СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образец дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности "Шахматы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.

Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Мы все - одна семья». Шахматы делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд и, главное, воспитывают характер. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность.

Поэтому в данном материале предлагается познакомиться с примером дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности "Шахматы", разработанной и реализуемой в Муниципальном бюджетном  учреждении дополнительного образования "Центре детского творчества" города Междуреченска Кемеровской области - Кузбасса.

Просмотр содержимого документа
«Образец дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности "Шахматы"»






Муниципальное казенное учреждение

«Управление образованием Междуреченского городского округа»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»








П ринята на заседании

методического совета

от «___» ___________20_____г.

Протокол № ______

Утверждаю:

Директор МБУ ДО ЦДТ

______________/ Г.А. Сисина /

«___» ___________________20___г.

Приказ от ___________№ _______












Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Шахматы»


Возраст учащихся: 5- 7 лет

Срок реализации: 1 год







Разработчики:

Колегова Татьяна Александровна,

педагог дополнительного образования,

Гавриленко Елена Владимировна,

методист по нормативному и программно-методическому обеспечению образовательного процесса МБУ ДО ЦДТ









Междуреченский городской округ, 2020

Оглавление


Паспорт программы 3

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 6

1.1. Пояснительная записка 6

Направленность программы………………………………………………………………….6

Актуальность программы…………………………………………………………………….6

Отличительные особенности программы 7

Адресат программы 8

Объём программы 8

Формы обучения и виды занятий по программе 8

Срок освоения программы 9

Режим занятий 9

1.2. Цель и задачи программы 10

1.3. Содержание программы 10

Учебный план . 10

Содержание учебного плана. 11

1.4. Планируемые результаты освоения программы 12

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 14

Календарный учебный график 14

Условия реализации программы 14

Этапы и формы аттестации 14

Оценочные материалы 15

Методические материалы 15

Список литературы 16

Приложение №1 17

Приложение №2 18





Паспорт программы


Наименование программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы»

Составитель и ответственный за реализацию программы:

Колегова Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования; Гавриленко Елена Владимировна, методист по нормативному и программно-методическому обеспечению образовательного процесса МБУ ДО ЦДТ г. Междуреченска Кемеровской области

Образовательная направленность:

Физкультурно-спортивная

Цель программы:

личностное и интеллектуальное развитие учащихся, формирование их волевой сферы и общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

Задачи программы:

обучающие:

  • познакомить учащихся с основными правилами, принципами и понятиями шахматной игры;

  • сформировать у учащихся специальные умения: проводить шахматную партию от начала до конца, объяснять употребляемые шахматные термины, пользоваться шахматной литературой (теоретическими справочниками, турнирными сборниками);

  • способствовать активному использованию учащимися полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;

воспитательные:

  • воспитывать у учащихся интерес к игре в шахматы и мотивацию к обучению;

  • формировать готовность учащихся к самосовершенствованию;

  • способствовать выработке объективной самооценки учащихся, воспитывать уважения к чужому мнению;

  • воспитывать коммуникативные качества учащихся;

развивающие:

  • развивать у учащихся умение производить важнейшие логические операции (анализ и синтез, сравнение, обобщение);

  • способствовать развитию у учащихся навыков самостоятельной работы;

  • способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся;

  • развивать мышление, память, внимание, наблюдательность учащихся;

  • развивать целеустремленность и волевые качества учащихся.

Возраст учащихся:

от 5 до 7 лет

Год разработки программы:

2020

Сроки реализации программы:

1 год (72 часа в год)

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.)

  2. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»

  3. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 гг. (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-Р);

  4. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497);

  5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);

  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.» от 30.12.2015 №1493

  8. «Концепция развития дополнительного образования детей» - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 №1726-р;

  9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей);

  12. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья"(Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847);

  13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;

  14. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 08.09.2015 №613н);

  15. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ» (включая разноуровневые программы);

  16. Указ Президиума РФ от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

  17. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях РФ (23.05.2013 г.) Федеральные государственные образовательные стандарты;

  18. Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013 №86-ОЗ;

  19. Государственная программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014 - 2025 годы. Утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 4 сентября 2013 г. N 367

  20. Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.04.2019 №212-р «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Кемеровской области»;

  21. Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.04.2019 №740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»;

  22. Нормативно-правовые документы учреждения:

  • Устав МБУ ДО ЦДТ;

  • Положение об организации деятельности Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центра детского творчества» по составлению, согласованию и утверждению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

  • Учебный план МБУ ДО ЦДТ;

  • Положение об обучении учащихся по индивидуальным учебным планам (в том числе ускоренного обучения) в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центре детского творчества» (МБУ ДО ЦДТ);

  • Комплексная целевая программа развития «Планета творчества» МБУ ДО ЦДТ на 2016-2020 гг.

  • Календарный учебный график;

  • Положение «Об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ ДО ЦДТ»;

  • Правила внутреннего трудового распорядка;

  • Положение о режиме занятий учащихся,

  • Положение о промежуточной аттестации учащихся, осуществлении текущего контроля их успеваемости и аттестации учащихся по завершению реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО ЦДТ;

  • Положение об учебно-методическом комплексе к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе;

  • Инструкции по технике безопасности.

Методическое обеспечение программы:

Материал к программе систематизирован по темам: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, тактика.

Картотека игр и упражнений, специальная литература, мультимедийные презентации, дидактический материал (схемы, таблицы, иллюстрации, фотографии, рисунки, раздаточный материал по темам программы, памятки, инструкции) и т.д.

Рецензенты:

Внутренняя рецензия: Пыхов В.О., руководитель структурного подразделения МБУ ДО ЦДТ



Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы


1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» соответствует требованиям нормативно-правовых документов Российской Федерации и Кемеровской области - Кузбасса, регламентирующих образовательную деятельность учреждений дополнительного образования.

Программа разрабатывалась в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ и включает результаты осмысления собственного педагогического опыта.


Направленность программы

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы» физкультурно-спортивная.

Реализация программы ориентирована на формирование и развитие творческих способностей детей и удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни за рамками основного образования.

Реализация образовательной программы не нацелена на достижение предметных результатов освоения основной образовательной программы дошкольного и начального общего образования, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования.


Актуальность программы

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Шахматы, как специфический вид человеческой деятельности, получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду. Президент Международной шахматной федерации К. Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».

В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина участникам чемпионата мира-2004г. сказано: «Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер».

Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Педагог живет своим делом и учащихся приглашает работать и думать наравне с ним. В работе чрезвычайно ценно выглядят интуиция тренера, его оптимизм, увлеченность, уверенность, работоспособность.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, учащийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе для детей дошкольного возраста, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.

Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить шахматные дарования.

Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.


Отличительные особенности программы

Программа рассчитана на учащиеся 5-7 лет, желающих научиться играть в шахматы. Программа включает в себя темы для развития логического мышления детей, памяти, пространственного воображения.

Темы учебного курса программы могут быть объединены в несколько занятий на время эпидемического периода и после объявления карантина в учебных учреждениях.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» имеет один уровень сложности- стартовый

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа обучению игре в шахматы максимально проста и доступна. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.

Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.


Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она направлена на удовлетворение потребностей учащихся в активных формах познавательной деятельности.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.

Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Ребенок, учащийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

В основу настоящей программы легла программа М.Г. Смоляковой «Разноцветный мир».


Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» разработана для дошкольников 5-7 лет. Занятия проводятся в группах из 12-15 человек.

Занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей учащихся дошкольного возраста, их интересов и перспективы развития. Программа предусматривает индивидуальные занятия с наиболее одарёнными детьми для подготовки к участию в городских соревнованиях.

Программа может быть адаптирована для учащихся с особыми образовательными потребностями, в том числе для детей – инвалидов, приём которых осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и по решению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В этом случае численный состав объединения может быть сокращён.


Объём программы

Объём дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы» составляет 72 часа в год:

1 год обучения – 72 часов в год, 8 часов в месяц, 2 часа в неделю,


Формы обучения и виды занятий по программе

Формы занятий зависят от различных видов деятельности по программе:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за педагогом сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.

Наглядный - один из основных, ведущих методов обучения. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления учащихся дошкольного возраста. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности учащихся в поисках решения самых разнообразных задач.


Основные формы и средства обучения:

  • Дидактические игры и задания;

  • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов

  • Практическая игра

  • Теоретические занятия, шахматные игры

  • Шахматные турниры.

Структура занятий:

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов.

Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:

  • беседа с объяснением материала и показом позиций на магнитной или интерактивной доске;

  • игра;

  • дидактические игры, занимательные задания;

  • тренировочные игры;

  • турниры.


Срок освоения программы

Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для учащихся дошкольного возраста «Шахматы» составляет 1 год.


Режим занятий

Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, индивидуальные часы - 1 час в неделю для 2-х учащихся.

При проведении 2-х часовых занятий обязательны перемены продолжительностью не менее 10 минут.

Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструктажам.

Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических правил, возрастных особенностей учащихся и порядка проведения занятий.

Организация обучения по программе осуществляется на базе МБУ ДО ЦДТ. По окончании программы в полном объёме учащийся получает свидетельство о дополнительном образовании установленного образца.


1.2. Цель и задачи программы


Цель:

личностное и интеллектуальное развитие учащихся, формирование их волевой сферы и общей культуры посредством обучения игре в шахматы.


Задачи:

обучающие:

  • познакомить учащихся с основными правилами, принципами и понятиями шахматной игры;

  • сформировать у учащихся специальные умения: проводить шахматную партию от начала до конца, объяснять употребляемые шахматные термины, пользоваться шахматной литературой (теоретическими справочниками, турнирными сборниками);

  • способствовать активному использованию учащимися полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;

воспитательные:

  • воспитывать у учащихся интерес к игре в шахматы и мотивацию к обучению;

  • формировать готовность учащихся к самосовершенствованию;

  • способствовать выработке объективной самооценки учащихся, воспитывать уважения к чужому мнению;

  • воспитывать коммуникативные качества учащихся;

развивающие:

  • развивать у учащихся умение производить важнейшие логические операции (анализ и синтез, сравнение, обобщение);

  • способствовать развитию у учащихся навыков самостоятельной работы;

  • способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся;

  • развивать мышление, память, внимание, наблюдательность учащихся;

  • развивать целеустремленность и волевые качества учащихся.


1.3. Содержание программы


Учебный план

(стартовый уровень)



Название раздела/темы

Количество часов


Формы аттестации


Всего

Теория

Практика

1.

Комплектование учебной группы.

2

2

-


2.

Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ. В стране шахматных чудес

2

2

-

Тестирование. Игра «Шахматное поле чудес»

3.

Шахматное поле и шахматные фигуры

35

4

31

Игра «Угадай фигуру».

Устный опрос «Шахматные фигуры и их ходы»

4.

Правила игры.

31

5

26

Соревнования.

5.

Шахматный праздник

2

-

2

Ребусы, кроссворды, загадки


Итого:

72

13

59



Содержание учебного плана.

(стартовый уровень)


Цели и задачи:


Цель: личностное и интеллектуальное развитие учащихся старшего дошкольного возраста посредством игры в шахматы.


Задачи:

1. Способствовать освоению учащимися основных шахматных понятий;

2. Научить учащихся обыгрыванию простейших комбинаций;

3. Активизировать мыслительную деятельность учащихся;

4. Развивать внимание, память и мелкую моторику рук учащихся;

5. Выработать у учащихся уверенность в своих силах, выдержку.


Тема 1.Комплектование учебной группы. (2ч.).


Тема 2. Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ.

В стране шахматных чудес. (2 часа)

Теория. Инструктаж по технике безопасности

Практика: Игра «Шахматное поле чудес»


Тема 3. Шахматное поле и шахматные фигуры. (35 ч.)

Теория.

1.Шахматная доска.

2. Шахматная шкатулка.

3. Маленькое войско.

4. Вежливые слоны

5.Тяжелые и легкие фигуры.

6. Могучая фигура (Ферзь)

7.Надежный товарищ

8.Поход на три поля

9.Шах и мат

10.Как ладья похудела

11. Шахматная викторина «Где эта улица, где этот дом?»

Практика:

1. . Героическая пешечка. Ни шагу назад! (Пешка).

2. Прыг, скок и вбок

3. И король жаждет боя

4. Короткая или длинная?


Тема 4. Правила игры. (31 ч.)

1.В гостях хорошо, а дома лучше.

2.Здоровые телом -сильные духом!

3.Шахматная эстафета.

4.Реши этюд, отгадай задачу.

5.Волшебный квадрат

6.Кто бы не начинал - ничья: я уничтожаю пешку

7.Квадрат пешки

8.Правило квадрата

9.Без поддержки короля.

10.Волшебный мир королевства.

11.Шахматная эстафета

12.Шахматные чудеса

13.Шахматная шкатулка

14.Шахматная эстафета

Практика:

1.В гостях хорошо, а дома лучше.

2.Здоровые телом -сильные духом!

3.Шахматная эстафета.

4.Реши этюд, отгадай задачу

5.Без поддержки короля

6.Волшебный мир королевства

7.Шахматная викторина

8.Шахматные чудеса

9.Шахматная шкатулка

10Шахматная эстафета


Тема 5. Шахматный праздник (2 ч.)

Практика:

  1. Ребусы, кроссворды, загадки


1.4. Планируемые результаты освоения программы


К концу обучения, учащиеся овладевают

следующими компетентностями:


Образовательные (предметные):

  • знание истории возникновения шахматной игры;

  • знание шахматных терминов: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,

  • знание названий шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

  • знание правил хода и взятия каждой фигуры;

  • умение ориентироваться на шахматной доске;

  • умение играть каждой фигурой в отдельности;

  • умение правильно помещать шахматную доску между партнерами;

  • умение правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • умение различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • умение рокировать;

  • умение решать элементарные шахматные задачи;


Метапредметные:

  • умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

  • умение оценивать свою деятельность.

  • способность анализировать и делать выводы.

  • способность к формированию мотивации к обучению и интереса к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров


Личностные:

  • навык логического мышление, работоспособности;

  • умение использовать память, внимательность и наблюдательность;

  • умение слушать других, уважать чужое мнение;

  • умение работать самостоятельно.


Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий


Календарный учебный график

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе определяется Календарным учебным графиком, который является приложением к программе. Календарный учебный график разрабатывается до начала каждого учебного года, согласовывается с руководителем структурного подразделения и утверждается заместителем директора МБУ ДО ЦДТ по УВР или НМР.

Календарный учебный график соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, утвержденных Постановлением от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.3172-14, п.8.3, приложение № 3 «Рекомендуемый режим занятии детей в организациях дополнительного образовании»).

Начало учебного года – с 15 сентября.

Окончание учебного года– 15 мая


Год обучения

Объем учебных часов

Всего учебных недель

Режим работы

Количество учебных дней

1

1 год обучения

(стартовый уровень)

72 часа

36

1 раз в неделю по 2 часа

72


Условия реализации программы

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение реализации программы

Для реализации программы необходимо:

  • оборудованный учебный кабинет (стол для педагога, столы для учащихся, стулья, стенды, шторы-затемнения,

  • технические средства обучения (интерактивная доска, экран, ноутбуки).

  • учебно-методическое обеспечение (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, учебно-методический комплекс: дидактические материалы, игротека, викторины, плакаты, видеотека, методические рекомендации, сборники материалов и задач, мониторинг по дополнительной образовательной программе).


Этапы и формы аттестации


Вид контроля

Контрольные измерители

(что проверяется)

Форма аттестации

Текущий контроль


Шахматное поле и шахматные фигуры.

- знание названия фигур;

- знание правильного расположения шахматных фигур;

- знание о вертикальных, горизонтальных линиях;

- знание о диагональных линиях;

- шахматный этикет.

Игра «Угадай фигуру», «Где эта улица, где этот дом?»


Шахматное поле и шахматные фигуры.

- знание правильного расположения шахматной доски при игре;

- знание о количестве шахматных фигур на доске;

- умение расставить шахматные фигуры на поле;

- знание ходов фигур и умение осуществить это на доске.

Устный опрос «Шахматные фигуры и их ходы»

Правила игры.

- знание ходов шахматных фигур;

- умение проигрывать простейшие комбинации.

Ребусы, кроссворды, загадки

Промежуточная аттестация


- знание о содержании общеобразовательной общеразвивающей программе;

- знание исторических сведений о появлении интеллектуальной игры «Шахматы»;

- знание о прогнозируемых результатах обучения;

- знание правил поведения учащихся на занятиях;

- знание и выполнение сохранности шахматного инвентаря;

- знание и выполнение санитарно-гигиенических норм при игре в шахматы.

Тестирование. Игра «Шахматное поле чудес»

- знание правильного расположения шахматной доски при игре;

- знание о количестве шахматных фигур на доске;

- знание о вертикальных и горизонтальных линиях, их количестве;

- знание о диагоналях, длинная и короткая диагональ.

Викторина

Аттестация по завершению реализации программы

- знание каждой фигуры и её ходы на шахматной доске;

- знание основных правил игры в шахматы;

- знание основных позиций начала игры.

Соревнования


Оценочные материалы

Диагностика результативности сформированных компетенций, учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Шахматы» осуществляется при помощи следующих методов диагностики и контроля (Приложении №2):

  • игры,

  • тестирование,

  • практические задания,

  • творческие задания;

  • соревнования;

  • викторины.


Методические материалы

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы


Раздел или тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного

процесса

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Форма

аттестации

1

Шахматная доска

Практическое занятие

работа в группах

Разработка занятий, видеоматериалы

Интерактивная доска,

проектор, ноутбук

устный опрос

2

Занимательные задачи, ребусы, кроссворды

игровые формы

работа в группах


дидактический материал по темам

печатный материал

творческий конкурс

3

«Детский» мат»

Практическое занятие

работа в группах

Книги, дебютные энциклопедии

Шахматы и шахматные часы

шахматная партия


4

Тактические и стратегические приёмы

Практическое занятие

работа в группах

дидактические и ролевые игры

проектор, медиотека

соревнования



Список литературы


для педагога:


  1. Ботвинник М.М. Метод подготовки к соревнованиям. – М.: фонд «Михаил Ботвинник», 1996. – 310 с.

  2. Верещагин И.А. Шахматы. Правила соревнований. – М.: Терра-Спорт, 2001. – 400 с.

  3. Костьев А.Н. Уроки шахмат. – М.: Физкультура и Спорт, 1984. – 234 с.

  4. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 321 с.

  5. Петрушина Н.М. Шахматные дебюты для детей. – Ростов на Дону, «Феникс».2013. – 158 с.

  6. Персиц Б.Д. Роль центра в шахматной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 456 с.

  7. Плисецкий Д.Г. Техника защиты. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 244 с.

  8. Пожарский В. А. Шахматный учебник. – Ростов на/ Д: Феникс, 1999. – 200 с.

  9. Трофимова А. Шахматный учебник –сказка: для малышей и их наставников. – Ростов на Дону: ООО «Феникс», 2012 – 190 с.

  10. Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. – М.: Просвещение, 2017. – 175 с.

  11. Эстрин Я. Б. Шахматные дебюты. – М.: Гранд, 2003. – 702 с.


для учащихся:


  1. Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

  2. Сухин И.Г. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

  3. Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

  4. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

  5. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

  6. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.


Приложение №1

Список терминов:


Атака – наступление на каком-либо участке доски или по всей доске;

Вечный шах – непрерывный ряд шахов, которые невозможно избежать;

Дебют – начальная стадия шахматной партии (условно – 10-15 ходов), характеризующаяся мобилизацией сил играющих сторон;

Жертва – добровольное предоставление противнику материального преимущества;

Задача – составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон предлагается объявить мат сопернику в указанное число ходов;

Защита – отражение наступательных действий соперника;

Ключевое поле (в пешечном окончании) – поле, занятие которого королем приводит к выигрышу;

Комбинация - форсированный вариант с использованием различных тактических приемов. Сопутствующим элементом комбинации является жертва.

Ловушка – попытка спровоцировать соперника на внешне выгодное продолжение, которое в действительности оказывается ошибочным;

Мат – шах королю, от которого нет защиты;

Нотация шахматная – система условных обозначений, применяемых для записи отдельных ходов, свей партии или определенной позиции;

Оппозиция – противостояние королей;

Пат – положение в шахматной партии, в котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все ее фигуры и пешки лишены возможности двигаться, причем король не находится под шахом. Партия, в которой возник пат, признается ничьей;

Позиционная ничья – позиция, в которой невозможно реализовать материальный перевес в силу некоторых ее особенностей;

Рокировка – одновременный ход королем и ладьей;

Слабое поле – поле, которое невозможно защитить пешкой;

Теоретическая ничья – позиция, в которой ни одна из сторон не может выиграть, даже при самой неквалифицированной игре соперника;

Треугольник – один из способов передачи хода сопернику;

Центр – четыре клетки шахматной доски (d4, e4, d5, e5), владение которыми часто является стратегическим достижением;

Шах – нападение на короля фигуры или пешки соперника;

Этюд – составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон предлагается выполнить задание (выиграть или сделать ничью) без указания числа ходов.


Приложение №2


Оценочные материалы


Примерные контрольные задания.



Правила шахмат. Ценность фигур и пешек:

Покажи:

  1. Шахматная доска. Диагонали и горизонтали.

  2. Знание шахматных фигур и их ходов

  3. Правила Короля

4) В чем измеряется абсолютная ценность фигур в шахматах?

5) Назовите ценность ферзя, ладьи, слона, коня?

Правила шахмат. Рокировка:

  1. Ответить на вопросы:

  • Что такое «шах» и «мат»?

  • Что такое рокировка?

  • Как выполняется рокировка?

  • Как обозначается рокировка?

  • В каких случаях рокировка невозможна?


Покажи:

  1. «Детский» мат»

  2. Рокировка (короткая и длинная)






Скачать

© 2021 366 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!