СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ Родины в поэзии А.Ахматовой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поэзия А.А. Ахматовой. Образ Родины в поэзии Ахматовой.

Просмотр содержимого документа
«Образ Родины в поэзии А.Ахматовой»

 Выполнила:, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сорская СОШ №3 сУИО Анпилогова Любовь АлександровнаП». Г.Сорск, 2018

Выполнила:,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Сорская СОШ №3 сУИО

Анпилогова Любовь АлександровнаП».

Г.Сорск, 2018

Введение: 2019 год будет годом 130-летия со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой.  «…Её поэзия близится к тому,  чтобы стать одним из символов  величия России».  Осип Мандельштам,  1916 год.

Введение:

2019 год будет годом 130-летия со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой.

«…Её поэзия близится к тому,

чтобы стать одним из символов

величия России».

Осип Мандельштам,

1916 год.

опрос Годы жизни. Название 1-го сборника. Принадлежность к литературному направлению. Кто стал критерием красоты и гармонии для поэтов данного направления? Основная тема ранней лирики Ахматовой.

опрос

  • Годы жизни.
  • Название 1-го сборника.
  • Принадлежность к литературному направлению.
  • Кто стал критерием красоты и гармонии для поэтов данного направления?
  • Основная тема ранней лирики Ахматовой.
  И замертво спят сотни тысяч шагов  Врагов и друзей, друзей и врагов. А шествию теней не видно конца От вазы гранитной до двери дворца.   Там шепчутся белые ночи мои О чьей-то высокой и тайной любви. И все перламутром и яшмой горит, Но света источник таинственно скрыт. 9 июля 1959  Ленинград  Я к розам хочу, в тот единственный сад, Где лучшая в мире стоит из оград, Где статуи помнят меня молодой, А я их под невскою помню водой.   В душистой тиши между царственных лип Мне мачт корабельных мерещится скрип. И лебедь, как прежде, плывет сквозь века, Любуясь красой своего двойника.

  И замертво спят сотни тысяч шагов Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца

От вазы гранитной до двери дворца.

 

Там шепчутся белые ночи мои

О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,

Но света источник таинственно скрыт. 9 июля 1959 Ленинград

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

 

В душистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,

Любуясь красой своего двойника.

В лирике у Ахматовой «земная любовь» подразумевает и любовь к окружающему человека земному миру. звучат философские мотивы – размышления о смысле существования, о «жизни тленной… и прекрасной». Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу.   Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.    Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни.   Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу, И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.  Май 1912  Флоренция

В лирике у Ахматовой «земная любовь» подразумевает и любовь к окружающему человека земному миру. звучат философские мотивы – размышления о смысле существования, о «жизни тленной… и прекрасной».

  • Я научилась просто, мудро жить,
  • Смотреть на небо и молиться Богу,
  • И долго перед вечером бродить,
  • Чтоб утомить ненужную тревогу.
  •  
  • Когда шуршат в овраге лопухи
  • И никнет гроздь рябины желто-красной,
  • Слагаю я веселые стихи
  • О жизни тленной, тленной и прекрасной.
  •  
  • Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
  • Пушистый кот, мурлыкает умильней,
  • И яркий загорается огонь
  • На башенке озерной лесопильни.
  •  
  • Лишь изредка прорезывает тишь
  • Крик аиста, слетевшего на крышу,
  • И если в дверь мою ты постучишь,
  • Мне кажется, я даже не услышу.
  • Май 1912 Флоренция
Тема любви:  В лирике Ахматовой тема Родины неразрывно связана с темой любви. Тема любви в её поэзии не ограничена лишь изображением отношений любящих- в ней всегда обнаруживается интерес поэта к глубокому внутреннему миру человека. Ранней любовной лирике Ахматовой не свойственно изображение романтически преувеличенных чувств, которые «обесценивают всё обычное, простое и земное». Ахматова, напротив, говорит о простом и личном горе.

Тема любви:

В лирике Ахматовой тема Родины

неразрывно связана с темой любви.

Тема любви в её поэзии не ограничена

лишь изображением отношений любящих-

в ней всегда обнаруживается интерес

поэта к глубокому внутреннему миру

человека. Ранней любовной лирике

Ахматовой не свойственно изображение

романтически преувеличенных чувств,

которые «обесценивают всё обычное, простое и

земное». Ахматова, напротив, говорит о простом

и личном горе.

Ты знаешь, я томлюсь в неволе… Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти Господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля.   Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска.   И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных загорелых баб. Осень 1913 Слепнево

Ты знаешь, я томлюсь в неволе…

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,

О смерти Господа моля.

Но все мне памятна до боли

Тверская скудная земля.

 

Журавль у ветхого колодца,

Над ним, как кипень, облака,

В полях скрипучие воротца,

И запах хлеба, и тоска.

 

И те неяркие просторы,

Где даже голос ветра слаб,

И осуждающие взоры

Спокойных загорелых баб.

Осень 1913 Слепнево

 Творчество А.Ахматовой. Творческие образы поэзии А.Ахматовой никогда не жили своей собственной жизнью, а всегда неизменно служили раскрытию лирических переживаний поэта, его радостей, скорбей и  тревог. Немногословно и сдержанно выражала она все эти чувства . Лирика Ахматовой почти всегда сюжетна. В ней очень мало отвлечённых слов. Её стихи не только песни, но зачастую - новеллы со сложным и ёмким сюжетом. В творчестве А. А. Ахматовой преобладают две темы: тема Родины и тема любви.  Тема Родины меняется в разные периоды творчества поэта. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.

Творчество А.Ахматовой.

Творческие образы поэзии А.Ахматовой никогда

не жили своей собственной жизнью, а всегда

неизменно служили раскрытию лирических

переживаний поэта, его радостей, скорбей и

тревог. Немногословно и сдержанно выражала она все эти чувства . Лирика Ахматовой почти всегда сюжетна.

В ней очень мало отвлечённых слов. Её стихи не только

песни, но зачастую - новеллы со сложным и ёмким

сюжетом. В творчестве А. А. Ахматовой преобладают две темы: тема Родины и тема любви.

Тема Родины меняется в разные периоды творчества поэта. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.

МОЛИТВА  Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребёнка , и друга, И таинственный песенный дар –  Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над тёмной Россией Стала облаком в славе лучей.  1915 г. Литургия – церковная служба у православных, совершаемая утром или в первой половина дня.

МОЛИТВА

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребёнка , и друга,

И таинственный песенный дар –

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над тёмной Россией

Стала облаком в славе лучей.

1915 г.

Литургия – церковная служба у православных, совершаемая утром или в первой половина дня.

Стихотворение «Молитва» было написано в 1915 г. В этом году русские войска были разгромлены в Восточной Пруссии и в Галиции, немцы захватил часть Прибалтики и Украины. Положение России становилось угрожающим. Многие именно в этот год поняли серьезность начавшейся войны. В «Молитве» впервые в поэзии Ахматовой с такой силой сказалась боль и переживания поэтессы за судьбу России. Читатели слышали уже голос не просто поэта-лирика, но поэта гражданина и публициста.

Стихотворение «Молитва» было написано в 1915 г. В этом году русские войска были разгромлены в Восточной Пруссии и в Галиции, немцы захватил часть Прибалтики и Украины. Положение России становилось угрожающим. Многие именно в этот год поняли серьезность начавшейся войны.

В «Молитве» впервые в поэзии Ахматовой с такой силой сказалась боль и переживания поэтессы за судьбу России. Читатели слышали уже голос не просто поэта-лирика, но поэта гражданина и публициста.

Свою судьбу А.Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли. Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины. Книги «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) обращены к драмам общественной жизни – войне, революции. Ахматова не может принять революцию, но столь же невозможно для неё оставить родину.

Свою судьбу А.Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли. Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины. Книги «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) обращены к драмам общественной жизни – войне, революции. Ахматова не может принять революцию, но столь же невозможно для неё оставить родину.

Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда»… Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид.  Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух  1917 г. Как характеризуется в стихотворении революционная Россия? Каким образом выражена нравственная позиция автора?

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда»…

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид.

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух

1917 г.

  • Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?
  • Каким образом выражена нравственная позиция автора?

Революционная Россия в этом стихотворении – «край, глухой и грешный», окровавленный и покрытый «черным стыдом», «болью поражений и обид». Авторская позиция проявляется в готовности к худшему, невозможности поступить по-другому, поэтому «равнодушно и спокойно» герой отстраняется от «речи недостойной». Остаться – значит непременно принять и поражения, и обиды, и кровь, и скорбь.

Революционная Россия в этом стихотворении – «край, глухой и грешный», окровавленный и покрытый «черным стыдом», «болью поражений и обид». Авторская позиция проявляется в готовности к худшему, невозможности поступить по-другому, поэтому «равнодушно и спокойно» герой отстраняется от «речи недостойной». Остаться – значит непременно принять и поражения, и обиды, и кровь, и скорбь.

Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора- уехать или остаться. Она считает бегство предательством. Не с теми я , кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога , странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час… Но в мире нет людей бесслёзней. Надменнее и проще нас. 1922 г.

Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора- уехать или остаться. Она считает бегство предательством.

Не с теми я , кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога , странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслёзней.

Надменнее и проще нас. 1922 г.

Время обошлось с Ахматовой на редкость жестоко. В августе 1921 г. по чудовищно несправедливому обвинению в причастности к контрреволюционному заговору был расстрелян Н.Гумилев. Их жизненные пути к этому времени разошлись, но из сердца ее он никогда не был вычеркнут : слишком многое связывало их. О смерти Гумилева Ахматова, по собственному свидетельству, узнала из газет. Вдовий плач, скорбь о безвременно и безвинно загубленном человеке отливается в стихотворении «Заплаканная осень, как вдова».

Время обошлось с Ахматовой на редкость жестоко. В августе 1921 г. по чудовищно несправедливому обвинению в причастности к контрреволюционному заговору был расстрелян Н.Гумилев. Их жизненные пути к этому времени разошлись, но из сердца ее он никогда не был вычеркнут : слишком многое связывало их.

О смерти Гумилева Ахматова, по собственному свидетельству, узнала из газет. Вдовий плач, скорбь о безвременно и безвинно загубленном человеке отливается в стихотворении «Заплаканная осень, как вдова».

Личная тема стихотворений А.А.Ахматовой. Личная тема и тема любви развиваются в стихах Ахматовой не параллельно, а в неразрывном единстве. Так стихи 1921 года отличаются суровым и высоким трагизмом, отмеченным расстрелом Н.Гумилёва. Боль за сына, за судьбы близких ей людей прорывались во многих стихах Ахматовой.  Заплаканная осень, как вдова, В одеждах чёрных, все сердца туманит. Перебирая мужчины слова, Она рыдать не перестанет.  * * * * * * * * * Разлучили с единственным сыном , В казематах пытали друзей, Окружили неведомым тыном Крепко слаженной слежки своей.

Личная тема стихотворений А.А.Ахматовой.

Личная тема и тема любви развиваются в стихах Ахматовой не

параллельно, а в неразрывном единстве. Так стихи 1921 года

отличаются суровым и высоким трагизмом, отмеченным расстрелом

Н.Гумилёва. Боль за сына, за судьбы близких ей людей прорывались

во многих стихах Ахматовой.

Заплаканная осень, как вдова,

В одеждах чёрных, все сердца туманит.

Перебирая мужчины слова,

Она рыдать не перестанет.

* * * * * * * * *

Разлучили с единственным сыном ,

В казематах пытали друзей,

Окружили неведомым тыном

Крепко слаженной слежки своей.

А.Ахматова не принадлежала к поэтам, которые «навзрыд сочиняют» стихи о Родине, однако образ России – один из ведущих в её творчестве. «Какую значительную по своему гражданственному смыслу и внутреннему своему масштабу маленькую антологию можно было бы составить, если собрать воедино всё написанное ею о Родине, о родной земле»,- заметил исследователь её творчества В.Я.Виленкин.

А.Ахматова не принадлежала к поэтам,

которые «навзрыд сочиняют» стихи о

Родине, однако образ России – один из

ведущих в её творчестве. «Какую

значительную по своему гражданственному

смыслу и внутреннему своему масштабу

маленькую антологию можно было бы

составить, если собрать воедино всё

написанное ею о Родине, о родной земле»,-

заметил исследователь её творчества

В.Я.Виленкин.

В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем.   Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже.   Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах.   Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно – своею.

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

 

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

 

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

 

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею.

Тема Родины в годы войны. Тема Родины впервые появляется у Ахматовой в сборнике «Белая стая».В него вошли стихотворения, написанные в 1912-1916 годах, в период первой мировой войны. В годы Великой Отечественной войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. «Она патриотка,- записал в дневнике писатель П.Лукницкий, посетивший А.Ахматову в августе 1941 г.,-и сознание, что она сейчас душой вместе с народом, видимо, очень ободряет её». В стихотворении «Мужество», написанном в феврале 1942 г., судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах. И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя русская речь, Великое русское слово.

Тема Родины в годы войны.

Тема Родины впервые появляется у Ахматовой в сборнике «Белая стая».В него вошли

стихотворения, написанные в 1912-1916 годах, в период первой мировой войны. В годы

Великой Отечественной войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой.

«Она патриотка,- записал в дневнике писатель П.Лукницкий, посетивший А.Ахматову в

августе 1941 г.,-и сознание, что она сейчас душой вместе с народом, видимо, очень

ободряет её». В стихотворении «Мужество», написанном в феврале 1942 г., судьба родной

земли связывается с судьбой родного языка, родного слова.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя русская речь,

Великое русское слово.

Образ России в лирике  А.Ахматовой. В период 20-30-х годов в поэзии Ахматовой Журавль у ветхого колодца, впервые появляется определение великая  Над ним, как кипень, облака,  (озёра, степи, города и зори Родины великой). В полях скрипучие воротца, Образ земли характеризуется святостью и чистотой, И запах хлеба, и тоска… святость Русской земли подчёркивается эпитетами, сближающими стихи Ахматовой.

Образ России в лирике А.Ахматовой.

В период 20-30-х годов в поэзии Ахматовой Журавль у ветхого колодца,

впервые появляется определение великая Над ним, как кипень, облака,

(озёра, степи, города и зори Родины великой). В полях скрипучие воротца,

Образ земли характеризуется святостью и чистотой, И запах хлеба, и тоска…

святость Русской земли подчёркивается эпитетами,

сближающими стихи Ахматовой.

«Поэт и Родина»: Своеобразно решается Ахматовой проблема «поэт и Родина»:разлуку с Родиной она считает высшим несчастьем, верность ей в самых трагических обстоятельствах- нравственным долгом.  А весёлое слово – дома - Никому теперь не знакомо, Все в чужое глядят окно. Кто в Ташкенте, а кто в Нью-Йорке, И изгнания воздух горький- Как отравленное вино. Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти господа моля. Но всё мне памятна до боли Тверская скудная земля…

«Поэт и Родина»:

Своеобразно решается Ахматовой проблема «поэт и Родина»:разлуку

с Родиной она считает высшим несчастьем, верность ей в самых

трагических обстоятельствах- нравственным долгом.

А весёлое слово – дома -

Никому теперь не знакомо,

Все в чужое глядят окно.

Кто в Ташкенте, а кто в Нью-Йорке,

И изгнания воздух горький-

Как отравленное вино.

Ты знаешь, я томлюсь в

неволе,

О смерти господа моля.

Но всё мне памятна до

боли

Тверская скудная

земля…

 Сравнительно-аналитические наблюдения:  Тема Родины  Познакомившись с творчеством поэтессы, я попытался подсчитать, сколько раз слова Родина, Отчизна встречаются в стихах А.А.Ахматовой и других поэтов: Поэты А.А.Ахматова Кол-во встречающихся слов: Е.А.Баратынский  Родина 13 Отчизна А.А.Фет 9 9 4 5 6 4 3 3

Сравнительно-аналитические наблюдения: Тема Родины

Познакомившись с творчеством поэтессы, я попытался подсчитать, сколько раз слова Родина, Отчизна встречаются в стихах А.А.Ахматовой и других поэтов:

Поэты

А.А.Ахматова

Кол-во встречающихся слов:

Е.А.Баратынский

Родина

13

Отчизна

А.А.Фет

9

9

4

5

6

4

3

3

В 1910 – 1916 г. А.Ахматова выезжала в имение Гумилёвых – Слепнёво в Тверской губернии. Там она пишет поэму «У самого моря», восходящую к переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем, где она проводила каждое лето.

В 1910 – 1916 г. А.Ахматова выезжала в имение Гумилёвых – Слепнёво в

Тверской губернии. Там она пишет поэму «У самого моря», восходящую

к переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем,

где она проводила каждое лето.

 Заключение:   Итак, образ родной земли является одним из ключевых  в поэзии Ахматовой, а само слово регулярно используется при обращении к теме России. Мотив Родины является одним из сквозных , он органически связывает произведения начала века и позднее творчество А.А.Ахматовой . Образ России, созданный в её стихах, развивает традиции русской классической поэзии .  Любовь в творчестве Ахматовой – это то, «что близко каждому, то,  что переживает и понимает каждый».

Заключение:

Итак, образ родной земли является одним из ключевых

в поэзии Ахматовой, а само слово регулярно используется при обращении к теме России. Мотив Родины является одним из сквозных , он органически связывает произведения начала века и позднее творчество А.А.Ахматовой . Образ России, созданный в её стихах, развивает традиции русской классической поэзии .

Любовь в творчестве Ахматовой – это то, «что близко каждому, то, что переживает и понимает каждый».

Список использованной литературы: 1.Н.А.Николина.Язык художественных произведений.- М.,Рус. Речь,1982.  2.А.Л.Дмитриев.Для великой земной любви.- М .,Русская речь,1973.  3.А.М.Совокин.Горьковский университет .-Г., Государственный университет,1879.  4.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.- М. К и М,2009.  5.Н.В.Недоброво.Анна Ахматова.- М.,Русская речь,1915.  6 . Словарь языка поэзии(образный арсенал русской лирики конца XVIII – начала XXв), М., АСТ, Астель, 2004.  7.В.Я.Виленкин .В сто первом зеркале.-М., 1987.  8.Б.М.Эйхенбаум.О поэзии.-Л.,1969.

Список использованной литературы:

1.Н.А.Николина.Язык художественных произведений.- М.,Рус. Речь,1982.

2.А.Л.Дмитриев.Для великой земной любви.- М .,Русская речь,1973.

3.А.М.Совокин.Горьковский университет .-Г., Государственный

университет,1879.

4.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.- М. К и М,2009.

5.Н.В.Недоброво.Анна Ахматова.- М.,Русская речь,1915.

6 . Словарь языка поэзии(образный арсенал русской лирики конца XVIII

начала XXв), М., АСТ, Астель, 2004.

7.В.Я.Виленкин .В сто первом зеркале.-М., 1987.

8.Б.М.Эйхенбаум.О поэзии.-Л.,1969.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!