СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование страдательных причастий настоящего времени

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образование страдательных причастий настоящего времени»

Пятнадцатое октября  Классная работа Работа с карточками

Пятнадцатое октября Классная работа

Работа с карточками

Расставьте знаки препинания. Мы вошли в лес освещённый лучами осеннего солнца. Трава покрытая росою касается наших ног. В небе кличут пролетающие косяком и прощающиеся с летом журавли. Тучи низко мчавшиеся скоро закрыли всё небо. На площадку устланную пожухлыми листьями и хвойными иголками выскочил испуганный заяц.

Расставьте знаки препинания.

Мы вошли в лес освещённый лучами осеннего солнца. Трава покрытая росою касается наших ног. В небе кличут пролетающие косяком и прощающиеся с летом журавли. Тучи низко мчавшиеся скоро закрыли всё небо. На площадку устланную пожухлыми листьями и хвойными иголками выскочил испуганный заяц.

Вставьте буквы, укажите спряжение глагола, от которого образованно причастие.   Рокоч..щие волны ( спр.), мел..щий кофе ( спр.), колыш..щиеся от ветра ( спр.), наде..щийся на лучшее ( спр.), едва брезж..щий ( спр.), тревож..щаяся за близких ( спр.), жал..щая пчела ( спр.), хохоч..щий малыш ( спр.).

Вставьте буквы, укажите спряжение глагола, от которого образованно причастие.

Рокоч..щие волны ( спр.), мел..щий кофе ( спр.), колыш..щиеся от ветра ( спр.), наде..щийся на лучшее ( спр.), едва брезж..щий ( спр.), тревож..щаяся за близких ( спр.), жал..щая пчела ( спр.), хохоч..щий малыш ( спр.).

Образуйте от глаголов действительные причастия прошедшего времени, выделяя суффиксы.   Преувеличить - ___________________ Преувеличивать _ __________________ Замереть - ___________________ Замирать - _____________________ Забрезжить - ____________________ Вырасти - ____________________ Вырастать - ________________

Образуйте от глаголов действительные причастия прошедшего времени, выделяя суффиксы.

  • Преувеличить - ___________________
  • Преувеличивать _ __________________
  • Замереть - ___________________
  • Замирать - _____________________
  • Забрезжить - ____________________
  • Вырасти - ____________________
  • Вырастать - ________________
Чита..мый, воз..мый, понима..мый

Чита..мый, воз..мый, понима..мый

Тема урока: «Образование страдательных причастий настоящего времени» Игра «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. Можно использовать слова-помощники :  Я повторю …  Я узнаю ….  Я научусь…  Мне пригодится …

Тема урока: «Образование страдательных причастий настоящего времени»

Игра «Оратор».

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

  • Можно использовать слова-помощники :

Я повторю …

Я узнаю ….

Я научусь…

Мне пригодится …

Наблюдение 1 Глагол Вид, переходность, спряжение Читать Страдательное причастие настоящего времени   Возить чита..мый   Понимать воз..мый   понима..мый

Наблюдение 1

Глагол

Вид, переходность, спряжение

Читать

Страдательное причастие настоящего времени

 

Возить

чита..мый

 

Понимать

воз..мый

 

понима..мый

Вывод: Страдательные причастия настоящего времени образуются от переходных глаголов несовершенного вида

Вывод:

  • Страдательные причастия настоящего времени образуются от переходных глаголов несовершенного вида
Наблюдение 2 Глагол Вид, переходность, спряжение Читать Страдательное причастие настоящего времени Несов. в., переход., І спр. Возить Несов. в., переход., ІІ спр. чита е мый Понимать воз и мый Несов. в., переход., І спр. понима е мый

Наблюдение 2

Глагол

Вид, переходность, спряжение

Читать

Страдательное причастие настоящего времени

Несов. в., переход., І спр.

Возить

Несов. в., переход., ІІ спр.

чита е мый

Понимать

воз и мый

Несов. в., переход., І спр.

понима е мый

Вывод: Выбор гласной в суффиксе страдательных причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола От глаголов I спряжения образуются причастия с суффиксами -ем-, -ом- ; От глаголов II спряжения – с суффиксом –им- .

Вывод: Выбор гласной в суффиксе страдательных причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола

  • От глаголов I спряжения образуются причастия с суффиксами -ем-, -ом- ;
  • От глаголов II спряжения – с суффиксом –им- .
Задание: Выберите только те глаголы, которые могут образовать страдательные причастия настоящего времени:   1)Гореть; 2)посылать; 3)ругать; 4) бежать; 5)слышать; 6) торопиться; 7)сопровождать; 8)ожидать; 9)зависеть; 10) ехать.

Задание: Выберите только те глаголы, которые могут образовать страдательные причастия настоящего времени:

1)Гореть; 2)посылать; 3)ругать; 4) бежать; 5)слышать;

6) торопиться;

7)сопровождать; 8)ожидать; 9)зависеть; 10) ехать.

Домашнее задание: Выучить правило ст. 51 , выполнить упражнение 98.

Домашнее задание:

  • Выучить правило ст. 51 , выполнить упражнение 98.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!