СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Образование и грамотность в Киевской Руси". Презентация к уроку истории.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку истории, 7 класс, по АООП, вариант 9,1

Просмотр содержимого документа
«"Образование и грамотность в Киевской Руси". Презентация к уроку истории.»

2/4/18 Образование и грамотность на Руси.

2/4/18

Образование и грамотность на Руси.

Первые школы появились в Киевской Руси в X веке при князе Владимире. После принятия христианства понадобилось много грамотных людей для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное» при княжеском дворе. Школа была явлением новым и воспринималась с опаской. Матери плакали по отданным в школу детям, «аки по мертвецам», не зная, что их ожидает.
  • Первые школы появились в Киевской Руси в X веке при князе Владимире. После принятия христианства понадобилось много грамотных людей для ведения церковных служб.
  • Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное» при княжеском дворе.
  • Школа была явлением новым и воспринималась с опаской. Матери плакали по отданным в школу детям, «аки по мертвецам», не зная, что их ожидает.
  Ярослав Мудрый сам был грамотным, любил книги и заботился о просвещении народа. В Новгороде по его приказу было устроено училище на 300 мальчиков для детей старост и духовных лиц. В богатых семьях дети обучались дома, для них нанимали учителя из грамотных, чаще из священников.

 

  • Ярослав Мудрый сам был грамотным, любил книги и заботился о просвещении народа.
  • В Новгороде по его приказу было устроено училище на 300 мальчиков для детей старост и духовных лиц.
  • В богатых семьях дети обучались дома, для них нанимали учителя из грамотных, чаще из священников.
Все вы знаете как выглядит современная школа. Но школа Киевской Руси значительно отличалась от современной. Как вы думаете, чего из нарисованного на картинке не было в школе Киевской Руси?

Все вы знаете как выглядит современная школа.

Но школа Киевской Руси значительно отличалась от современной. Как вы думаете, чего из нарисованного на картинке не было в школе Киевской Руси?

Не было парт, ученики сидели за одним большим столом. Не было такой школьной доски. Не было звонков, уроков и перемен, каждый ученик получал отдельное задание и выполнял его столько времени, сколько потребуется. Учёба начиналась с раннего утра и продолжалась до самого вечера с двухчасовым обеденным перерывом. Здесь же ученики все вместе ели кашу, отсюда и название – «однокашники».

Не было парт, ученики сидели за одним большим столом. Не было такой школьной доски. Не было звонков, уроков и перемен, каждый ученик получал отдельное задание и выполнял его столько времени, сколько потребуется. Учёба начиналась с раннего утра и продолжалась до самого вечера с двухчасовым обеденным перерывом. Здесь же ученики все вместе ели кашу, отсюда и название – «однокашники».

Учителями, в основном, были мужчины, а учениками – мальчики. Часто школы открывались при церквях и монастырях, учителями были монахи.  Были и учителя «недуховного» звания, они за небольшую плату занимались с детьми в течение 2 лет у себя дома.

Учителями, в основном, были мужчины, а учениками – мальчики. Часто школы открывались при церквях и монастырях, учителями были монахи. Были и учителя «недуховного» звания, они за небольшую плату занимались с детьми в течение 2 лет у себя дома.

Гораздо меньше было школ для девочек, там учителями были женщины – монахини. Кроме «книжных наук» девочек обучали рукоделию.

Гораздо меньше было школ для девочек, там учителями были женщины – монахини. Кроме «книжных наук» девочек обучали рукоделию.

Не было в школе того времени специальных учебных книг – учебников. Дети учились читать по богослужебным книгам. Тексты в них были непонятными, написание – сложным для чтения. Часослов –богослужебная книга, содержащая тексты молитв, которые следовало заучить и произносить в течение дня. Псалтырь – книга, состоящая из 150 торжественных песен (псалмов).

Не было в школе того времени специальных учебных книг – учебников.

Дети учились читать по богослужебным книгам. Тексты в них были непонятными, написание – сложным для чтения.

  • Часослов –богослужебная книга, содержащая тексты молитв, которые следовало заучить и произносить в течение дня.
  • Псалтырь – книга, состоящая из 150 торжественных песен (псалмов).
Учёба в школе начиналась с заучивания букв. «Сперва аз да буки, а потом другие науки» Сначала дети заучивали наизусть буквы, повторяя хором за учителем. «Азбуку учат – во всю избу кричат» Потом начинали читать по складам , называя каждую букву первого слога, потом первый слог целиком, потом – каждую букву второго слога и второй слог целиком. Попробуйте почитать, как это делали школьники Киевской Руси.

Учёба в школе начиналась с заучивания букв.

«Сперва аз да буки, а потом другие науки»

Сначала дети заучивали наизусть буквы, повторяя хором за учителем.

«Азбуку учат – во всю избу кричат»

Потом начинали читать по складам , называя каждую букву первого слога, потом первый слог целиком, потом – каждую букву второго слога и второй слог целиком.

Попробуйте почитать, как это делали школьники Киевской Руси.

Не было в школе Киевской Руси тетрадок и ручек. Ученики писали на покрытой воском дощечке с помощью писал - металлических или костяных стрежней с заострёнными концами и лопаткой в верхней части. В доске делали углубление, заполняли его воском, смешанным с сажей или смолой, для придания цвета. Дощечки скрепляли парами или по несколько штук, на обратной стороне некоторых из них была записана азбука.

Не было в школе Киевской Руси тетрадок и ручек. Ученики писали на покрытой воском дощечке с помощью писал - металлических или костяных стрежней с заострёнными концами и лопаткой в верхней части.

В доске делали углубление, заполняли его воском, смешанным с сажей или смолой, для придания цвета. Дощечки скрепляли парами или по несколько штук, на обратной стороне некоторых

из них была записана азбука.

Ученики писали и на бересте. Заострённой палочкой (писалом) они процарапывали буквы, иногда и рисовали.

Ученики писали и на бересте. Заострённой палочкой (писалом)

они процарапывали буквы, иногда и рисовали.

Кроме чтения и письма в школе Киевской Руси изучали счёт. Считали, загибая пальцы на руке и дотрагиваясь большим пальцем до суставов на загнутых пальцах этой же руки. Посчитав все суставы получали 12 (дюжину). С тех пор многие предметы на Руси считали дюжинами: посуду в сервизе, комплекты стульев, носовых платков, тетрадей и карандашей. Одним из предметов в школе Киевской Руси было пение. Ученики заучивали церковные песни - псалмы, повторяя за учителем .

Кроме чтения и письма в школе Киевской Руси изучали счёт. Считали, загибая пальцы на руке и дотрагиваясь большим пальцем до суставов на загнутых пальцах этой же руки. Посчитав все суставы получали 12 (дюжину). С тех пор многие предметы

на Руси считали дюжинами: посуду в сервизе, комплекты

стульев, носовых платков, тетрадей и карандашей.

Одним из предметов в школе Киевской Руси было пение. Ученики заучивали церковные песни - псалмы, повторяя за учителем .

«Розга ум вострит, возбуждает память» Учитель оценки не ставил. Выучил урок – молодец, ступай домой, а не выучил – вот плётка, вот розги…

«Розга ум вострит, возбуждает память»

Учитель оценки не ставил. Выучил урок – молодец, ступай домой, а не выучил – вот плётка, вот розги…

Ро́зги — тонкие упругие и гибкие ветки ивы, березы, орешника, связанные в пучки или используемые по отдельности для телесного наказания — порки. Часто розги вымачивали в воде для придания им большей упругости.

Ро́зги — тонкие упругие и гибкие ветки ивы, березы, орешника, связанные в пучки или используемые по отдельности для телесного наказания — порки. Часто розги вымачивали в воде для придания им большей упругости.

«В школу добрую речь вноси,  из неё же словеснаго сору не износи.  В дом отходя, школьных бытностей не кажи,  сему и всякому товарищу накажи». Из устава школы 17 века. Дисциплина в школе была строгая. Нельзя было шуметь ни в здании школы, ни около него. Очень бережно следовало обращаться с книгами: нельзя было их класть на лавку, делать закладки или загибы. Книги были дороги и принадлежали школе. За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами, но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляли без обеда.

«В школу добрую речь вноси, из неё же словеснаго сору не износи. В дом отходя, школьных бытностей не кажи, сему и всякому товарищу накажи».

Из устава школы 17 века.

Дисциплина в школе была строгая. Нельзя было шуметь ни в здании школы, ни около него. Очень бережно следовало обращаться с книгами: нельзя было их класть на лавку, делать закладки или загибы. Книги были дороги и принадлежали школе. За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами, но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляли без обеда.

Уже в 11 веке люди понимали пользу учения. Грамотных людей на Руси было немало.  Своей образованностью славился Ярослав Мудрый, его сыновья. Дочь Ярослава Анна став королевой Франции, сама подписывала документы, в то время как её муж Генрих I ставил крестик. Грамотными были священники, купцы, ремесленники и дружинники. Это доказывают многочисленные найденные берестяные грамоты.

Уже в 11 веке люди понимали пользу учения. Грамотных людей на Руси было немало. Своей образованностью славился Ярослав Мудрый, его сыновья. Дочь Ярослава Анна став королевой Франции, сама подписывала документы, в то время как её муж Генрих I ставил крестик. Грамотными были священники, купцы, ремесленники и дружинники. Это доказывают многочисленные найденные берестяные грамоты.

Кору берёзы для написания писем, расписок использовали небогатые люди Таких берестяных грамот особенно много найдено при раскопках в Новгороде. «Поклон от Марины сыну моему Григорию. Купи ми зендянцу добру. А куны яз дала Давыду Прибыше. И ты, чадо, издей при себе да привези селю» «Поклон к Юрию и к Максиму от всех крестьян. Что ты дал нам за ключника! Он за нас не стоит, нас продает и мы им ограблены…Из-за него погибаем…Дай нам смирного человека. А в том тебе челом бьем» «Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту да пришли мне хорошего чтения…»

Кору берёзы для написания писем, расписок использовали небогатые люди Таких берестяных грамот особенно много найдено при раскопках в Новгороде.

«Поклон от Марины сыну моему Григорию. Купи ми зендянцу добру. А куны яз дала Давыду Прибыше. И ты, чадо, издей при себе да привези селю»

«Поклон к Юрию и к Максиму от всех крестьян. Что ты дал нам за ключника! Он за нас не стоит, нас продает и мы им ограблены…Из-за него погибаем…Дай нам смирного человека. А в том тебе челом бьем»

«Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту да пришли мне хорошего чтения…»

Что сделал Ярослав для распространения грамотности? (161) Чему учили детей и взрослых? (161) Что Ярослав велел делать с греческими книгами? (162) Где находилась первая русская библиотека? (163) Что Ярослав делал для развития    культуры? (163)
  • Что сделал Ярослав для распространения грамотности? (161)
  • Чему учили детей и взрослых? (161)
  • Что Ярослав велел делать с греческими книгами? (162)
  • Где находилась первая русская библиотека? (163)
  • Что Ярослав делал для развития культуры? (163)
Найди лишнее слово в каждой строке Кирилл – Мефодий – Владимир  Переписчик – писец – художник  Береста – бумага – пергамент  Кириллица – глаголица – иероглифика

Найди лишнее слово в каждой строке

Кирилл – Мефодий – Владимир

Переписчик – писец – художник

Береста – бумага – пергамент

Кириллица – глаголица – иероглифика

 Что получится, если … «взять немного дубовой коры, да ольховой, да ясеневой, сварить их в воде, а потом кинуть кусок железа, подлить поварёшку щей покислей да кружку кваса медового» а Ч е р л н и

Что получится, если …

«взять немного дубовой коры, да ольховой, да ясеневой, сварить их в воде, а потом кинуть кусок железа, подлить поварёшку щей покислей да кружку кваса медового»

а

Ч

е

р

л

н

и

Переставь буквы так, чтобы получились слова КУ Б ВА БУКВА ГАН К И КНИГА БУ А КЗА АЗБУКА Н У ЧЕКИ УЧЕНИК ОЛСА П И ПИСАЛО

Переставь буквы так, чтобы получились слова

КУ Б ВА

БУКВА

ГАН К И

КНИГА

БУ А КЗА

АЗБУКА

Н У ЧЕКИ

УЧЕНИК

ОЛСА П И

ПИСАЛО

Домашнее задание: стр.161-165 «Чада мои неразумные, соберите разум сердца своего и внимайте словам моим. Прострите сердечный сосуд свой да накаплются туда словеса книжные. Не должно книгу читать скоро, а трижды воротиться следует. Не следует только устами книгу говорить, но сокрыть в сердце истину книжную. Осуждайте ненаучающихся, какие только ногами дрыгают да словеса глаголют».

Домашнее задание: стр.161-165

«Чада мои неразумные, соберите разум сердца своего и внимайте словам моим. Прострите сердечный сосуд свой да накаплются туда словеса книжные. Не должно книгу читать скоро, а трижды воротиться следует. Не следует только устами книгу говорить, но сокрыть в сердце истину книжную. Осуждайте ненаучающихся, какие только ногами дрыгают да словеса глаголют».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!