комментарии учащихся» ФО «Комментарии учителя» ФО «Сигналы рукой» ФО «Взаимооценивание по критериям» ФО «Авторский стул» | Учебник Учебник Карточки |