СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».Основной конфликт и проблематика.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА УРОКА: «Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».Основной конфликт и проблематика».

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:  использование приемов инновационных образовательных технологий с целью развития языковой компетенции при анализе художественного произведения

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:      

сформировать понятие «сатира»;

 выявить уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши;

сформировать представление о положительном авторском идеале в вопросе воспитания молодого поколения

 РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

развивать самостоятельность мышления и совершенствовать учебно-интеллектуальные умения суворовцев:

развивать навыки работы с текстом художественного произведения;

развивать умения сопоставлять, анализировать, выделять главную мысль;

развивать творческие способности обучающихся;

логически осмысливать и излагать информацию

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: воспитывать навыки общения, культуру речи,  уважительное и бережное отношение к родному языку; воспитывать интерес к литературе, содействовать воспитанию нравственных и гражданских качеств у обучающихся.

ТИП УРОКА: урок формирования новых знаний.

ВИД УРОКА: комбинированный.

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1 «Недоросль» как сатирическое произведение литературы классицизма

2 Проблема воспитания истинного гражданина

Просмотр содержимого документа
«Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».Основной конфликт и проблематика.»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА



ТЕМА УРОКА: «Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».Основной конфликт и проблематика».


МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: использование приемов инновационных образовательных технологий с целью развития языковой компетенции при анализе художественного произведения

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

сформировать понятие «сатира»;

выявить уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши;

сформировать представление о положительном авторском идеале в вопросе воспитания молодого поколения

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

развивать самостоятельность мышления и совершенствовать учебно-интеллектуальные умения суворовцев:

развивать навыки работы с текстом художественного произведения;

развивать умения сопоставлять, анализировать, выделять главную мысль;

развивать творческие способности обучающихся;

логически осмысливать и излагать информацию

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: воспитывать навыки общения, культуру речи, уважительное и бережное отношение к родному языку; воспитывать интерес к литературе, содействовать воспитанию нравственных и гражданских качеств у обучающихся.

ТИП УРОКА: урок формирования новых знаний.

ВИД УРОКА: комбинированный.


УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1 «Недоросль» как сатирическое произведение литературы классицизма

2 Проблема воспитания истинного гражданина






















Ход урока.


Организационный момент Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности)

«Я рада, мои любезные друзья, видеть вас сегодня.

Вы служите примером, как усердием и трудами можете сделать себе образование. Ласкаюсь мыслью, что вы покажете мне достойные качества своего ума и плоды  благородного воспитания». Возможно, так поприветствовал бы вас, молодое поколение, писатель   Д.И.Фонвизин.

 Д.И.Фонвизин – удивительный  писатель XVIII века. Ещё А.С.Пушкин назвал его «сатиры смелым властелином»:


Этап постановки проблемного вопроса. Актуализация.


Посмотрите небольшие видеофрагменты (отрывок из комедии «Недоросль» и отрывок из программы А. Малахова)

- Зачем я показала их? Как они перекликаются? Нет ли среди нас потомков Митрофана и его мамаши?


- Произведение «Недоросль» Фонвизина было написано в 18 столетии. С момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра.

- В чем секрет неувядаемости комедии?

Проблемный вопрос:

Можно ли Митрофану и его матери, Скотинину доверить будущее России? (это вопрос, на который, я надеюсь, мы сможем ответить в конце урока)


Постановка цели урока. Обратимся к теме нашего урока. Какие ключевые слова есть в названии нашего урока?

«воспитание» : ребенок, родители, семья, учителя, взросление, формирование человека, развитие…

«гражданин» : отечество, родина, честь, благо родины…

- Какая проблема затронута в комедии « Недоросль»?

(Проблема воспитания достойного гражданина Отечества)

- Перечитайте тему нашего занятия и подумайте, на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответ? Каковы цели нашего занятия?


- Поразмышляем над тем, что такое воспитание.

- Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал настоящим гражданином

- Кто является настоящим гражданином?



Основной этап урока. Усвоение новых знаний


Начнем нашу работу, как говорит один из героев комедии, «с задов», то есть с повторения.


XVIII в. имел для России особое значение. Начало новой эпохи было положено преобразованиями Петра I.

Велики были достижения этого времени в области науки, просвещения, искусства, поставившие Россию вровень с европейскими государствами:

1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;

2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями.

3) в 1757 г. основана Академия художеств.

Это эпоха утверждения самодержавия, власти одного человека – монарха, монарха сильного и просвещенного, как Петр Великий и Екатерина Вторая. В это время в искусстве, и в том числе литературе, возникло новое направление – классицизм, пришедший в Россию из Франции.

Само понятие «классицизм» в переводе с латинского значит «образцовый». Образец деятели искусства классицизма нашли в искусстве Древней Греции и Рима.

Искусство классицизма проповедовало идеи гражданственности, идеи просвещения.

Принципы классицизма:

  1. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.

  2. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.

  3. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государству.

  4. Наследование античности как образцу.


Комедия «Недоросль» является классицистической комедией:

– герои делятся на положительных и отрицательных;

– герои наделены «говорящими» фамилиями;

– положительные герои являются воплощением идеи гражданского служения государству;


Комедия «Недоросль» - блистательное сатирическое произведение для постановки на сцене. Ведь театр – это место, где исправляются человеческие пороки.

Что же такое сатира? Комедия?

Сатира (от лат. sature – смесь, мешанина) – вид комического; резкое осуждение и осмеяние человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни.

Комедия - это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие пороки.


Давайте и мы с вами перенесемся на 200 лет назад и вспомним героев комедии и увидит пороки отрицательных персонажей..

Беседа по вопросам. Первичное восприятие.

- Почему комедия так названа? «Недоросль»? Понравилась ли она?

- Почему Митрофана называют недорослем?

Недорослями тогда называли всех дворянских подростков до 15-16 лет .

Закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет, чтобы за это время молодые дворяне прошли необходимый курс наук в домашних условиях для поступления в службу..

- - Какие качества героя сделали это нейтральное слово нарицательным?

Понаблюдаем за героями комедии и ответим на этот вопрос .

Инсценировка сцены из комедии (действие 4 явл.8).

– Почему мы смеемся?

Митрофан – характер комический. Полное незнание основ грамматики, истории, географии, но смышленость и сообразительность.

--- Как вы понимаете слово  воспитание

Воспитание - планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей, формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения.


-- Как героя воспитывала мать?

- Какое воздействие оказывала на Митрофана мать?


Давайте разберемся . Для этого группы получают задание на карточке и отвечают.























Групповая работа.


1 группа.

- Давайте посмотрим, в какой семье воспитывается Митрофан.

- Обращаясь к тексту, покажите на примерах, как Простакова ведет себя со своими б близкими: с мужем, братом, с учителями Митрофанушки, со слугами.

- Что это за женщина?

К Тришке: мошенник, вор, скот, воровская харя, болван. ( д.1, яв.2, 4 )

К Еремеевне:  бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши...

Ты еще, старая ведьма, разревелась...

Еремееевна о себе:  Сорок лет служу, а милость вся та же. По пяти рублей за год, да по пяти пощечин в день ( д. 3,яв. 6 );

Мужу : Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи ( д.1 яв.3)

Все сама управляюсь, батюшка: то дерусь, то бранюсь; на том дом и держится. ( д.2, яв.5)

.К брату: … Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи...( д.З, яв.З - дерется со Скотининым). Сердце взяло, дай додраться! (Милон их разнял). ...Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти! (д.5, яв.2)

К учителям ( д.3 явл. 7 урок Митрофана )



Простакова - полновластная хозяйка имения. Никто в доме не может ни слова сказать, ни шагу ступить без ее согласия. Властно, грубо она относится ко всем. Она особенно отвратительна со слугами. Обзывает их, ругает, оскорбляет, бьет.

Муж у нее под каблуком, она им помыкает. Брата норовит обхитрить, узнав о наследстве Софьи. К учителям относится неуважительно, кормит плохо.



2 группа.

- Но как эта «презлая фурия»  относится к сыну – Митрофану? Любит она его? Найдите в тексте комедии ответы. Однако, какая это любовь? Требовательная? Или слепая, безрассудная, животная?

( Заступается за сына, ругает учителей, Еремеевну. («Ах, Господи Боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! «Тебе жаль шестой /булочки/, бестия?»)

( То, как она им любуется…  «Мы все делали, чтоб он стал у нас таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль…посмотреть, как он у нас выучен»). 



-  В чем она видит благо, счастье для своего сына? Каков её идеал?

 (Её идеал – батюшка, который «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и - сохранить», для этого хочет женить на Софье Митрофана.

- Как Простакова относится к образованию? Для чего она нанимает учителей?

Без наук люди живут и жили”- говорит помещица. Она присутствует на уроках и во всем поддерживает сына: “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит...”- говорит она Цыфиркину.

При решении задачи о деньгах она советует сыну: “...Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. д.З, яв.7)

Простакова о географии: “...Да извозчики-то на что? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская.. (д.4, яв.8)

- Почему же Митрофан ничему не научился? На кого похож?

Сама она невежественная, безграмотная женщина. Простакова вынуждена пригласить к сыну учителей, хотя не считает образование необходимостью, и смотрит на обучение, как на тяжелую повинность.



Выводы:

Простакова - невежественная, необразованная женщина, очень властная, деспотичная, жестокая по отношению к людям, беспощадная крепостница, слепо любящая своего сына.

Она уродует его характер, воспитывает в нем наглость, лень, подлость и жестокость. И он действительно становится похожим на мать.

 

3 группа.

Герои - антиподы Митрофана.

Кто они? Прочитайте высказывания Стародума и объясните их. Согласны ли вы с ними?

  • Глупому сыну не в помощь богатство.

  • Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

  • Невежда без души – зверь.

  • Золотой болван – всё болван.

  • Наличные деньги - не наличные достоинства.

- Кто Милон по роду занятий? Какой он офицер? Что мы узнаем о нем?

- Какие качества он ценит в человеке? Можно ли его считать истинным гражданином своего Отечества ( дейст.4 явл. 6 ).

Милон любит Родину, он честен, справедлив, умен, думает о благе государства, он смелый и благородный офицер. Он образец настоящего гражданина Отечества.







Включение в систему новых знаний и повторение.

Давайте обратим свои взоры в будущее. Наше будущее - сочинение на ОГЭ с приведением аргумента из своего читательского опыта для подтверждения своей позиции. Вот текст. Какую проблему ставит автор в тексте?

Аргумент – это доказательство, приведение примера для обоснования своей точки зрения на проблему.

  • Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

  • Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг материальными благами.

  • Мир изменяется. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, то не стоит удивляться тому, что ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой. (по Ю. Нагибину)

Подведение итогов. Рефлексия.

Фонвизин обращается к вам, молодому поколению страны: вам надо обязательно учиться, получить образование, верой и правдой служить своему Отечеству, быть полноправными членами общества.


- На какие вопросы вы получили ответы на нашем занятии?

- Кого можно назвать настоящим гражданином своего Отечества?

- Продолжите строчку: «Сегодня на уроке я задумался…»

- Можно ли Митрофану доверить будущее России? Почему?


Выводы:


Митрофан, воспитанный своей матушкой, становится «злонравия достойным плодом».

Не уважающий и не любящий свою мать, он не может уважать и любить свою Отчизну, следовательно, ничего полезно сделать для неё не может, а значит и не может быть истинным гражданином.




Задание на самоподготовку

Напишите 5-7 предложений в качестве аргумента сочинения на ОГЭ. «Что такое истинное воспитание человека»? (с опорой на читательский опыт: комедия «Недоросль» Фонвизина).

Используем фразы: « говоря о воспитании достойного человека, обратимся к литературному примеру», «в комедии автор рассказывает о Митрофане Простакове, который…», « трудно назвать этого героя достойным человеком ,потому что…» Оценки выставить и прокомментировать!









Скачать

© 2021 459 12

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!