СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование варварских королевств

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана к уроку в 6 классе по Всеобщей истории, подходит к УМК по Всеобщей истории авторов Данилова, Сизовой и Агибаловой, Донской. Тема урока "Образование варварских королевств"

Просмотр содержимого документа
«Образование варварских королевств»

Тема: Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв. Христианская церковь в раннее Средневековье. Учитель истории и обществознания Гордеева Д.В.

Тема: Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв. Христианская церковь в раннее Средневековье.

Учитель истории и обществознания Гордеева Д.В.

Подумаем:  Историк назвал эпоху Великого переселения народов временем, когда «римляне, становившиеся варварами, и варвары, становившиеся римлянами, в какой-то период застыли, взирая друг на друга»

Подумаем:

Историк назвал эпоху Великого переселения народов временем, когда «римляне, становившиеся варварами, и варвары, становившиеся римлянами, в какой-то период застыли, взирая друг на друга»

Вспомним: Что вы помните об образе жизни германцев и их религии из курса истории Древнего мира? Какие варварские народы нападали на Римскую империю в V в? Какие из них захватывали Рим? Как вели себя германцы на захваченных землях империи? Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на уроке.

Вспомним:

  • Что вы помните об образе жизни германцев и их религии из курса истории Древнего мира?
  • Какие варварские народы нападали на Римскую империю в V в?
  • Какие из них захватывали Рим?
  • Как вели себя германцы на захваченных землях империи?
  • Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на уроке.
Проблемный вопрос урока: Почему произошло образование королевских государств? Как можно объяснить слова историка?

Проблемный вопрос урока:

  • Почему произошло образование королевских государств?
  • Как можно объяснить слова историка?
Работа с исторической картой: Определите направления расселения германцев. Назовите образованные ими государства.

Работа с исторической картой:

Определите направления расселения германцев.

Назовите образованные ими государства.

Франки захватывают Галлию Вниз по течению Рейна шли германские племена франков. Они стремились завоевать Галлию, т.к. их привлекали ее плодородные равнины. В конце V в. Среди франкских вождей выдвигается Хлодвиг из рода Меровея (его потомки Меровинги).

Франки захватывают Галлию

  • Вниз по течению Рейна шли германские племена франков. Они стремились завоевать Галлию, т.к. их привлекали ее плодородные равнины. В конце V в. Среди франкских вождей выдвигается Хлодвиг из рода Меровея (его потомки Меровинги).
Работа с исторической картой: 486 г. – франки в бою у города Суассона разгромили войска римлян и подчинили себе Северную Галлию.

Работа с исторической картой:

486 г. – франки в бою у города Суассона разгромили войска римлян и подчинили себе Северную Галлию.

Франкский историк VI века «о случае с драгоценной чашей» Работа с текстом исторического источника, страница 14. 1. Почему Хлодвиг не взял чашу сам, а обратился с просьбой к войску? 2. Почему он сразу не отомстил, а «подавил обиду»? 3. Что изменилось через год в поведении короля и войска? 4. Чем можно объяснить такую перемену?

Франкский историк VI века «о случае с драгоценной чашей»

  • Работа с текстом исторического источника, страница 14.
  • 1. Почему Хлодвиг не взял чашу сам, а обратился с просьбой к войску?
  • 2. Почему он сразу не отомстил, а «подавил обиду»?
  • 3. Что изменилось через год в поведении короля и войска?
  • 4. Чем можно объяснить такую перемену?
Как Хлодвиг управлял государством.  Работа с текстом учебника: п.2. § 1. 1 вариант: исследуйте систему управления франками в период племенного вождизма. 2 вариант: исследуйте систему управления франками в период королевства франков.

Как Хлодвиг управлял государством. Работа с текстом учебника: п.2. § 1.

  • 1 вариант: исследуйте систему управления франками в период племенного вождизма.
  • 2 вариант: исследуйте систему управления франками в период королевства франков.
Сравним: Власть короля Власть вождя Основана на принуждении Основана на авторитете Передается по наследству Выборная власть Распространяется на жителей всей страны Распространяется на жителей одного племени Армия - дружина Армия – народное ополчение Суд по писаным законам Суд народного собрания

Сравним:

Власть короля

Власть вождя

Основана на принуждении

Основана на авторитете

Передается по наследству

Выборная власть

Распространяется на жителей всей страны

Распространяется на жителей одного племени

Армия - дружина

Армия – народное ополчение

Суд по писаным законам

Суд народного собрания

Раздел Франкского королевства Войны потомков Хлодвига, Разорение землевладельцев. В этих условиях крестьяне постепенно теряли свободу. Как это происходило? Задание: назовите и охарактеризуйте пути роста крупного землевладения и закрепощения крестьян; Укажите последствия этого процесса.

Раздел Франкского королевства

  • Войны потомков Хлодвига,
  • Разорение землевладельцев.
  • В этих условиях крестьяне постепенно теряли свободу. Как это происходило?
  • Задание: назовите и охарактеризуйте пути роста крупного землевладения и закрепощения крестьян;
  • Укажите последствия этого процесса.
Пути роста крупного землевладения и закрепощения крестьян: 1. Отдача под покровительство; 2. Захват земли силой; 3. Пожалования короля; 4. Закабаление за долги. Последствия: Рост крупных земельных владений знати и церкви; Утрата крестьянами собственности на землю и личной свободы.

Пути роста крупного землевладения и закрепощения крестьян:

  • 1. Отдача под покровительство;
  • 2. Захват земли силой;
  • 3. Пожалования короля;
  • 4. Закабаление за долги.

Последствия:

  • Рост крупных земельных владений знати и церкви;
  • Утрата крестьянами собственности на землю и личной свободы.
Хлодвиг и христианская церковь Хлодвиг и знатные франки были язычниками, но вскоре они приняли христианскую веру, в результате образовался союз Хлодвига и христианской церкви. Почему король принял такое решение? Почему их союз был взаимовыгодным?

Хлодвиг и христианская церковь

  • Хлодвиг и знатные франки были язычниками, но вскоре они приняли христианскую веру, в результате образовался союз Хлодвига и христианской церкви.
  • Почему король принял такое решение?
  • Почему их союз был взаимовыгодным?
Союз Хлодвига и христианской церкви выгоден: Для короля франков Для церкви Вера в единого Бога сплачивала людей; Церковь могла направить людей на борьбу с врагами; Церковь могла примирять людей с новыми податями; Церковь укрепляла авторитет правителей; Церковь уверяла, что власть короля угодна Богу; Руководители церкви, как грамотные люди, помогали королям составлять указы и послания Короли охраняли богатства и привилегии церкви; Короли щедро дарили ей земли и ценные вещи; Руководители церкви были ближайшими советниками королей

Союз Хлодвига и христианской церкви выгоден:

Для короля франков

Для церкви

  • Вера в единого Бога сплачивала людей;
  • Церковь могла направить людей на борьбу с врагами;
  • Церковь могла примирять людей с новыми податями;
  • Церковь укрепляла авторитет правителей;
  • Церковь уверяла, что власть короля угодна Богу;
  • Руководители церкви, как грамотные люди, помогали королям составлять указы и послания
  • Короли охраняли богатства и привилегии церкви;
  • Короли щедро дарили ей земли и ценные вещи;
  • Руководители церкви были ближайшими советниками королей
Организация христианской церкви Работа со схемой на странице 21. Докажите, что к концу раннего Средневековья христианская церковь стала могущественной, разветвленной организацией.

Организация христианской церкви

  • Работа со схемой на странице 21.
  • Докажите, что к концу раннего Средневековья христианская церковь стала могущественной, разветвленной организацией.
Работа по группам: «снежный ком» 1 группа: п. 2,3 § 2: выделите ключевые понятия и термины и по ним составьте рассказ о жизни духовенства. 2 группа: п. 4,5 § 2: выделите ключевые понятия и термины и по ним составьте рассказ о культурном наследии монастырей.

Работа по группам: «снежный ком»

  • 1 группа: п. 2,3 § 2: выделите ключевые понятия и термины и по ним составьте рассказ о жизни духовенства.
  • 2 группа: п. 4,5 § 2: выделите ключевые понятия и термины и по ним составьте рассказ о культурном наследии монастырей.
Ситуация… Представьте, что франка обвиняют в краже коня, но он ни в чем не виноват. Прочитайте дополнительный текст на странице 16 учебника и расскажите, как будет вести себя франк на суде.

Ситуация…

  • Представьте, что франка обвиняют в краже коня, но он ни в чем не виноват. Прочитайте дополнительный текст на странице 16 учебника и расскажите, как будет вести себя франк на суде.
Корзина: Что нового узнали сегодня на уроке?

Корзина:

  • Что нового узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание: § 1-2, прочесть, ответить на вопросы. Запись в словарь понятий: Феод – Феодал -

Домашнее задание:

  • § 1-2, прочесть, ответить на вопросы.
  • Запись в словарь понятий:
  • Феод –
  • Феодал -


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!