Выполнила:,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Сорская СОШ №3 сУИО
Анпилогова Любовь АлександровнаП».
Г.Сорск, 2018
Введение:
2019 год будет годом 130-летия со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой.
«…Её поэзия близится к тому,
чтобы стать одним из символов
величия России».
Осип Мандельштам,
1916 год.
опрос
- Годы жизни.
- Название 1-го сборника.
- Принадлежность к литературному направлению.
- Кто стал критерием красоты и гармонии для поэтов данного направления?
- Основная тема ранней лирики Ахматовой.
И замертво спят сотни тысяч шагов Врагов и друзей, друзей и врагов.
А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт. 9 июля 1959 Ленинград
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
В лирике у Ахматовой «земная любовь» подразумевает и любовь к окружающему человека земному миру. звучат философские мотивы – размышления о смысле существования, о «жизни тленной… и прекрасной».
- Я научилась просто, мудро жить,
- Смотреть на небо и молиться Богу,
- И долго перед вечером бродить,
- Чтоб утомить ненужную тревогу.
-
- Когда шуршат в овраге лопухи
- И никнет гроздь рябины желто-красной,
- Слагаю я веселые стихи
- О жизни тленной, тленной и прекрасной.
-
- Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
- Пушистый кот, мурлыкает умильней,
- И яркий загорается огонь
- На башенке озерной лесопильни.
-
- Лишь изредка прорезывает тишь
- Крик аиста, слетевшего на крышу,
- И если в дверь мою ты постучишь,
- Мне кажется, я даже не услышу.
- Май 1912 Флоренция
Тема любви:
В лирике Ахматовой тема Родины
неразрывно связана с темой любви.
Тема любви в её поэзии не ограничена
лишь изображением отношений любящих-
в ней всегда обнаруживается интерес
поэта к глубокому внутреннему миру
человека. Ранней любовной лирике
Ахматовой не свойственно изображение
романтически преувеличенных чувств,
которые «обесценивают всё обычное, простое и
земное». Ахматова, напротив, говорит о простом
и личном горе.
Ты знаешь, я томлюсь в неволе…
Ты знаешь, я томлюсь в неволе,
О смерти Господа моля.
Но все мне памятна до боли
Тверская скудная земля.
Журавль у ветхого колодца,
Над ним, как кипень, облака,
В полях скрипучие воротца,
И запах хлеба, и тоска.
И те неяркие просторы,
Где даже голос ветра слаб,
И осуждающие взоры
Спокойных загорелых баб.
Осень 1913 Слепнево
Творчество А.Ахматовой.
Творческие образы поэзии А.Ахматовой никогда
не жили своей собственной жизнью, а всегда
неизменно служили раскрытию лирических
переживаний поэта, его радостей, скорбей и
тревог. Немногословно и сдержанно выражала она все эти чувства . Лирика Ахматовой почти всегда сюжетна.
В ней очень мало отвлечённых слов. Её стихи не только
песни, но зачастую - новеллы со сложным и ёмким
сюжетом. В творчестве А. А. Ахматовой преобладают две темы: тема Родины и тема любви.
Тема Родины меняется в разные периоды творчества поэта. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.
МОЛИТВА
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребёнка , и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей.
1915 г.
Литургия – церковная служба у православных, совершаемая утром или в первой половина дня.
Стихотворение «Молитва» было написано в 1915 г. В этом году русские войска были разгромлены в Восточной Пруссии и в Галиции, немцы захватил часть Прибалтики и Украины. Положение России становилось угрожающим. Многие именно в этот год поняли серьезность начавшейся войны.
В «Молитве» впервые в поэзии Ахматовой с такой силой сказалась боль и переживания поэтессы за судьбу России. Читатели слышали уже голос не просто поэта-лирика, но поэта гражданина и публициста.
Свою судьбу А.Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли. Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины. Книги «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) обращены к драмам общественной жизни – войне, революции. Ахматова не может принять революцию, но столь же невозможно для неё оставить родину.
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда»…
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид.
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух
1917 г.
- Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?
- Каким образом выражена нравственная позиция автора?
Революционная Россия в этом стихотворении – «край, глухой и грешный», окровавленный и покрытый «черным стыдом», «болью поражений и обид». Авторская позиция проявляется в готовности к худшему, невозможности поступить по-другому, поэтому «равнодушно и спокойно» герой отстраняется от «речи недостойной». Остаться – значит непременно принять и поражения, и обиды, и кровь, и скорбь.
Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора- уехать или остаться. Она считает бегство предательством.
Не с теми я , кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога , странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслёзней.
Надменнее и проще нас. 1922 г.
Время обошлось с Ахматовой на редкость жестоко. В августе 1921 г. по чудовищно несправедливому обвинению в причастности к контрреволюционному заговору был расстрелян Н.Гумилев. Их жизненные пути к этому времени разошлись, но из сердца ее он никогда не был вычеркнут : слишком многое связывало их.
О смерти Гумилева Ахматова, по собственному свидетельству, узнала из газет. Вдовий плач, скорбь о безвременно и безвинно загубленном человеке отливается в стихотворении «Заплаканная осень, как вдова».
Личная тема стихотворений А.А.Ахматовой.
Личная тема и тема любви развиваются в стихах Ахматовой не
параллельно, а в неразрывном единстве. Так стихи 1921 года
отличаются суровым и высоким трагизмом, отмеченным расстрелом
Н.Гумилёва. Боль за сына, за судьбы близких ей людей прорывались
во многих стихах Ахматовой.
Заплаканная осень, как вдова,
В одеждах чёрных, все сердца туманит.
Перебирая мужчины слова,
Она рыдать не перестанет.
* * * * * * * * *
Разлучили с единственным сыном ,
В казематах пытали друзей,
Окружили неведомым тыном
Крепко слаженной слежки своей.
А.Ахматова не принадлежала к поэтам,
которые «навзрыд сочиняют» стихи о
Родине, однако образ России – один из
ведущих в её творчестве. «Какую
значительную по своему гражданственному
смыслу и внутреннему своему масштабу
маленькую антологию можно было бы
составить, если собрать воедино всё
написанное ею о Родине, о родной земле»,-
заметил исследователь её творчества
В.Я.Виленкин.
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею.
Тема Родины в годы войны.
Тема Родины впервые появляется у Ахматовой в сборнике «Белая стая».В него вошли
стихотворения, написанные в 1912-1916 годах, в период первой мировой войны. В годы
Великой Отечественной войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой.
«Она патриотка,- записал в дневнике писатель П.Лукницкий, посетивший А.Ахматову в
августе 1941 г.,-и сознание, что она сейчас душой вместе с народом, видимо, очень
ободряет её». В стихотворении «Мужество», написанном в феврале 1942 г., судьба родной
земли связывается с судьбой родного языка, родного слова.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя русская речь,
Великое русское слово.
Образ России в лирике А.Ахматовой.
В период 20-30-х годов в поэзии Ахматовой Журавль у ветхого колодца,
впервые появляется определение великая Над ним, как кипень, облака,
(озёра, степи, города и зори Родины великой). В полях скрипучие воротца,
Образ земли характеризуется святостью и чистотой, И запах хлеба, и тоска…
святость Русской земли подчёркивается эпитетами,
сближающими стихи Ахматовой.
«Поэт и Родина»:
Своеобразно решается Ахматовой проблема «поэт и Родина»:разлуку
с Родиной она считает высшим несчастьем, верность ей в самых
трагических обстоятельствах- нравственным долгом.
А весёлое слово – дома -
Никому теперь не знакомо,
Все в чужое глядят окно.
Кто в Ташкенте, а кто в Нью-Йорке,
И изгнания воздух горький-
Как отравленное вино.
Ты знаешь, я томлюсь в
неволе,
О смерти господа моля.
Но всё мне памятна до
боли
Тверская скудная
земля…
Сравнительно-аналитические наблюдения: Тема Родины
Познакомившись с творчеством поэтессы, я попытался подсчитать, сколько раз слова Родина, Отчизна встречаются в стихах А.А.Ахматовой и других поэтов:
Поэты
А.А.Ахматова
Кол-во встречающихся слов:
Е.А.Баратынский
Родина
13
Отчизна
А.А.Фет
9
9
4
5
6
4
3
3
В 1910 – 1916 г. А.Ахматова выезжала в имение Гумилёвых – Слепнёво в
Тверской губернии. Там она пишет поэму «У самого моря», восходящую
к переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем,
где она проводила каждое лето.
Заключение:
Итак, образ родной земли является одним из ключевых
в поэзии Ахматовой, а само слово регулярно используется при обращении к теме России. Мотив Родины является одним из сквозных , он органически связывает произведения начала века и позднее творчество А.А.Ахматовой . Образ России, созданный в её стихах, развивает традиции русской классической поэзии .
Любовь в творчестве Ахматовой – это то, «что близко каждому, то, что переживает и понимает каждый».
Список использованной литературы:
1.Н.А.Николина.Язык художественных произведений.- М.,Рус. Речь,1982.
2.А.Л.Дмитриев.Для великой земной любви.- М .,Русская речь,1973.
3.А.М.Совокин.Горьковский университет .-Г., Государственный
университет,1879.
4.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.- М. К и М,2009.
5.Н.В.Недоброво.Анна Ахматова.- М.,Русская речь,1915.
6 . Словарь языка поэзии(образный арсенал русской лирики конца XVIII –
начала XXв), М., АСТ, Астель, 2004.
7.В.Я.Виленкин .В сто первом зеркале.-М., 1987.
8.Б.М.Эйхенбаум.О поэзии.-Л.,1969.