Тема урока: : Общественный строй Древней Руси
Предмет: История
Цели урока:
Образовательные
Сформировать у учащихся знание структуры социальных слоев населения Древней Руси
Раскрыть процесс формирования древнерусской народности
Создать условия для усвоения школьниками жизни и быта городов и сельской местности Древней Руси
Развивающие
Продолжить развивать умение анализировать и сравнивать факты
Продолжить формировать умение учащихся работать с текстом учебника
Развивать слуховую, зрительную и механическую память учащихся в процессе объяснения и фиксации материала на доске учителем и детьми в рабочих тетрадях
Воспитательные
Способствовать формированию навыков групповой работы: уважение к чужому мнению, стремление доказать собственную точку зрения
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование урока: Пчелов, Е. В. История России с древнейших времен до конца XVI века : учебник для 6 класса основной школы / Е. В. Пчелов. — 6-е изд., стер. — М. : Дрофа, 2007. — 264 с. (параграф 10, С. 66-72), рабочая тетрадь учащихся, презентация «Общественный строй Древней Руси»,
Содержание урока
Оргмомент
Структура “CORNERS” (Посмотрите, пожалуйста на картинки , подумайте 5 сек. , напишите имя русского князя у себя в тетради, не обсуждая с другими учениками, , Встаньте, задвиньте стулья и подойдите к выбранному углу. Найдите себе пару и структура «TIME PAIR SHARE» обсудите почему вы выбрали именно этот угол)-несколько человек опросили. Молодцы. Пожалуйста садитесь. Мы продолжаем с вами изучать Древнюю Русь.
Мотивация:
Целевая установка:
Сегодня мы начнем изучение новой темы, в которой мы рассмотрим как в молодом Древнерусском государстве происходило формирование единой древнерусской народности, расслоение общества, а также как жили люди разных социальных слоев.
Изучение нового материала
А) Возникновение древнерусской народности
Вводная беседа:
Постепенно различные племена, населявшие Восточно-Европейскую равнину, оказались под властью киевских князей.
Напомните, какие славянские племена населяли Восточно- Европейскую равнину?
После того как мы с вами вспомнили эти племена скажите пожалуйста какие общие черты имели данные племена до объединения в государство? (занятие земледелием, язык, быт, образ жизни)
Как государство способствовало объединению племен восточных славян (единая власть, законы, военные походы, принятие единой религии – православия)
В результате, с течением времени люди постепенно перестали отождествлять себя кто с полянами, кто с древлянами, кто с радимичами. Они стали считать себя единым целым. Образовалась единая народность, которую историки называют древнерусской. Формирование древнерусской народности произошло в X-XI веках. Она дала жизнь трем восточнославянским народам – русским, украинцам и белорусам.
Б) Общественный строй Древней Руси
Но одновременно с процессом формирования древнерусской народности происходит процесс социального расслоения.
Ребята, по ходу моего объяснения вы будете заполнять таблицу
учащиеся расчерчивают таблицу
«Категории населения Киевской Руси в X-XI веках»,
Профессиональные воины – князья и бояре – защищали мирную жизнь земледельцев и ремесленников. За это знать требовала для себя особых прав. Главной ценностью того времени была земля, дававшая людям средства к существованию и постепенно князья и бояре утвердили свои права на землю. В результате появляются вотчины.
Вотчина – земельное владение, передававшееся по наследству
В вотчине строились хоромы, хозяйственные постройки. Здесь же разбивали сады и огороды, заводили конюшни и охотничьи угодья. Вотчина была собственностью князя. Он мог ее, как пожаловать, так и отобрать по своему желанию.
Важную роль в государстве играла дружина. Дружина – воинские отряды при древнерусских князьях. Дружина делилась на старшую и младшую. В число старшей дружины входили бояре. Бояре – наиболее знатные и богатые землевладельцы на Руси, которые несли еще военную и государственную службу. Бояре формировались из воевод, наместников областей. Постепенно они осели на земле дарованной князьями и становили особым сословием.
Рядовые воины, жившие под одной крышей с князем, составляли младшую дружину. Они делились на отроков и гридей (т.е живущие в княжеской гриднице). Отроки - младшие дружинники, принимавшие участие в походе и сборе дани. Гриди - младшие дружинники, телохранители князя. Младшие дружинники составляли основу древнерусского войска. В мирное время младшие дружинники собирали дань, осуществляли суд, выполняли поручения.
Основу общества составляли свободные земледельцы-общинники, которых называли людьми. Они были объединены в общины – верви (от слова веревка). Общинники вместе владели землей, платили князю дань, наблюдали за порядком, участвовали в качестве ополченцев в княжеских походах. Возглавляли общины выборные старосты.
Также свободными людьми были и купцы. Купцы доставляли в города различные товары, нередко из далеких заморских стран.
В вотчинах, на землях князей и бояр, проживали многие крестьяне. Но их земля уже не считалась собственностью крестьянской общины, а собственностью владельца вотчины. Поэтому крестьяне должны были отдавать ему определенную часть продуктов своего труда. Часть крестьян полностью разорялись и становились также полностью или частично зависимыми от владельцев земли
Хозяева вотчин проживали в городах, а на местах управлением занимались огнищане. Ему помогали тиуны и ключники.
На вотчинах использовался труд несвободных земледельцев, составлявших несколько категорий: Закупы – разорившиеся общинники, работавшие на землевладельца за определенную ссуду (купу)
Рядовичи – земледельцы, нанимавшиеся к землевладельцу по договору (ряду)
Холопы – зависимая социальная группа, близкая к рабам.
Челядь – военнопленные. . Слайд «Сравните общины»
Прочитайте отрывок из «Русской правды» на странице 72 учебника.
Структура « THINK ROUND ROBIN» (Подумайте, запишите и обсудите в команде ответ на вопрос) SINGLE Round Robin
Докажите, что «Русская правда охраняла интересы князя и его приближенных.
Таким образом, в древнерусском государстве к X-XI веку формируются несколько слоев населения:
привилегированное население (князь, бояре, младшая дружина)
свободное население (крестьяне-общинники, купцы)
несвободное (зависимое) население (закупы, рядовичи, холопы, челядь)
Структура «SEE THINK WONDER» ( Посмотрите на рисунок и запишите, что вы видите, , подумайте об этом, о чем вас заставляет это задуматься. Задайте вопрос. )
В) Развитие городов, ремесел и торговли
Ко второй половине XI века на Руси было уже немало крупных городов. В Западной Европе Русь даже называлась Гардарикой то есть страной городов.
Давайте теперь посмотрим из каких частей состоял древнерусский город. В качестве примера рассмотрим устройство древнего Новгорода
Конспективное повествование Аналитическая беседа
Объяснение Аналитическая беседа Логическое задание. Вывод
Древнерусский город состоял из нескольких частей:
Центральная часть города – детинец (впоследствии кремль).
Детинец – внутренняя городская крепость
Детинец строился на возвышенности и вокруг него выкапывался ров, заполнявшийся водой. В этой части города находились резиденция князя, дома бояр и богатых горожан.
Ребята, как вы считаете, почему требовалось так сильно укреплять детинец? Какие он выполнял функции? Обсудите это с партнером по плечу. TIME PAIR Share (30 сек) (Начинает партнер котрый выше ростом)
Детинец был окружен другими жилыми постройками, составлявшими посад.
Посад – торгово-ремесленная часть русского города.
Там жили простые горожане. Посад больше был похож на большую деревню, так как здесь у горожан были свои сады и огороды.
Также неотъемлемой частью древнерусского города являлась городская площадь – торг. Данная площадь использовалась, прежде всего, для торговли. Сюда съезжались купцы с разных городов. Некоторые приезжали даже из заморских стран. Также на этой площади собиралось вече.
Прочитайте текст учебника на стр. 69 и расскажите какими органы управления были в древнерусском городе? Какими полномочиями они обладали? (вече, князь, тысяцкий)
В городах этого времени активно развивались ремесло и торговля. Развивались такие виды ремесла как обработка железа, ювелирное дело, гончарное и столярное, кожевенное, ткачество, прядение, строительство, шитье одежды. Купцы привозили из далеких заморских стран различные товары. Таких богатых купцов называли гостями. Вывозили за рубеж хлеб, воск, меха, льняные ткани. С первой половины XII века на Руси появляется собственная денежная единица – куна (от слова куница)
Таким образом, в X-XII веках на Руси образуется большое количество городов. В них развивалась торговля, ремесла и искусство.
Г) Быт жителей Древней Руси
Основными занятиями населения в Древней Руси было, прежде всего, земледелие. Также держали домашний скот, промышляли охотой и рыболовством. Основная масса населения Древней Руси жило в сельских поселениях. На юге были распространены полуземлянки – жилища в которых пол расположен ниже уровня почвы.
На севере были распространены срубы – деревянные избы.
Как вы считаете, почему дома земледельцев на севере и на юге страны так отличались? (климатические условия, наличие строительных материалов (дерева)) (Обсудите а с партнером по лицу-30 сек RALLY Robin)
Дома городских жителей отличались большей благоустроенностью. Они часто были в 2 этажа с несколькими комнатами. Внизу были мастерские, а на верху проживали хозяева.
Знать селилась в просторных, срубных хоромах. К ним примыкал деревянный терем. Князья строили себе каменные дворцы.
В результате в Древней Руси возникло несколько общественных слоев, различавшихся по своему положению и образу жизни. Все они составляли единую социальную структуру государства.
Закрепление изученного материала
А теперь давайте вспомним основные моменты, изученные сегодня.
Какие органы управления были в древнерусском городе
Домашнее задание Учите параграф 10 в учебнике и задания 4-5 после параграфа (запись на доске).