СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образы сказочных героев в "Сказке о царе Берендее..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образы сказочных героев в "Сказке о царе Берендее..."»


Класс: 5 «А, В, Г»


Тема урока № 21

Образы сказочных героев в «Сказке о царе Берендее…».

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке:

5.ПО 1 - понимать термины: активный и пассивный герой;

5.ПО 3 - читать выразительно, по ролям фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические);

5.ПО 6 - давать краткий и полный ответ на вопрос;

5.АИ 4 - анализировать эпизоды, важные для характеристики героев, при поддержке учителя;

5.АИ 5 - характеризовать героев при поддержке учителя;

5.АИ 9 - писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям);

5.ОС 4 - оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников) с точки зрения соответствия теме.

Цели урока:


-ответить на вопросы по сказке;

-выразительно прочитать по ролям эпизод сказки;

-охарактеризовать героев сказки, дать им оценку;

-высказать предположение о происхождении сказочных героев, их имён;

-оценить устные и письменные высказывания одноклассников.

-написать творческую работу на предложенную тему.

Уровень мыслительных навыков

Знание, понимание, применение, анализа, оценка, синтез

Критерии оценивания

-выразительно читают по ролям эпизод сказки;

-понимают термины теории литературы: активный и пассивный герой;

-дают краткие и полные ответы на вопросы;

-дают характеристику героям с помощью учителя;

-пишут творческие работы (отзыв о герое);

-оценивают устные и письменные высказывания одноклассников.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Деятельность обучающихся с ООП

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся на трёх языках.

Определение учебных результатов.

Ты ближе познакомишься с героями сказки В.А. Жуковского, вспомнишь и другие народные и авторские сказки; усовершенствуешь свое умение в составлении синквейна и характеристики сказочного героя.

2. Эмоциональный настрой на урок.

Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником тепла, добра и любви.

3. Актуализация знаний.

Дома вы придумали для Ивана-царевича три задания, которые очень сложно или почти невозможно выполнить. Давайте узнаем, какие это могли быть задания.



Здороваются на трёх языках









Настраиваются на урок









Дескрипторы:

-составляет три задания для Ивана-царевича;

-демонстрирует богатый словарный запас.


ФО (словесная поддержка учителя)





















ФО «Комментарии учащихся»


Середина урока

4. Изучение нового материала.

Формирование читательской грамотности

К. Прием «Вопрос-ответ».

Задание: Ответь на вопросы по прочитанному дома отрывку сказки

1. Какие задания придумал Кощей для Ивана-царевича?

2. Почему Марья-царевна помогала Ивану-царевичу?

3. Какое поручение Кощея оказалось невыполнимым?

4. Почему Марья-царевна не смогла помочь Ивану-царевичу выполнить последнее задание?

5. Мог ли Иван-царевич сам выбраться из подземного царства?



Погружение в теорию

И. Прием «Новый термин»

Задание: Прочитай теорию литературы «Герои и антигерои русских сказок» с.115.

Составь кластер по изученному материалу.

  1. Рассказ учителя (детей – по наводящим вопросам учителя).

Герои и антигерои русских сказок

В русских сказках герою всегда противостоит противник (антигерой), и это важно, так как через взаимоотношения этих персонажей выражаются их разные жизненные ценности и раскрывается идейное содержание сказок. Встречаются два основных типа героев – активный (Иван-царевич) и пассивный (Иван-дурак, падчерица), а также два типа антигероев. Противники из волшебного царства: Змей Горыныч, Кощей, Баба-Яга, чудо-юдо; и противники из реального царства – царь, царевна, братья, мачеха.


  • Как расшифровать имена героев?

  • Почему они пишутся через дефис?

  • Какова история происхождения слова КОЩЕЙ?


Формирование читательской грамотности

Г. Прием «Что в имени тебе моем?»

З адание: Прочитай статью о происхождении слова и имени Кощей. С каким происхождением имени Кощей согласен ты? Поделись своим предположением о происхождении имен других сказочных персонажей.

Дескрипторы:

- высказывает свою точку зрения;

- объясняет происхождение имен: Баба-Яга, Змей Горыныч, Василиса Премудрая;

- определяет роль деталей в характеристике персонажей.




  1. Анализ героев сказки.

Кощей – какой он, какими способностями обладает? Как он описан в сказке? (глаза, руки и тд)

Анализ образа Кощея по отрывкам:

  1. Крикнул Кощей и, коня повернув, как безумный… - сильный

  2. Подземельным царством владеет Кощей… - могущественный

  3. Двери разломаны… вот тебе раз… - злой

  4. Стало и царю смешно. «Добро ты, проказник…» - любит шутить.



Марья-царевнакакая она? Похожа ли она на царевен из народных сказок?

Какой способностью она обладала?

В кого превращалась Марья-царевна в сказке? Для чего?



Иван-царевичпохож ли он на Ивана-царевича из народных сказок?

Какие сказки, в которых Иван-царевич выступает главным героем, вы знаете?


Царь Берендей – какой он?











5. Закрепление.

Развитие критического мышления

И. Прием «Синквейн»

Задание: с.116 Прочитай характеристику литературного героя сказки – Марьи-царевны Понравилась ли тебе Марья-царевна? Какой ты ее представляешь? Напиши синквейн, в котором вырази свое отношение к героине.


Развитие коммуникативной компетенции.

П. Прием «Читаем в паре»

Задание: Прочитайте выразительно по ролям один из эпизодов сказки, где Кощей дает задание Ивану-царевичу. Помните, что выразительное чтение – это умение отражать голосом ключевые моменты текста, соблюдать паузы и логическую интонацию. Представьте себя актерами, играющими роли персонажей сказки.

Оцени чтение товарища и попроси оценить свое.



Развитие творческих способностей.

И. Прием «Проба пера»

Задание: Как ты думаешь, активным или пассивным героем является Иван-царевич в «Сказке о царе Берендее…»? Обоснуй и запиши свой ответ, приведя доказательства активности или пассивности героя сказки.


Читают продолжение сказки

СТРАНЦА 112-114


Дескрипторы:

- понимает содержание прочитанного отрывка сказки;

- дает полные и краткие ответы на вопросы;

- приводит в качестве примеров эпизоды, цитаты из произведения.








Дескрипторы:

- понимает содержание прочитанного материала;

- выделяет основные темы;

- составляет кластер.






  • Какая точка зрения ближе вам? Ответ аргументируйте.

  • Как в данной сказке происходит деление героев на положительных и отрицательных?













Дескрипторы:

- высказывает свою точку зрения;

- объясняет происхождение имен: Баба-Яга, Змей Горыныч, Василиса Премудрая;

- определяет роль деталей в характеристике персонажей.











Составление вопросов к образу Кощея.















Составление вопросов к образу царевны.









Верно-неверно

Иван-царевич:

  1. знал о договоренности между царем Берендеем и Кощеем Бессмертным

  2. встретил МЦ у пруда

  3. во время испытания смог узнать МЦ

  4. справился со всеми испытаниями

  5. МЦ превратила его в железный мост


Ключ: -++-+



Дескрипторы:

- отвечает на вопросы учителя;

- составляет синквейн на предложенную тему;

-выражает свое отношение к проблеме.





Дескрипторы:

-читает выразительно фрагмент прозы, демонстрируя понимание норм пунктуации и грамматики;

- соблюдает орфоэпические нормы;

- соблюдает логические ударения, паузы;

- передает характер персонажа голосом;

- оценивает чтение одноклассника.



Дескрипторы:

- высказывает собственную точку зрения;

-приводит доказательства активности или пассивности героя;

- приводит примеры из произведений для поддержки своего ответа;

- демонстрирует богатый словарный запас.


ФО «Похвала»

















ФО «Комментарии учащихся»


























ФО «Комментарии учителя»



























































ФО «Сигналы рукой»









ФО «Взаимооценивание по критериям»











ФО «Авторский стул»

Учебник










































Учебник

















Карточки








































Конец урока

6. Итог урока. Возвращение к целям урока.

И. Рефлексия. Приём «Ладошка»

Обведите ладонь в тетради и на каждом пальце напишите прилагательные, характеризующие одного из героев сказки ( Кощея, Ивана-царевича, Марью-царевну).

7. Домашнее задание (задание на выбор)

1. Написать синквейн об Иване-царевиче (дописать эссе);

2. Подготовить презентацию одного из героев (Кощея, Марьи-царевны, Ивана-царевича).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!