СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по русской словесности на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Просмотр содержимого документа
«Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"»

Дата:

24.02.16г

9б класс

Тема занятия:

Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Ссылки:


Общие цели:

Углубить представление об образах-персонажах помещиков, отработать навык самостоятельного анализа текста, акцентировать внимание на портретной и речевой характеристике, пейзажном и интерьерном антураже, художественных деталях.

Задачи:

обучающая:  разобрать образы помещиков для раскрытия идейной позиции автора на основе индивидуальной работы с текстом;

развивающая: формировать умение вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы; 

воспитывающая: воспитывать любовь к русской литературе, интерес к изучению творчества Н.В.Гоголя.

Результаты обучения:

На основе портретной и речевой характеристики дают углубленное представление об образах персонажах-помещиков

Ключевые идеи:

углубить представление об образах-персонажах помещиков

Методические приёмы

самостоятельная групповая работа, беседа по тексту с элементами исследовательской работы, сообщения учащихся, практический.

Тип урока

формирование новых знаний.


Ход урока

Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Орг.момент


Стадия вызова


 Психологический настрой учащихся.




















«Мозговой штурм»:



ДО

Метод «тонкие» и «толстые» вопросы
















Приветствие,  готовность к уроку.


Ребята, человек устроен так, что,  чем бы он ни занимался, он хочет добиться успеха, только тогда он ощущает удовлетворение от своего знания. Все мы хотим успеха. А чтобы был  успех на уроке, мы должны придерживаться следующих правил:  1) соблюдать дисциплину на уроке; 2) внимательно слушать говорящего, не перебивать; 3) быть активным, показать свои знания и умения.

Слово учителя.

Умеем ли мы слушать, спорить, доказывать – покажет урок. Целью его является углубление представления об образах – персонажах помещиков, к которым отправляется главный герой поэмы Павел  Иванович Чичиков, а вместе с ним и мы. Поэтому наш урок построен в форме урока – путешествия. На прошлом уроке мы начали свое путешествие с Чичиковым, посетив губернский город N и его чиновников. Давайте определим следующий маршрут нашего героя.

- Кого собирается навестить Павел Иванович Чичиков? ( Помещиков)

- С какой целью он их посещает? ( Покупка  «мертвых душ»)


1) В каком году была написана поэма «Мертвые души»? (1835)

2) Кто подсказал сюжет поэмы Гоголю? ( А.С. Пушкин)

3) Что означает выражение ревизские сказки? (В крепостной России с начало 18 в проводились регулярные переписи крестьян для взимание налога с помещиков, владельцев их. Составленные при ревизии списки назывались ревизскими сказками, а занесенные в них крестьяне – ревизскими душами)

4) Зачем Чичиков приехал в губернский город  N? ( Скупить «мертвые души»)

5) Для чего Павел Иванович скупает «мертвые души»? ( Проворачивает аферу: за небольшую сумму он скупает у помещиков «мертвые души», объявляет их переселенными на юг, закладывает мнимое имение государству по 100 рублей за душу. Затем он объявляет их скопом умершими от эпидемии и прикарманивает полученные деньги)

6)  В каком году поэма выходит из печати? (1842)

7) Сколько душ удалось купить Чичикову у Плюшкина и по какой цене? (двести с лишним по 32 копейки)











Отвечают на вопросы

Стадия осмысления


























Групповая работа


















1Запишите сегодняшнее число и тему урока.

Задача нашего урока состоит в том,  чтобы найти то общее, что роднит помещиков, ответить на вопрос, почему они объединены в одну галерею типов, хотя каждый из них обладает своей, резко обозначенной индивидуальностью. Тип  - это образ, содержащий характерные черты какой-либо группы людей. Употребляя слово «тип», мы имеем в виду то свойство персонажа, которое позволяет в нём увидеть многих знакомых людей. К героям «Мёртвых душ» это имеет непосредственное отношение.

Сейчас мы рассмотрим галерею образов помещиков, которых посещает Чичиков, с точки зрения прогрессирующего морального оскудения личности, происходящего, по мысли Гоголя, в результате потери связи человека с человечеством и привязанности его к собственности.

Для этого вы готовили домашнее задание, выявляя способы и приемы типизации, делали выписки из текста по следующему плану:

А) описание деревни и усадьбы;

Б) портрет помещика, его речь, занятия, интересы;

В) отношение помещиков к Чичикову, их реакция на куплю-продажу «мертвых душ».

Заслушаем сообщения представителей из групп с показом презентаций.

2.     Анализ образа Манилова.

- Кого из помещиков Чичиков навещает первым? Слайды.

Задание: 

- Какая деталь в описании героя является преобладающей?

          (Тема сахара и сладости, автор своими сравнениями добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое к физическому отвращению)

- Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя?

        ( Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость.)

- С помощью каких деталей Гоголь придаёт комическую окраску образам своих персонажей?

           (Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя. Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.)

- Какова отличительная черта Манилова?

     (Главная его психологическая черта – желание всем и всегда нравиться.)

- К каким выводам автор приводит читателей?

      (Манилов – спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады – все для него предпочтеннейшие люди. Манилов – человек неопределённый, в нём нет живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек “так себе, ни то ни сё”.)

Вывод.

Вместо настоящего чувства - у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”.

3.     Анализ образа Коробочки. Слайды.

- Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?

        (Гоголь не скрывает иронии в отношении её мыслительных способностей: задумалась, открыла рот, смотрела почти со страхом. “Ну, баба, кажется, крепколобая!”

Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих.)

- Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

     (Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвые души”.)

- Каково положение крестьян у Коробочки?

         (Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами.)

- Сделайте вывод о смысле хозяйственности Коробочки.

       (Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.)

- Что сделало Коробочку такой?

     (Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными.)

Вывод:

“Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.

4.     Анализ образа Ноздрёва. Слайды.

- Как разоблачается желание Ноздрёва приврать?

          (В кабинете Ноздрёва показаны турецкие кинжалы, на одном из которых было вырезано: мастер Савелий Сибиряков.)

- Какова речь героя?

      (Речь бранная:  фетюк, свинтус,  подлец,  дрянь. И в этом обнаруживается не только личная, но и социальная черта. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать – ведь он помещик,  дворянин,  хозяин жизни.)

- Каковы жизненные цели Ноздрёва?

(Ноздрёву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им владеет жажда удовольствий – таких, которые доступны его пакостной душе. И ближнему Ноздрёв пакостит с удовольствием, без всяких злобных намерений, даже добродушно, так как ближний для него – только средство или источник удовольствий. Отказано в удовольствии или оно не состоялось: “фетюк”, “подлец”, “дрянь”)

Вывод.

В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют. Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

5.  Анализ образа Собакевича. Слайды.

- Какие детали- вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?

          (Описание господского дома: “…виднелся деревянный дом с мезонином… “…Словом, всё, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке.

Греческие герои на картинках в его гостиной были крепкие, с толстыми лежаками, неслыханными усами.)

- Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах?

              (В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек “неуклюжий на взгляд”. Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож “на средней величины медведя”. Автор настойчиво обыгрывает слово “медведь”: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семёновичем.

Словами Чичикова автор высказывает своё заключение: “Родился ли ты уж так медведем или омедведила тебя захолустная жизнь…”)

- Что поражает в портрете Собакевича?

            (В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: “..каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке”;

“Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза…”

“Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! Совершенный медведь!”)

- Почему Чичиков в разговоре с Собакевичем осторожен: не назвал души умершими, а только несуществующими?

        (Собакевич сразу “учуял”, что предложенная сделка – жульническая. Но даже глазом не моргнул.

“Вам нужно мёртвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе”.)

Вывод:

Автор подчёркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности.

Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя и воспитали его по моде. Да вышло бы ещё хуже: “попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку.

Собакевич, как и Коробочка, по-хозяйски умён и практичен: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире всё продаётся и покупается.

6.     Анализ образа Плюшкина. Слайды.

Тема нравственного падения, духовной смерти “хозяев жизни” завершается главой, посвящённой Плюшкину.

Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке.

- Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечество”?

- Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?

- Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?

     (Гоголь обращается у прошлому героя, так как нравственное уродство те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, сто происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.)

- Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества.

Найти в тексте художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина.

Ветхость на всех строениях, бревно на избах было темно и старо, крыши сквозили, как решето, ограда изломанная…

Вывод.

Плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения. Холодят сердце и другие детали: ни дочери, ни сыну старик не дал ни копейки.

- Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?

(Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчёмную жизнь помещиков. Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения. Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности.)

 Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества. В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен.

Гоголь с горечью восклицал: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком”.
































используя план-памятку, рассказывают о Манилове. Выступление 1-й группы учащихся.



























Делают вывод









Задание: используя план-памятку, рассказывают о Коробочке. Выступление 1-й группы учащихся




































Задание: используя план-памятку, расскажите о Ноздрёве Выступление 3-й группы учащихся























Задание: используя план-памятку, расскажите о Собакевиче Выступление 2-й группы учащихся




















































Задание: используя план-памятку, рассказывают о Плюшкине. Выступление 3-й группы учащихся


Стадия рефлексии

ИКТ




Составить синквейн на одного из помещиков (на выбор).


Заключительное слово учителя.

Просмотр видео « Галерея помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»»




Например:     Манилов

            Бесполезный, сентиментальный.

           Мечтает, заискивает, манит.

     Беспочвенно и бессмысленно прожигает жизнь.

                   «Рыцарь пустоты».


Все помещики, продающие мертвые души,  на самом деле сами – мертвые души и это мы доказывали в течение всего урока.

-Гоголь писал: «…мне всегда казалось, что в жизни моей мне предстоит какое-то большое самопожертвование» (назначение высокое). Гоголь живописует, негодует, учит.

-Какие уроки вы извлекли из прочтения поэмы? Какой главный урок преподал вам Гоголь?

(Не болтались по пустякам, чтобы слово не расходилось с делом, не злословить, остерегаться пошлости).

- Но не все плохо, мрачно, пошло в поэме. Есть слова, обнадеживающие. Гоголь дает напутствие в 6-й главе, в главе о Плюшкине: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!» (запись на доске).



Просмотр видео






Составляют синквейн

Последующее задание:

1.Подготовить сообщения на темы : «Какое отношение к действию поэмы и «Что подсказало Гоголю сюжет «Повесть о капитане Копейкине»;

2 Написать эссе «Встречаются ли гоголевские помещики в наше время».



Оснащение и оборудование

интерактивная доска,  электронная презентация, иллюстрации к образам поэмы «Мертвые души», карточки с заданиями, видеоролик «Галерея помещиков»



Оценивание практического задания:

оценивание



























Фрагменты с урока


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!