СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образы купца Калашникова и опричника Кирибеевича

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образы купца Калашникова и опричника Кирибеевича»

Особенности конфликта в «Песне…» Образы купца Калашникова и опричника Кирибеевича. Образ Ивана Грозного и тема «неправедной власти».

Особенности конфликта в «Песне…»

Образы купца Калашникова и опричника Кирибеевича.

Образ Ивана Грозного и тема «неправедной власти».

Определите,  кому из трех героев поэмы Лермонтова соответствует каждая из приведенных характеристика, данных великим критиком русской литературы В.Г.Белинским А)“Какая сильная, могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь… - не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!”  Б)“Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего…но сильного и благородного по природе своего духа”  В)“Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут…Есть души, лозунг которых – всё или ничего, которые не хотят запятнанности блаженства, раз потемнённой славы…” ( КИРИБЕЕВИЧУ ). ( ИВАНУ ГРОЗНОМУ ). ( КАЛАШНИКОВУ ).

Определите,  кому из трех героев поэмы Лермонтова соответствует каждая из приведенных характеристика, данных великим критиком русской литературы В.Г.Белинским

А)“Какая сильная, могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь… - не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!”

Б)“Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего…но сильного и благородного по природе своего духа”

В)“Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут…Есть души, лозунг которых – всё или ничего, которые не хотят запятнанности блаженства, раз потемнённой славы…”

( КИРИБЕЕВИЧУ ).

( ИВАНУ ГРОЗНОМУ ).

( КАЛАШНИКОВУ ).

Композиция «Песни..». Этап Глава Завязка Что произошло? I глава  Развитие действия Кульми-нация Развязка  II глава III глава III глава Мы узнаем о любви опричника к красавице – замужней женщине Наше знакомство с купцом Калашниковым. Притязания Кирибеевича и оскорбление Алены Дмитриевны. Кулачный бой и смерть обидчика – опричника. Царский суд над Калашниковым и его казнь. Могила героя.

Композиция «Песни..».

Этап

Глава

Завязка

Что произошло?

I глава

Развитие действия

Кульми-нация

Развязка

II глава

III глава

III глава

Мы узнаем о любви опричника к красавице – замужней женщине

Наше знакомство с купцом Калашниковым. Притязания Кирибеевича и оскорбление Алены Дмитриевны.

Кулачный бой и смерть обидчика – опричника.

Царский суд над Калашниковым и его казнь. Могила героя.

ОСНОВА КОМПОЗИЦИИ АНТИТЕЗА опричник купец Кирибеевич Калашников

ОСНОВА КОМПОЗИЦИИ

АНТИТЕЗА

опричник

купец

Кирибеевич

Калашников

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ ПИР – праздничная трапеза; мог проводиться без особой причины. Кулачный бой  — потеха, представляющая собой бой кулаками. Существовала в России начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Для обозначения состязаний кроме термина «кулачный бой» использовались такие как: «кулачки», «бойовище», «навкулачки», «кулачная бойка», «бойка »

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ

ПИР – праздничная трапеза; мог проводиться без особой причины.

Кулачный бой  — потеха, представляющая собой бой кулаками. Существовала в России начиная с глубокой древности до начала XX века.

Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Для обозначения состязаний кроме термина «кулачный бой» использовались такие как: «кулачки», «бойовище», «навкулачки»,

«кулачная бойка», «бойка »

РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Исторические детали произведения помогают автору  изобразить характер народа; Также исторические детали делают текст более  насыщенным, более интересным  , Исторические детали придают произведению историчность, т.е.могут в полной мере передать быт, нравы и психологию людей  ,  наиболее полно передать проблему произведения  . Переход к истории (в старые времена) помогает взглянуть на современный мир как бы «издалека» и  рассмотреть современные проблемы  . КАКОВА РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ ?

РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ

  • Исторические детали произведения помогают автору  изобразить характер народа;
  • Также исторические детали делают текст более  насыщенным, более интересным  ,
  • Исторические детали придают произведению историчность, т.е.могут в полной мере передать быт, нравы и психологию людей  ,  наиболее полно

передать проблему произведения  .

  • Переход к истории (в старые времена) помогает взглянуть на современный мир как бы «издалека» и  рассмотреть современные проблемы  .

КАКОВА РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ ?

КОНФЛИКТ – острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия художественного произведения. Что стало причиной конфликта? Оскорбительное объяснение в любви Кирибеевича чужой жене Алёне Дмитриевне. Где происходит завязка конфликта? На пиру у царя Ивана Грозного

КОНФЛИКТ – острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия художественного произведения.

Что стало причиной конфликта?

Оскорбительное объяснение в любви Кирибеевича чужой жене Алёне Дмитриевне.

Где происходит завязка конфликта?

На пиру у царя Ивана Грозного

Когда конфликт впервые обнаружился? И приходит он в свой высокий дом, И дивится Степан Парамонович: Не встречает его молода жена, Не накрыт дубовый стол белой скатертью, А свеча перед образом еле теплится. Вот он слышит, в сенях дверью хлопнули, Потом слышит шаги торопливые; Обернулся, глядит — сила крестная! — Перед ним стоит молода жена, Сама бледная, простоволосая, Косы русые расплетённые Снегом-инеем пересыпаны; Смотрят очи мутные как безумные; Уста шепчут речи непонятные. В доме Калашникова.

Когда конфликт впервые обнаружился?

И приходит он в свой высокий дом,

И дивится Степан Парамонович:

Не встречает его молода жена,

Не накрыт дубовый стол белой скатертью,

А свеча перед образом еле теплится.

Вот он слышит, в сенях дверью хлопнули,

Потом слышит шаги торопливые;

Обернулся, глядит — сила крестная! —

Перед ним стоит молода жена,

Сама бледная, простоволосая,

Косы русые расплетённые

Снегом-инеем пересыпаны;

Смотрят очи мутные как безумные;

Уста шепчут речи непонятные.

В доме

Калашникова.

Где конфликт достигает наивысшей точки? В третьей главе. Кулачный бой.

Где конфликт достигает наивысшей точки?

В третьей главе.

Кулачный бой.

Участвует ли в этом конфликте царь? Чтобы понять суть конфликта надо знать особенности характеров главных героев, мотивы их поступков.

Участвует ли в этом конфликте царь?

Чтобы понять суть конфликта надо знать особенности характеров главных героев, мотивы их поступков.

ПРЕДСТАВИТЬ ГЕРОЯ ПО ПЛАНУ 1 ВАРИАНТ: ЦАРЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ - внешний портрет; - занятия; - жизненные принципы; - материальное и социальное положение; - семейное положение; - степень свободы; - внутренние качества; - по каким законам живёт; - отношения с людьми; - отношение автора. 2 ВАРИАНТ: МОЛОДОЙ ОПРИЧНИК ВАРИАНТ:   УДАЛОЙ КУПЕЦ КАЛАШНИКОВ

ПРЕДСТАВИТЬ ГЕРОЯ ПО ПЛАНУ

1 ВАРИАНТ:

ЦАРЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ

- внешний портрет;

- занятия;

- жизненные принципы;

- материальное и социальное положение;

- семейное положение;

- степень свободы;

- внутренние качества;

- по каким законам живёт;

- отношения с людьми;

- отношение автора.

2 ВАРИАНТ:

МОЛОДОЙ ОПРИЧНИК

ВАРИАНТ:  

УДАЛОЙ КУПЕЦ КАЛАШНИКОВ

КУПЕЦ - СТЕПАН КАЛАШНИКОВ  Является олицетворением героического национального начала, и в то же время обнаруживает способность к бунту, является выразителем народных представлений  о правде,  чести,  достоинстве.

КУПЕЦ - СТЕПАН КАЛАШНИКОВ

Является олицетворением героического национального начала, и в то же время обнаруживает способность к бунту, является выразителем народных представлений о правде, чести, достоинстве.

«… молодой купец, Статный молодец Степан Парамонович, По прозванию Калашников…»  Калашников вступается за честь жены. Он обязан ее защитить и просит младших братьев, если погибнет сам, помочь ему: «Посылает Степан Парамонович За двумя меньшими братьями… … Я скажу вам, братцы любезные, Что лиха беда со мною приключилася: Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому. Уж как завтра будет кулачный бой На Москве-реке при самом царе, И я выйду тогда на опричника, Буду на́смерть биться, до последних сил; А побьёт он меня — выходите вы За святую правду-матушку. Не сробейте, братцы любезные! Вы моложе меня, свеже́й силою, На вас меньше грехов накопилося, Так авось Господь вас помилует!»

«… молодой купец,

Статный молодец Степан Парамонович,

По прозванию Калашников…»

Калашников вступается за честь жены. Он обязан ее защитить и просит младших братьев, если погибнет сам, помочь ему:

«Посылает Степан Парамонович

За двумя меньшими братьями…

Я скажу вам, братцы любезные,

Что лиха беда со мною приключилася:

Опозорил семью нашу честную

Злой опричник царский Кирибеевич;

А такой обиды не стерпеть душе

Да не вынести сердцу молодецкому.

Уж как завтра будет кулачный бой

На Москве-реке при самом царе,

И я выйду тогда на опричника,

Буду на́смерть биться, до последних сил;

А побьёт он меня — выходите вы

За святую правду-матушку.

Не сробейте, братцы любезные!

Вы моложе меня, свеже́й силою,

На вас меньше грехов накопилося,

Так авось Господь вас помилует!»

 Главное для Калашникова - сохранить человеческое достоинство и сделать так, чтобы честь жены и семьи не была бы запятнана сплетнями, поэтому он не объясняет царю, почему он убил Кирибеевича:  «Я скажу тебе, православный царь: Я убил его вольной волею, А за что, про что — не скажу тебе, Скажу только Богу единому».

Главное для Калашникова - сохранить человеческое достоинство и сделать так, чтобы честь жены и семьи не была бы запятнана сплетнями, поэтому он не объясняет царю, почему он убил Кирибеевича:

«Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольной волею,

А за что, про что — не скажу тебе,

Скажу только Богу единому».

 Купец Калашников благородно защищал честь своей жены. Кроме него, у Алены и защитников не было.  Отец и мать ее умерли, старший брат пропал без вести в чужой стороне, а младший — совсем кроха.  Степан любил жену и ради нее расстался со своей жизнью, лишь бы второй раз не опозорить ее доброе имя.

Купец Калашников благородно защищал честь своей жены. Кроме него, у Алены и защитников не было. Отец и мать ее умерли, старший брат пропал без вести в чужой стороне, а младший — совсем кроха. Степан любил жену и ради нее расстался со своей жизнью, лишь бы второй раз не опозорить ее доброе имя.

 Обычаем того времени являлся кулачный бой на Москве-реке.  Кирибеевич выходит на кулачный бой не «разгуляться для праздника» самому, а «потешить царя нашего батюшку». Ради этого он готов нарушить сложившиеся правила и отпустить противника «живого с покаянием».  Степан Калашников решает драться с Кирибеевичем во время этого боя, чтобы защитить поруганную честь своей семьи. Он показан как былинный герой, русский богатырь. Купец считает себя правым, хотя нарушил христианскую заповедь – не мстить, не убивать. Грех свой герой осознаёт, но не может не встать на защиту своего доброго имени.

Обычаем того времени являлся кулачный бой на Москве-реке.

Кирибеевич выходит на кулачный бой не «разгуляться для праздника» самому, а «потешить царя нашего батюшку». Ради этого он готов нарушить сложившиеся правила и отпустить противника «живого с покаянием».

Степан Калашников решает драться с Кирибеевичем во время этого боя, чтобы защитить поруганную честь своей семьи. Он показан как былинный герой, русский богатырь. Купец считает себя правым, хотя нарушил христианскую заповедь – не мстить, не убивать. Грех свой герой осознаёт, но не может не встать на защиту своего доброго имени.

 Таким образом он выполнил просьбу своей поруганной жены о защите от людской молвы. Находясь перед рассерженным царем Иваном Грозным, главный герой не юлит и честно признается, что убил опричника по собственной воле. Хотя, если бы он соврал и сказал, что нечаянно убил Кирибеевича, то царь его, возможно, помиловал. Однако герой привык жить по совести и готов пойти на казнь. Единственная просьба к царю касается его жены и детей. Он просит царя не наказывать их, и царь, пораженный такой силой духа, разрешает братьям Калашникова беспошлинную торговлю, а жене назначает выплаты за казненного мужа. На плаху он взошел без страха, полный решимости, что гибнет за правое дело - честь и человеческое достоинство он ставил превыше всего.

Таким образом он выполнил просьбу своей поруганной жены о защите от людской молвы. Находясь перед рассерженным царем Иваном Грозным, главный герой не юлит и честно признается, что убил опричника по собственной воле. Хотя, если бы он соврал и сказал, что нечаянно убил Кирибеевича, то царь его, возможно, помиловал. Однако герой привык жить по совести и готов пойти на казнь. Единственная просьба к царю касается его жены и детей. Он просит царя не наказывать их, и царь, пораженный такой силой духа, разрешает братьям Калашникова беспошлинную торговлю, а жене

назначает выплаты за казненного мужа.

На плаху он взошел без страха, полный решимости, что гибнет за правое дело - честь и человеческое достоинство он ставил превыше всего.

Сознание личного и социального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотверженность, честность, прямота, отсутствие холопства в отношении к царю –  таковы основные черты Калашникова как демократического героя.

Сознание личного и социального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотверженность, честность, прямота, отсутствие холопства в отношении к царю – таковы основные черты Калашникова как демократического героя.

Кирибеевич – молодой опричник, любимец царя Ивана Грозного. Он происходит из рода Малюты Скуратова, известного своею жестокостью. Кирибеевич – смелый и бесстрашный воин, утверждающий, что нет ни одного человека, способного победить его в кулачном бою. Кирибеевич имеет буйный характер. Влюбившись в замужнюю женщину Алену Дмитриевну, он, несмотря на ее законный брак с купцом Калашниковым, пристает к ней и позорит ее прямо на улице на глазах у соседей. Назвать героя честным и порядочным человеком нельзя, так как он запятнал честь венчанной женщины, а также не признался царю, который одобрил его сватовство к Алене Дмитриевне, что она замужем. За свои поступки Кирибеевич поплатился собственной жизнью: в кулачном бою он погибает от руки купца Степана Калашникова.

Кирибеевич – молодой опричник, любимец царя Ивана Грозного. Он происходит из рода Малюты Скуратова, известного своею жестокостью. Кирибеевич – смелый и бесстрашный воин, утверждающий, что нет ни одного человека, способного победить его в кулачном бою. Кирибеевич имеет буйный характер. Влюбившись в замужнюю женщину Алену Дмитриевну, он, несмотря на ее законный брак с купцом Калашниковым, пристает к ней и позорит ее прямо на улице на глазах у соседей. Назвать героя честным и порядочным человеком нельзя, так как он запятнал честь венчанной женщины, а также не признался царю, который одобрил его сватовство к Алене Дмитриевне, что она замужем. За свои поступки Кирибеевич поплатился собственной жизнью: в кулачном бою он погибает от руки купца Степана Калашникова.

ЕДИНСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПОЭМЫ – ОБРАЗ ИВАНА ГРОЗНОГО. Строгий, суровый правитель, его больше боятся, чем уважают.  He сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие; То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. Позади его стоят стольники Супротив его всё бояре да князья, По бокам его всё опричники; И пирует царь во славу Божию, В удовольствие своё и веселие.

ЕДИНСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПОЭМЫ – ОБРАЗ ИВАНА ГРОЗНОГО.

Строгий, суровый правитель, его больше боятся, чем уважают. 

He сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие;

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники

Супротив его всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники;

И пирует царь во славу Божию,

В удовольствие своё и веселие.

ОТНОШЕНИЕ ЦАРЯ К КИРИБЕЕВИЧУ Сидя за трапезой и увидев, что один из его опричников, Кирибеевич, печален, Иван Грозный гневается на Кирибеевича, так как считает, что его подчинённые должны радоваться, если ему весело. Спросил он, отчего опричник кручинится. «Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич, Аль ты думу затаил нечестивую? Али славе нашей завидуешь? Али служба тебе честная прискучила? Подозрительность Ивана Грозного к поведению Кирибеевича закономерна, потому что опричник нарушает принятые всеми условия жизни, за которыми по традиции должен наблюдать царь. Задумчивость Кирибеевича даёт основание предположить, что тот думает не о службе государевой. Царь напоминает опричнику о долге.

ОТНОШЕНИЕ ЦАРЯ

К КИРИБЕЕВИЧУ

Сидя за трапезой и увидев, что один из его опричников, Кирибеевич, печален, Иван Грозный гневается на Кирибеевича, так как считает, что его подчинённые должны радоваться, если ему весело. Спросил он, отчего опричник кручинится.

«Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,

Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

Подозрительность Ивана Грозного к поведению Кирибеевича закономерна, потому что опричник нарушает принятые всеми условия жизни, за которыми по традиции должен наблюдать царь. Задумчивость Кирибеевича даёт основание предположить, что тот думает не о службе государевой. Царь напоминает опричнику о долге.

Кирибеевич сказал царю, что у него печаль и «дума чёрная» из-за того, что не обращает на него внимания красавица Алёна Дмитриевна, не сказал только «лукавый раб», что она замужем за молодым купцом. У ворот стоят у тесовыих Красны девушки да молодушки, И любуются, глядя, перешёптываясь; Лишь одна не глядит, не любуется, Полосатой фатой закрывается... Ha святой Руси, нашей матушке, Не найти, не сыскать такой красавицы

Кирибеевич сказал царю, что

у него печаль и «дума чёрная» из-за того, что не обращает на него внимания красавица Алёна Дмитриевна, не сказал только «лукавый раб», что она замужем за молодым купцом.

У ворот стоят у тесовыих

Красны девушки да молодушки,

И любуются, глядя, перешёптываясь;

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается...

Ha святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы

«В пояс кланяясь», отдаёт себя Кирибеевич на милость царскую. Государь быстро успокаивается и предлагает помощь любимому опричнику: хорошо посватать девушку, предложив её родителям дорогие подарки. Царь советует Кирибеевичу положиться на обычай: «полюбишься – празднуй свадебку, не полюбишься – не прогневайся». Иван Грозный не подозревает, что обманул его «лукавый раб», потому что преследует замужнюю женщину. «Ну, мой верный слуга! я твоей беде, Твоему горю пособить постараюся. Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый Да возьми ожерелье жемчужное. Прежде свахе смышлёной покланяйся И пошли дары драгоценные Ты своей Алёне Дмитревне: Как полюбишься — празднуй свадебку, Не полюбишься — не прогневайся».

«В пояс кланяясь», отдаёт себя Кирибеевич

на милость царскую. Государь быстро успокаивается и предлагает помощь любимому опричнику: хорошо посватать девушку, предложив её родителям дорогие подарки. Царь советует Кирибеевичу положиться на обычай: «полюбишься – празднуй свадебку, не полюбишься – не прогневайся». Иван Грозный не подозревает, что обманул его «лукавый раб», потому что преследует замужнюю женщину.

«Ну, мой верный слуга! я твоей беде,

Твоему горю пособить постараюся.

Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышлёной покланяйся

И пошли дары драгоценные

Ты своей Алёне Дмитревне:

Как полюбишься — празднуй свадебку,

Не полюбишься — не прогневайся».

ОТНОШЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО К КАЛАШНИКОВУ После того, как купец Калашников убил Кирибеевича в кулачном бою, царь «прогневался гневом» и велел схватить купца. Велел он ответить, «вольной волею или нехотя» убил купец опричника. Тот сказал, что «убил его вольной волею», но за что — не сказал. Я скажу тебе, православный царь: Я убил его вольной волею, А за что, про что – не скажу тебе, Скажу только богу единому. Прикажи меня казнить – и на плаху несть…

ОТНОШЕНИЕ

ИВАНА ГРОЗНОГО

К КАЛАШНИКОВУ

После того, как купец Калашников убил Кирибеевича в кулачном бою, царь «прогневался гневом» и велел схватить купца. Велел он ответить, «вольной волею или нехотя» убил купец опричника. Тот сказал, что «убил его вольной волею», но за что — не сказал.

Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольной волею,

А за что, про что – не скажу тебе,

Скажу только богу единому.

Прикажи меня казнить – и на плаху несть…

Трудно сказать, каким бы было решение Ивана Грозного, если бы он узнал причину поступка Калашникова. Но Степан Парамонович считает узы брака святыней и не видит необходимости обращаться к царю. Купец готов за свой поступок принять казнь, попросил только он царя, чтобы тот не оставил своей милостью «малых детушек», «молодую вдову» и двух его братьев. Прикажи меня казнить — и на плаху несть Мне головушку повинную; Не оставь лишь малых детушек, Не оставь молодую вдову Да двух братьев моих своей милостью..

Трудно сказать, каким бы было решение Ивана Грозного, если бы он узнал причину поступка Калашникова. Но Степан Парамонович считает узы брака святыней и не видит необходимости обращаться к царю. Купец готов за свой поступок принять казнь, попросил только он царя, чтобы тот не оставил своей милостью «малых детушек», «молодую вдову» и двух его братьев.

Прикажи меня казнить — и на плаху несть

Мне головушку повинную;

Не оставь лишь малых детушек,

Не оставь молодую вдову

Да двух братьев моих своей милостью..

Правитель ценит достоинство, с которым ему отвечает купец, царь называет Калашникова удалым бойцом. Царь Иван Грозный казнил Калашникова за убийство его верного слуги и лучшего бойца Кирибеевича, но обещания, данные Калашникову, выполняет: «Хорошо тебе, детинушка, Удалой боец, сын купеческий, Что ответ держал ты по совести. Молодую жену и сирот твоих Из казны моей я пожалую, Твоим братьям велю от сего же дня По всему царству русскому широкому Торговать безданно, безпошлинно. А ты сам ступай, детинушка, На высокое место лобное, Сложи свою буйную головушку. Я топор велю наточить-навострить, Палача велю одеть-нарядить, Я в большой колокол прикажу звонить, Чтобы знали все люди московские, Что и ты не оставлен моей милостью...»

Правитель ценит достоинство, с которым ему отвечает купец, царь называет Калашникова удалым бойцом. Царь Иван Грозный казнил Калашникова за убийство его верного слуги и лучшего бойца Кирибеевича, но обещания,

данные Калашникову, выполняет:

«Хорошо тебе, детинушка,

Удалой боец, сын купеческий,

Что ответ держал ты по совести.

Молодую жену и сирот твоих

Из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня

По всему царству русскому широкому

Торговать безданно, безпошлинно.

А ты сам ступай, детинушка,

На высокое место лобное,

Сложи свою буйную головушку.

Я топор велю наточить-навострить,

Палача велю одеть-нарядить,

Я в большой колокол прикажу звонить,

Чтобы знали все люди московские,

Что и ты не оставлен моей милостью...»

 Поэт через песню передал свое понимание исторической личности Ивана Грозного, его отношение к приближенным и простым людям, его манеру царствования и особенности эпохи. Сравнивая с образом монарха, обрисованного во многих исторических источниках, М.Ю. Лермонтов показал, что «грозный» не значит палач, и несмотря на его противоречивый характер, в котором сочетаются гневливость и веселость, подозрительность и участие, властность и смирение, он все – таки не жесток, не деспотичен, и способен на милость.  Образ Ивана Грозного теневой, сложный. ВЫВОДЫ:  Образ Кирибеевича, верного царского опричника, крайне противоречивый.  Образ купца Степана Калашникова цельный, является воплощением носителя лучших черт русского национального характера.

Поэт через песню передал свое понимание исторической личности Ивана Грозного, его отношение к приближенным и простым людям, его манеру царствования и особенности эпохи. Сравнивая с образом монарха, обрисованного во многих исторических источниках,

М.Ю. Лермонтов показал, что «грозный» не значит палач, и несмотря на его противоречивый характер, в котором сочетаются гневливость и веселость, подозрительность и участие, властность и смирение, он все – таки не жесток, не деспотичен, и способен на милость.

Образ Ивана Грозного теневой, сложный.

ВЫВОДЫ:

Образ Кирибеевича, верного царского опричника, крайне противоречивый.

Образ купца Степана Калашникова цельный, является воплощением носителя лучших черт русского национального характера.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выучить наизусть отрывок (со слов «Вот оба молча расходятся…» и до слов «И привесть его пред лицо своё» )

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить наизусть отрывок

(со слов

«Вот оба молча расходятся…»

и до слов

«И привесть его пред лицо своё» )


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!