СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ ветра в стихотворении М.Исаковского. Конспект урока литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе. На уроке обучающиеся познакомятся с произведением, научатся его выразительно читать, анализировать. Урок эмоциональный, научит детей испытывать эстетическое наслаждение от произведений искусства.

Просмотр содержимого документа
«Образ ветра в стихотворении М.Исаковского. Конспект урока литературы»

Михаил Исаковский

Стихотворение «Ветер»

1.Литературоведческий анализ:

Стихотворение «Ветер», год написания – 1927. Стихотворение о природном явлении – ветре. Используя олицетворение, автор создает образ ветра – шаловливого, озорного, веселого. Композиция – две части: ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил. А потом расправил крылья и улетел вперегонку с пылью. Стихотворение развивает интерес к природным явлениям, указывает на связь человека с природой, воспитывает любовь к ней.

2.Тема: Образ ветра в стихотворении М.Исаковского. 3 класс.

3.Планируемые результаты

Предметные: ученики научатся выразительно читать стихотворение, анализировать произведение, умеет находить в нем нужные строчки, слова, умеет интерпретировать (в процессе работы с текстом стихотворения и его анализа).

Метапредметные: активизация речевой деятельности, обогащение словарного запаса, умение чувствовать красоту слова, испытывать эстетическое наслаждение от произведения искусства, формирование чувства любви к родной природе (на этапе начала урока при восприятии картины, музыки, стихотворения; в процессе работы с текстом, на этапе обобщения и рефлексии).

Личностные: умеет выражать мнение, прислушиваться к мнению остальных, работать в группе, в паре, самоконтроль (работа в паре, в ходе обсуждения, рисования, рефлексии).

4.Оборудование: портрет поэта М.Исаковского, презентация, репродукция картины А.Рылова «Зеленый шум», музыкальный фрагмент из произведения П.И.Чайковского «Времена года» («Октябрь. Осенняя песнь»).

На партах: цветные карандаши, фломастеры, на каждого лист, поделенный на две части: на одной части - распечатанный текст стихотворения, а другая часть – пустая, карточки со словами для описания ветра.

5.Ход урока:

1.Организационный момент. Настрой на урок.

- Ребята, начинаем урок. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза и улыбнитесь. Пожелайте хорошего настроения и плодотворной работы. А теперь посмотрите на меня, улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесет всем нам радость от общения и новых открытий. Вас ждут интересные задания и новые знания.

- Закройте глаза и послушайте запись. Угадайте, что вы слышите. Не выкрикивайте, если отгадаете, просто поднимите руки. (включается запись фрагмента «Времена года»).

- Молодцы, я вижу, что вы все догадались, что это… Но пока не будем говорить, подтвердите свои догадки и отгадайте загадку:

Я березку качну, я тебя подтолкну

Налечу, засвищу, даже шапку утащу.

А меня не видать, кто я? Можешь угадать?

- Правильно, это ветер.

- А теперь посмотрите на эту замечательную картину «Зеленый шум» художника А. Рылова. Что вы видите? Как вы догадались, что художник изобразил ветер? Да, это сильный ветер, ветви деревьев отклонились, стволы берез согнуты, поверхность воды неспокойна, на кораблях туго натянуты паруса. Подумайте, почему художник назвал свою картину «Зеленый шум»?

- Изобразите, покажите движениями, позой, как вы чувствуете ветер. Покажите, что дует холодный, резкий ветер. А вот подул теплый, летний ветерок. (дети изображают)

- Оказывается, ветер можно услышать, увидеть, изобразить на картине, передать через музыку.

2.Формулирование темы урока, целей и задач.

- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? О чем мы будем говорить? Правильно, о ветре. Мы с вами познакомимся с очень красивым, веселым стихотворением известного русского поэта Михаила Исаковского «Ветер». Вот мы с вами услышали ветер, вспомнили свои ощущения, когда дует ветер. Ветер можно изобразить и словами. Мы прочитаем и узнаем, каким его увидел поэт. А потом попробуем его еще и нарисовать.

3.Изучение нового материала.

3.1. Рассказ учителя сопровождается показом презентации, включаются отрывки песен «Катюша», «Ой, цветет калина», «Одинокая гармонь».

- Узнаете эти песни, слышали их? А кто написал слова этих песен? Их автором является известный поэт-песенник Михаил Исаковский.

- Презентация (http://www.myshared.ru/slide/1007865/)

3.2. Выразительное чтение стихотворения учителем (первичное):

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше;

Поиграл немного

Ветками черёмух,

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых.

И расправив бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперегонку с пылью.

Беседа:

- Какой ветер у поэта Исаковского? (молодой, веселый, бодрый, озорной).

- Как Исаковский говорит о нем? Прочитайте эти строчки.

- Каким вы его представили? Какой образ возник у вас? (озорной, веселый мальчишка; птица, юноша и т.п.)

- При помощи каких слов автору удалось создать образ ветра? Найдите слова, передающие движение (вышел, постучал, поиграл, пожурил, полетел).

- Кто вы думаете, какой прием художественной выразительности использовал поэт, чтобы мы «увидели» и представили ветер? Да, это олицетворение.

- Как вы думаете, что обозначает слово «пожурил»? (мнения детей).

На доске словарная работа: пожурил – слегка ругать, сделать нестрогое замечание).

- Каким образом поэт изобразил ветер в своем стихотворении? Выберите ответ:

Через звучание?

Через внешний вид?

Через действия?

Учитель обобщает ответы детей.

- Как вы думаете, каким образом надо читать это стихотворение? Как должен звучать голос? Какой должна быть интонация? Какие слова надо выделять?

3.3. Чтение стихотворения детьми (всего текста, фрагментов, по рядам, по парам).

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? (веселое, радостное, весеннее).

- Прочитайте про себя и посчитайте, сколько действий совершил ветерок? (6).

Работа в парах.

- А теперь по парам прочитаем по цепочке его действия. Сначала ветер что сделал? (Осторожно вышел), а потом (постучал в окошко), а потом (пробежал по крыше), а потом (поиграл…), а потом (пожурил…), а потом (полетел…).

Задание: у вас на парте лежат карточки со словами для описания ветра. Выберите те, которые подходят для образа ветра: любопытный, игривый, могучий, задорный, любознательный, сильный, озорной, быстрый, свободный, молодой, общительный, нежный, смелый, заботливый.

Обсуждение ответов. Обобщение: какой образ ветра изобразил М.Исаковский?

3.4. Рисование.

- Вот вы говорили, ребята, что ветер вам напомнил веселого мальчишку, озорного и непоседливого. Сейчас мы будем его рисовать. На свободной стороне ваших листов нарисуйте его. Каждый может выбрать любой эпизод и нарисовать свою картину.

- Что делал ветер в начале стихотворения, прочитайте самостоятельно начало. Какую картинку можно нарисовать к этим строчкам? Кто хочет изобразить ветер в начале произведения, рисует этот эпизод.

- Ветер поиграл ветками черемух, пожурил знакомых воробьев. Какая картина возникает перед вами? Кому нравится это эпизод, вы можете нарисовать.

- Кто желает изобразить полет ветра с бодро расправленными крыльями, рисуйте этот эпизод.

3.5. Закрепление.

Выставка рисунков.

- А теперь мы посмотрим на ваши рисунки, попробуем отгадать, какой эпизод стихотворения изображен на нем. Вы можете говорить строчками из стихотворения (учитель демонстрирует, ребята угадывают).

4.Подведение итогов.

4.1. Обобщающая беседа.

- Кто был сегодня у нас в гостях? (ветер).

- Мы его увидели на картине, услышали в музыке, изобразили движениями и на рисунках.

- Увидеть и представить его мы также смогли благодаря стихотворению известного поэта. Кто написал стихотворение?

- При помощи слов какой части речи изобразил Исаковский ветер? (глаголов).

- Почему мы о ветре говорим, как о живом существе? (олицетворение)

- Какой образ ветра создал Исаковский в своем стихотворении?

- А теперь посмотрите на экран. Перед нами стихотворение, но глаголы спрятались. Сейчас мы будем его читать вместе и восстанавливать пропущенные слова (чтение хором с восстановлением пропущенных слов).

- Молодцы, вы хорошо поработали.

- А теперь вспомните весь наш урок и выберите из списка одно из незаконченных предложений.

Рефлексия, метод «Незаконченные предложения»

- Я понял….

- Меня удивило…

- Я подумал ….

- Я почувствовал …

- Мне кажется…

- Мне было трудно …

5. Домашнее задание: выучить стихотворение, рассказать его, подобрав фон. Фон можно выбрать из готовых музыкальных произведений или записать шум ветра на диктофон.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!