СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образы музыкальных инструментов в фольклоре и художественной литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В исследовательской работе проанализирована роль музыкальных инструментов в фольклоре и художественной литературе. Составлена музыкальная викторина.

Просмотр содержимого документа
«Образы музыкальных инструментов в фольклоре и художественной литературе»

1


Образы музыкальных инструментов в фольклоре и художественных произведениях

Задачи исследования:

- провести отбор текстов, в которых встречаются музыкальные инструменты;

- проанализировать и определить их роль в текстах, какую авторскую мысль они помогают выразить;

- сопоставить образы музыкальных инструментов в фольклоре, литературе, архитектуре, музыке;

- разработать практический материал для уроков, классных часов: литературные и музыкальные задания.

Гипотеза:

Если проанализировать, сопоставить образы музыкальных инструментов в фольклоре и в произведениях русской литературы, можно определить, какое значение они несут для отображения авторской мысли

Объект исследования: тексты устного народного творчества, художественные тексты русских писателей, в которых есть образы музыкальных инструментов

Предмет исследования: музыкальные инструменты в текстах

Основным методом исследование стало текстуальное изучение фольклорных и художественных произведений, фрагментов, тщательный отбор деталей, которые помогли бы выявить авторскую позицию. Поэтому наблюдение, количественный и качественный анализ, сопоставление близких по тематике и проблематике фрагментов художественных произведений позволили определить роль музыкальных инструментов, по-новому взглянуть на данную тему, выйти на другой, более высокий уровень анализа текста. Для этого были изучены разные жанры фольклора, прочитан рассказ А. Куприна «Белый пудель», повесть М. Булгакова «Собачье сердце», рассказ Л. Толстого «После бала», поэтические произведения современных авторов. В классе проведен социологический опрос, составлена музыкальная и литературная викторина.

Содержание



Введение………………………………………………………………………….


Основная часть

Глава 1 Музыкальные инструменты и книги в моей жизни…………………………

    1. Актуальность изучаемой темы………………………………………………

    2. Анкетирование и результаты опроса……………………………………………..

Глава 2. Образы музыкальных инструментов в фольклоре и литературе

2.1. Образ гуслей былине «Садко»………………………………….

2.2. Образ шарманки в рассказе А. Куприна «Белый пудель»………………..

2.3. Образ дудочки и рожка в произведениях фольклора………………

2.4. Образ гитары в трилогии А.М. Горького «Детство»……………………….

2.5. Образ флейты в рассказе Л. Толстого «После бала» и поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»…………………………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………………………

Приложение I. Музыкальные инструменты……………………………………………..

Приложение II. Памятники музыкальным инструментам и их исполнителям……….

Приложение III/ Музыкально – литературная викторина …………………………………

Приложение IV. Семейные фотографии………………………………………………..









Введение

Мы снова бродим по стране, которой нет на глобусе, но есть она, но есть страна – Литературия


Основным предметом изображения в фольклоре и художественной литературе является, конечно, человек, его жизнь, несмотря на то, что главными героями могут быть и животные, и предметы. Но именно предметы создают тот интерьер, который отражает характер человека, помогают создать удивительную атмосферу в народных и авторских сказках, легендах и былинах, художественных произведениях, в поэзии. К таким предметам можно отнести изображение музыкальных инструментов. Они выполняют различные роли, являясь полным действующим лицом. Состав музыкальных инструментов, дошедших до наших дней в сказках, легендах, былинах, очень разнообразен. В сказках звучат гусли и дудки, жалейки и пастушьи рожки, скрипки, барабаны, шарманки, реже балалайки и гармошки. Хозяевами волшебной дудочки или гуслей-самогудов может быть Вихрь Вихоревич, Баба-Яга, волшебный мастер, Кот-Баюн или Волк-Самоглот.

Одни приносятся герою в дар, другие он находит, меняет у странников или требует у побежденного противника. Как правило, инструмент дается после труднейших испытаний и приключений. С ним герой становится неуязвимым для врагов. Инструмент помогает преодолеть трудности, добиться поставленной цели. Под действием волшебных звуков слушатели начинают плясать или зевают и засыпают, теряют разум или обретают память. На зов пастушьего рожка собирается многочисленное войско, на звук чудесной дудочки сбегаются зайцы (овцы, лошади).

Художественная литература также богата использованием музыкальных инструментов: о них слагаются стихи и песни, многие герои русской классики играют на музыкальных инструментах: гитарах, фортепьяно, рояле, скрипке, флейте (приложение I). Музыкальным инструментам и их исполнителям посвящено громадное количество памятников. Я предлагаю провести небольшую экскурсию (приложение II).

Объект исследования: тексты устного народного творчества, художественные тексты русских писателей, в которых есть образы музыкальных инструментов

Предмет исследования: музыкальные инструменты в текстах

Задачи исследования:

- провести отбор текстов, в которых встречаются музыкальные инструменты.

- проанализировать и определить их роль в текстах, какую авторскую мысль они помогают выразить;

- сопоставить образы музыкальных инструментов в фольклоре, литературе, архитектуре, музыке/;

- разработать практический материал для уроков, классных часов: литературные и музыкальные задания.

Основная часть

Глава 1. Музыкальные инструменты и книга в моей семье

    1. Актуальность изучаемой темы

Музыка в моей жизни – это член нашей семьи. Мой папа, Юрий Андреевич,

закончил музыкальную школу, играет на гитаре, трубе, ударниках, учится в институте культуры на звукорежиссера. Папа с помощью современных музыкальных программ обрабатывает музыкальные произведения, доводит их до совершенства, в результате чего они звучат насыщенно и красиво. Моя мама,Светлана Амировна, с детства любит фортепиано, замечательно поет, играет на синтезаторе, гитаре, она также заканчивает институт культуры. Я учусь в музыкальной школе, мне нравится

играть на баяне и фортепиано (приложение IV). Когда мы выезжаем на отдых, наша спутница - гитара.

Мне кажется, что нет в мире человека, который безразлично относился бы к музыке, ведь в ней воплощено все прекрасное, светлое, хорошее и вечное. Но в нашей семье и литература занимает важное место, у нас хорошая библиотека, так как профессия бабушки связана с книгой.

    1. Анкетирование, проведенное в 4 – а классе, и полученные результаты.

Мне очень хотелось узнать, как же относятся одноклассники к теме моей работы, что они знают, интересует ли она их. Поэтому на классном часе мною было проведено анкетирование, главной целью которого было выявление предпочтения в области музыки и музыкальных инструментов, а также их использование в текстах

Моим одноклассникам была представлена следующая анкета

  1. Любите ли вы слушать музыку?

  2. Какую музыку вы слушаете?

  3. Звучание каких инструментов вам нравится больше всего?

  4. Назовите свои любимые музыкальные инструменты?

  5. Назовите произведения, в которых упоминаются музыкальные инструменты и исполнители.

  6. Анализ результатов диагностики:

Было опрошено 22 одноклассников..

Из результатов анкет выяснилось, что все ребята 100 % любят слушать музыку.

На вопрос, какую музыку вы любите слушать - 28 % ребят ответили, что любят слушать современную музыку, 36 % -классическую, 19% спокойную и лишь - 10 % народную. Результаты наглядно представлены на диаграмме 1.

На третий вопрос – звучание каких инструментов вам нравится больше всего, ответы ребят моего класса были разные. Результаты наглядно представлены на диаграмме 2.

Диаграмма 2. Показатель предпочтения моими одноклассниками музыкальных инструментов, звучание которых им нравится.

И на последний вопрос анкеты назвать любимый инструмент, мы получили следующие выборы ребят. Особенной популярностью у всех пользуется гитара, которая представляет собой красивый музыкальный инструмент, известный ещё со времён глубокой древности. Затем мною была проведена музыкальная викторина, в которой требовалось угадать музыкальный инструмент и в каких текстах они встречаются.

Результаты следующие:

название музыкального инструмента

узнали муз. инструмент

соотнесли с текстом

шарманка

1 ч.

4 ч.

гусли

2 ч.

3 ч.

дудочка

6 ч.

1 ч.

рожок

3 ч.

4 ч.

балалайка

16 ч.

7 ч.

гитара

21 ч.

12 ч.

флейта

5 ч.

11 ч.



Положительным хочется отметить то, что многие ребята читали рассказ А. Куприна «Белый пудель», смотрели фильм по повести М. Булгакова «Собачье сердце», поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»..

Глава 2. Образы музыкальных инструментов.

    1. Образ гуслей в былине «Садко».

Гуслей много разных, а игра одна.
Гусельник - кудесник. Струнная волна 
музыкой ласкает из глубин веков, 
звуки набегают, как из сказок, снов. 
Инструмент - красавец, а гусляр - поэт.
Несказанно слаженный вместе их дуэт.
Колоритный звон серебристых струн.
Инструмент старинный будет вечно юн.

В сказках гусли - волшебный предмет, своим звучанием они заколдовывают, очаровывают, заставляют плясать даже вопреки желанию персонажей. Но все же самое известное произведение русского фольклора – это былина «Садко» - одна из жемчужин русских народных былин новгородского цикла. Ее главной темой является красочное описание торговой купеческой жизни Новгорода и фантастических странствий купца-гусляра по морским пучинам. Молодой певец-гусляр Садко ублажает своим сладкогласным пением многочисленных новгородских купцов. На одном из пиров, поняв, что его никто не слушает, опечаленный певец идет на берег Ильмень-озера. Излив душу в прекрасной, но при этом преисполненной печали песне, Садко взволновал своим пением морского царя, который отблагодарил гусляра возможностью обрести богатство. Выиграв спор у трех купцов, о том, что в Ильмень-озере водится рыба с золотыми перьями, Садко становится богатым человеком и в течение двенадцати лет многократно приумножает свое имущество. Мне кажется, что дело даже не в том, что Садко становится богатым, а в том, что занятие любимым делом делает человека счастливым. Любимая «профессия», талант, окрыляют человека.

    1. Образ шарманки в литературе.

Звук шарманки создается с помощью труб, которые размещаются в акустическом корпусе. Очень важным элементом в инструменте является валик, со встроенными в него шпильками. Шпильки размещены в определенном порядке, соответствующем мелодии, которую мы хотим услышать. Если шпильки переставить, то музыка получается совсем иная. Инструмент начинает звучать при повороте ручки шарманки, которая приходит в движение довольно не простой механизм. В России инструмент появился из Польши в конце XVIII века и в короткий срок был освоен странствующими музыкантами, а также артистами цирка шапито. Мелодией, впервые услышанной россиянами в исполнении шарманки была мелодия песенки, которая по-французски называлась «Сharmant Katarina». Существует версия, что именно от этого названия в нашей стране инструмент и получил такое необычное имя – шарманка, иногда его также называли «катаринка». Рассматривается и другой вариант происхождения наименования  инструмента. Возможно, изначально его называли ширманка, от слова ширма, так как исполнители на инструменте во время своих выступлений часто объединялись с кукольниками, которые во время представлений работали за ширмой.

Благодаря шарманщикам популярность инструмента в России росла очень быстро. Зарабатывая на пропитание, бродячие музыканты иногда в сопровождении детей - сирот, поющих жалостными голосами, ходили по дворам домов. Шарманщики в своих выступлениях задействовали также маленьких обезьянок, которые под звуки шарманки строили рожицы, кувыркались и даже кружились, танцуя, а также больших попугаев. Птицы вытаскивали из коробки свернутые бумажки, на которых были написаны предсказания будущего.

Одним из самых запоминающихся образов шарманщиков - образ старика Лодыжкина из повести Александра Куприна «Белый пудель»»:

Наконец сзади плелся старший член труппы — дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из «Путешествия в Китай» — обе бывшие в моде лет тридцать — сорок тому назад, но теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной — дискантовой — пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу открывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же басовую ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор пока ей вдруг не приходило желание замолчать. Дедушка сам сознавал эти недостатки своей машины и иногда замечал шутливо, но с оттенком тайной грусти:— Что поделаешь?.. Древний орган... простудный... Заиграешь — дачники обижаются: «Фу, говорят, гадость какая!» А ведь пьесы были очень хорошие, модные, но только нынешние господа нашей музыки совсем не обожают. Им сейчас «Гейшу» подавай, «Под двуглавым орлом», из «Продавца птиц» — вальс. Опять-таки трубы эти... Носил я орган к мастеру — и чинить не берется. «Надо, говорит, новые трубы ставить, а лучше всего, говорит, продай ты свою кислую дребедень в музей... вроде как какой-нибудь памятник...» Ну, да уж ладно! Кормила она нас с тобой, Сергей, до сих пор, бог даст и еще покормит. Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал, наконец, видеть в ней что-то одухотворенное, почти сознательное. Случалось иногда, что ночью, во время ночлега где-нибудь на грязном постоялом дворе, шарманка, стоявшая на полу рядом с дедушкиным изголовьем, вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий и дрожащий, точно старческий вздох. Тогда Лодыжкин тихо гладил ее по резному боку и шептал ласково:— Что, брат? Жалуешься?.. А ты терпи...

Таким образом, создается очень печальный, но привлекательный образ главного героя, шарманка является зеркалом, в котором отражен образ старого, униженного судьбой человека, но сохранившего душевную доброту.

    1. Образ дудочки и рожка в фольклоре.


Когда сломаешь удочку
Для ловли пескарей,
Пойди и сделай дудочку
Из удочки скорей -
Веселую, певучую,
Как скворушка в саду,
Чтоб ивушку плакучую
Утешить на пруду.

Галина Дядина



Вспомним выражение, столь часто встречающееся в нашей речи, - "плясать под чужую дудку". В отдельных сюжетах герои вынуждают окружающих плясать под звуки своих музыкальных инструментов. Так происходит в сказках о попе и работнике,о помещике и мужике. Напрасно попадья упрекает попа за слабость, что тот, мол,плясал нарочно, ее-то уж никакая дудка плясать не заставит, но лишь только заиграл батрак, не удержалась попадья, в пляс пошла. Не упрятался на чердаке от звуков дудки и поп, вместе с женой опять плясать пошел, а с ним и куры заплясали, и овцы, и коровы, и собаки. "На ту пору ехал мимо барин - не то пан польский, не то хан поморский, вместе с дочкою; увидал, что свиньи вприсядку пошли, остановил коляску и сам вылез и дочь высадил - да

вдруг как почнет выплясывать; дочь не выдержала да за ним; кучера, лакеи, даже лошади - все в пляс ударились, и до тех пор плясали, пока Иванушка в дудочку играл" . Сила инструмента оказывается настолько велика, что пляшущие не могут справиться с собой. Они умоляют музыканта прекратить играть, признаются в обмане, обещают помиловать, выдать дочь замуж. Дудочка и рожок - народные инструменты, они символизируют силу добра, а зачастую силу возмездия тем, кто об этом позабыл, то есть служит наказанием.

    1. Образ гитары в прозе и поэзии

 В трилогии «Детстве» А.М.Горького встречается эпизод, где герои соприкасаются с  музыкой.

«Дядя Яков… сгибался над гитарой и, тихонько пощипывая струны,  играл что-то разымчивое, невольно поднимавшее на ноги. Его музыка требовала напряженной тишины; торопливым ручьем она бежала откуда-то издали, просачивалась сквозь пол и стены и, волнуя сердце, выманивала непонятное чувство, грустное и беспокойное. Под эту музыку становилось жалко всех и себя самого, большие казались тоже маленькими, и все сидели неподвижно, притаясь в задумчивом молчании».

«И все застывали, очарованные; только самовар тихо поет, не мешая слушать жалобу гитары».

Автор передает  душевное состояние маленького Алеши, очень тонко воспринимающего музыку, показывает, как преображаются люди под воздействием игры  дяди Якова, как обнажаются их чувства.

Затем характер музыки меняется, звучит уже задорный ритм, и Цыганок пускается в пляс: «Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, а среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, и метался золотым стрижом, освещая всё вокруг блеском шёлка, а шёлк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.

Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что, если открыть дверь на волю, он так и пойдет плясом по улице, по городу, неизвестно куда...»

Но вот все стали просить бабушку, чтобы и она сплясала. «И вдруг она молодо встала, оправила юбку, выпрямилась, вскинув тяжелую голову, и пошла по кухне, вскрикивая:

Ну-ка, Яша, перетряхни музыку-то!

Дядя весь вскинулся, вытянулся, прикрыл глаза и заиграл медленнее; Цыганок на минуту остановился и, подскочив, пошел вприсядку кругом бабушки, а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами.

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, всё ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь всё веселее, — и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее — так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!»

Исполнительское мастерство дяди Якова, пляска бабушки  и Цыганка открывают Алеше новые грани в характерах близких  людей: музыкальность, красоту и жизненную силу. Так Горький пытается донести до читателя мысль о том, какой талантливостью и одаренностью может обладать русский  человек

Порой гитара пахнет лаком
И струн упругих новизной,
Но всех приятнее однако
Мне аромат совсем иной –
Тот, что живет в гитаре старой,
Пропахшей хвоей и листвой,
Когда витает над гитарой
Дымок походный, костровой,
Когда она в себя впитала
Туман извилистой реки
И потому звучнее стала,
Годам прошедшим вопреки. Дядина Г.

Образ гитары в поэзии – это символ романтики, вольности и свободы. В русской поэзии она связана с поэтами – бардами: Высоцким, Окуджавой, Визбором.

    1. Образ флейты в литературе.

     Меня потряс рассказ Л. Толстого «После бала». В нем воспоминание о человеке, который пережил ночь, которая изменила его жизнь . Первая часть – это бал, а утро – то, что потрясло его. Насколько светла и прекрасна первая часть рассказа, настолько страшна и отвратительна вторая. Если лейтмотивом первой части можно считать мелодию мазурки, то всю вторую часть сопровождает «неприятная, визгливая мелодия» барабана и флейты. Мне кажется, что противопоставлением чудесного танца полковника Б. и его дочери на балу является ужасная сцена наказания бедного татарина, где одним из главных героев тоже является полковник. Только теперь он не отдыхает рядом с любимой Варенькой, а выполняет свои служебные обязанности. Флейта – это параллель страха, унижения, ужаса происходящих событий.

В поэме «Руслан и Людмила» появление Черномора знаменуется бравурным маршем, кажется, что появится великий герой, так как звучит маршевая музыка, флейта, но вместо этого на сцене смешной, маленький человечек. .Противопоставление маршевой музыки и убогости героя создает комический эффект, что и требуется авторскому замыслу: Черномор смешон. Бравурная музыка и внешний вид героя – полный контраст, зрители смеются.


Заключение

Эмоциональный мир человека невозможно представить без музыки. Она необходима людям всех возрастов и профессий. Музыка – это язык души. Глубина воздействия музыки зависит не только от исполнительского мастерства, но и от качества звучания музыкальных инструментов, их функциональных возможностей.. Музыкальные инструменты воздействуют на эмоциональный мир человека, воспитывают в нем способности воспринимать все богатство окружающего мира через музыкальные образы, повышать культурный уровень отдельного человека и всего общества в целом

В заключение можно добавить, что фольклор и художественная литература является одним из ценнейших источников, содержащих сведения о музыкальных инструментах: их происхождении, о мастерах и музыкантах, о силе, способной воздействовать на слух, душу, поступки людей. Выдвинутая гипотеза нашла своё подтверждение, задачи выполнены:

  1. Отобраны и проанализированы эпизоды в текстах, в которых встречаются образы музыкальных инструментов.

  2. Выявлена позиция автора в данных эпизодах;

  3. Подготовлен практический материал: викторины по данной тематике

  4. .Эта работа позволила мне приобрести опыт в проведении анкетирования, опроса, интервьюирования, математической обработке данных, построению диаграмм, ну и самое главное общению с одноклассниками, учителями и интересными людьми.




Список литературы:

1.Володихин Д. М. Музыка наших дней.- М.: «Аванта+», 2002г., 98 с.

2.Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М.: Просвещение,1985г.,220 с

3.Науменко Т.Н., Алеева В.В. Музыка 5 класс, Дрофа Москва 2004г.,190 с.

4.Шакирова И. Музыка в сказке. М.: «Лист» 2000 г., 266 с.

5.Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. М.: «Аквариум» 1999г., 27

6. 8. Толстой Л.Н. Литература и искусство. Москва, 1978

9. Толстой Л.Н. «После бала». «Детская литература». Москва, 1976













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!