Образовательное событие по финансовой грамотности
«Школа юного финансиста»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
• Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
• Совершенствовать коммуникативные качества детей.
• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
• Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.)
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и др.
Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и др. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Поэтому проводя образовательное событие по финансовой грамотности, итогом которого будет сюжетно-ролевая игра «Супермаркет», я хотела помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Участники образовательного события: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Сроки реализации: 1 неделя
Предварительная работа:
День 1:
- Беседа «Что такое деньги»;
- Демонстрация детям слайд-презентации «Как появились деньги»;
- Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»;
- Игра «Домино»
Цель: закрепить знания о названии, достоинстве монет; развивать внимание, память.
День 2:
- Чтение произведений А. Романов «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха»;
- ООД «Деньги: монета, банкнота, пластиковая карта»;
- Продуктивная деятельность: изготовление кошельков для с/р игры «Супермаркет»;
День 3:
- Демонстрация детям слайд-презентации «Бюджет семьи, доход, расход»;
- Игровая ситуация «Путешествие денежки»;
- Д/и «Что быстрее купят?»
Цель: развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
- Продуктивная деятельность: изготовление продукции для с/р игры «Супермаркет».
День 4:
- Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» - на тему «О рекламе товара»;
- Рассматривание рекламы в журналах, газетах;
- Игровая ситуация «Рекламная компания» - дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи;
- Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама»;
День 5:
- Подсчет заработанных денег (дошколиков);
- Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».
Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»
Цель: дать детям теоретическую основу экономических понятий, через ознакомление с профессиями людей, работающими в супермаркете.
Задачи:
- формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях;
- развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
- воспитывать культуру речевого общения;
- знакомство с профессиями продавца, кассира.
Словарная работа:
«продавец», «продавать», «касса», «кассир», «охранник», «охранять»,
«молочный», «хлебобулочный», «овощной», «мясной», «отдел», «администратор», «витрина», «чек», «сдача», «стоимость», «весы», «прилавок»,
«покупка», «деньги», «кредитная карта», «товар», «покупатель», «корзина»,
«тележка», «супермаркет», «открытие», «реклама», «оплатить»,
«расплатиться».
Материалы:
- муляжи хлебобулочных изделий из соленого теста;
- муляжи овощей, фруктов;
- сбор упаковок из-под молочных продуктов: молоко, кефир, йогурты и т. д., из-под напитков: чай, кофе, соки;
- из бумаги: чеки, бейджики, ценники, конфеты, вывески для отделов супермаркета, рекламки акций; деньги, кошельки;
- из картона: кассы;
- сумки, корзины для товаров, весы, униформа для работников супермаркета, рация для охранника.
Ход игры:
(Дети заходят в группу, здороваются с гостями,
встают полукругом)
Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку
Нужно хлеба нам купить
Иль подарок подарить –
Сумку мы скорей берём
И на улицу идём.
Там проходим вдоль витрин
И заходим в … (магазин).
- Ребята, всю неделю мы зарабатывали деньги (дошколики) и вот пришло время их потратить. Как я вам и обещала, мы с вами отправляемся в большой магазин, который как называется?
Дети: «Супермаркет».
Воспитатель: А чем отличается супермаркет от обычного магазина?
Дети: в супермаркете товары можно брать самим, а в магазине нет.
Воспитатель: правильно, ребята. А Вы были в супермаркете? Есть ли у нас в городе супермаркеты, как называются?
Дети: предлагаю организовать супермаркет «Карусель». Давайте распределим роли. В этом нам поможет волшебный мешочек. Каждый из вас достает бейджик, с изображением того, чью роль он будет исполнять.
(Распределение ролей)
Воспитатель: ребята, а мне достался бейджик с должностью директора. роли распределены. Ребята, давайте напомним друг другу, что входит в обязанности каждого сотрудника.
Воспитатель: Кто знает, что входит в обязанности директора?
Дети: Руководит процессом внутри супермаркета.
Воспитатель: Какую работу в супермаркете выполняет продавец-консультант?
Дети: предлагает товар, расставляет ценники, раскладывает товар.
Воспитатель: А что делает кассир?
Дети: Оформляет покупку, принимает деньги, дает сдачу.
Воспитатель: Какую работу в супермаркете выполняет администратор?
Дети: подбирает товары для магазина, выдаёт товар в разные отделы продавцам, делает объявления, помогает продавцам в рекламе товара.
Воспитатель: Какую работу в супермаркете выполняют охранник и уборщица.
Дети: охранник ходит по магазину, следит за порядком, смотрит, чтобы люди не прятали товар в кармане или не съели его по пути к кассе. А уборщица следит за чистотой и порядком.
Воспитатель: И самое главное в супермаркете, это покупатели, что они делают?
Дети: Выбирают и покупают товары, продукты.
Воспитатель: А теперь нам необходимо подготовить свое рабочее место и приготовить для себя все атрибуты.
Начинается игра.
Директор магазина объявляет об открытии супермаркета «Карусель»: Уважаемые покупатели! Вас приветствует супермаркет «Карусель». В нашем магазине вы можете приобрести продукты, одежду, косметику и все необходимое для вас! Добро пожаловать в наш супермаркет!
Покупатели расходятся по отделам и делают покупки. Все товары имеют цену в рамках программного материала (счет до 10). В игру введены весы для взвешивания продуктов.
По ходу игры дети выполняют свои роли:
Продавец-консультант вежливо здоровается с покупателями, предлагает товар, рассказывает о нем, дает посмотреть, показывает, как с ним обращаться, говорит, сколько стоит, взвешивает товар, упаковывает его и наклеивает ценник.
Покупатель выбирает товар, подходит с ним к кассе, заплатив названную сумму (деньгами, карточкой) и взяв чек, получает у него свой товар.
Кассир считает общую стоимость покупки, принимают деньги, карточки, за товар, выдают сдачу, чек и пакеты (по желанию покупателя).
Охранник следит за порядком, смотрит, чтобы люди не прятали товар.
В ходе игры ставится проблемная ситуация (испорченные продукты, не привезли нужный товар).
Окончание игры.
В конце игры звучит голос диктора (директора)
«Уважаемые покупатели, рабочий день подошел к концу, наш супермаркет закрывается. Благодарим Вас за покупки, и приглашаем вновь посетить наш супермаркет завтра. Завтра вас ожидают скидки на овощи и фрукты».
Покупатели завершают свои покупки, и охранник провожает последних покупателей до выхода, закрывает за ними дверь.
Оценка игры.
«Ребята, наша игра подошла к концу. Во время игры я за вами наблюдала и хочу похвалить за правильно выполнение обязанностей вашей роли. Кассир был очень вежлив, правильно принимал деньги и давал сдачу, складывал товары в пакет и передавал покупателю. Покупатели не забывали складывать большие сумки в камеру хранения, брать с собой корзинки, оплачивать, и прощаться. Продавцы следили за порядком на полках, помогали покупателям в выборе продуктов. Товаровед правильно справился с ролью.
5