1Запишите сегодняшнее число и тему урока. Задача нашего урока состоит в том, чтобы найти то общее, что роднит помещиков, ответить на вопрос, почему они объединены в одну галерею типов, хотя каждый из них обладает своей, резко обозначенной индивидуальностью. Тип - это образ, содержащий характерные черты какой-либо группы людей. Употребляя слово «тип», мы имеем в виду то свойство персонажа, которое позволяет в нём увидеть многих знакомых людей. К героям «Мёртвых душ» это имеет непосредственное отношение. Сейчас мы рассмотрим галерею образов помещиков, которых посещает Чичиков, с точки зрения прогрессирующего морального оскудения личности, происходящего, по мысли Гоголя, в результате потери связи человека с человечеством и привязанности его к собственности. Для этого вы готовили домашнее задание, выявляя способы и приемы типизации, делали выписки из текста по следующему плану: А) описание деревни и усадьбы; Б) портрет помещика, его речь, занятия, интересы; В) отношение помещиков к Чичикову, их реакция на куплю-продажу «мертвых душ». Заслушаем сообщения представителей из групп с показом презентаций. 2. Анализ образа Манилова. - Кого из помещиков Чичиков навещает первым? Слайды. Задание: - Какая деталь в описании героя является преобладающей? (Тема сахара и сладости, автор своими сравнениями добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое к физическому отвращению) - Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя? ( Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость.) - С помощью каких деталей Гоголь придаёт комическую окраску образам своих персонажей? (Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя. Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.) - Какова отличительная черта Манилова? (Главная его психологическая черта – желание всем и всегда нравиться.) - К каким выводам автор приводит читателей? (Манилов – спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады – все для него предпочтеннейшие люди. Манилов – человек неопределённый, в нём нет живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек “так себе, ни то ни сё”.) Вывод. Вместо настоящего чувства - у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”. 3. Анализ образа Коробочки. Слайды. - Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики? (Гоголь не скрывает иронии в отношении её мыслительных способностей: задумалась, открыла рот, смотрела почти со страхом. “Ну, баба, кажется, крепколобая!” Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих.) - Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга? (Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвые души”.) - Каково положение крестьян у Коробочки? (Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами.) - Сделайте вывод о смысле хозяйственности Коробочки. (Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.) - Что сделало Коробочку такой? (Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными.) Вывод: “Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое. 4. Анализ образа Ноздрёва. Слайды. - Как разоблачается желание Ноздрёва приврать? (В кабинете Ноздрёва показаны турецкие кинжалы, на одном из которых было вырезано: мастер Савелий Сибиряков.) - Какова речь героя? (Речь бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь. И в этом обнаруживается не только личная, но и социальная черта. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать – ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни.) - Каковы жизненные цели Ноздрёва? (Ноздрёву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им владеет жажда удовольствий – таких, которые доступны его пакостной душе. И ближнему Ноздрёв пакостит с удовольствием, без всяких злобных намерений, даже добродушно, так как ближний для него – только средство или источник удовольствий. Отказано в удовольствии или оно не состоялось: “фетюк”, “подлец”, “дрянь”) Вывод. В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют. Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную. 5. Анализ образа Собакевича. Слайды. - Какие детали- вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича? (Описание господского дома: “…виднелся деревянный дом с мезонином… “…Словом, всё, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке. Греческие герои на картинках в его гостиной были крепкие, с толстыми лежаками, неслыханными усами.) - Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах? (В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек “неуклюжий на взгляд”. Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож “на средней величины медведя”. Автор настойчиво обыгрывает слово “медведь”: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семёновичем. Словами Чичикова автор высказывает своё заключение: “Родился ли ты уж так медведем или омедведила тебя захолустная жизнь…”) - Что поражает в портрете Собакевича? (В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: “..каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке”; “Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза…” “Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! Совершенный медведь!”) - Почему Чичиков в разговоре с Собакевичем осторожен: не назвал души умершими, а только несуществующими? (Собакевич сразу “учуял”, что предложенная сделка – жульническая. Но даже глазом не моргнул. “Вам нужно мёртвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе”.) Вывод: Автор подчёркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности. Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя и воспитали его по моде. Да вышло бы ещё хуже: “попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку. Собакевич, как и Коробочка, по-хозяйски умён и практичен: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире всё продаётся и покупается. 6. Анализ образа Плюшкина. Слайды. Тема нравственного падения, духовной смерти “хозяев жизни” завершается главой, посвящённой Плюшкину. Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке. - Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечество”? - Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности? - Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина? (Гоголь обращается у прошлому героя, так как нравственное уродство те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, сто происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.) - Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества. Найти в тексте художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина. Ветхость на всех строениях, бревно на избах было темно и старо, крыши сквозили, как решето, ограда изломанная… Вывод. Плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения. Холодят сердце и другие детали: ни дочери, ни сыну старик не дал ни копейки. - Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина? (Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчёмную жизнь помещиков. Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения. Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности.) Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества. В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен. Гоголь с горечью восклицал: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком”. |