Образовательные технологии
Образовательные технологии — это система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии определенными принципами организации и взаимосвязи целей — содержания методов. В опыте работы школ, вузов и других образовательных систем используются различные виды образовательных технологий. система деятельности педагога и учащегося, основанная на определённой идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования. Выделяют игровые технологии ,компьютерные технологии, диалоговые технологии, связанные с созданием коммуникативной среды , тренинговые технологии .
Образовательные технологии — В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом… …
Структурно-логические технологии
Использование современных структурно-логических технологий является одним из важнейших ресурсов повышения качества урока как базовой единицы деятельности учителя.».
В качестве основной структурно-логической технологии я использую системный подход как эффективную технологию развивающего обучения. Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся системное мышление, навыки логического познания, стимулировать деятельностную активность учащихся. Кроме того, системный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала
Главный итог подобного подхода к обучению: опора на предыдущие знания, работа над системой общих понятий ведет не только к усвоению знаний, но и к развитию системно-логического мышления, и, следовательно, к более высоким результатам в обучении.
Структурно-логические схемы , составленные самим учителем, или же совместно с учащимися дают возможность как воспринять, осмыслить изучаемый материал, так и проверить результат и применить знания на практике.
Благодаря «сжатию» программного материала представляется реальная возможность планировать систему разнотипных уроков. «Сжимается» учебный материал в различные схемы, лаконично и четко передающие содержание описуемого материала. Схемы, естественно, являются составляющим звеном приема схематизации, который мы рассмотрели в предыдущем пункте.
Опорно-логические схемы, по сути, являются одним из видов схематизации, а схематизация, в свою очередь, является методическим приемом моделирования.
Опорно-логические схемы могут иметь фрагментарный, эпизодический характер, охватывать небольшие объемы материала по биологии. Но чаще всего их построение связано с целой темой или даже разделом биологической науки. Структурно-логическая схема – один из способов, приёмов, которые помогают глубже осмыслить изучаемый материал.
Вывод
Структурно-логические схемы – это оригинальный эффективный инструментарий для активизации всех познавательных способностей учащихся, к которым, в первую очередь, относятся восприятие, воображение, память, представление, мышление. Они обеспечивают единый системный подход к изучению и, самое главное, к осмыслению основных понятий, что очень важно при освоении нового опыта. Кроме того, с их помощью можно решить следующие задачи в учебной деятельности:
Осмысленное усвоение понятий; получение осмысленных знаний.
Развитие различных видов мышления.
Повышение интеллектуально – творческого потенциала.
Игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
При раскрытии сущности игровой технологии следует выделить следующие компоненты:
• мотивационный;
• ориентационно-целевой;
• содержательно-операционный;
• ценностно-волевой;
• оценочный.
Эти компоненты включают ряд структурных элементов, которые представлены в таблице.
Компоненты игровой технологии во взаимосвязи со структурными элементами игры
Компонент игровой технологии
Структурные элементы игры
Мотивационный
Установочный момент, игровая ситуация
Ориентационно-целевой
Задачи игры
Содержательно-операционный
Правила игры, игровое действие
Ценностно-волевой
Игровое состояние
Оценочный
Результат игры
Компьютерные технологии реализуются в рамках системы «учитель—компьютер—ученик» с помощью обучающих программ различного вида (информационных, тренинговых, контролирующих, развивающих и др.).
Занятия детей с компьютером включают четыре взаимосвязанных компонента:
Активное познание детьми окружающего мира.
Поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач.
Изменение предметно-знаковой среды на экране монитора.
Активизирующее общение ребенка со взрослыми и другими детьми.
Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность – игру.
Диалоговые технологии связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на уровне «учитель—ученик», «ученик–ученик», «учитель—автор», «ученик—автор» в ходе постановке и решения учебно-познавательных задач.
Назначение диалоговой технологии: в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей.
Диалогическая деятельность учителя: направлена на создание такой среды, которая способствует накоплению диалогического опыта решения личностью проблем.
В ходе диалога учащиеся овладевают способностью и умением вести его на разных уровнях:
1. Личностный – диалог с собственным Я
2. Межличностный уровень – Я и другой
3. Мультидиалог – обсуждение проблемы в малых группах (5-7 человек)
Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения».
В зависимости от роли диалога в развитии личностных качеств выделяют следующие типы диалога:
Типы диалога Характеристика
Мотивационный Отражает интерес его участников к теме, диалогической форме общения.
Критический Характеризует критическое осмысление содержания диалога,
гипотетическое рассмотрение любых решений проблемы.
Конфликтный Отличается противоречивостью отношения личности к
предмету проблемы .
Самопрезентирующий Демонстрация личностью выгодного для нее имиджа .
Автономный Внутренний диалог, выражающий проведение защитной
реакции личности
Рефлексивный Указывает на способность личности вести самоанализ .
Самореализующий Характеризуется моментом утверждения, самораскрытия .
Характеризуется поиском личностью ценностей
Духовный Глубинное проникновение в содержание, друг в друга .
Организация диалогового обучения :
1. Организация пространства (диалоговые формы взаимодействия ориентированы на общение лицом к лицу)
2. Содержание диалога – должно решать три задачи: учебно-познавательную, коммуникативно-развивающую и социально-ориентированную.
3. Использование 2-х видов диалога:
информационный ( когда в процессе восприятия каждый партнер получает новую информацию – процесс овладения новыми знаниями );
интерпретационный ( когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация - может быть включен в любой структурный элемент урока).
Правила ведения диалога
1. Критиковать идеи, а не человека
2. Побуждать каждого участвовать в обсуждении
3. Выслушивать каждого, даже если с ним не согласен.
4. Пытаться разобраться в том, что непонятно
5. Стремиться понять разные взгляды на проблему
6. Не бояться изменить свою точку зрения под воздействием неоспоримых аргументов и фактов.
Тренинговые технологии — это система деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические упражнения).
Цель тренинга- создать учащимся психологические условия для полноценного
взаимодействия на основе доверия и доброжелательных отношениях друг к другу;
Смоделировать реальные жизненные ситуации в которых:
-устраняется страх перед выражением собственного мнения;
-развивается готовность сказать или принять помощь в экстремальной ситуации;
-формируется уважение и понимание чужих проблем;
-приобретается навык анализа своих и чужих поступков;
-снимаются барьеры перед публичным выступлением;
-формируется чувство радости от совместного труда и творчества
Важной особенностью тренинга является его структура. Как правило, в тренинговых занятиях выделяют пять стадий: подготовка (мотивация, настройка, планирование работы, установка правил), осознание (понимание сущности темы, ее значения лично для участника тренинга), переоценка (решение проблемных ситуаций на основе личного опыта, проблемное обсуждение решений, сравнение с личным опытом), действие (выполнение упражнений, творческих заданий, обсуждение результатов) и рефлексия (оценка результатов тренинга и степени удовлетворенности занятием всех участников).
В тренинге значительно активизируется познавательная активность учащихся, они легко включаются в работу на уроке. Однако еще не все учащиеся готовы к постоянной работе во время тренинговых занятий, не все умеют эффективно работать в группе, организовать необходимый продуктивный диалог, что свидетельствует о важности внедрения тренинговых технологий в образовательный процесс школы, особенно в условиях ФГОС.
Образовательные технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения. Иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового федерального государственного стандарта.
Интернет –источники:
1.http://uchebana5.ru/ images /1998/3994494/5d68a2d7.gif
2.http://comp-videos.com/sites/default/files/kad%C4%B1nlar-i%C3%A7in-kurslar.jpg
3.http://enewstyle.com/images/561d349f1ab53.jpg
4.http://remezivci-nvk.at.ua/999459_576827929030136_1597574371_n.jpg
5.http://ra-nova.ru/images/ruslan/0006-015-obrazovatelnaja-sistema-shkola-2100.png
6.http://vprofsouze.ru/wp-content/uploads/2015/12/learn500.jpg
7.http://www.litres.ru/static/bookimages/11/17/90/11179021.bin.dir/11179021.cover.jpg
8.http://img-fotki.yandex.ru/get/5407/lady-annadu.58/0_61fba_15841ff8_XL.jpg
9.http://englishtips.org/uploads/posts/2009-01/1231786243_sbi.jpg
10.http://pedpresa.com.ua/vish/files/2013/05/Informatika.jpg
11.http://cbscao.ru/sites/default/files/styles/1140width/public/4.png?itok=_3791wGx
12.http://www.knigirossii.ru/pictures/0/16/sbig-2220317.jpg