Муниципальное общеобразовательное учреждение
Кораблинская средняя общеобразовательная школа № 1
муниципального образования - Кораблинский муниципальный район
Рязанской области
«Жизнь без аллергии»
практико-ориентированный проект
Заявители: учащиеся 10 класса
Автор проекта:
учитель химии
Ильичева Оксана Анатольевна
2015 год
I. Введение
1.1. Обоснование необходимости проекта
Ещё в XIX веке немецкий учёный Артур Шопенгауэр отмечал: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нём всё становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия…». В современной программе модернизации образования отмечается, что здоровье является внешней ценностью общества: чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества.
У каждого пятого человека на Земле хотя бы однажды в жизни возникали аллергические реакции, а каждый 8-й – 10-й человек в мире страдает от аллергии.
Актуальность данной темы заключается в том, что распространенность аллергических болезней и астмы прогрессирует, несмотря на то, что потребление противоаллергических и противоастматических средств значительно возросло в течение последнего десятилетия. Для меня это не просто «книжная» информация. Дело в том, что в последние два года проявление аллергических реакции наблюдается у учеников нашей школы.
Учитывая условия современной жизни, ухудшающуюся экологию, появление новых химических продуктов и различных синтетических добавок, можно сделать вывод, что это заболевание угрожает каждому: от взрослого человека до младенца.
Каждый человек, страдающий аллергией, ищет способы преодолеть свою болезнь.
В первую очередь я провела анкетирование учащихся МОУ Кораблинской СОШ № 1. Анкета содержала 2 вопроса (приложение 1). (Результаты анкетирования смотри в приложении 2).
Исследование показало, что примерно 24% учащихся страдают аллергическими реакциями, в основном на пищевые продукты (двадцать три человека в целом, из них девять человек - на цитрусовые). У шести человек аллергия на различные запахи, у троих - непереносимость запаха половой краски. В осенне-летний период шесть человек реагирует на пыльцу цветущих растений, у них отмечается насморк, сыпь и покраснение. У трех человек наблюдается аллергия на изменение температуры окружающей среды. (Приложение 2).
1.2. Цели и задачи работы:
Цель проекта: создание условий для реализации желания обучающихся заботиться о своем организме, не вредить своему здоровью; формирование сознания того, что жить без проявлений аллергии веселее, интереснее.
Задачи:
Систематизировать представление детей об аллергии на различные вещества; научить классифицировать виды аллергии; показать зависимость состояния человека от данного заболевания.
Проанализировать наличие пищевых добавок в следующих продуктах:
Кондитерские изделия
Хлебобулочные изделия
Молочная продукция
Минеральная вода
Соки
Провести анализ наиболее употребляемой, популярной пищевой продукции среди учащихся нашей школы.
Воспитывать у детей стремление к здоровому образу жизни, понимание радости жизни без аллергии. Стимулировать желание найти выход из сложившейся ситуации.
II. Основное содержание проекта
Срок реализации проекта: апрель 2015 г. – сентябрь 2017 г.
Этапы работы по проекту
Этапы | Содержание этапа | Сроки реализации |
Подготовительный | Определение проблемы, цели и задач, названия проекта. Определение механизмов реализации проекта. | 09.2014 – 10.2014 |
Организационный | Защита проекта. Привлечение к реализации проекта специалистов школы: медицинского работника, старшую вожатую, учителей биологии; членов волонтерского отряда; учащихся школы. | 10.2014 – 04.2015 |
Деятельностный | Практическое внедрение проекта в деятельность школы | 04.2015 – 09.2017 |
Оценочно-результативный | Анализ мониторинга эффективности результатов проекта. Корректировка проекта. Определение перспектив дальнейшего развития проекта. | В конце каждого года; 09.2017 |
III. Ресурсы
Хорошо оборудованная химическая лаборатория, библиотека, доступ к сети Интернет, мультимедийная и музыкальная установки; высококвалифицированные специалисты: учителя химии и биологии, медсестра, врач-иммунолог.
IV. Целевая аудитория
Педагоги и учащиеся школы.
V. План реализации проекта
Планируя деятельность по проекту, мы опирались на данные анкетирования, в котором респонденты высказывали предположения о причинах возникновения аллергических реакций: неправильное питание, вакцины и лекарства, пыль, пыльца, плесень, шерсть животных.
Исследовательское направление:
Анализ наличия пищевых добавок в продуктах.
Исследование плохо изученных пищевых добавок.
Исследование пыли в бытовых помещениях школы на наличие аллергенов и сапрофитов.
Выявление аллергенных растений пришкольного участка.
Выявление спор латентной (скрытой) плесени в школьных помещениях.
Медицинское направление:
Медицинская гостиная «Диетотерапия гиппоаллергенная».
Работа бара «Питьевая минеральная вода».
Семинар «Климатотерапия».
Осмотр врача, консультация.
Оздоровительное направление:
Оздоровительное босохождение.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Прогулки «Тропа здоровья».
«Единый день здоровья и хорошего настроения».
Выезд на природу «Глоток чистого воздуха».
Утренняя гимнастика.
Профилактическое направление:
Вентиляция помещений, влажная уборка.
Контроль за курением.
Проведение своевременных ремонтных работ.
Соблюдение диеты (исключение из меню школьной столовой блюд, содержащих высокоаллергенные продукты).
Работа творческой мастерской (по привлечению внимания к проблеме влияния пищевых добавок на организм человека).
Акция «Ты – то, что ты ешь».
VI. Ожидаемы результаты
Показатели | Кол-во, % |
Динамика здоровья (по результатам опроса) | |
Влияние пищи на здоровье человека (анкета «Что ты ешь?») | |
Всплески аллергии (диагностика) | |
Мотивация педагогов и учащихся к самооздоровлению (по результатам опроса) | |
Приобретение полезных навыков (анкета) | |
Трудности работы по проекту:
Сопротивление новому, требующему усилий над собой.
Инертность, леность участников.
Загруженность участников проекта.
VII. Перспективы развития
Считаю, что данный проект является пусковым механизмом для дальнейшей самостоятельной систематической деятельности педагогов и школьников по собственному оздоровлению.
VIII. Литература
Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. Завуч, 2005, № 6
Зубкова О.Б., Тропина Л.Н. Исследовательская деятельность учащихся как условие социализации личности. // Исследовательская работа школьников. - №4. – 2007. – с. 106
http://www.kakras.ru/interesn/kons.htm (10.09.2014)
http://www.vitnik.ru/vredE.htm (25.09.2014)
http://knowledge.allbest.ru (09.09.2014)
Приложение 1 «Анкета для учащихся МОУ Кораблинской СОШ № 1»
Есть ли у вас аллергия? (Нужное подчеркнуть) | Да | Нет |
Если есть, напишите, на что. | |
Приложение 2 «Результаты опроса учащихся МОУ Кораблинской СОШ № 1»
Есть ли у вас аллергия? (Нужное подчеркнуть) | Да 38 | Нет 122 |
Если есть, напишите на что. | 23 человека – на пищевые продукты (из них 9 человек на цитрусовые) 6 человек – на запахи в окружающей среде (в частности 3 человека – на запах половой краски) 6 человек – на пыльцу цветущих растений 3 человека – на температуру окружающей среды |
Вывод: Из анализа анкет учащихся делаем вывод, что у большинства обучающихся существует аллергия на продукты питания, значительно меньше на пыльцу растений и запахи. Небольшое количество опрошенных испытывает аллергические реакции на температуру окружающей среды.
8