СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование форм слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образование форм слова»

Подготовка к ЕГЭ  О бразование форм слова     Цимерман Светлана Ильинична,  учитель русского языка и литературы,  МОУ «СОШ №6»,  г.Коряжмы Архангельской области

Подготовка к ЕГЭ

О бразование форм слова

  • Цимерман Светлана Ильинична,
  • учитель русского языка и литературы,
  • МОУ «СОШ №6»,

г.Коряжмы Архангельской области

Имя существительное  Образование множественного числа: Слова на Ы – И: инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры; векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, порты, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады; возрасты, выборы, почерки, кремы, торты Слова на А – Я: директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера; округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря

Имя существительное

Образование множественного числа:

Слова на Ы – И: инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры; векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, порты, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады; возрасты, выборы, почерки, кремы, торты

Слова на А – Я: директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера; округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря

Имя существительное Образование форм родительного падежа множественного числа: Форма на ОВ – ЕВ: несколько килограммов (килограмм), граммов (грамм), гектаров, каратов, помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, лимонов, мандаринов, баклажанов, гольфов, носков, погон, кедов (кед), рельсов, нервов; много платьев, верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев, подмастерьев, хлопьев, устьев Форма с нулевым окончанием: пара полотенец, чулок,шаровар, шорт, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, бахил, бутс, валенок, яблок, дынь, слив; отряд солдат, гусар, драгун, гренадёр (гренадер), кадет, улан, партизан; сто ампер, ватт, вольт; много башен, басен, блюдец, брызг, дел, макарон, петель, нянь, манжет, полотенец, серёг, сплетен, яблонь; много раздумий, оладий, сидений, солений, ущелий, печений, кушаний, побережий, ожерелий, подземелий

Имя существительное

Образование форм родительного падежа множественного числа:

Форма на ОВ – ЕВ: несколько килограммов (килограмм), граммов (грамм), гектаров, каратов, помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, лимонов, мандаринов, баклажанов, гольфов, носков, погон, кедов (кед), рельсов, нервов;

много платьев, верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев, подмастерьев, хлопьев, устьев

Форма с нулевым окончанием: пара полотенец, чулок,шаровар, шорт, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, бахил, бутс, валенок, яблок, дынь, слив; отряд солдат, гусар, драгун, гренадёр (гренадер), кадет, улан, партизан; сто ампер, ватт, вольт; много башен, басен, блюдец, брызг, дел, макарон, петель, нянь, манжет, полотенец, серёг, сплетен, яблонь; много раздумий, оладий, сидений, солений, ущелий, печений, кушаний, побережий, ожерелий, подземелий

Имя существительное Употребление существительных разного рода:  хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну; страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь); старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро; широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ; новое метро, кашне, пальто  Употребление несклоняемых имён собственных: издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко

Имя существительное

Употребление существительных разного рода: хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну; страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь); старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;

широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ; новое метро, кашне, пальто

Употребление несклоняемых имён собственных: издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко

Имя прилагательное 1. Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней: Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более страшнее; самый красивейший (просторечие). Правильно: более поздний — позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший. 2. Образование сравнительной степени: Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие). Правильно: красивее, лучше, хуже.

Имя прилагательное

1. Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней:

Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более страшнее; самый красивейший (просторечие).

Правильно: более поздний — позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший.

2. Образование сравнительной степени:

Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).

Правильно: красивее, лучше, хуже.

Имя числительное Словоизменение числительных — традиционно трудный учебный материал. 1. Образование и изменение форм составных числительных: в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году, восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью 2. Склонение сложных и составных числительных: двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах

Имя числительное

Словоизменение числительных — традиционно трудный учебный материал.

1. Образование и изменение форм составных числительных:

в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году, восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью

2. Склонение сложных и составных числительных:

двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах

Имя числительное  3. Употребление собирательных числительных: двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.

Имя числительное

3. Употребление собирательных числительных: двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.

Имя числительное Запомни и правильно употребляй собирательные числительные: 1. С сущ., обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней. 2. С сущ. дети, люди: трое детей, четверо людей. 3. С сущ., обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят. 4. С сущ., имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток. 5. С сущ., обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж. 6. С мест.: нас двоих, их пятерых.

Имя числительное

Запомни и правильно употребляй собирательные числительные:

1. С сущ., обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.

2. С сущ. дети, люди: трое детей, четверо людей.

3. С сущ., обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.

4. С сущ., имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.

5. С сущ., обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.

6. С мест.: нас двоих, их пятерых.

Имя числительное 4. Употребление числительных оба, обе:  Числительное обе употребляется только с сущ. ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги. С сущ. м. р. и ср. р. употребляется форма оба:  оба брата, оба друга, оба окна. Ошибочно:  оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами. Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами.

Имя числительное

4. Употребление числительных оба, обе:

Числительное обе употребляется только с сущ. ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги.

С сущ. м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна.

Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами.

Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами.

Местоимение Образование форм:  Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников. Правильно:  был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников * Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них . После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.

Местоимение

Образование форм:

Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.

Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников

* Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них . После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.

Глагол 1. Образование личных форм:  Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие). Правильно:  попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.

Глагол

1. Образование личных форм:

Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).

Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.

Глагол 2. Образование возвратных форм:  Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие). Правильно:  встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка).

Глагол

2. Образование возвратных форм:

Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).

Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка).

Глагол 3. Образование форм повелительного наклонения: Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи, ляжь  (использована неверная модель словоизменения, просторечие). Правильно:  поезжай (с приставкой) , помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг. Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте Ездить — (ты) езди, (вы) ездите Положить — (ты) положи, (вы) положите Класть — (ты) клади, (вы) кладите Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте Бежать — (ты) беги, (вы) бегите

Глагол

3. Образование форм повелительного наклонения:

Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).

Правильно: поезжай (с приставкой) , помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.

Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте

Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте

Ездить — (ты) езди, (вы) ездите

Положить — (ты) положи, (вы) положите

Класть — (ты) клади, (вы) кладите

Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте

Бежать — (ты) беги, (вы) бегите

Глагол 4. Образование форм прошедшего времени: Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др.  подобные. Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

Глагол

4. Образование форм прошедшего времени:

Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.

Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

Причастие Образование причастий: Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий  (использование неверной модели словоизменения);  сделающий, напишущий, поинтересующийся  (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются). Правильно:  полощущий, машущий, хотящий;  не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

Причастие

Образование причастий:

Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).

Правильно: полощущий, машущий, хотящий; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

Деепричастие Образование деепричастий: Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования:  от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-). Правильно:  смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки) , поехав.

Деепричастие

Образование деепричастий:

Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).

Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки) , поехав.

Наречие 1. Образование наречий: Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам  (просторечие). Правильно: оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам. 2. Образование сравнительной степени наречий: Ошибочно: плохо — плоше, красиво — красивше и красившее, хорошо — лучшее и хорошее, тяжело — тяжельше  (просторечие). Правильно: плохо — хуже, красиво — краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее

Наречие

1. Образование наречий:

Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие).

Правильно: оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.

2. Образование сравнительной степени наречий:

Ошибочно: плохо — плоше, красиво — красивше и красившее, хорошо — лучшее и хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие).

Правильно: плохо — хуже, красиво — краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее

Формулировка задания  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. КЛАДИ на стол ПЯТЬСОТЫЙ заказ пара САПОГ БЛИЖАЙШАЯ станция наши ИНЖЕНЕРЫ

Формулировка задания

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

КЛАДИ на стол

ПЯТЬСОТЫЙ заказ

пара САПОГ

БЛИЖАЙШАЯ станция

наши ИНЖЕНЕРЫ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!