Образовательный минимум по русскому языку для 7 класса. 2 ч.
Что такое наречие? Приведите примеры.
Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (громко говорить) или признак другого признака (очень красивый).
Каким членом предложения обычно бывает наречие? Приведите примеры.
В предложении наречие обычно является обстоятельством и отвечает на вопросы как? каким образом? в какой степени? в какой мере? где? куда? откуда? когда? почему? зачем?
Наш учитель (когда?) всегда (как?) понятно объясняет новый материал.
К каким словам чаще всего примыкает наречие?
Наречие чаще всего относится к глаголу (аккуратно писать), реже к прилагательному (по-летнему тёплый день), причастию (быстро бегающий мальчик), деепричастию (беззаботно играя), другому наречию (объяснять очень понятно).
Иногда наречие относится к имени существительному и в предложении является определением: Он всегда ходит в пальто (каком?) нараспашку.
Какой главный морфологический признак имеет наречие?
Наречие – неизменяемая часть речи: не склоняется, не спрягается, не согласуется с другими словами, у наречия нет и не может быть окончания.
Неизменяемость – главный морфологический признак наречия.
Назовите разряды наречий. Приведите примеры.
Наречия образа и способа действия. Отвечают на вопросы как? каким образом? Например: так, хорошо, поперёк, по-зимнему, дружески.
Наречия меры и степени. Отвечают на вопросы сколько? сколько раз? во сколько раз? в какой степени (мере)? насколько? Например: чуть-чуть, немного, вдвое, вдоволь.
Наречия места. Отвечают на вопросы где? куда? откуда? Например: вдалеке, кое-где, где-то, куда-то, издалека.
Наречия времени. Отвечают на вопросы когда? как долго? Например: сейчас, давно, когдо-то, тогда, зимой.
Наречия причины. Отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? Например: потому, почему, сгоряча, поневоле, сослепу, оттого, сдуру.
Наречия цели. Отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью? Например: затем, зачем, на смех, назло, нарочно, умышленно.
Расскажите про степени сравнения наречий. Приведите примеры.
Наречия образа действия на –о, -е (как и качественные прилагательные, от которых образовались эти наречия) имеют степени сравнения: положительную (исходную), сравнительную и превосходную. Например: красиво танцевать – положительная степень; танцевать красивее – сравнительная степень; красивее всех – превосходная степень.
Простая форма сравнительной степени образуется с помощью суффиксов –ее (-ей), -е, -ше: быстро – быстрее (быстрей), громко – громче, рано- раньше.
Составная форма сравнительной степени образуется со словами более (менее): быстро – более быстро, менее быстро.
Превосходная степень наречий имеет только составную форму : говорить быстрее всех, любить сильнее всего.
Формы сравнительной степени наречий и качественных прилагательных совпадают в произношении и написании. Чтобы не смешивать их, надо учитывать, что имя прилагательное в сравнительной степени обозначает признак предмета, относится к существительному, отвечает на вопросы каков? какова? каково? каковы? и в предложении является сказуемым. Например: Наше озеро (каково?) глубже реки. Наречие в сравнительной степени обозначает признак действия, относится к глаголу, отвечает на вопросы как? каким образом? и в предложении является обстоятельством. Например: Аквалангист нырнул (как?) глубже пловца.
Что такое категория состояния? Приведите примеры.
Среди наречий выделяется группа слов, которые обозначают состояние: состояние человека, состояние природы, окружающей среды:1) Мне плохо.2) Было душно. 3) В лесу хорошо.
Такие слова многие лингвисты считают самостоятельной частью речи и называют словами категории состояния. Слова категории состояния отличаются от наречий тем, что употребляются только в безличном предложении, выступают в роли сказуемого, тогда как наречия обычно являются обстоятельством, и часто употребляются со связкой, что не характерно для наречий: Всем было весело.
К словам категории состояния обычно относятся слова на –о: больно, весело, грустно, скучно, плохо, хорошо, близко, далеко, глубоко, низко, возможно, невозможно, можно, нужно, видно, слышно. Они не употребляются со словами в форме именительного падежа в роли подлежащего.