СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ родного дома в стихотворениях С.А. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями», «Я покинул родимый дом…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока - самоанализ

Просмотр содержимого документа
«самоанализ 1 литер»

Самоанализ урока № 6

Предмет: Литература

Учитель Мирсанова Ксения Владимировна

УМК. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / В.Я.Коровина. В.П.Журавлёв, В И.Коровин. – 6-е изд. – М.6 Просвещение, 2016. – 303 с.

Тема урока: Образ родного дома в стихотворениях С.А. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями», «Я покинул родимый дом…»

Деятельностная цель: формирование представлений о детских и юношеских годах С.А.Есенина; формирование умений анализировать стихотворения С.А. Есенина путем сопоставления.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Целевое назначение: изучение материала по теме, закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Ознакомить с творчеством С.А.Есенина.

2.Повторить некоторые литературоведческие термины, необходимые при анализе стихотворения.

3.Закрепить умение находить в тексте средства художественной выразительности.

4.Выявить основную тему творчества поэта.

5. Определить идею стихотворений С.А. Есенина через их композицию.

6. Выявить образ дома в понимании поэта (на примере стихотворений «Низкий дом с голубыми ставнями», «Я покинул родимый дом…»).

Развивающие:

1.Развивать умение сравнивать, сопоставлять.

2. Вырабатывать навыки анализа лирического текста, выразительного чтения. 3.Развивать устную речь учащихся.

4.Развивать образное и эстетическое мышление.

5.Прививать учащимся интерес к литературе; развивать умение работать в коллективе.

Воспитательные:

1.Воспитывать в детях любовь к Родине.

2.Воспитывать чувство гордости и уважения к культурному наследию своей страны.

3.Воспитывать умение слушать друг друга.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран), раздаточный материал, видеоролик, доска, портрет С.Есенина, учебник

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является первым в изучении материала по творчеству С.А.Есенина.

Урок построен с учетом психологических особенностей детей.

Данный урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:

  • личностных УУД:

1.Осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.

2.Участие в творческом, созидательном процессе.

3.Осознание себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

коммуникативных УУД:

1.Грамотное оформление своих мыслей в устной форме.

2. Вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками. 3.Осуществление совместной деятельности в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

3.Участие в общей беседе, соблюдение правила речевого поведения.

  • регулятивных УУД:

1.умение определять тему и цель урока;

2. умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

3.умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия на каждом этапе урока;

4.умение адекватно воспринимать оценку учителя и партнеров;

5.умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

6. умение провести рефлексию своих действий на уроке и адекватно оценить результаты своей работы

  • познавательных УУД:

1.решение учебных задач с использованием различных источников информации;

2.извлечение необходимой информации из разных источников;

Предметные: владение навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении).

Урок связан с предыдущими уроками, работает на последующие.


  1. 1 этап: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Задача данного этапа – подготовить учащихся к работе на уроке.

2 этап: Определение тем урока. Задача данного этапа - путем анализа, через творческие задания определить тему урока.

С помощью наводящих вопросов и коллективного анализа слова Дом с записью на доске ассоциаций к нему учащиеся (под руководством учителя) смогли сформулировать тему урока. Для поддержания познавательного интереса обучающихся я использовала подбор ассоциаций к слову Дом.

3 этап. Целеполагание Задача этапа: установить правильность понимания опорных понятий, формулирование задач урока исходя из темы урока. Проанализировав тему урока учащиеся смогли назвать цель урока.

Цели урока формулировались учащиеся с помощью учителя. Фиксировались устно.

4 этапЭтап усвоения новых знаний.

-Работа с портретом.

Задача – проанализировать портрет поэта. Работая с портретом и высказыванием поэтессы Мартьяновой, учащиеся живо представили С.Есенина как личность.

-Работа со статьёй.

Задача – познакомить с биографией поэта. Для этого я предложила прочитать статью, ответить на вопросы по ней и посмотреть видеоролик.

Чтение по абзацам статьи из учебника позволило задействовать больше учащихся. На вопросы по статье учебника дети отвечали развёрнуто, полным ответом. Просмотр видеоролика о Родине поэта способствовал расширению кругозора учащихся.

-Физкультминутка.

Задача – смена деятельности для эмоциональной разгрузки, отдых.

Использовала тематическую физминутку – мысленное рисование (раскрашивание) дома. Данная работа была интересна детям. Раскрашивая мысленно дом, дети эмоционально и физически отдохнули.

-Анализ стихотворений в группах.

Задача - организовать работу по анализу стихотворений, используя план.

-Прослушивание аудиозаписей стихотворений. Сообщения об истории создания. Я предложила прослушать аудиозаписи стихотворений. После данной работы учащиеся рассказали свое первичное восприятие, выразили впечатление, рассказали историю создания стихотворений.

-Словарная работа. Далее следовала словарная работа по стихотворениям в группах. Группы работали по карточке (объясняли значения слов), на которой были написаны слова из стихотворений. Проверка работы осуществлялась, коллективная, что позволило учащимся групп узнать об анализируемом стихотворении другой группы.

Работа со средствами выразительности.

Каждой группе я дала задание по средствам выразительности. Первая группа находила различные средства выразительности и записывала их в кластер. Вторая группа находила в стихотворении эпитеты и записывала в кроссворд, также письменно отвечала на вопрос о роли эпитетов тексте.

После выполнения работы следовала коллективная проверка. Слушая работу группы, учащиеся смогли назвать повторяющиеся эпитеты, сопоставив которые, учащиеся увидели различие в представлении С.Есенина о доме.

-Самостоятельная работа.

Я предложила группам найти и подчеркнуть в тексте стихотворений слова, передающие цвет и звук. Таким образом, учащиеся выявили любимый цвет поэта. Данная работа помогла выявить и сопоставить настроения стихотворений. Увидев различия, учащиеся установили, чем это может быть связано.

-Анализ композиции стихотворений.

Вспомнив литературоведческий термин композиция, учащиеся установили построение анализируемого стихотворения. Назвав особенности композиции стихотворений, посредством наводящих вопросов учителя дети увидели, какую мысль хочет донести автор в стихотворениях. Таким образом, учащиеся, поработав со словарным словом – патриот, сделали вывод по изучаемым стихотворениям.

Творческая работа (выразительное чтение стихотворений). Далее следовала творческое выразительное чтение стихотворений учащимися. Сопоставив стихотворения по вышеназванным признакам, учащиеся увидели также различия в чтении. Выступление по одному участнику от группы позволило сэкономить время.

5 этап. Подведение итогов урока

Задача подвести итоги урока. Подведение итогов урока проводится путем устного продолжения фразы, так как такая работа в данном классе является эффективной.

6 этап Рефлексия.

Рефлексия осуществляется с помощью устных ответов на вопросы.

7 этап. Домашнее задание

Задача – дать домашнее задание, учитывая способности обучающихся, с целью проверки уровня усвоения учебного материала.

Знакомство с творчеством С.Есенина – анализ стихотворений – организовала в форме групповой работы. Каждая группа проводила анализ своего стихотворения по плану. Это позволило произвести сопоставительный анализ стихотворений, выявить главную идею каждого стихотворения. Считаю, выбранная структура урока является рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой. В соответствии с требованиями к современному уроку, тема и цели занятия были сформулированы обучающимися самостоятельно на этапе целеполагания путём анализа стихотворения Н.Брауна, составление схемы к слову – дом. Открытие новых знаний по теме осуществлялись в совместной деятельности учащихся друг с другом, а также с учителем. Для отработки умения анализировать стихотворный текст подобран дидактический материал, который способствовал включению обучающихся в активную деятельность на уроке. В ходе урока были использованы как познавательные, так и практические методы обучения: вступительное слово учителя, проблемные вопросы, самостоятельная работа учащихся по анализу, нахождению средств выразительности, исследовательская работа с текстом. Опрос детей, усвоение знаний, закрепление шли одновременно, что позволяло следить за их активностью и должным восприятием материала. Для раскрытия материала урока мною выбраны словесные, наглядные (портрет, видеоролик, схемы), практические методы по нахождению средств выразительности, метод наблюдения над языком(н-р, по нахождению повторяющихся слов в стихах), выразительное чтение. Разнообразие методов позволило обучающимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока. Сложно было для учащихся выявлять идею стихотворения через композицию, но эта работа была вовремя подкорректирована учителем. Контроль усвоения знаний не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока. Детям было интересно знакомиться с родными местами С.Есенина путём просмотра видеоролика, заполнять схему и кроссворд, находить общее и различное в сопоставляемых стихах. Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Считаю, что поставленные задачи реализованы, структура урока выдержана. Формы урока адекватны целям и задачам, предложенные задачи использованы целесообразно, содержание урока соответствует содержанию стандарта, учебника и программы.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!