СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование Древней Руси

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок

Просмотр содержимого документа
«Образование Древней Руси»

Тема урока: : Общественный строй Древней Руси

Предмет: История

Цели урока:

Образовательные

  1.  Сформировать у учащихся знание структуры социальных слоев населения Древней Руси

  2.  Раскрыть процесс формирования древнерусской народности

  3.  Создать условия для усвоения школьниками жизни и быта городов и сельской местности Древней Руси

Развивающие

  1.  Продолжить развивать умение анализировать и сравнивать факты

  2.  Продолжить формировать умение учащихся работать с текстом учебника

  3.  Развивать слуховую, зрительную и механическую память учащихся в процессе объяснения и фиксации материала на доске учителем и детьми в рабочих тетрадях

Воспитательные

  1.  Способствовать формированию навыков групповой работы: уважение к чужому мнению, стремление доказать собственную точку зрения

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование урока: Пчелов, Е. В. История России с древнейших времен до конца XVI века : учебник для 6 класса основной школы / Е. В. Пчелов. — 6-е изд., стер. — М. : Дрофа, 2007. — 264 с. (параграф 10, С. 66-72), рабочая тетрадь учащихся, презентация «Общественный строй Древней Руси»,

Содержание урока

  1.  Оргмомент

Структура “CORNERS” (Посмотрите, пожалуйста на картинки , подумайте 5 сек. , напишите имя русского князя у себя в тетради, не обсуждая с другими учениками, , Встаньте, задвиньте стулья и подойдите к выбранному углу. Найдите себе пару  и структура «TIME PAIR SHARE» обсудите почему вы выбрали именно этот угол)-несколько человек опросили.  Молодцы. Пожалуйста садитесь. Мы продолжаем с вами изучать Древнюю Русь.

Мотивация:

Целевая установка:

Сегодня мы начнем изучение новой темы, в которой мы рассмотрим как в молодом Древнерусском государстве происходило формирование единой древнерусской народности, расслоение общества, а также как жили люди разных социальных слоев.

 

  1. Изучение нового материала

А)  Возникновение древнерусской народности

Вводная беседа:

Постепенно различные племена, населявшие Восточно-Европейскую равнину, оказались под властью киевских князей.

  •  Напомните, какие славянские племена населяли Восточно- Европейскую равнину?

  •  После того как мы с вами вспомнили эти племена скажите пожалуйста какие общие черты имели данные племена до объединения в государство? (занятие земледелием, язык, быт, образ жизни)

  •  Как государство способствовало объединению племен восточных славян (единая власть, законы, военные походы, принятие единой религии – православия)

В результате, с течением времени люди постепенно  перестали отождествлять себя кто с полянами, кто с древлянами, кто с радимичами.  Они стали считать себя единым целым. Образовалась единая народность, которую историки называют древнерусской. Формирование древнерусской народности произошло в X-XI веках. Она дала  жизнь трем восточнославянским народам – русским, украинцам и белорусам.

Б) Общественный строй Древней Руси

Но одновременно с процессом формирования древнерусской народности происходит процесс социального расслоения.

Ребята, по ходу моего объяснения вы будете заполнять таблицу

учащиеся расчерчивают таблицу

«Категории населения Киевской Руси в X-XI веках»,

Профессиональные воины – князья и бояре – защищали мирную жизнь земледельцев и ремесленников. За это знать требовала для себя особых прав. Главной ценностью того времени была земля, дававшая людям средства к существованию и постепенно князья и бояре утвердили свои права на землю. В результате появляются вотчины.

Вотчина – земельное владение, передававшееся по наследству

В вотчине строились хоромы, хозяйственные постройки. Здесь же разбивали сады и огороды, заводили конюшни и охотничьи угодья. Вотчина была собственностью князя. Он мог ее, как пожаловать, так и отобрать по своему желанию.

Важную роль в государстве играла дружина. Дружина – воинские отряды при древнерусских князьях. Дружина делилась на старшую и младшую. В число старшей дружины входили бояре. Бояре – наиболее знатные и богатые землевладельцы на Руси, которые несли еще военную и государственную службу. Бояре формировались из воевод, наместников областей. Постепенно они осели на земле дарованной князьями и становили особым сословием. 

Рядовые воины, жившие под одной крышей с князем, составляли младшую дружину. Они делились на отроков и гридей (т.е живущие в княжеской гриднице). Отроки - младшие дружинники, принимавшие участие в походе и сборе дани. Гриди - младшие дружинники, телохранители князя. Младшие дружинники составляли основу древнерусского войска. В мирное время младшие дружинники собирали дань, осуществляли суд, выполняли поручения.

Основу общества  составляли свободные земледельцы-общинники, которых называли людьми. Они были объединены в общины – верви (от слова веревка). Общинники вместе владели землей, платили князю дань, наблюдали за порядком, участвовали в качестве ополченцев  в княжеских походах. Возглавляли общины выборные старосты.

Также свободными людьми были и купцы. Купцы доставляли в города различные товары, нередко из далеких заморских стран.

В вотчинах, на землях князей и бояр, проживали многие крестьяне. Но их земля уже не считалась собственностью крестьянской общины, а собственностью владельца вотчины. Поэтому крестьяне должны были отдавать ему определенную часть продуктов своего труда. Часть крестьян полностью разорялись и становились также полностью или частично зависимыми от владельцев земли

Хозяева вотчин проживали в городах, а на местах управлением занимались огнищане. Ему помогали тиуны и ключники.

На вотчинах использовался труд несвободных земледельцев, составлявших несколько категорий: Закупы – разорившиеся общинники, работавшие на землевладельца за определенную ссуду (купу)

 Рядовичи – земледельцы, нанимавшиеся к землевладельцу по договору (ряду)

 Холопы – зависимая социальная группа, близкая к рабам.

 Челядь – военнопленные. . Слайд «Сравните общины»

Прочитайте отрывок из «Русской правды» на странице 72 учебника.

Структура « THINK  ROUND ROBIN» (Подумайте, запишите и обсудите в команде ответ на вопрос)  SINGLE Round Robin

Докажите, что «Русская правда охраняла интересы князя и его приближенных.

Таким образом, в древнерусском государстве к X-XI веку формируются несколько слоев населения:

  1.  привилегированное население (князь, бояре, младшая дружина)

  2.  свободное население (крестьяне-общинники, купцы)

 несвободное (зависимое) население (закупы, рядовичи, холопы, челядь)

Структура «SEE THINK WONDER»  ( Посмотрите на рисунок и запишите, что вы видите, , подумайте об этом, о чем вас заставляет это задуматься. Задайте вопрос. )

В)  Развитие городов, ремесел и торговли

Ко второй половине XI века на Руси было уже немало крупных городов. В Западной Европе Русь даже называлась Гардарикой  то есть страной городов.

Давайте теперь посмотрим из каких частей состоял древнерусский город. В качестве примера рассмотрим устройство древнего Новгорода

Конспективное повествование  Аналитическая беседа

Объяснение Аналитическая беседа Логическое задание. Вывод

Древнерусский город состоял из нескольких частей:

Центральная часть города – детинец (впоследствии кремль).

Детинец – внутренняя городская крепость

Детинец строился на возвышенности и вокруг него выкапывался ров, заполнявшийся водой. В этой части города находились резиденция князя, дома бояр и богатых горожан.

Ребята, как вы считаете, почему требовалось так сильно укреплять детинец? Какие он выполнял функции? Обсудите это с партнером по плечу. TIME PAIR Share (30 сек)  (Начинает партнер котрый выше ростом)

 Детинец был окружен другими жилыми постройками, составлявшими посад.

Посад – торгово-ремесленная часть русского города.

Там жили простые горожане. Посад больше был похож на большую деревню, так как здесь у горожан были свои сады и огороды.

Также неотъемлемой частью древнерусского города являлась городская площадь – торг. Данная площадь использовалась, прежде всего, для торговли. Сюда съезжались купцы с разных городов. Некоторые приезжали даже из заморских стран. Также на этой площади собиралось вече.

Прочитайте текст учебника на стр. 69 и расскажите какими органы управления были в древнерусском городе? Какими полномочиями они обладали? (вече, князь, тысяцкий)

В городах этого времени активно развивались ремесло и торговля. Развивались такие виды ремесла как обработка железа, ювелирное дело, гончарное и столярное, кожевенное, ткачество, прядение, строительство, шитье одежды. Купцы привозили из далеких заморских стран различные товары. Таких богатых купцов называли гостями. Вывозили за рубеж  хлеб, воск, меха, льняные ткани. С первой половины XII века на Руси появляется собственная денежная единица – куна (от слова куница)

Таким образом, в X-XII веках на Руси образуется большое количество городов. В них развивалась торговля, ремесла и искусство.

 

Г)  Быт жителей Древней Руси

Основными занятиями населения в Древней Руси было, прежде всего, земледелие. Также держали домашний скот, промышляли охотой и рыболовством. Основная масса населения Древней Руси жило в сельских поселениях. На юге были распространены полуземлянки – жилища в которых пол расположен ниже уровня почвы.

На севере были распространены срубы – деревянные избы.

Как вы считаете, почему дома земледельцев на севере и на юге страны так отличались? (климатические условия, наличие строительных материалов (дерева)) (Обсудите а с партнером по лицу-30 сек RALLY Robin)

Дома городских жителей отличались большей благоустроенностью. Они часто были в 2 этажа с несколькими комнатами. Внизу были мастерские, а на верху проживали хозяева.

Знать селилась в просторных, срубных хоромах. К ним примыкал деревянный терем. Князья строили себе каменные дворцы.

В результате в Древней Руси возникло несколько общественных слоев, различавшихся по своему положению и образу жизни. Все они составляли единую социальную структуру государства.

  1. Закрепление изученного материала

       А теперь давайте вспомним основные моменты, изученные сегодня.

  •  Какие категории Древней Руси вы знаете? Определите их место в обществе.

  •  Почему возникло вотчинное землевладение?

  •  Почему  человек мог быть обращен в холопы?

  •  Перечислите основные части древнерусского города ?

 Какие органы управления были в древнерусском городе

  1. Домашнее задание Учите параграф 10 в учебнике и задания 4-5 после параграфа (запись на доске).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!