Образовательное пространство.
Перед современной школой остро стоит задача воспитания всесторонне развитой творческой личности, мотивированной на саморазвитие и самообразование, способной быть востребованной в современных условиях.
Это включает в себя не только степень обученности ученика, фиксируемой в различных формах контроля, но и степень достигнутой социальной развитости, готовности творчески реализовываться, личностной причастности к происходящему в стране.
Испытывая потребность в человеке активном, деятельном и творчески целеустремленном, общество сознает необходимость создания такой образовательной и культурной среды, которая могла бы способствовать решению этой задачи.
Среда обитания человека во все культурно-исторические эпохи была призвана способствовать формированию и совершенствованию человека как субъекта и объекта познания. В этом отношении среде воспитания и обучения принадлежит первостепенная роль в развитии личности отдельного человека и общества в целом.
Важнейшим условием обеспечения комфортной и стимулирующей школьной среды является грамотно организованное школьное пространство, его атмосфера и наполнение, поскольку правильно организованная среда способствует становлению личности учащегося.
Следовательно, школа нуждается в разработке современных дизайнерских технологий, которые позволят, с помощью создания определённого визуального образа, связать образовательную, воспитательную, эмоциональную и эстетическую среды в единое целое и целенаправленно использовать их формирующие личность возможности.
Развитие личности вообще, как и эстетическое развитие в частности, не может считаться целостным без включения в него субъекта этого развития. С философской точки зрения, быть субъектом эстетического развития - значит быть им не в качестве части культуры, а в качестве участника созидательной работы в искусстве, обязывающей личность саморазвиваться и развивать мир вокруг себя.
Школа - это институт социализации. Она учит детей адекватно воспринимать и вести себя в коллективе, вырабатывает представления о разных сферах жизни, помогает сформировать систему ценностей. И именно школа призвана воспитать эстетически развитого, внутренне красивого человека.
Традиционно, эстетический компонент, с целью повышения качества образования, используется непосредственно в учебно-воспитательном процессе. Однако существует возможность целенаправленной эстетизации пространства школы, оказывающего формирующее влияние на личность учащихся.
Образовательное пространство — это все то, из чего состоит школа. Это архитектура здания, внутренние планировки, размеры класса, мебель, оборудование. Все эти составляющие взаимосвязаны и влияют на обучение.
Образовательное пространство постепенно начинает выполнять очень важную роль: способствовать достижению образовательных целей. Главное — грамотно его обустроить.
Принципы обустройства образовательного пространства.
1. Зонирование. Необходимо разделить образовательное пространство на зоны с различными типами игровых зон. Это позволит не смешивать игровые и образовательные процессы.
2. Безопасность. В комнате не должно быть опасных мест. В идеале следует использовать заглушки для тяжелых дверей (стопперы), установить ограничители на окна для проветривания, скрыть всю проводку.
3. Комфорт. Обустройство образовательного пространства начинается с подготовительных работ. Важно обеспечить подходящий микроклимат: температуру, влажность, освещение, приток свежего воздуха. Обеспечить благоприятные условия в комнате помогут кондиционеры, увлажнители воздуха, рециркуляторы. Для контроля показателей среды лучше установить метеостанцию.
4. Насыщенность и вариативность. Оборудование образовательного пространства должно быть разнообразным и красочным. Это не только даст детям возможность выбора, но и украсит помещение. Желательно, чтобы инвентарь обеспечивал все виды активности: двигательную, познавательную, исследовательскую, творческую, совместную. Также не забывайте периодически обновлять игровой материал.
5. Доступность. Инвентарь образовательного пространства следует располагать в пределах досягаемости ребенка, чтобы он в любой момент мог самостоятельно им воспользоваться. Материалы должны быть исправны, соответствовать возрасту, а при необходимости и ограничениям возможностей детей.
6. Трансформируемость и полифункциональность. Рационально использовать бюджет вам позволит инвентарь, который интересен разновозрастным детям и имеет различные варианты использования. Например, мягкие модули подходят для эстафетных и строительных игр, а также для отдыха.