СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ маленького человека в литературе 19-20 веков

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к исследовательской работе  со сравнительным анализом

Просмотр содержимого документа
«Образ маленького человека в литературе 19-20 веков»

Образ «маленького человека» в литературе xix-xxi веков Работу выполнили учащиеся 10 класса МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей» г. Краснослободск Пиксайкина Дарья Шишканов Дмитрий Руководитель: учитель русского языка и литературы Мишарова Вера Николаевна

Образ «маленького человека» в литературе xix-xxi веков

Работу выполнили учащиеся 10 класса

МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей»

г. Краснослободск

Пиксайкина Дарья

Шишканов Дмитрий

Руководитель: учитель русского языка и литературы

Мишарова Вера Николаевна

 «Маленький человек» Быть человеком - это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир. Антуан де Сент-Экзепюри

«Маленький человек»

Быть человеком - это чувствовать

свою ответственность.

Чувствовать стыд перед

нищетой, которая, казалось бы, и

не зависит от тебя.

Гордиться каждой победой,

одержанной товарищами.

Сознавать, что, кладя свой

кирпич, и ты помогаешь строить

мир.

Антуан де Сент-Экзепюри

Проблема :  раскрыть значимость каждого героя в отдельных произведениях великих классиков. Актуальность: любой человек во всякое время заслуживает уважения; стоит обратить внимание на значимость классической литературы вообще и её роль в раскрытии образа «маленького человека», так как и сегодня есть подобные проблемы Цель исследования : выявление и сопоставление символического характера «маленького человека» в литературе, эволюция образа. Гипотеза:  образ маленького человека встречается в литературе XIX-XXI вв. и эволюционирует по мере изменения ситуации в социальных кругах. Объект исследования:  образ «маленького человека» в литературе XIX-XXI вв.   Методы: - анализ прочитанного материала; - обобщение и систематизирование полученных в ходе исследований данных; - сравнение и сопоставление героев; - использование Интернет ресурсов  

Проблема :

раскрыть значимость каждого героя в отдельных произведениях великих классиков.

Актуальность:

любой человек во всякое время заслуживает уважения;

стоит обратить внимание на значимость классической литературы вообще и её роль в раскрытии образа «маленького человека», так как и сегодня есть подобные проблемы

Цель исследования :

выявление и сопоставление символического характера «маленького человека» в литературе, эволюция образа.

Гипотеза:

образ маленького человека встречается в литературе XIX-XXI вв. и эволюционирует по мере изменения ситуации в социальных кругах.

Объект исследования:

образ «маленького человека» в литературе XIX-XXI вв.

  Методы:

- анализ прочитанного материала;

- обобщение и систематизирование полученных в ходе исследований данных;

- сравнение и сопоставление героев;

- использование Интернет ресурсов

 

Корни проблемы Обострение социальных противоречий в России 20-30-их гг. (аракчеевщина, крепостное право, поражение декабристов, реакции) А.С.Пушкин. Стихотворение «Деревня» «… Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный И Рабство, падшее по манию царя, И над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря?...» восстание декабристов на сенатской площади 14 декабря 1825 года

Корни проблемы

Обострение социальных противоречий в России 20-30-их гг. (аракчеевщина, крепостное право, поражение декабристов, реакции)

А.С.Пушкин. Стихотворение «Деревня»

«… Увижу ль, о друзья! Народ

неугнетенный

И Рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством Свободы

просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?...»

восстание декабристов на сенатской площади

14 декабря 1825 года

«Бедная Лиза» Н.М. Карамзин «Бедную Лизу» можно назвать первой русской повестью о «маленьком человеке».

«Бедная Лиза» Н.М. Карамзин

«Бедную Лизу» можно назвать первой русской повестью о «маленьком человеке».

Типичный образ  «маленького человека»

Типичный образ «маленького человека»

 Типичные черты «маленького человека»: 1) низкое положение в социальной иерархии; 2) страдание, которое обуславливается слабостью и ошибками «маленького человека»; 3) острое восприятие переживаний; 4) «маленький человек» осознает свою ущербность, стремится доказать свое право на жизнь; 5) большое внимание к Богу, так как только перед ним мы все равны.

Типичные черты «маленького человека»:

1) низкое положение в социальной иерархии;

2) страдание, которое обуславливается слабостью и

ошибками «маленького человека»;

3) острое восприятие переживаний;

4) «маленький человек» осознает свою ущербность,

стремится доказать свое право на жизнь;

5) большое внимание к Богу, так как только перед

ним мы все равны.

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С.ПУШКИНА Самсон Вырин, Дуня, Минский В произведении «Станционный смотритель» Самсон Вырин является «маленьким человеком». Глядя на его дочь Дуню, на её красоту, доброту, люди, которые за правило взяли грубое отношение к станционному смотрителю, становились намного милее и добрее. После того как Дуня оставила своего отца, жизнь Самсона потеряла смысл.

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С.ПУШКИНА

Самсон Вырин, Дуня, Минский

В произведении «Станционный смотритель» Самсон Вырин является «маленьким человеком». Глядя на его дочь Дуню, на её красоту, доброту, люди, которые за правило взяли грубое отношение к станционному смотрителю, становились намного милее и добрее. После того как Дуня оставила своего отца, жизнь Самсона потеряла смысл.

«Медный всадник» А.С.Пушкин Евгений – «маленький человек». Герой является антиподом «кумира на бронзовом коне». В отличие от «бронзового Петра» у него есть душа, он умеет мечтать, печалиться, изнемогать от мучений…

«Медный всадник» А.С.Пушкин

Евгений – «маленький

человек».

Герой является антиподом

«кумира на бронзовом коне».

В отличие от «бронзового

Петра» у него есть душа, он

умеет мечтать, печалиться,

изнемогать от мучений…

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.В.ГОГОЛЯ Как может одна вещь изменить жизнь человека?... Образ «маленького человека» - Акакий Акакиевич. Шинель выступает как причина его трагедии. Н.В. Гоголь поднимает данную проблему, и этим произведением он показывает нам то, что «маленьким» человек делает не сам себя, а таким его делает бездушие, жестокость и алчность людей.

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.В.ГОГОЛЯ

Как может одна вещь изменить жизнь человека?...

Образ «маленького человека» - Акакий Акакиевич.

Шинель выступает как причина его трагедии.

Н.В. Гоголь поднимает данную проблему, и этим произведением он показывает нам то, что «маленьким» человек делает не сам себя, а таким его делает бездушие, жестокость и алчность людей.

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.С.Лескова  У Николая Семеновича Лескова «маленький человек» - это совсем другой человек , нежели у его предшественников. Сравнив двух героев Левшу и Ивана Северьяновича Флягина, мы пришли к выводу, что они способны отстаивать свои права, не теряя чувства собственного достоинства.

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.С.Лескова

У Николая Семеновича Лескова «маленький человек» - это совсем другой человек , нежели у его предшественников.

Сравнив двух героев Левшу и Ивана Северьяновича Флягина, мы пришли к выводу, что они способны отстаивать свои права, не теряя чувства собственного достоинства.

Ф.М.Достоевский  «Преступление и наказание»  Достоевский, изображая Мармеладова, который говорит: «…знаете ли вы, что это такое, когда некуда больше идти?...» показывает, что «маленького человека» может пожалеть только Бог. Люди безучастны и смеются над горем Мармеладова («Забавник!», «Да чего тебя жалеть-то!», «Заврался»), над сумасшествием его жены, Катерины Ивановны, над бесчестием молодой дочери, так и над избиением полуживой клячи (сон Раскольникова).

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Достоевский, изображая Мармеладова, который говорит: «…знаете ли вы, что это такое, когда некуда больше идти?...» показывает, что «маленького человека» может пожалеть только Бог. Люди безучастны и смеются над горем Мармеладова («Забавник!», «Да чего тебя жалеть-то!», «Заврался»), над сумасшествием его жены, Катерины Ивановны, над бесчестием молодой дочери, так и над избиением полуживой клячи (сон Раскольникова).

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В произведении «Бедные люди» Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО В произведении «Бедные люди» главным героем также является мелкий человек, переписчик Макар Девушкин. Перед нами «вечный титулярный советник», способный лишь к переписке бумаг, обученный на медные деньги, смирный и забитый. Макар Алексеевич Девушкин не менее гоголевского Башмачкина унижен и презираем на службе. Он тоже подвергался издевательствам на работе, но по своей натуре это уже совсем другой человек, отличный от Акакия Акакиевича. На ответы обиды сослуживцев и обидчиков «маленький человек» возроптал: он почувствовал себя личностью, оказавшись способным не только на смирение, не только на заботу о самом себе.

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В произведении «Бедные люди» Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО

В произведении «Бедные люди» главным героем также является мелкий человек, переписчик Макар Девушкин.

Перед нами «вечный титулярный советник», способный лишь к переписке бумаг, обученный на медные деньги, смирный и забитый. Макар Алексеевич Девушкин не менее гоголевского Башмачкина унижен и презираем на службе. Он тоже подвергался издевательствам на работе, но по своей натуре это уже совсем другой человек, отличный от Акакия Акакиевича. На ответы обиды сослуживцев и обидчиков «маленький человек» возроптал: он почувствовал себя личностью, оказавшись способным не только на смирение, не только на заботу о самом себе.

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н.ТОЛСТОГО В произведении «Война и мир» Л.Н. Толстой сумел показать высокое значение «маленького человека», его участие в жизни государства. Он затронул эту тему не случайно, в романе-эпопее автор описывает события 1812г. Лев Николаевич представил «…маленького, грязного, худого артиллерийского офицера без сапог, в одних чулках» - героем. Очень робкий по своей натуре человек, часто выслушивал унижения, но во время сражения он показал себя мужественным, способным на героические поступки человеком. Батарея Тушина

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н.ТОЛСТОГО

В произведении «Война и мир» Л.Н. Толстой сумел показать высокое значение «маленького человека», его участие в жизни государства. Он затронул эту тему не случайно, в романе-эпопее автор описывает события 1812г. Лев Николаевич представил «…маленького, грязного, худого артиллерийского офицера без сапог, в одних чулках» - героем. Очень робкий по своей натуре человек, часто выслушивал унижения, но во время сражения он показал себя мужественным, способным на героические поступки человеком.

Батарея Тушина

А.Н.Островский «Бесприданница» Юлий Капитоныч Карандышев – еще один «маленький человек» в ряду героев русской литературы. В его «литературной родословной» герои Пушкина, Гоголя, Достоевского. Образ Карандышева Островским написан мастерски, с психологической достоверностью. Характер этого «небогатого чиновника», пожалуй, даже более сложен и интересен, чем «блестящего барина» Паратова. «Маленький человек» Юлий Капитоныч Карандышев, каким его видит Островский, оказывается самой сложной и драматической фигурой из всего мужского окружения гибнущей чайки Ларисы Огудаловой.

А.Н.Островский «Бесприданница»

Юлий Капитоныч Карандышев – еще один «маленький человек» в ряду героев

русской литературы. В его «литературной родословной» герои Пушкина, Гоголя,

Достоевского. Образ Карандышева Островским написан мастерски, с

психологической достоверностью. Характер этого «небогатого чиновника»,

пожалуй, даже более сложен и

интересен, чем «блестящего

барина» Паратова.

«Маленький человек» Юлий

Капитоныч Карандышев, каким

его видит Островский,

оказывается самой сложной и

драматической фигурой из всего

мужского окружения гибнущей

чайки Ларисы Огудаловой.

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.И.Куприна В произведении «Гранатовый браслет» Желтков (Г.С.Ж.) выступает как «маленький человек». Его жизнь, его внутренний мир никого не интересуют, он будто и права-то не имеет на «высокие чувства». Куприн раскрывает противоречие между духовным миром героя и его социальным положением.

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.И.Куприна

В произведении «Гранатовый

браслет» Желтков (Г.С.Ж.)

выступает как «маленький

человек».

Его жизнь, его внутренний мир

никого не интересуют, он будто

и права-то не имеет на «высокие

чувства». Куприн раскрывает

противоречие между духовным

миром героя и его социальным

положением.

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М.ГОРЬКОГО В пьесе

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М.ГОРЬКОГО

В пьесе "На дне" раскрывается тема нищеты. Каждый с этой нищетой

справляется по-разному. Некоторые спиваются, а другие ищут спасение в

работе. И в эту однообразную, жестокую жизнь приходит старик Лука. Лука

выступает как доброжелатель. Все герои в пьесе являются "маленькими

людьми", но больше других нам запомнился именно он, так как Лука сумел

вселить надежду на изменение их жизни к лучшему.

фрагмент из спектакля «На дне» (МХАТ им. Горького 1952 год)

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В Произведениях Л.Е.Улицкой Тема маленького человека нашла свое отражение и в современной литературе. Одним из ярких писателей, говорящих об отчаянии и боли при виде разложения нравов общества 21 века,  является Людмила Улицкая. Тема «маленького человека» представлена в таких рассказах, как «Народ избранный» и «Перловый суп».

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В Произведениях Л.Е.Улицкой

Тема маленького человека нашла свое отражение и в современной литературе. Одним из ярких писателей, говорящих об отчаянии и боли при виде разложения нравов общества 21 века,  является Людмила Улицкая.

Тема «маленького человека» представлена в таких рассказах, как «Народ избранный» и «Перловый суп».

Произведения Людмилы Петрушевской рассказывают не только о «свинцовых мерзостях жизни», о боли и страданиях «маленького человека», они учат любить людей, сострадать им. Это рассказы «Чудо» и «Страна». ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В Произведениях Л.С.ПЕТРУШЕВСКОЙ

Произведения Людмилы Петрушевской рассказывают не только о «свинцовых мерзостях жизни», о боли и страданиях «маленького человека», они учат любить людей, сострадать им. Это рассказы «Чудо» и «Страна».

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В Произведениях Л.С.ПЕТРУШЕВСКОЙ

Виды художественных описаний «маленького человека» Интерьер  (фр. Interieur, внутренний) - в литературе: художественное описание внутреннего вида помещений. Интерьер играет важную роль в характеристике героя, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла. А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Комната Самсона Вырина.

Виды художественных описаний «маленького человека»

  • Интерьер  (фр. Interieur, внутренний) - в литературе: художественное описание внутреннего вида помещений. Интерьер играет важную роль в характеристике героя, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла.

А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Комната Самсона Вырина.

Виды художественных описаний  «маленького человека» Не то, что мните вы, природа:  Не слепок, не бездушный лик -   В ней есть душа, в ней есть свобода,   В ней есть любовь, в ней есть язык…  Ф.Тютчев  Пейзаж в литературе  - является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, «виртуального» мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени.

Виды художественных описаний «маленького человека»

Не то, что мните вы, природа: 

Не слепок, не бездушный лик -  В ней есть душа, в ней есть свобода,  В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.Тютчев

Пейзаж в литературе  - является одним из самых мощных

средств для создания воображаемого, «виртуального» мира

произведения, важнейшим компонентом художественного

пространства и времени.

Виды художественных описаний «маленького человека» Потрет (от фр. рortrait - портрет, изображение) - в литературном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Речевая характеристика (речевой портрет) – это подбор особых для каждого действующего лица литературного произведения слов и выражений как средство художественного изображения персонажей. В одних случаях для этой цели используются слова и синтаксические конструкции книжной речи, в других средством речевой характеристики служат просторечная лексика и необработанный синтаксис и т. д. Акакий Акакиевич. Н.В.Гоголь «Шинель» «..низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным...»

Виды художественных описаний «маленького человека»

  • Потрет (от фр. рortrait - портрет, изображение) - в литературном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться.
  • Речевая характеристика (речевой портрет) – это подбор особых для каждого действующего лица литературного произведения слов и выражений как средство художественного изображения персонажей. В одних случаях для этой цели используются слова и синтаксические конструкции книжной речи, в других средством речевой характеристики служат просторечная лексика и необработанный синтаксис и т. д.

Акакий Акакиевич. Н.В.Гоголь «Шинель»

«..низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид

подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и

цветом лица что называется геморроидальным...»

Виды художественных описаний Интерьер Речевая характеристика Интерьер Портрет Пейзаж Речевая характеристика «Преступление и наказание» М.Ф.Достоевский «На дне» М.Горький «Станционный смотритель» А.С.Пушкин «Медный всадник» А.С.Пушкин «Шинель» Н.В.Гоголь «Шинель» Н.В.Гоголь «Гранатовый браслет» А.И Куприн «На дне» М.Горький «Очарованный странник» Н.С Лесков «Гранатовый браслет» А.И Куприн Л.Е. Улицкой «Народ избранный» Л.Е. Улицкой «Народ избранный» Л.Е. Улицкой «Перловый суп» Л.С.Петрушевская Л.Е. Улицкой «Народ избранный» Л.С.Петрушевская «Страна»  

Виды художественных описаний

Интерьер

Речевая характеристика

Интерьер

Портрет

Пейзаж

Речевая характеристика

  • «Преступление и наказание» М.Ф.Достоевский
  • «На дне» М.Горький
  • «Станционный смотритель» А.С.Пушкин
  • «Медный всадник» А.С.Пушкин
  • «Шинель» Н.В.Гоголь
  • «Шинель» Н.В.Гоголь
  • «Гранатовый браслет» А.И Куприн
  • «На дне» М.Горький
  • «Очарованный странник» Н.С Лесков
  • «Гранатовый браслет» А.И Куприн
  • Л.Е. Улицкой «Народ избранный»
  • Л.Е. Улицкой «Народ избранный»
  • Л.Е. Улицкой «Перловый суп»
  • Л.С.Петрушевская
  • Л.Е. Улицкой «Народ избранный»
  • Л.С.Петрушевская «Страна»

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  необходимо изучать художественную литературу, особенно классическую, так как она учит нас видеть проблемы общества, проблемы «маленького человека», и, кроме того, литература показывает пути искоренения этих проблем в жизни. Ими являются доброта, милосердие и сострадание, которые спасут мир и человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • необходимо изучать художественную литературу, особенно классическую, так как она учит нас видеть проблемы общества, проблемы «маленького человека», и, кроме того, литература показывает пути искоренения этих проблем в жизни. Ими являются доброта, милосердие и сострадание, которые спасут мир и человека.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!