СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа "Одолей притяжение"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа "Одолей притяжение"»


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования


« ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ»

617470, г. Кунгур ул. К. Маркса, 16



Рекомендовано Утверждаю

Методическим советом Директором МАУ ДО

Протокол№ «ДДЮТиЭ»

от___ _____ 2020г. _______ А.А.Шестаков

Зам директора по УВР ____ ________ 2020г.

________С.А.Блинова








Образовательная программа

Дополнительного образования детей

«ОДОЛЕЙ ПРИТЯЖЕНИЕ»

(адаптированная)

физкультурно-спортивной направленности

Возраст обучающихся: 10-14 лет

Срок реализации 3 года








Автор- составитель

Педагог дополнительного

образования высшей категории

Мухаматханова Гулсара Мукимовна








Кунгур, 2020

Содержание



  1. Паспорт образовательной программы……………………………………..3

  2. Пояснительная записка…………………………………………… ……….4

  3. Цели и задачи………………………………………………………………….6

  4. Методическое обеспечение программы………………………………..…..8

  5. Учебно-тематический план………………………………………...………15

  6. Содержание тем программы……………………………………………….15

  7. Условия реализации программы и материально-техническое оснащение………………………………………………………………….....33

  8. Прогнозируемые результаты………………………………………………35

  9. Список литературы……………………………………………………...…..39



























Паспорт образовательной программы


наименование программы

«Одолей притяжение»

фамилия, имя, отчество педагога

Мухаматханова Гулсара Мукимовна

место работы


МАУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий»

должность


педагог дополнительного образования

направленность ОП

физкультурно-спортивная

по уровню


Спортивно-оздоровительный, начальной спортивной подготовки

возраст обучающихся

10-13 лет

срок реализации

3 года

год разработки

2018 год утверждена на м/с № от 01. 09. 2018 на 3 года, м/с № 3 от 16.09.2018 на 3года обучения

вид программы

адаптированная, опирается на примерную программу спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства «Скалолазание» - 2006, Кузнецова Е.В., Байковский Ю.В.

формы занятий


Индивидуальные, в парах, групповые, коллективные, наполняемость группы 15 человек

еловек

Старшая группа: 20 человек

режим занятий

продолжительность: 2часа




количество занятий в неделю: 2-3 занятия


Нормативно-правовая основа программы


- Конституция РФ.

- Конвенция о правах ребенка.

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

- Концепция развития дополнительного образования детей.

  • - Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам.

- Санитарно-эпидемиологические требования к УДО.

- Устав МАУДО «ДДЮТиЭ».



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Скалолазание является одним из молодых видов спорта в нашей стране, но с каждым годом оно получает всё большее признание. Скалолазание – самостоятельный вид спорта, который вышел из альпинизма и долгое время был неразрывно связан с ним. Датой рождения спортивного скалолазания считается 1947 год. Этот увлекательный, зрелищный, красивый вид спорта, появившись более 60 лет назад в России, популярен ныне во многих странах мира. Скалолазание вышло на мировую арену, идет подготовка к переходу на статус «олимпийского вида спорта».

Образовательная программа «Одолей притяжение» разработана на основе примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства («Скалолазание» - 2006 год, Кузнецова Е.В., Байковский Ю.В. и др.)является основным документом для планирования организации учебно-тренировочной и воспитательной работы. Во время разработки программы был использован богатый передовой опыт подготовки квалифицированных спортсменов, а также результаты исследований в среде детско-юношеского спорта.

Актуальность разработки данной программы связана с активным развитием и ростом популярности детско-юношеского скалолазания в стране и необходимостью создания стройной системы подготовки спортсменов в соответствии с современными требованиями спортивной тренировки, так как спортивное скалолазание на искусственном рельефе станет олимпийским видом спорта с 2020 года.

Новизна программы заключается в том, что содержание программы состоит из 2 блоков: туризм и скалолазание. В разделе туризма детей знакомят с историей и природными объектами родного края, учат бережно относиться к природе, уметь выбирать место под лагерь, ориентироваться, работать с веревками при преодолении препятствий, знать личную гигиену туриста и состав походной аптечки. Получение детьми туристских знаний позволит в дальнейшем грамотно вести себя на соревнованиях или тренировочных сборах, проводимых на естественном рельефе.

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как способствует гармоничному физическому развитию детей, разносторонней физической подготовленности, способствует укреплению здоровья, а также воспитывает волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов.

Скалолазание позволяет развить не только ловкость и реакцию, но также и координацию, и логическое, и пространственное мышление. Люди, занимающиеся этим видом спорта, становятся более решительными и настойчивыми в достижении своей цели. Помимо этого, занятия скалолазанием хорошо укрепляют мышцы тела, расположенные в районе спины, живота и плечевого пояса, да и не только. Человек, занимающийся на скалодроме, учится рассчитывать не только на себя, но и на своего напарника, а также настойчиво преодолевать даже, казалось бы, неразрешимые трудности.

Скалолазание легко способно заменить любые подвижные игры для детей и подростков. Все дети любят покорять кажущиеся неприступными вершины. Они лазают по деревьям, постройкам и высоким заборам и пытаются продемонстрировать друг другу свою ловкость. На территории скалодрома ребята могут заниматься любимым делом, не опасаясь травм и опасных ранений. На протяжении всей тренировки за детьми внимательно наблюдают опытные тренеры.

Скалодром – это место, где ребенок может удовлетворить свои амбиции и доказать окружающим людям и своим товарищам то, что он может добиваться цели и побеждать на серьезных соревнованиях. Именно в детском возрасте осуществляется формирование личности ребенка и закладывается его общественная позиция. Скалолазание включает в себя не только тренировки в закрытом помещении, но и поездки на природу. Во время таких путешествий ребенок находит новых друзей и учится правильному поведению в обществе.

Учебный материал программы состоит из теоретического и практического разделов, изложенный в соответствии с содержанием работы в группах начальной подготовки, учебно-тренировочных, спортивного совершенствования и в группах высшего спортивного мастерства, что позволяет тренерам спортивных школ выработать единый комплексный подход к оценке тренировочного процесса в богатой системе подготовки скалолазов. Оба раздела программы взаимосвязаны и предполагают воспитание гармонически развитой личности.

Нормативная часть программы учитывает, что скалолазание относится к сложно-координационным видам спорта, и является официальным документом, согласно с которым планируется учебно-тренировочная работа в спортивных объединениях.

Учебно-тренировочный процесс по учебным планам и программе подготовки скалолазов осуществляется в соответствии с нормативами по скалолазанию.

Настоящая программа предусматривает подготовку скалолазов по трем основным этапам, каждый из которых может быть закончен в течение одного учебного года, при условии четкой организации занятий, выполнения соответствующих требований этапа.

Обучение и тренировочная работа ведется под руководством педагога проводящего круглогодичную работу в объединении.

В секцию скалолазания принимаются юноши и девушки в возрасте от 8 лет до 18 лет и допущенные к занятиям врачом.

Группа младшего возраста:

1 год обучения – 10-11лет;

2 год обучения – 11-12 лет;

3 год обучения – 12-13 лет.


Занятия проводятся в течение всего учебного года.

Программа первого года обучения рассчитана на 144 учебных часа второго года обучения – 144 часов и третьего года обучения – 216 учебных часа, включая беседы по теории, практические занятия в помещении и на местности (в том числе подготовку походов и подведение их итогов), а также проведение учебно-тренировочных сборов, участие в соревнованиях.

При наборе детей в объединение руководствуются следующими принципами:

  • принимать в объединение заинтересованных детей,

  • дети должны соответствовать возрасту, предусмотренного программой,

  • дети должны быть физически здоровы, и иметь допуск врача к занятиям по туризму.

В группу объединения принимается не менее 15 человек.

Длительность одного занятия зависит от наличия условий и должна быть от 2 до 3-х часов. В выходные дни занятия могут продолжаться от 4 до 8 часов.

Учет работы группы ведется в журнале учета занятий.

При необходимости в дополнение к учебным планам и программам могут быть проведены дополнительные занятия, общим объемом до 10% к утвержденным.

Данная программа должна способствовать воспитанию всесторонне развитой личности ребенка, социально-адаптированной к современным условиям.

Программа разработана с учётом следующих законодательных  нормативно – правовых документов:

  • Конвенцией ООН о правах ребёнка;

  • Конституцией РФ;

  • Законом РФ «Об образовании»

  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»  от  24.07.1998 №24 – Ф3;

  • Гигиенические  требования по Сан Пинам к проведению занятий со школьниками.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель программы: Развитие личности ребёнка, его творческой индивидуальности через систематические занятия скалолазанием.

Осуществление поставленной цели будет обеспечиваться решением задач:

образовательные:

  • познакомить с историей развития туризма и скалолазания,

  • обучить первоначальным туристским навыкам;

  • обучить технике и тактике в скалолазание, приемам оказания первой медицинской помощи;

  • подготовить из числа занимающихся в учебной группе спортсменов-разрядников и физкультурного актива, судей по скалолазанию с правом получения сертификата;

воспитывающие:

  • воспитывать потребности и умения самостоятельно скалолазанием;

  • подготовить разносторонне развитых, волевых, смелых и дисциплинированных подростков, готовых к труду и защите Родины.

  • укреплять здоровье

развивающие:

  • развивать познавательную, творческую и общественную активность учащихся, самостоятельность.

  • развивать физические способности детей



К концу обучения по программе каждый обучающийся должен знать и уметь:


Знать

Уметь

- Историю появления скалолазания,

- историю скалолазания в России,

- терминологический язык,

- культуру и традиции скалолазания.

-туристские возможности родного края, исторические сведения о городе

- Использовать приемы страховки и самостраховки,

- преодолевать искусственные и естественные препятствия.

- ориентироваться на местности и в лесу



- основы оказания первой медицинской помощи,

- технику безопасности при проведении спортивных мероприятий

- Вязать узлы,

- страховать и страховаться,

- выживать под воздействиями различных природных факторов окружающей среды и в условиях различного рельефа местности,

- преодолевать искусственные и естественные препятствия,

- поддерживать порядок в спортивном комплексе,

- передавать в устной форме знания друзьям и родным.

- навыки оказания первой медицинской помощи,

- способы организации спортивных мероприятий

- Оказание первой медицинской помощи,

- страховать и страховаться,

- выживать под воздействиями различных природных факторов окружающей среды и в условиях различного рельефа местности,

- преодолевать искусственные и естественные препятствия,

- добиваться поставленной цели,

- работать в команде.





МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Образовательный процесс должен строиться на основе уровневого подхода:

1 год обучения – спортивно-оздоровительный уровень;

2 год обучения – начальная спортивная подготовка;

3 год обучения – учебно-тренировочная подготовка.


На каждом году обучения предусматривается выпуск обучающихся.

В соответствии с общими задачами объединения, каждый год обучения решает свои конкретные задачи:

Задачи первого года:

Обучающая: Введение в предмет. Ознакомление с видами туризма, основы скалолазания

Воспитывающая: Создание коллектива и благоприятного психологического климата, формирование познавательных интересов обучающихся к туризму, скалолазному спорту.

Развивающая: Развитие внимания, восприятия и воображения, овладение основами физической подготовки, укрепление здоровья и закаливания организма обучающихся.

Совершение дневных походов. Участие в школьных соревнованиях по туризму и скалолазанию.

Задачи второго года:

Обучающая: Овладение системой базовых знаний и умений. Повышение уровня разносторонней туристической подготовленности. Совершенствование техники по видам туризма, закрепление основ ориентирования, туристических навыков, дальнейшее развитие самостоятельных навыков. Совершенствование навыков скалолазания, отработка основных умений и навыков передвижения по скалодрому.

Воспитывающая: Развитие эмоциональной волевой сферы ребенка (выдержки, силы воли, взаимовыручки, умение считаться с мнением коллектива), приобщение к здоровому образу жизни.

Развивающая: Развитие памяти, внимания формирование аналитических навыков. Укрепление здоровья.

Участие в 2-дневных походах, соревнованиях по видам туризма, по скалолазанию городского и краевого уровня, спортивному ориентированию городского масштаба. Завершение второго года обучения отмечается выполнением зачетных нормативов и требований на получение 1 юношеского разряда.

Задачи третьего года:

Обучающая: Овладение углубленными навыками и умениями. Совершенствование техники по скалолазанию, видам туризма, ориентирование, краеведение, медицинская подготовка

Воспитывающая: Создание условий для реализации личности в конкретном коллективе. Создание коллектива единомышленников.

Развивающая: Умение анализировать, структурировать, обобщать, сравнивать.

Завершение третьего года обучения отмечается выполнением зачетных нормативов и требований на получение 3 взрослого разряда по скалолазанию.

Учебные занятие должны иметь систематический характер. Следует иметь в виду, что отступление от расписания снижает интерес к занятиям ребят.

Важны первые занятия, которые призваны разбудить у обучающихся интерес к предмету и привлечь их в ДДЮТиЭ. Желательно провести их интересно и занимательно, с приглашением ведущих специалистов, показом фильмов и фотографий.

Перед соревнованиями и походами руководитель должен изучить с ребятами требования ТБ и обязанности участников туристских мероприятий.

Тема «Первоначальные навыки туризма» является основой для любого обучающегося, правильно выбирать вещи для похода, упаковать их в свой рюкзак, разжечь костер, предварительно подобрав нужные дрова к нему и собрать палатку – все это необходимые начальные туристические навыки, без которых невозможно совершить любой выход на маршрут или на природу.

Тема «Ориентирование» имеет большое практическое значение. Знания по теме совместно с приобретенными навыками позволяют заранее изучить местность похода, ориентироваться в походе, прокладывать маршрут, обходя опасные участки. Качество усвоения изучаемых вопросов зависит от широкого применения наглядных пособий. Необходимо, чтобы учебных карт, компасов, таблиц с топознаками и спортивными знаками было в достаточности.

Изучение техники и тактики по видам туризма является основой безопасности в походах и на соревнованиях. «Техника» - это правила, способы, которые позволяют туристам безопасно и с меньшей потерей сил и времени пройти маршрут и преодолеть все препятствия на нем. «Тактика» – это дисциплина, сплоченность группы, ее материально-техническая обеспеченность, режим движения, физические качества участников. Техника немыслима без тактики – эти два раздела тесно взаимосвязаны.

Тема «Медицинская подготовка» неотъемлемая часть подготовки обучающегося. В походе или на соревнованиях могут встретиться трудности и опасности. Одни из них связанны с преодолением реальных препятствий, другие зависят от изменения погоды, третьи вызываются неправильным поведением туристов. Все это может привести к травмам. Действия по оказанию первой помощи должен знать каждый участник похода или соревнований, поэтому следует проводить больше практических занятий и обязательную сдачу зачетов по каждому разделу темы.

Краеведческая подготовка позволяет получить знания о родном крае, формирует умения и навыки в проведении специальных наблюдений в походах, пользование литературой. Изучение литературных источников о богатствах района путешествия, его историческом прошлом позволяет правильнее выбрать маршрут, составить наиболее точные исторические и географические справки о конкретном районе, что, в свою очередь, способствует эффективному решению учебно-воспитательных задач похода и соревнований.

В разделе скалолазание, как специализированный процесс, спортивные тренировки имеют свои специфические задания:

  • Повышение уровня функциональных возможностей организма.

  • Достижение высокого уровня общей и специальной физической подготовленности.

  • Овладение техникой и тактикой скалолазания.

  • Приобретение теоретических знаний и практического опыта для эффективной тренировочной и соревновательной деятельности.

  • Воспитание морально-волевых качеств.

Процесс всесторонней подготовки скалолазов осуществляется с использованием основных методов спортивных тренировок, разнообразных силовых упражнений на развитие аэробных и анаэробных возможностей, гибкости, координации движения и т.д., которые влияют на развитие физических качеств и техническое мастерство спортсменов, а также упражнений, оборудованных спецификой вида спорта, исполненных на специализированных стендах для скалолазания.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Образовательный процесс по образовательной программе «Одолей притяжение» в учреждении обеспечен следующими компонентами:


Материально-техническое обеспечение:


- рукавицы, каски, веревки, системы, карабины, восьмерки, самохваты, тросовые лестницы, крючья скальные разные, молоток альпинистский, палатка, примус, горный компас или буссоль, мерную ленту, секундомер, часы.

Методическое обеспечение:

- использовать различные формы и методы для проведения занятий, а также отследить и отработать наиболее эффективные методы для реализации программы. Для получения более эффективного результата работы, изучение всего материала происходит по принципу от простого к сложному.

Дидактическое обеспечение:

использование топографических карточек, таблиц, природных материалов (гипс, доломит и т.д.), фильмотеки, фото слайдов, фотографий, необходимой литературы.

Разработать стенды и пособия для занятий.

СПОСОБЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Контроль и оценка деятельности и обучения детей осуществляется следующими способами:

Проведение кратких опросов по пройденным темам.

После каждой пройденной темы проведение устных, письменных (в форме игр, тестов и т.д.) и практических зачетов.

Выполнение контрольных физических нормативов, рекомендуемых по образовательной программе, участие в соревнованиях.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Спортивные тренировки – это специализированный процесс, который основывается на использовании физических упражнений с целью развития и усовершенствования возможностей, которые обусловливает готовность спортсмена к достижению наивысших показателей в выбранном виде спорта.

Спортивные тренировки имеют целью достижение максимально возможной для отдельного человека уровня физической, техническо-тактической и психической подготовленности, который обусловлен спецификой вида спорта и достижениями для достижения высоких результатов в соревновательной деятельности (главная цель – победа на чемпионатах мира, Европы как соревнований высшего ранга; промежуточная – победа в Кубках мира, Европы, чемпионатах страны, области, города).

Как специализированный процесс, спортивные тренировки имеют свои специфические задания:

  1. Повышение уровня функциональных возможностей организма.

  2. Овладение техникой и тактикой скалолазания.

  3. Приобретение теоретических знаний и практического опыта для эффективной тренировочной и соревновательной деятельности.

  4. Воспитание морально-волевых качеств.

  5. Быть методическим центром развития детского и юношеского спорта. Теоретическая подготовка.

  6. Спортивные соревнования.

  7. Совместно с общеобразовательными школами вести отбор и выявлять специализацию учеников по виду спорта.

Процесс всесторонней подготовки спортсменов-скалолазов осуществляется с использованием основных методов спортивных тренировок, разнообразных силовых упражнений на развитие аэробных и анаэробных возможностей, гибкости, координации движения и т.д., которые влияют на развитие физических качеств и техническое мастерство спортсменов, а также упражнений, оборудованных спецификой вида спорта, исполненных на специализированных стендах для скалолазания.

В системе спортивной подготовки все методы учебно-тренировочного процесса составляют такие ее виды: физическая, техническая, психологическая, теоретическая и интегральная.

Физическую подготовку делят на:

  • общую физическую подготовку, которая направлена на повышение общей работоспособности;

  • специальную физическую подготовку, которая направлена на освоение и отработку соответствующих упражнений, развитие функциональных качеств, координационных способностей, специальных физических качеств.

К особенностям технической подготовки относятся имитационные упражнения, акробатика. Непосредственное прохождение трасс на стендах.

Теоретическая подготовка – формирование у скалолазов специальных знаний, необходимых для успешной реализации себя в спорте. Она может осуществляться как в процессе практических занятий, так и в форме бесед, изучения схем, просмотра видеозаписей, учебных кинофильмов, анализа подготовки сильнейших скалолазов света с дальнейшим разбором основных особенностей техники.

Интегральная подготовка направлена на приобретение соревновательного опыта, повышение стойкости к соревновательной напряженности, стабильность выступления.

К словесным методам относятся: рассуждения, рассказы, пояснения, лекция, беседы. Они чаще используются в лаконичном виде совместно со специальной терминологией и очными способами.

К очным методам относятся метод показа конкретных упражнений и технических элементов, просмотр учебных кинофильмов, видеозаписей тренировок и спортивных соревнований.

Практические методы тренировок: равномерный, переменный, повторный, интегральный, соревновательный, метод совместных действий и круговой тренировки.

Спортивные соревнования – это не только возможность выявить лучших спортсменов или команд, но и способ контроля за уровнем подготовки спортсменов, повышение их тренированности и усовершенствования спортивного мастерства. В зависимости от цели и задач соревнования делятся на контрольные, отборочные, основные и главные.


ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ


Вторая половина отмечается разнообразной тренировочной работой с малым объемом нагрузок.

Спортсмены планируют 2-3 основных соревнований в годовом цикле, а на других выступают с проходным уровнем тренированности. Чаще используется такое чередование периодов: подготовительный – 2-3 месяца; соревновательный – 2 месяца, переходный – 3-4 недели.

В учебные группы скалолазания зачисляются дети, которые не имеют медицинских противопоказаний и достигшие восьмилетнего возраста.

Учебные группы комплектуются из наиболее способных мальчиков и девочек, которые изъявили желание заниматься скалолазанием, или имеют тренировочный опыт занятий в смежных видах спорта (гимнастика, акробатика, прыжки на батуте и другие сложно-координационные виды спорта).

Зачисление спортсменов на очередной год обучения или этап подготовки проводится при условии роста их результатов по сумме тестирования общей, специальной, физической, технической подготовок. Если спортсмены не выполнили переходные упражнения к очередной группе, они переводятся в спортивно-оздоровительные группы.

При улучшении результатов они могут быть восстановлены на тот год обучения, с которого были переведены на спортивно-оздоровительный этап.

Учебно-тематический план 1года обучения.

п/п

Тема занятий

Всего

Теория

Практика

ТУРИЗМ

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Первоначальные навыки туризма, медицинская подготовка.

20


20

3.

Виды туризма, туристическая техника и тактика

8


8

СКАЛОЛАЗАНИЕ

4.

Теоретическая подготовка

8

8

-

5.

Общая физическая подготовка

32

-

32

6.

Специальная физическая подготовка

22

-

22

7.

Технико-тактическая подготовка

30

-

30

8.

Выполнение контрольных нормативов

4

-

4

9.

Участие в соревнованиях

10

-

10

10.

Учебно-тренировочные сборы

8

-

8


ИТОГО

144

10

131


Содержание тем

1 года обучения

1. Вводное занятие. Знакомство с образовательной программой «Скалолаз». Правила безопасности на занятиях.

2. Первоначальные навыки туризма. Узлы. Привалы и ночлеги. Туристское снаряжение. Организация бивака. Установка и снятие палатки. Однодневный поход. План класса, школы. Знакомство с топографическими знаками. Знакомство с картами. Знакомство с ориентированием на местности, площадки у школы. Медицинская подготовка: первая доврачебная помощь, виды повязок,

остановка кровотечения. Скелетная травма. Переноска пострадавшего при скелетной травме. Разбор ситуационной задачи.

.

3. Виды туризма, туристическая техника и тактика Виды туризма, туристическая техника и тактика. Преодоление навесной переправы, болота.

Лыжный туризм. Торможение «плугом» и «полуплугом». Вынужденная остановка падением. Повороты в движении переступанием, из положения «плуга» и «полуплуга». Движение по заснеженным и обледенелым склонам на лыжах

Спелеотуризм Техника безопасности при передвижении по пещере. Снаряжение спелеолога. Описание пещеры: морфология пещеры, характер вертикальных и горизонтальных участков. Характеристики пещеры: вода в пещере, температура воздуха, газовый состав воздуха.


Водный туризм Снаряжение туриста-водника. Туристические маршруты по рекам Пермской области. Виды аварий их причины. Правила поведения на катамаране. Действия туриста попавшего в воду. Страховка на воде: применение спас средств. Виды страховок на воде. Ремонт судов. Состав ремнабора. Правила заклеивания дыр и порывов. Подготовка судов к сплаву. Отработка элементов управления судном.

4. Теоретическая подготовка по скалолазанию.

История развития скалолазания. Правила безопасности в скалолазании. Места занятий, снаряжение, инвентарь Основные направления и тенденции развития современного скалолазания Техника и тактика скалолазания. Строение и функционирование организма человека Медицинский контроль, самоконтроль, профилактика травм и заболеваний, первая помощь

5. Общая физическая подготовка.

Упражнения без предметов для общего развития. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса, мышц шеи и туловища, мышц ног

Упражнения с предметами Упражнения со скакалками Упражнения с набивным мячом

Упражнения на гимнастических снарядах На гимнастическом канате, перекладине, гимнастической стенке.

Упражнения из других видов спорта Баскетбол, волейбол

6. Специальная физическая подготовка

Упражнения для развития скоростных качеств

Скоростной бег на 30, 60 и 100 м, бег с резкой сменой направления, бег с ускорением после сигнала. Упражнения с мячом, ведение одной рукой, перекидывание. Прыжки в длину с разбега или с места, прыжки с высоким подниманием колен до груди.

Упражнения для развития ловкости

Разнообразные упражнения для развития равновесия: ходьба с закрытыми глазами, ходьба по брусу и тросу Упражнения с мячом - перекидывание теннисными или гандбольными мячами в парах или тройках Броски баскетбольного мяча с поворотами. Ведение мяча с обходом партнера.

Упражнения для развития силы.

Передвижение по скале или стенду с искусственным рельефом только с помощью рук, с утяжелением. Подтягивание на перекладине на двух и одной руке, на двух поперечинах разной высоты (одна рука выше другой)Удержание тела в концевой точке подтягивания на двух или одной руке. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, в стойке на руках, в упоре на брусьях; приседание на двух (одной) ногах.

Упражнения для развития выносливости. Бег по пересеченной местности 1-3 км Подтягивание на перекладине на двух руках Лазание на протяженных трассах средней сложности с короткими паузами для отдыха, по простым трассам с фиксацией разных положений тела.

Упражнения для развития гибкости.

Маховые движения ногами в разных направлениях, маховые и круговые движения руками с максимальной амплитудой -маховые движения ногами в разных направлениях, маховые и круговые движения руками с максимальной амплитудой Наклоны туловища вперед, назад, в бок из разных положений Стремления на увеличение подвижности в суставах Прижимистые упражнения в положении выпада, шпагаты и полу шпагаты.

Упражнения для развития координации. Спортивные игры, акробатика.

7. Технико-тактическая подготовка.

Техники передвижения по скале или стенду искусственного рельефа. Основные виды хватов. Основные виды перехватов. Основные движения ногами.

Соединение разнообразных технических элементов и движений различной технической сложности. Перехваты наперекрест на прямой опорной руке, поворотные перехваты накрест. Использование зацепок подхватом, с последующими перехватами вбок, накрест. Перехват рывком с одновременным толчком опорной ногой. Заступание на зацепку с последующим накатом на ногу и толчком для дальнейшего движения. Подпрыгивание с последующим заступанием и накатом на ногу. Отработка старта, финиша. Усовершенствование техники и тактики скоростного лазания в режиме парных галок.

Тактическая подготовка упорядочение расклада движений при пересмотре (просмотре) учебных и соревновательных трасс. Пояснения тренера во время изучения конкретного технического элемента или объединения технических элементов. Выполнение заданий с тактическим содержанием-выполнение заданий с тактическим содержанием.

Выполнение контрольных нормативов

Участие в соревнованиях

Учебно-тренировочные сборы


Учебно-тематический план 2 года обучения

п/п

Тема занятий

Всего

Теория

Практика

1.

Организационное занятие

2

2

-

2.

Первоначальные навыки туризма

20


20

3.

Виды туризма, туристическая техника и тактика

8


8

Скалолазание

4.

Теоретическая подготовка

8

8

-

5.

Общая физическая подготовка

22

-

22

6.

Специальная физическая подготовка

30

-

30

7.

Технико-тактическая подготовка

32

-

32

8.

Выполнение контрольных нормативов

4

-

4

9.

Участие в соревнованиях

10

-

10

10.

Учебно-тренировочные сборы

8


8


ИТОГО

144

10

131



Содержание тем

2 года обучения

1. Организационное занятие

2. Первоначальные туристские навыки Узлы Привалы и ночлеги Туристическое снаряжение Однодневный поход. Масштаб топографических карт. Топографические знаки. Спортивное ориентирование по выбору. Ориентирование по местным предметам.

Транспортировка пострадавшего в различных условиях.

3. Виды туризма, туристическая техника и тактика. Навесная переправа, траверс склона по перилам на самостраховке, подъём и спуск по склону на самостраховке: безопасность спуска, движение по перилам, расположение рук относительно спускового устройства. Преодоление заболоченного устройства.

Лыжный туризм. Торможение «плугом» и «полуплугом». Вынужденная остановка падением. Повороты в движении переступанием, из положения «плуга» и «полуплуга». Движение по заснеженным и обледенелым склонам на лыжах

Спелеотуризм Техника безопасности при передвижении по пещере. Снаряжение спелеолога. Описание пещеры: морфология пещеры, характер вертикальных и горизонтальных участков. Характеристики пещеры: вода в пещере, температура воздуха, газовый состав воздуха.

Водный туризм . Снаряжение туриста-водника. Туристические маршруты по рекам Пермской области. Виды аварий их причины. Правила поведения на катамаране. Действия туриста попавшего в воду. Страховка на воде: применение спас средств. Виды страховок на воде. Ремонт судов. Состав ремнабора. Правила заклеивания дыр и порывов. Подготовка судов к сплаву. Отработка элементов управления судном.

4. Теоретическая подготовка по скалолазанию. История развития скалолазания Правила безопасности в скалолазании. Места занятий, снаряжение, инвентарь. Основные направления и тенденции развития современного скалолазания Техника и тактика скалолазания. Строение и функционирование организма человека Медицинский контроль, самоконтроль, профилактика травм и заболеваний, первая помощь

5. Общая физическая подготовка. Упражнения без предметов для общего развития Упражнения для мышц рук и плечевого пояса, мышц шеи и туловища, мышц ног

Упражнения с предметами Упражнения со скакалками Упражнения с набивным мячом

Упражнения на гимнастических снарядах На гимнастическом канате, перекладине, гимнастической стенке.

Упражнения из других видов спорта Баскетбол, волейбол

6. Специальная физическая подготовка. Упражнения для развития скоростных качеств. Скоростной бег на 30, 60 и 100 м, бег с резкой сменой направления, бег с ускорением после сигнала Упражнения с мячом, ведение одной рукой, перекидывание Прыжки в длину с разбега или с места, прыжки с высоким подниманием колен до груди.

Упражнения для развития ловкости

Разнообразные упражнения для развития равновесия: ходьба с закрытыми глазами, ходьба по брусу и тросу Упражнения с мячом - перекидывание теннисными или гандбольными мячами в парах или тройках Броски баскетбольного мяча с поворотами. Ведение мяча с обходом партнера.

Упражнения для развития силы.

Передвижение по скале или стенду с искусственным рельефом только с помощью рук, с утяжелением Подтягивание на перекладине на двух и одной руке, на двух поперечинах разной высоты (одна рука выше другой)Удержание тела в концевой точке подтягивания на двух или одной руке. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, в стойке на руках, в упоре на брусьях; приседание на двух (одной) ногах.

Упражнения для развития выносливости. Бег по пересеченной местности 1-3 км(кросс). Подтягивание на перекладине на двух руках. Лазание на протяженных трассах средней сложности с короткими паузами для отдыха, по простым трассам с фиксацией разных положений тела.

Упражнения для развития гибкости.

Маховые движения ногами в разных направлениях, маховые и круговые движения руками с максимальной амплитудой -маховые движения ногами в разных направлениях, маховые и круговые движения руками с максимальной амплитудой Наклоны туловища вперед, назад, в бок из разных положений Стремления на увеличение подвижности в суставах Прижимистые упражнения в положении выпада, шпагаты и полу шпагаты.

Упражнения для развития координации. Спортивные игры, акробатика.

7. Технико-тактическая подготовка. Техники передвижения по скале или стенду искусственного рельефа. Основные виды хватов. Основные виды перехватов. Основные движения ногами.

Соединение разнообразных технических элементов и движений различной технической сложности. Перехваты наперекрест на прямой опорной руке, поворотные перехваты накрест. Использование зацепок подхватом, с последующими перехватами вбок, накрест. Перехват рывком с одновременным толчком опорной ногой. Заступание на зацепку с последующим накатом на ногу и толчком для дальнейшего движения. Подпрыгивание с последующим заступанием и накатом на ногу. Отработка старта, финиша. Усовершенствование техники и тактики скоростного лазания в режиме парных галок.

Тактическая подготовка упорядочение расклада движений при пересмотре (просмотре) учебных и соревновательных трасс. Пояснения тренера во время изучения конкретного технического элемента или объединения технических элементов. Выполнение заданий с тактическим содержанием-выполнение заданий с тактическим содержанием.

Выполнение контрольных нормативов

Участие в соревнованиях

Учебно-тренировочные сборы


Учебно-тематический план

3 года обучение

п/п

Тема занятий

Всего

Теория

Практика

1.

Организационное занятие

2

2

-

2.

Первоначальные навыки туризма

31

4

27

3.

Виды туризма, туристическая техника и тактика

20

8

21

Скалолазание

4.

Теоретическая подготовка

4

4

-

Практическая подготовка


5.

Общая физическая подготовка

24

-

15

6.

Специальная физическая подготовка

27

-

27

7.

Технико-тактическая подготовка

42

4

38

8.

Выполнение контрольных нормативов

2


2

9.

Участие в соревнованиях

16


16

10.

Учебно-тренировочные сборы

26


16

11.

Походы

12


32


ИТОГО

216

22

194


На 3 год обучения 144 часа






п/п

Тема занятий

Всего

Теория

Практика

1.

Организационное занятие

2

2

-

2.

Первоначальные навыки туризма

20

3

17

3.

Виды туризма, туристическая техника и тактика

8


8

Скалолазание

4.

Теоретическая подготовка

8

8

-

5.

Общая физическая подготовка

22

-

22

6.

Специальная физическая подготовка

30

-

30

7.

Технико-тактическая подготовка

32

-

32

8.

Выполнение контрольных нормативов

4

-

4

9.

Участие в соревнованиях

10

-

10

10.

Учебно-тренировочные сборы

8


8


ИТОГО

144

13

131





Содержание тем


3 года обучения

1. Организационное занятие

2. Первоначальные туристские навыки. Узлы Привалы и ночлеги Туристическое снаряжение Однодневный поход. Топографические знаки. Спортивное ориентирование по выбору. Ориентирование по местным предметам.

Транспортировка пострадавшего в различных условиях.


3. Виды туризма, туристическая техника и тактика.

Лыжный туризм. Торможение «плугом» и «полуплугом». Вынужденная остановка падением. Повороты в движении переступанием, из положения «плуга» и «полуплуга» Движение по заснеженным и обледенелым склонам на лыжах

Спелеотуризм Техника безопасности при передвижении по пещере. Снаряжение спелеолога. Описание пещеры: морфология пещеры, характер вертикальных и горизонтальных участков. Характеристики пещеры: вода в пещере, температура воздуха, газовый состав воздуха.

Водный туризм . Снаряжение туриста-водника. Туристические маршруты по рекам Пермской области. Виды аварий их причины. Правила поведения на катамаране. Действия туриста попавшего в воду. Страховка на воде: применение спас средств. Виды страховок на воде. Ремонт судов. Состав ремнабора. Правила заклеивания дыр и порывов. Подготовка судов к сплаву. Отработка элементов управления судном.

Туристическая техника и тактика. Подъем по склону на самостраховке: безопасность спуска, движение по перилам, расположение рук относительно узла. Навесная переправа: правильность пристежки и отстежки, движение по перилам, безопасность движения по перилам.


4. Теоретическая подготовка по скалолазанию.

История развития скалолазания. Правила безопасности в скалолазании Места занятий, снаряжение, инвентарь Основные направления и тенденции развития современного скалолазания Техника и тактика скалолазания Строение и функционирование организма человека Медицинский контроль, самоконтроль, профилактика травм и заболеваний, первая помощь

5. Общая физическая подготовка. Общая физическая подготовка

Упражнения без предметов для общего развития Упражнения для мышц рук и плечевого пояса, мышц шеи и туловища, мышц ног

Упражнения с предметами Упражнения со скакалками Упражнения с набивным мячом

Упражнения на гимнастических снарядах На гимнастическом канате, перекладине, гимнастической стенке.

Упражнения из других видов спорта Баскетбол, волейбол

6. Специальная физическая подготовка

Упражнения для развития скоростных качеств

Скоростной бег на 30, 60 и 100 м, бег с резкой сменой направления, бег с ускорением после сигнала Упражнения с мячом, ведение одной рукой, перекидывание Прыжки в длину с разбега или с места, прыжки с высоким подниманием колен до груди.

Упражнения для развития ловкости

Разнообразные упражнения для развития равновесия: ходьба с закрытыми глазами, ходьба по брусу и тросу Упражнения с мячом - перекидывание теннисными или гандбольными мячами в парах или тройках Броски баскетбольного мяча с поворотами. Ведение мяча с обходом партнера.

Упражнения для развития силы.

Передвижение по скале или стенду с искусственным рельефом только с помощью рук, с утяжелением Подтягивание на перекладине на двух и одной руке, на двух поперечинах разной высоты (одна рука выше другой)Удержание тела в концевой точке подтягивания на двух или одной руке .Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, в стойке на руках, в упоре на брусьях; приседание на двух (одной) ногах.

Упражнения для развития выносливости. Бег по пересеченной местности 1-3 км Подтягивание на перекладине на двух руках Лазание на протяженных трассах средней сложности с короткими паузами для отдыха, по простым трассам с фиксацией разных положений тела.

Упражнения для развития гибкости.

Маховые движения ногами в разных направлениях, маховые и круговые движения руками с максимальной амплитудой -маховые движения ногами в разных направлениях, маховые и круговые движения руками с максимальной амплитудой Наклоны туловища вперед, назад, в бок из разных положений Стремления на увеличение подвижности в суставах Прижимистые упражнения в положении выпада, шпагаты и полу шпагаты.

Упражнения для развития координации. Спортивные игры, акробатика.

7. Технико-тактическая подготовка.

Техники передвижения по скале или стенду искусственного рельефа. Основные виды хватов. Основные виды перехватов. Основные движения ногами.

Соединение разнообразных технических элементов и движений различной технической сложности. Перехваты наперекрест на прямой опорной руке, поворотные перехваты накрест. Использование зацепок подхватом, с последующими перехватами вбок, накрест. Перехват рывком с одновременным толчком опорной ногой. Заступание на зацепку с последующим накатом на ногу

и толчком для дальнейшего движения. Подпрыгивание с последующим заступанием и накатом на ногу. Отработка старта, финиша. Усовершенствование техники и тактики скоростного лазания в режиме парных гонок.

Тактическая подготовка упорядочение расклада движений при пересмотре (просмотре) учебных и соревновательных трасс. Пояснения тренера во время изучения конкретного технического элемента или объединения технических элементов. Выполнение заданий с тактическим содержанием-выполнение заданий с тактическим содержанием.

Выполнение контрольных нормативов

Участие в соревнованиях

Учебно-тренировочные сборы.




Раздел скалолазания

4. Теоретический материал.

Материал теоретической подготовки преподается на протяжении всего времени обучения с учетом возраста и уровня подготовленности учеников.

4.1. История развития скалолазания. История развития вида спорта. Сжатый осмотр развития скалолазания. Перспективы скалолазания как олимпийского вида спорта. Выдающиеся скалолазы мира.

4.2. Правила безопасности в скалолазании. Требования безопасности на занятиях и соревнованиях. Организация и требования, предъявленные к страховке.

4.3.Место занятия, снаряжение, инвентарь. Оснащение специализированных спортзалов; структура стендов частного рельефа. Смена рельефа. Моделирование тренировочных трасс; снаряжение для скалолазания, правила его бережного использования и сохранения.

4.4.Основные направления и тенденции развития современного скалолазания. Новые направления в технике, тактике, методике тренировок, правил соревнований, разработки спортивного снаряжения и тренировочного инвентаря. Значение отдельных видов подготовки в скалолазании. Типовые задания, способы, методы каждого вида подготовки, их влияние на повышение спортивных достижений.

4.5.Строение и функции организма человека. Краткие сведения про строение и функции организма человека. Основы спортивной физиологии. Влияние систематических занятий спортом на организм человека. Гигиена, закаливание, режим, питание спортсмена. Представления о гигиене и санитарии. Гигиена тела, полости рта и зубов.

4.6. Гигиенические требования к одежде и обуви. Режим работы и отдыха. Значение, основные правила закаливания. Представления о рациональном питании и основные потери энергии в течение суток. Особенности питания спортсменов во время учебных сборов и соревнований. Системы питания, их влияние на развитие физических способностей.

4.7.Общая характеристика спортивных тренировок. Понятие о спортивной тренировке. Цель, задачи, основные принципы и содержание спортивных тренировок. Характерные особенности спортивных тренировок юных спортсменов. Понятие о физических способностях и методах их развития.

Значение планирования, расчета и контроля в руководстве тренировочным процессом. Виды планирования: перспективное, краткосрочное и оперативное. Содержание и документы планирования. Методика ведения спортивного дневника.

4.8.Техника и тактика скалолазания.

Понятие про технику и тактику скалолазания. Взаимосвязь техники и тактики.

Качественные показатели техники: эффективность, экономичность, простота, быстрота и точность движений. Значение точного освоения техничных элементов. Индивидуальные особенности в технике.

Качественные показатели тактики: быстрота и гибкость тактического мышления, выбор адекватных технических элементов и точное выполнение необходимых движений.

Анализ техники основных положений и движений. Особенности тактики прохождения трасс различного характера. Тактические рекомендации.



Практическая часть

5. Общая физическая подготовка.

5.1. Упражнения без предметов для общего развития. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса: движения руками в разных положениях – стоя, сидя, лежа; сгибание и разгибание, круговые движения, маховые движения, сведение и разведение, рывки, движения во время ходьбы, бега и т.д.

Упражнения для мышц шеи и туловища: наклоны и повороты головы; наклоны туловища, вперед, назад, в бок, круговые движения, соединение наклонов и поворотов туловища; упражнения на координацию движений, формирование правильной осанки, растяжки и расслабления; поднятие прямых и согнутых ног лежа на гимнастической скамейке.

Упражнения для мышц ног: подъемы на носках; разнообразные движения прямыми и согнутыми ногами, махи перед собой и в бок; выпады вперед и в бок, смена выпадов из дополнительных пружинистых движений; подпрыгивание из различных положений, прыжки на месте и в движении.

5.2. Упражнения с предметами. Упражнения со скакалками: прыжки на одной и на двух ногах, с одной ноги на другую; подпрыгивания с двойным оборотом скакалки; прыжки со скакалкой, двигаясь прямо и по кругу.

Упражнения с набивным мячом: мяч в руках – сгибание и разгибание рук, круговые движения руками и туловищем; перекидывание мяча стоя в парах и в кругу из различных положений (стоя, стоя на коленях, сидя). Разными способами – толчком от груди, от плеча одной рукой, броском двумя руками через голову, между ног; соревнования на дальность броска одной или двумя руками; эстафеты с мячом.

5.3. Упражнения на гимнастических снарядах. На гимнастической скамейке – сидя: наклоны и повороты туловища, поднятие ног или туловища вверх, сведения и разведение ног, круговые движения, удержание ног или туловища в разнообразных положениях, прыжки через скамейку.

На гимнастическом канате – лазание по канату с помощью рук и ног, без помощи, поднимание ног вверх в висе на двух руках, в висе на одной руке.

На перекладине – подтягивания различными хватами (узким, широким, обратным); в висе, подъем прямых или согнутых ног до поперечины, подъем переворотом, соскоки.

На гимнастической стенке – в висе – поднимание и опускание прямых ног, удержание прямых ног под разным углом, круговые движения ногами; стоя около стенки – наклоны назад.

5.4. Упражнения из других видов спорта.-Акробатика – перевороты вперед и назад, мост из положения лежа и наклоном назад; стойка на лопатках, голове и руках, переворот «колесом».

-Легкая атлетика – бег на короткие (30, 60, 100м) и средние дистанции, кроссовый бег на 1000 и 3000м; прыжки в длину и высоту, тройной прыжок.

-Спортивные игры: волейбол, баскетбол, футбол, гандбол, теннис; подвижные игры на развитие внимания, координации и быстроты движений, эстафеты с преодолением препятствий.

6. Специальная физическая подготовка.

6.1. Упражнения для развития скоростных качеств.

-скоростной бег на 30, 60 и 100 м

-бег с резкой сменой направления, бег с ускорением после сигнала.

-скоростное ведение мяча (баскетбольного, волейбольного) одной рукой

-быстрые передачи мяча в парах, на месте и во время ходьбы или бега

-прыжки со скакалкой с двумя или тремя оборотами за один подскок

-прыжки в длину с разбега или с места

-прыжки с высоким подниманием колен до груди.

6.2. Упражнения для развития ловкости.

- перекидывание теннисными или гандбольными мячами в парах или тройках

-броски баскетбольного мяча с поворотами

-введение мяча с обходом партнера

- разнообразные упражнения для развития равновесия: ходьба с закрытыми глазами, ходьба по брусу и тросу

- подвижные и спортивные игры с мячом

- барьерный бег

6.3. Упражнения для развития силы.

-подтягивание на перекладине на двух и одной руке, на двух поперечинах разной высоты (одна рука выше другой)

- подтягивание на планках разной ширины

- удержание тела в концевой точке подтягивания на двух или одной руке.

- висы на перекладине и планках с утяжелением, на планках разной ширины на одной и двух руках.

-передвижение по скале или стенду с искусственным рельефом только с помощью рук, с утяжелением

-сгибание и разгибание рук в упоре лежа, в стойке на руках, в упоре на брусьях; приседание на двух (одной) ногах.

6.4. Упражнения для развития выносливости.

-бег по пересеченной местности 1-3 км.

-подтягивание на перекладине на двух руках.

-лазание на протяженных трассах средней сложности с короткими паузами для отдыха, по простым трассам с фиксацией разных положений тела.

6.5.Упражнения для развития гибкости.

-маховые движения ногами в разных направлениях, маховые и круговые движения руками с максимальной амплитудой.

-наклоны туловища вперед, назад, в бок из разных положений.

-мост из стойки на руках, из положения лежа на спине, наклоном назад

-стремления на увеличение подвижности в суставах

- прижимистые упражнения в положении выпада

- шпагаты и полу шпагаты.

6.6. Упражнения для развития координации. Спортивные игры, акробатика.

7. Изучение и совершенствование технико-тактических знаний и навыков скалолазания.

7.1. Техники передвижения по скале или стенду искусственного рельефа:

- основные положения и движения

основные виды хватов – пассивный, активный, ребром ладони, обратный;

основные виды перехватов – прямой, диагональный, перекрест

основные движения ногами – махи, упор, контрупор, распор

7.2.Соединение разнообразных технических элементов и движений различной технической сложности.

-перехваты наперекрест на прямой опорной руке, поворотные перехваты накрест

-использование зацепок подхватом, с последующими перехватами вбок, накрест

-перехват рывком с одновременным толчком опорной ногой

-заступание на зацепку с последующим накатом на ногу и толчком для дальнейшего движения;

-подпрыгивание с последующим заступанием и накатом на ногу

-отработка старта, финиша

-упорядочение расклада движений при пересмотре (просмотре) учебных и соревновательных трасс

-усовершенствование техники и тактики скоростного лазания в режиме парных галок.

7.3.Тактическая подготовка.

Изучение тактики скалолазания осуществляется одновременно с освоением технических элементов и формирования технических навыков.

Основными методами тактической подготовки являются:

  • пояснения тренера во время изучения конкретного технического элемента или объединения технических элементов;

  • выполнение заданий с тактическим содержанием;

  • изучение теории и тактики скалолазания, просмотр и анализ действий спортсменов в соревнованиях, учебных фильмов;

8. Учебно-тренировочные сборы.

9.Участие в мероприятиях, соревнованиях.

-Участие в городских соревнованиях по технике пешеходного и лыжного туризма.

-Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию


Контрольно- переводные испытания

В программе предусмотрено контрольно-переводные испытания в конце полугодия – декабрь и в конце учебного года –май

Испытания состоят из практических заданий.


Учебно-тематический план

4 года обучение


п/п

Тема занятий

Всего

Теория

Практика

1.

Организационное занятие

2

2

-

2.

Первоначальные навыки туризма

32


32

3.

Виды туризма, туристическая техника и тактика

20


20

Скалолазание

4.

Теоретическая подготовка

8

8

-

Практическая подготовка


5.

Общая физическая подготовка

24

-

24

6.

Специальная физическая подготовка

30

-

30

7.

Технико-тактическая подготовка

38


42

8.

Выполнение контрольных нормативов

4


4

9.

Участие в соревнованиях

16


16

10.

Учебно-тренировочные сборы

26


26

11.

Походы

16


16


ИТОГО

216

10

210


Содержание тем


4 года обучения

1. Организационное занятие

2. Первоначальные туристские навыки.

2.1. Организация походов. Установка и снятие лагеря. Организация бивака на различной местности и при различной погоде. Требования к месту бивака: жизнеобеспечение, безопасность, комфортность. Питание в походе: Значение правильного питания в походе. Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд. Организация питания в 2-3 дневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте.

Безопасность в походе: правила поведения при переездах группы в транспорте. Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением. Опасности в туризме: субъективные и объективные. Ответственность каждого члена группы перед собой и другими членами группы. Транспортировка пострадавшего в различных условиях.

2.2

Траверс склона по перилам на самостраховке: движение относительно перил, расположение рук относительно перил. Движение по веревке с перилами на самостраховке: безопасность движения по перилам, положение рук относительно перил. Переправа по бревну с использованием перил: безопасность движения по бревну. Два способа движения по перилам: переступанием ног и приставным шагом.

Преодоление заболоченного участка местности по кладям из жердей: способы передвижения: парами и тройками.

2.5. Транспортировка пострадавшего в различных условиях. Техника безопасности и обеспечение страховки при переправе пострадавшего.

Практические занятия. Изучение техники безопасности. Отработка всех изученных способов преодоления естественных препятствий.

Узлы Привалы и ночлеги Туристическое снаряжение Однодневный поход. Топографические знаки. Спортивное ориентирование по выбору. Ориентирование по местным предметам.

Транспортировка пострадавшего в различных условиях.


3. Виды туризма, туристическая техника и тактика.

Лыжный туризм. Торможение «плугом» и «полуплугом». Вынужденная остановка падением. Повороты в движении переступанием, из положения «плуга» и «полуплуга» Движение по заснеженным и обледенелым склонам на лыжах

Спелеотуризм Техника безопасности при передвижении по пещере. Снаряжение спелеолога. Описание пещеры: морфология пещеры, характер вертикальных и горизонтальных участков. Характеристики пещеры: вода в пещере, температура воздуха, газовый состав воздуха.

Водный туризм . Снаряжение туриста-водника. Туристические маршруты по рекам Пермской области. Виды аварий их причины. Правила поведения на катамаране. Действия туриста попавшего в воду. Страховка на воде: применение спас средств. Виды страховок на воде. Ремонт судов. Состав ремнабора. Правила заклеивания дыр и порывов. Подготовка судов к сплаву. Отработка элементов управления судном.

Туристическая техника и тактика. Подъем по склону на самостраховке: безопасность спуска, движение по перилам, расположение рук относительно узла. Навесная переправа: правильность пристежки и отстежки, движение по перилам, безопасность движения по перилам.


4. Теоретическая подготовка по скалолазанию.

История развития скалолазания. Правила безопасности в скалолазании Места занятий, снаряжение, инвентарь Основные направления и тенденции развития современного скалолазания Техника и тактика скалолазания Строение и функционирование организма человека Медицинский контроль, самоконтроль, профилактика травм и заболеваний, первая помощь

5. Общая физическая подготовка. Общая физическая подготовка

Упражнения без предметов для общего развития. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса, мышц шеи и туловища, мышц ног.

Упражнения с предметами. Упражнения со скакалками. Упражнения с набивным мячом.

Упражнения на гимнастических снарядах. На гимнастическом канате, перекладине, гимнастической стенке.

Упражнения из других видов спорта Баскетбол, волейбол

6. Специальная физическая подготовка

Упражнения для развития скоростных качеств

Скоростной бег на 30, 60 и 100 м, бег с резкой сменой направления, бег с ускорением после сигнала Упражнения с мячом, ведение одной рукой, перекидывание Прыжки в длину с разбега или с места, прыжки с высоким подниманием колен до груди.

Упражнения для развития ловкости

Разнообразные упражнения для развития равновесия: ходьба с закрытыми глазами, ходьба по брусу и тросу Упражнения с мячом - перекидывание теннисными или гандбольными мячами в парах или тройках Броски баскетбольного мяча с поворотами. Ведение мяча с обходом партнера.

Упражнения для развития силы.

Передвижение по скале или стенду с искусственным рельефом только с помощью рук, с утяжелением Подтягивание на перекладине на двух и одной руке, на двух поперечинах разной высоты (одна рука выше другой) Удержание тела в концевой точке подтягивания на двух или одной руке. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, в стойке на руках, в упоре на брусьях; приседание на двух (одной) ногах.

Упражнения для развития выносливости. Бег по пересеченной местности 1-3 км Подтягивание на перекладине на двух руках Лазание на протяженных трассах средней сложности с короткими паузами для отдыха, по простым трассам с фиксацией разных положений тела.

Упражнения для развития гибкости.

Маховые движения ногами в разных направлениях, маховые и круговые движения руками с максимальной амплитудой -маховые движения ногами в разных направлениях, маховые и круговые движения руками с максимальной амплитудой Наклоны туловища вперед, назад, в бок из разных положений Стремления на увеличение подвижности в суставах Прижимистые упражнения в положении выпада, шпагаты и полу шпагаты.

Упражнения для развития координации. Спортивные игры, акробатика.

7. Технико-тактическая подготовка.

Техники передвижения по скале или стенду искусственного рельефа. Основные виды хватов. Основные виды перехватов. Основные движения ногами.

Соединение разнообразных технических элементов и движений различной технической сложности. Перехваты наперекрест на прямой опорной руке, поворотные перехваты накрест. Использование зацепок подхватом, с последующими перехватами вбок, накрест. Перехват рывком с одновременным толчком опорной ногой. Заступание на зацепку с последующим накатом на ногу

и толчком для дальнейшего движения. Подпрыгивание с последующим заступание и накатом на ногу. Отработка старта, финиша. Усовершенствование техники и тактики скоростного лазания в режиме парных гонок.

Тактическая подготовка упорядочение расклада движений при пересмотре (просмотре) учебных и соревновательных трасс. Пояснения тренера во время изучения конкретного технического элемента или объединения технических элементов. Выполнение заданий с тактическим содержанием-выполнение заданий с тактическим содержанием.

Выполнение контрольных нормативов

Участие в соревнованиях

Учебно-тренировочные сборы.




Раздел скалолазания

4. Теоретический материал.

Материал теоретической подготовки преподается на протяжении всего времени обучения с учетом возраста и уровня подготовленности учеников.

4.1. История развития скалолазания. История развития вида спорта. Сжатый осмотр развития скалолазания. Перспективы скалолазания как олимпийского вида спорта. Выдающиеся скалолазы мира.

4.2. Правила безопасности в скалолазании. Требования безопасности на занятиях и соревнованиях. Организация и требования, предъявленные к страховке.

4.3.Место занятия, снаряжение, инвентарь. Оснащение специализированных спортзалов; структура стендов частного рельефа. Смена рельефа. Моделирование тренировочных трасс; снаряжение для скалолазания, правила его бережного использования и сохранения.

4.4.Основные направления и тенденции развития современного скалолазания. Новые направления в технике, тактике, методике тренировок, правил соревнований, разработки спортивного снаряжения и тренировочного инвентаря. Значение отдельных видов подготовки в скалолазании. Типовые задания, способы, методы каждого вида подготовки, их влияние на повышение спортивных достижений.

4.5.Строение и функции организма человека. Краткие сведения про строение и функции организма человека. Основы спортивной физиологии. Влияние систематических занятий спортом на организм человека. Гигиена, закаливание, режим, питание спортсмена. Представления о гигиене и санитарии. Гигиена тела, полости рта и зубов.

4.6. Гигиенические требования к одежде и обуви. Режим работы и отдыха. Значение, основные правила закаливания. Представления о рациональном питании и основные потери энергии в течение суток. Особенности питания спортсменов во время учебных сборов и соревнований. Системы питания, их влияние на развитие физических способностей.

4.7.Общая характеристика спортивных тренировок. Понятие о спортивной тренировке. Цель, задачи, основные принципы и содержание спортивных тренировок. Характерные особенности спортивных тренировок юных спортсменов. Понятие о физических способностях и методах их развития.

Значение планирования, расчета и контроля в руководстве тренировочным процессом. Виды планирования: перспективное, краткосрочное и оперативное. Содержание и документы планирования. Методика ведения спортивного дневника.

4.8.Техника и тактика скалолазания.

Понятие про технику и тактику скалолазания. Взаимосвязь техники и тактики.

Качественные показатели техники: эффективность, экономичность, простота, быстрота и точность движений. Значение точного освоения техничных элементов. Индивидуальные особенности в технике.

Качественные показатели тактики: быстрота и гибкость тактического мышления, выбор адекватных технических элементов и точное выполнение необходимых движений.

Анализ техники основных положений и движений. Особенности тактики прохождения трасс различного характера. Тактические рекомендации.






Практическая часть

5. Общая физическая подготовка.

5.1. Упражнения без предметов для общего развития. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса: движения руками в разных положениях – стоя, сидя, лежа; сгибание и разгибание, круговые движения, маховые движения, сведение и разведение, рывки, движения во время ходьбы, бега и т.д.

Упражнения для мышц шеи и туловища: наклоны и повороты головы; наклоны туловища, вперед, назад, в бок, круговые движения, соединение наклонов и поворотов туловища; упражнения на координацию движений, формирование правильной осанки, растяжки и расслабления; поднятие прямых и согнутых ног лежа на гимнастической скамейке.

Упражнения для мышц ног: подъемы на носках; разнообразные движения прямыми и согнутыми ногами, махи перед собой и в бок; выпады вперед и в бок, смена выпадов из дополнительных пружинистых движений; подпрыгивание из различных положений, прыжки на месте и в движении.

5.2. Упражнения с предметами. Упражнения со скакалками: прыжки на одной и на двух ногах, с одной ноги на другую; подпрыгивания с двойным оборотом скакалки; прыжки со скакалкой, двигаясь прямо и по кругу.

Упражнения с набивным мячом: мяч в руках – сгибание и разгибание рук, круговые движения руками и туловищем; перекидывание мяча стоя в парах и в кругу из различных положений (стоя, стоя на коленях, сидя). Разными способами – толчком от груди, от плеча одной рукой, броском двумя руками через голову, между ног; соревнования на дальность броска одной или двумя руками; эстафеты с мячом.

5.3. Упражнения на гимнастических снарядах. На гимнастической скамейке – сидя: наклоны и повороты туловища, поднятие ног или туловища вверх, сведения и разведение ног, круговые движения, удержание ног или туловища в разнообразных положениях, прыжки через скамейку.

На гимнастическом канате – лазание по канату с помощью рук и ног, без помощи, поднимание ног вверх в висе на двух руках, в висе на одной руке.

На перекладине – подтягивания различными хватами (узким, широким, обратным); в висе, подъем прямых или согнутых ног до поперечины, подъем переворотом, соскоки.

На гимнастической стенке – в висе – поднимание и опускание прямых ног, удержание прямых ног под разным углом, круговые движения ногами; стоя около стенки – наклоны назад.

5.4. Упражнения из других видов спорта.

-Акробатика – перевороты вперед и назад, мост из положения лежа и наклоном назад; стойка на лопатках, голове и руках, переворот «колесом».

-Легкая атлетика – бег на короткие (30, 60, 100м) и средние дистанции, кроссовый бег на 1000 и 3000м; прыжки в длину и высоту, тройной прыжок.

-Спортивные игры: волейбол, баскетбол, футбол, гандбол, теннис; подвижные игры на развитие внимания, координации и быстроты движений, эстафеты с преодолением препятствий.

6. Специальная физическая подготовка.

6.1. Упражнения для развития скоростных качеств.

-скоростной бег на 30, 60 и 100 м

-бег с резкой сменой направления, бег с ускорением после сигнала.

-скоростное ведение мяча (баскетбольного, волейбольного) одной рукой

-быстрые передачи мяча в парах, на месте и во время ходьбы или бега

-прыжки со скакалкой с двумя или тремя оборотами за один подскок

-прыжки в длину с разбега или с места

-прыжки с высоким подниманием колен до груди.

6.2. Упражнения для развития ловкости.

- перекидывание теннисными или гандбольными мячами в парах или тройках

-броски баскетбольного мяча с поворотами

-введение мяча с обходом партнера

- разнообразные упражнения для развития равновесия: ходьба с закрытыми глазами, ходьба по брусу и тросу

- подвижные и спортивные игры с мячом

- барьерный бег

6.3. Упражнения для развития силы.

-подтягивание на перекладине на двух и одной руке, на двух поперечинах разной высоты (одна рука выше другой)

- подтягивание на планках разной ширины

- удержание тела в концевой точке подтягивания на двух или одной руке.

- висы на перекладине и планках с утяжелением, на планках разной ширины на одной и двух руках.

-передвижение по скале или стенду с искусственным рельефом только с помощью рук, с утяжелением

-сгибание и разгибание рук в упоре лежа, в стойке на руках, в упоре на брусьях; приседание на двух (одной) ногах.

6.4. Упражнения для развития выносливости.

-бег по пересеченной местности 1-3 км.

-подтягивание на перекладине на двух руках.

-лазание на протяженных трассах средней сложности с короткими паузами для отдыха, по простым трассам с фиксацией разных положений тела.

6.5.Упражнения для развития гибкости.

-маховые движения ногами в разных направлениях, маховые и круговые движения руками с максимальной амплитудой.

-наклоны туловища вперед, назад, в бок из разных положений.

-мост из стойки на руках, из положения лежа на спине, наклоном назад

-стремления на увеличение подвижности в суставах

- прижимистые упражнения в положении выпада

- шпагаты и полу шпагаты.

6.6. Упражнения для развития координации. Спортивные игры, акробатика.

7. Изучение и совершенствование технико-тактических знаний и навыков скалолазания.

7.1. Техники передвижения по скале или стенду искусственного рельефа:

- основные положения и движения

основные виды хватов – пассивный, активный, ребром ладони, обратный;

основные виды перехватов – прямой, диагональный, перекрест

основные движения ногами – махи, упор, контрупор, распор

7.2.Соединение разнообразных технических элементов и движений различной технической сложности.

-перехваты наперекрест на прямой опорной руке, поворотные перехваты накрест

-использование зацепок подхватом, с последующими перехватами вбок, накрест

-перехват рывком с одновременным толчком опорной ногой

-заступание на зацепку с последующим накатом на ногу и толчком для дальнейшего движения;

-подпрыгивание с последующим заступание и накатом на ногу

-отработка старта, финиша

-упорядочение расклада движений при пересмотре (просмотре) учебных и соревновательных трасс

-усовершенствование техники и тактики скоростного лазания в режиме парных галок.

7.3.Тактическая подготовка.

Изучение тактики скалолазания осуществляется одновременно с освоением технических элементов и формирования технических навыков.

Основными методами тактической подготовки являются:

  • пояснения тренера во время изучения конкретного технического элемента или объединения технических элементов;

  • выполнение заданий с тактическим содержанием;

  • изучение теории и тактики скалолазания, просмотр и анализ действий спортсменов в соревнованиях, учебных фильмов;

8. Учебно-тренировочные сборы.

9.Участие в мероприятиях, соревнованиях.

-Участие в городских соревнованиях по технике пешеходного и лыжного туризма.

-Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию


Контрольно- переводные испытания

В программе предусмотрено контрольно-переводные испытания в конце полугодия – декабрь и в конце учебного года –май

Испытания состоят из практических заданий.



Условия реализации программы и материально-техническое оснащение


1. Основные способы и формы работы с детьми.

1.1. Групповые занятия: медико-восстановительные мероприятия, тестирования, медицинский контроль, лекция, семинар, дискуссия, экскурсия, экспедиция, туристский поход, спортивные сборы, конкурсы, турниры, викторины, репортаж, интервью, газета + презентация, чаепитие.

1.2. Теоретические занятия: медико-восстановительные мероприятия, медицинский контроль, лекция, дискуссия, репортаж, интервью, газета + презентация.

1.3. Практические занятия: медико-восстановительные мероприятия, тестирования, медицинский контроль, лекция, семинар, дискуссия, экскурсия, экспедиция, туристский поход, спортивные сборы, конкурсы, турниры, викторины, репортаж, интервью, газета + презентация.

2. Основные методы организации учебно-воспитательного процесса.

2.1. Методы мотивации стимулирования: познавательные игры, дискуссии, творческие задания, поощрение, порицание.

2.2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические, дедуктивные, анализ, обобщение, систематизация, проблемные, самостоятельная работа.

2.3. Методы контроля и коррекции: устный, письменный, взаимопроверка, смотр знаний, работа над ошибками.

3. Необходимый кадровый состав.

- дипломированный специалист по скалолазанию.

4. Необходимый спортивный инвентарь для проведения учебных занятий (на 15 человек).

4.1. Скалодром:

гимнастические маты (5 шт.),зацепки (имитаторы скального рельефа),

страховочные системы (15 шт.),веревки (диам. 10 мм. – 100м.),

карабины (20 шт.), оттяжки (20 шт.),

спусковые устройства (10 шт.), тормозные устройства (10 шт.),

скальная лестница (3 шт.).

цифровая видеокамера (1 шт.),запасной аккумулятор для видеокамеры,

штатив для видеокамеры (1 шт.),телевизор (1 шт.),кронштейн для телевизора (1).

4.2. Спортивные сборы и выезды: Палатки (5 шт.), тенты костровые (2 шт.),

лопата (1 шт.), двуручная пила (1 шт.), топор (1 шт.), маркированная лента (100 м.),

костровое оборудование (котлы (3 шт. по 5л.), половник (2 шт.), доски для резки продуктов (2 шт.), ножи кухонные (2 шт.), тросик костровой (1 шт.), крючки для котлов (10 шт.), стол (складной),

карты местности (5 шт.), планшеты для карт (5 шт.), компаса (5 шт.),

фонари, медицинская аптечка (см. приложение № 4), ремонтный набор,

спички, газовая горелка (3 шт.), газ в баллоне (10 шт.), обвязки (15 шт.),

скальные крючья (20 шт.), карабины (20 шт.), спусковые устройства (15 шт.),

молоток скальный (6 шт.), гимнастические маты (3 шт.).

4.3. Основное личное снаряжение, специальная одежда и обувь:

рюкзак, коврик из пены (большой и маленький - «сидушка»),

спальный мешок, ботинки туристские,

кроссовки, шерстяной спортивный костюм,

штормовой костюм, нижнее белье,

свитер, непромокаемая плащ-накидка,

головной убор, спортивный костюм для скалолазания,

скальные туфли, компас,

часы, туалетные принадлежности,

миска, ложка, кружка, ножик, спички, фонарик.

Всё снаряжение должно иметь сертификат качества и результаты тестирования. Список инвентаря может быть расширен или изменен в зависимости от длительности похода, времени года, особенностей района путешествия, маршрута, характера естественных препятствий и способов их преодоления

Прогнозируемые результаты

К концу каждого учебного года каждый обучающийся должен знать и уметь:

1 год обучения

Правильно выбирать место под лагерь и устанавливать его;

Разводить костер и готовить пищу;

Правильно подбирать личное и групповое снаряжение для похода;

Уметь читать спортивные и топографические карты;

Знать формы рельефа и изображение его на картах;

Работать с компасом;

Уметь преодолевать простейшие препятствия в походе;

Знать личную гигиену туриста и состав походной аптечки;

Знать туристические возможности родного края;

Научиться двигать на лыжах по прямой и пересеченной местности;

Получить начальные навыки передвижения по пещерам;

Уметь собирать и разбирать катамаран;

Владение техникой и тактикой скалолазания;

Познакомиться с основными положениями и движениями:

основные виды хватов, перехватов, движений ногами.

Умение соединять разнообразные технические элементы и движения различной технической сложности

Принять участие в школьных соревнованиях;



2 год обучения

Уметь правильно подбирать продукты для похода;

Знать правильную организацию питания и питьевого режима в походе;

Уметь организовывать лагерь при плохой погоде;

Знать десять узлов;

Получить углубленные знания по ориентированию (карты, масштаб, рельеф, хранение карт);

Знать виды спортивного ориентирования;

Уметь определять расстояния на местности и карте;

Знать и уметь преодолевать естественные препятствия с помощью специального снаряжения;

Знать виды транспортировки пострадавшего;

Уметь оказывать первую медицинскую помощь при переломах, кровотечениях;

Уметь осуществлять подъемы, спуски и повороты на лыжах;

Знать описание пещеры и ее морфологию;

Уметь правильно подбирать снаряжения для пещер;

Знать виды аварий на воде и правила поведения при авариях;

Знать виды простых страховок на воде и уметь применять их при необходимости;

Уметь осуществлять ремонт водных судов;

Уметь управлять катамараном;

Знать виды страховки и самостраховки при движении в горах;

Уметь осуществлять спуск и подъем по веревке;

Уметь спустить и поднять пострадавшего по горному рельефу;

Принять участие в городских соревнованиях по туризму;

Получить 3 юношеский разряд.



3 год обучения

Уметь подбирать снаряжение в поход с учетом вида туризма и погодных условий;

Знать туристские должности в группе;

Уметь организовывать ночевку в зимних условиях;

Уметь подбирать картографический материал для похода;

Знать способы ориентирования по местным признакам;

Уметь планировать путь движения по дистанции на соревнованиях по спортивному ориентированию;

Уметь в составе группы организовывать движения по веревкам при преодолении препятствий;

Уметь оказывать первую медицинскую помощь при ожогах.

Знать способы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Усовершенствовать технику передвижения на лыжах;

Знать способы преодоления простых препятствий на реках;

Уметь производить глазомерную съемку препятствий;

Уметь организовывать пункту страховки в горах;

Владеть углубленными навыками и умениями по техники скалолазания

Иметь углубленные знания по тактике скалолазания,

Получить 3 взрослый разряд.



4 год обучения

Уметь организовывать ночевку в зимних условиях;

Знать способы ориентирования по местным признакам;

Уметь в составе группы организовывать движения по веревкам при преодолении препятствий;

Уметь оказывать первую медицинскую помощь при ожогах.

Уметь организовывать пункту страховки в горах;

Владеть углубленными навыками и умениями по техники скалолазания

Иметь углубленные знания по тактике скалолазания,

Получить 2 взрослый разряд.


Список литературы


  1. Б.Е. Бызов, А.Н. Коваленко, А.Ф. Лахин, Военная топография, ОТКЗ. Военное издательство МО СССР, М, 1980 г.

  2. А.А. Власов, Турист, Ф и С, 1974 г. .

  3. Гуревич Н. А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. – Минск: Высшая школа, 1995

  4. И.А. Драгов – Подготовка спортсменов-разрядников по туризму – Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», М, 1990 г.

  5. Еденная Всероссийская спортивная классификация. 2001-2005гг. Часть 1.- М.: Советский спорт, 2002.- 376 с.

  6. Закацола А.Г. Методическое руководство по основам скалолазания. Школа № 87, 2005, 15 с.

  7. Ю.С. Константинов «Туристские соревнования учащихся» – М, 1995 г.

  8. Э.Н. Кодыш – Соревнования туристов: Пешеходный туризм – М: Ф и С, 1990 г.

  9. Краткий справочник туриста, М: Профиздат, 1985 г., 3-е издание Б.И.

  10. А.М. Куприн – Умей ориентироваться на местности, Издательство ДОСААФ, М: 1968 г.

  11. Огородникова – Туризм и спортивное ориентирование в комплексе с ГТО – М: Ф и С, 1983.

  12. Пиратинский А. Е. Подготовка скалолаза.- М.: ФиС, 1987.

  13. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации – М, ЦДЮТур, Министерство Образования РФ, 1995 г.

  14. Пиратинский А. Е. Скалолазание: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2006. – 84 с.

  15. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. Москва 1983

  16. Программы для системы дополнительного образования детей «Юные инструкторы туризма», Москва ЦДЮТур, 1999.

  17. Садикова Н.Б., 1000 + 1 совет туристу: Школа выживания – Литература, 1998 г.

  18. Спортивное скалолазание: правила соревнований. Требования и методические указания / Под ред. А. Е. Пиратинского. – М.: ФСР, 2002.

  19. Тыкул В.И. «Спортивное ориентирование», Москва 1985

  20. Энциклопедия туриста – М: Научное издательство Большая Российская Энциклопедия, 1993 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!