СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование и правописание действительных причастий настоящего времени

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум в 7 классе. Цель: познакомить с законами образования действительных причастий настоящего времени

Просмотр содержимого документа
«Образование и правописание действительных причастий настоящего времени»

Аннотация к уроку

Тема урока: Образование и правописание действительных причастий настоящего времени

Класс: 7 класс

Предмет: русский язык и литература

Автор: Будолеева Анастасия Анатольевна

Аннотация урока: 7 класс не обучается по программе ФГОС, но мы вводим элементы нового стандарта. На уроке им следует усвоить новый материал, использует различные средства работы с материалом по теме «Образование и правописание действительных причастий настоящего времени»: пути решения усвоения нового материала, составление кластера, нахождение материала самостоятельно, закрепление материала, при использовании разных форм: групповой, фронтальной.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Форма урока: урок-практикум

Предметно-информационная составляющая: понятие причастие, действительные причастия, суффиксы действительного причастия настоящего времени, образование

Цель: познакомить с законами образования действительных причастий настоящего времени

Задачи:

Предметные:

- Знать о закономерностях образования причастий в настоящем времени, о правописании гласных в суффиксах причастий;

- Уметь применять правила на практике;

- Развивать устную и письменную речь.

Метапредметные:

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры УМК

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию

К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Л: формирование «стартовой мотивации к изучению нового материала

Оборудование: индивидуальные карточки, цветные кружочки, схема кластера, план изучения частей речи, листы самооценки, учебник «Практика» под редакцией Пименовой С.Н.

























Технологическая карта урока


Дидактическая

структура

урока (этапы)

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

I.Мотивационный момент

Проверяют готовность к уроку.

Определяют при помощи цветных кружков настроение, с которым пришли на урок, и показывают его.







Записывают в рабочие тетради число и классная работа.

  1. Здравствуйте! Садитесь. Проверьте вашу подготовку к уроку. Давайте определим, с каким настроением вы пришли на урок. Объясняет задание.

Все готовы активно работать на уроке, поэтому девиз нашего урока: Орешек знаний тверд. Мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет Желание – хочу все знать.

  1. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Перед вами на парте три кружочка: красный – я готов активно работать на уроке; желтый – я не готов активно работать на уроке, нет настроения; синий – средняя степень готовности, нейтральное настроение. Покажите, пожалуйста, то, которое соответствует вашему настроению сейчас.


Осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке

Актуализируются требования со стороны учебной деятельности;

Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, устанавливаются тематические рамки

II.Актуализация опорных знаний. «Аквариум»

Учащиеся образуют два круга у доски: внешний и внутренний. Встают лицом друг к другу. Внешний круг рассказывает правила внутреннему кругу, следующий вопрос наоборот.




После ответов садятся на свои места и выставляют себе оценку в оценочный лист

Учитель задает вопросы и контролирует ответы.



Вопросы:

- Какая часть речи называется причастием? Какие признаки имеет причастие. (Причастие – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? Какие?, обозначает признак предмета по его действию, подчеркивается волнистой линией. Вид: совершенный и несовершенный, возвратность, род, число).

- От какой части речи образовано причастие? (Причастие образовано от глагола при помощи суффикса).

- Что называют причастным оборотом? (Причастным оборотом называют причастие с зависимым словом).

- Как расставляют знаки препинания при причастных оборотах? (Если главное слово находится после причастного оборота, то запитая не ставится, а если перед причастным оборотом, то причастный о выделяется запятыми либо с двух сторон, либо с одной).

- Каких двух видов бывают причастия? Расскажите о них. Как еще можно определить вид причастия? (Причастия бывают двух видов: страдательные и действительные. Действительные причастия – это причастия, которые совершают действие сами, например, звучавший контрабас, страдательные причастия – причастия, которые действия совершают кем-то, например, пишущий автобиографию. По его суффиксу).

Организация подготовки и мотивации учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения

Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании


III.Построение проекта выхода из затруднения





Из плана мы еще не знаем, как образовываются причастия.

Пробуют сформулировать тему урока.


Записывают тему в тетрадь.

Формулируют цель и задачи урока

- Все ли мы знаем о видах причастий? Как вы думаете, что нам еще следует узнать? Если возникают затруднения, то посмотрите план изучения той или иной части речи, что из него мы еще не знаем?

Попробуйте сформулировать тему урока. (Учитель корректирует тему). Запишите тему в тетрадь. Поставьте перед собой цель и задачи урока




Выявление причин затруднения;

Постановка цели и задач;

Формулирование темы;

Определяют, при помощи чего и как они будут достигать, поставленных задач и цели урока

IV.Реализация построенного проекта

Заполняют кластер по учебнику. Рассказывают своему соседу по кластеру то, что они узнали о действительных причастиях настоящего времени. (Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глагола + суффиксы ущ, ющ-1 спр., ащ, ящ-2 спр.).

Оценивают себя и выставляют оценки.










Мы заметили, что при помощи суффиксов –ющ-, -ущ-, образованы причастия от глаголов I спр., а при помощи –ащ- - причастия от глаголов II спр.


Дает задание: открыть учебник «Теории» § 136 и составить кластер (заполнить готовую схему, работа в парах). Расскажите своему соседу по данному кластеру, что вы узнали о действительных причастиях настоящего времени, как они образуются.

Вызывает двух учеников работать у доски по вариантам, остальные работаю в тетради, выполняя оба варианта.





Проверка

- Скажите, какие особенности образования причастий вы еще заметили?




Вызывает одного человека к доске.













Задание: образуйте от глаголов действительные причастия настоящего времени.

1 спряжение

Играть+ющ=играющий

Бегать+ ущ=бегущий

2 спряжение

Кричать +ащ=кричащий

Любить+ящ= любящий








Задание: определить спряжение, от какого слова образовано причастие и при помощи чего.

Окружать - окружающий (1 спр)

Слышать - слышащий (2 спр)

Нарастать - нарастающий (1спр)

Строить – строивший (2 спр)

Решаться - решающийся (1спр)


Знакомятся с действительными причастиями настоящего времени, их суффиксами

Обсуждают различные варианты, предложенные учащимися, выбирают оптимальный вариант, который фиксируется в языке и вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения

V. Физминутка

Встают и выполняют наклоны вперед, назад; вправо, влево

Давайте разомнемся. Для этого надо встать. Первые шесть причастий: Если вы слышите причастия 1 спр. – должны сделать наклон назад, если 2 спр. – сделать наклон вперед. Следующие семь: если причастия 1 спр. – наклон вправо, 2 спр. – наклон влево.

Курящий (II), сидящий (II), грохочущий (I), светящий (II), чернеющий (I), пишущий (I), дрожащий (II), ходящий (II), плачущий (I), барабанящий (II), движущегося (I), любящий (II), пилящий (II).


Закрепляется, на слух, материал «нового знания «

Сохранение здорово-сберегающего элемента

VI. Закрепление с проговариванием во внешней речи

Выполняют упражнение 121. Обмениваются тетрадями и проверяют друг друга по ответам на странице 227.

Выставляют оценки в оценочный лист.























Читают задание к упражнению 122. Устно находят причастные обороты и называют их. Учат высказывание.

Оценивают себя и выставляют оценки в оценочный лист.

Выполнить упражнение 121.

Выполните взаимопроверку: обменяйтесь тетрадями, откройте страницу 227, упр.121. Проверьте друг друга и выставите оценки в оценочный лист.






















Выполнить устно упражнение 122.


Стр. 48, упр.121

Задание: Спишите, заменяя один из глаголов-сказуемых действительным причастием настоящего времени и выделяя причастные обороты графически и запятыми.

1.Листья кружатся в воздухе и медленно падаю на землю. 2.Осеннее солнце согревает своими лучами землю и испаряет влагу. 3.Животные готовятся к зиме и кажутся очень озабоченными. 4 Белочка мелькает среди деревьев, отыскивает последние орехи.

Взаимопроверка:

1.Листья кружатся в воздухе и медленно падают на землю. – Листья, кружащиеся в воздухе, медленно падают на землю. 2.Осеннее солнце согревает своими лучами землю и испаряет влагу. – Осеннее солнце, согревающее своими лучами землю, испаряет влагу. 3. Животные готовятся к зиме и кажутся очень озабоченными. – Животные, готовящиеся к зиме, кажутся озабоченными. 4. Белочка мелькает среди деревьев, отыскивает последние орехи. – Белочка, мелькающая среди деревьев, отыскивает последние орехи.

Стр. 48, упр.122

Задание: Прочитайте высказывание, укажите причастные обороты. Выучите высказывание наизусть.

Одаренный чудесной сжатостью, соединенной с ясностью, русский язык довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовалось бы для этого целые фразы. (П.Мериме).

Умения применять правила на практике, развитие устной и письменной речи

Учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполняют упражнение 124, проверяют по эталону.

Оценивают себя и выставляют оценки в оценочный лист

Выполнить упражнение 124 и проверить по эталону.

Стр. 49, упр.124

Задание: Прочитайте, комментируя правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Спишите, указывая над причастиями спряжение глаголов, от которых они образованы, выделяя суффиксы причастий и подчеркивая причастные обороты.

1.Обои оторвались, отклеились и свисали большими колеблющимися лоскутами. Огромные шатающиеся хромоногие шкафы бросали косые двигающиеся тени на стены. 2.Всегда есть что-то ужасное в этих звуках, начинающихся глухим рыданием, восходящим по хроматической гамме до пронзительного визга и опять опускающимся вниз. 3.У него столько мнения о влиянии природы на человека, сколько его у жеребенка, скачущего по зеленому лугу, у журавля, пляшущего и поющего на полянке, у годовалой лисицы, трепетно и осторожно нюхающей впервые из своей норы весенний волнующий воздух.


Умения применять правила на практике, развитие устной и письменной речи

Индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют упражнение нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительная рефлексия хода реализации построенного проекта учебных и контрольных процедур

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Рассматриваю кластер и отвечают на вопросы.


Посмотрите еще раз на нашу схему и подведите итоги урока.

- Что узнали на уроке?

- Что вспомнили?



Выявляются границы применимости нового знания;

Фиксируется новое содержание, изученное на уроке

IX. Рефлексия

Возвращаются к кружочкам, берут их в руки и поднимают тот, который соответствует одному из утверждений.

Выставляют итоговую оценку в оценочном листе.

Давайте вернемся к нашим кружочкам: красный – я активно работал на уроке и понял тему; желтый – я доволен своей работай на уроке, мне большинство в теме понятно; синий – мне ничего не понятно, поэтому я плохо работал на уроке


Усваивается степень «знания» и «незнания» темы

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Соотносится ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности

X. Домашнее задание

Открывают дневники и учебники, смотрят домашнее упражнение, слушают комментарии учителя, а затем записывают домашнее задание.

Сдают оценочные листы

Записывает домашнее задание на доске, комментирует. Т.: §136 учить (можно пользоваться схемами). П.: выполнить упражнение 125 или написать мини-сказку, используя тему действительные причастия настоящего времени.


Закрепить материал по пройденной теме

Закрепление «нового» знания самостоятельно без учителя





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!