Презентация разработана к уроку в 6 классе по Всеобщей истории, подходит к УМК по Всеобщей истории авторов Данилова, Сизовой и Агибаловой, Донской. Тема урока "Образование варварских королевств"
Просмотр содержимого документа
«Образование варварских королевств»
Тема: Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв. Христианская церковь в раннее Средневековье.
Учитель истории и обществознания Гордеева Д.В.
Подумаем:
Историк назвал эпоху Великого переселения народов временем, когда «римляне, становившиеся варварами, и варвары, становившиеся римлянами, в какой-то период застыли, взирая друг на друга»
Вспомним:
- Что вы помните об образе жизни германцев и их религии из курса истории Древнего мира?
- Какие варварские народы нападали на Римскую империю в V в?
- Какие из них захватывали Рим?
- Как вели себя германцы на захваченных землях империи?
- Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на уроке.
Проблемный вопрос урока:
- Почему произошло образование королевских государств?
- Как можно объяснить слова историка?
Работа с исторической картой:
Определите направления расселения германцев.
Назовите образованные ими государства.
Франки захватывают Галлию
- Вниз по течению Рейна шли германские племена франков. Они стремились завоевать Галлию, т.к. их привлекали ее плодородные равнины. В конце V в. Среди франкских вождей выдвигается Хлодвиг из рода Меровея (его потомки Меровинги).
Работа с исторической картой:
486 г. – франки в бою у города Суассона разгромили войска римлян и подчинили себе Северную Галлию.
Франкский историк VI века «о случае с драгоценной чашей»
- Работа с текстом исторического источника, страница 14.
- 1. Почему Хлодвиг не взял чашу сам, а обратился с просьбой к войску?
- 2. Почему он сразу не отомстил, а «подавил обиду»?
- 3. Что изменилось через год в поведении короля и войска?
- 4. Чем можно объяснить такую перемену?
Как Хлодвиг управлял государством. Работа с текстом учебника: п.2. § 1.
- 1 вариант: исследуйте систему управления франками в период племенного вождизма.
- 2 вариант: исследуйте систему управления франками в период королевства франков.
Сравним:
Власть короля
Власть вождя
Основана на принуждении
Основана на авторитете
Передается по наследству
Выборная власть
Распространяется на жителей всей страны
Распространяется на жителей одного племени
Армия - дружина
Армия – народное ополчение
Суд по писаным законам
Суд народного собрания
Раздел Франкского королевства
- Войны потомков Хлодвига,
- Разорение землевладельцев.
- В этих условиях крестьяне постепенно теряли свободу. Как это происходило?
- Задание: назовите и охарактеризуйте пути роста крупного землевладения и закрепощения крестьян;
- Укажите последствия этого процесса.
Пути роста крупного землевладения и закрепощения крестьян:
- 1. Отдача под покровительство;
- 2. Захват земли силой;
- 3. Пожалования короля;
- 4. Закабаление за долги.
Последствия:
- Рост крупных земельных владений знати и церкви;
- Утрата крестьянами собственности на землю и личной свободы.
Хлодвиг и христианская церковь
- Хлодвиг и знатные франки были язычниками, но вскоре они приняли христианскую веру, в результате образовался союз Хлодвига и христианской церкви.
- Почему король принял такое решение?
- Почему их союз был взаимовыгодным?
Союз Хлодвига и христианской церкви выгоден:
Для короля франков
Для церкви
- Вера в единого Бога сплачивала людей;
- Церковь могла направить людей на борьбу с врагами;
- Церковь могла примирять людей с новыми податями;
- Церковь укрепляла авторитет правителей;
- Церковь уверяла, что власть короля угодна Богу;
- Руководители церкви, как грамотные люди, помогали королям составлять указы и послания
- Короли охраняли богатства и привилегии церкви;
- Короли щедро дарили ей земли и ценные вещи;
- Руководители церкви были ближайшими советниками королей
Организация христианской церкви
- Работа со схемой на странице 21.
- Докажите, что к концу раннего Средневековья христианская церковь стала могущественной, разветвленной организацией.
Работа по группам: «снежный ком»
- 1 группа: п. 2,3 § 2: выделите ключевые понятия и термины и по ним составьте рассказ о жизни духовенства.
- 2 группа: п. 4,5 § 2: выделите ключевые понятия и термины и по ним составьте рассказ о культурном наследии монастырей.
Ситуация…
- Представьте, что франка обвиняют в краже коня, но он ни в чем не виноват. Прочитайте дополнительный текст на странице 16 учебника и расскажите, как будет вести себя франк на суде.
Корзина:
- Что нового узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание:
- § 1-2, прочесть, ответить на вопросы.
- Запись в словарь понятий:
- Феод –
- Феодал -