СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный веб-квест как способ организации проектной и исследователькой деятельности обучающихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен мой личный опыт создания образовательных веб-квестов для организции исследоваательской и проектной деятельности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Образовательный веб-квест как способ организации проектной и исследователькой деятельности обучающихся начальных классов»

Е.Л. Кузьмина,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №6

Куйбышевского района


Образовательный веб – квест как способ организации проектной

и исследовательской деятельности обучающихся


Согласно ФГОС во главу образования ставится личность обучающегося, её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается и с запросами родителей, которые хотят получить в результате обучения своего ребёнка личность информационно грамотную, умеющую принимать решения, работать в команде, владеющую основами умения учиться.

Особое значение для меня представляет использование эффективных новейших технологий, направленное на реализацию требований ФГОС НОО. В своей профессиональной деятельности я применяю информационные технологии в сочетании с приёмами такой технологии, как метод проектов.

В современной педагогической литературе существует немалое число определений метода проектов в обучении.

Метод проектов – личностно ориентированный способ эффективного выстраивания исследовательской деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Использование проектного метода делает учащегося самостоятельным, приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях, способствует развитию познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического мышления, навыков информационной деятельности.

Наиболее эффективным и перспективным, по моему мнению, способом организации проектной деятельности в современных условиях является информационная технология - образовательный веб-квест (Web Quests).

Что же такое образовательный веб-квест?

Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).

Существует несколько определений понятия веб-квест:

•  Образовательный веб-квест – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого требуются ресурсы Интернет (http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest_collections.php)

•  Веб-квест - это один из видов телекоммуникационных проектов. Разработка веб-квестов ведется на основе технологии проектного обучения, целью которого является практическое закрепление полученных теоретических знаний практически по всем циклам дисци­плин, приобщение учащихся к исследовательской, проектной деятельности. (Невзорова В.И., Гонтарева М.Н. «Накопление творческого продуктивного опыта студентами в мастерской разработчиков веб-квестов»).

  • Веб-квест - это современная технология, основанная на проектном методе обучения, предполагающая поисковую деятельность обучающихся с четкой управляющей ролью обучающего с применением новых информационно-коммуникационных средств. (http://drug12.ucoz.ru/index/veb_kvest/0-51, Воробьёва Л.Л.)


Опишу свой опыт создания веб-квестов и организации исследовательской работы обучающихся. Созданные мною веб – квесты - это сайты в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему. Особенностью является то, что информация для самостоятельной или групповой работы обучающихся находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц.

Отличительные особенности веб-квеста от других технологий, в частности от метода проектов следующие:

1.Заранее определены ресурсы, на которых есть информация, необходимая для решения проблемы.

2.Веб-квест однозначно определяет порядок действий, который должен выполнить ю для получения требуемого результата.

3.Однозначно определены критерии оценки выполненных заданий.

При создании веб-квестов придерживаюсь следующей структуры:

Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы

Список информационных ресурсов, необходимых для выполнения задания.

Учащимся представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли прописан план работы и задания.

Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).

Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.

Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию.

Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.

При организации работы обучающихся необходимо соблюсти этапы работы над квестом.

Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания веб-страниц.

Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

О критериях оценки веб-квеста

Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуюсь и я. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Критерии могут включать оценку:

  • исследовательской и творческой работы,

  • качества аргументации, оригинальности работы,

  • навыков работы в микрогруппе,

  • устного выступления,

  • мультимедийной презентации,

  • письменного текста и т.п.

Web-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными.

Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным web-квестом может занимать от одного до трех сеансов. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).

Формирование УУД

Веских причин для использования веб-квестов достаточно много. Использование технологии «Образовательный веб-квест» направлено на формирование всех групп УУД обучающихся.

При этом достигаются цели обучения – коммуникация и обмен информацией( коммуникативные УУД).

На этапе выполнении задания формируются исследовательские навыки учащихся. При поиске ответов на поставленные вопросы среди большого количества научной информации развиваются критическое мышление, умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно (познавательные УУД).Ученики приобретают навыки трансформировать полученную информацию для решения поставленных проблем. Накопленный опыт последовательных действий работы в команде под руководством учителя поможет каждому в организации своей дальнейшей индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности в информационном пространстве. На этапе оформления результатов деятельности происходит осмысление произведённого исследования. Работа предусматривает отбор самой значимой информации и представление её. На этом этапе очень важна роль учителя как консультанта. (регулятивные, личностные УУД).

Мною созданы образовательные веб-квесты на платформе  Google Sites .

1)Веб-квест «Путешествие в страну Здоровья»

https://sites.google.com/site/putesestvievstranuzdorova/vybiraem-roli/home


2) Образовательный веб-квест «Путешествие в мир игрушек»

https://sites.google.com/site/vebkvestputesestvievmirigrusek/home


Использованные ресурсы:

1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.

2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999

4. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07

5. Образовательный веб-квест. ОУ СПО РО. (Электронный документ). http://www.spodon.ru/quest.html#w1#w1

6.Веб-квесты. Центр лингвометодических информационных ресурсов. (Электронный документ).: http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php

7.http://www.iteach.ru/

- программа Intel "Обучение для будущего"

8.http://festival.1september.ru/articles/513088/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!