Образ «маленького человека» в литературе xix-xxi веков
Работу выполнили учащиеся 10 класса
МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей»
г. Краснослободск
Пиксайкина Дарья
Шишканов Дмитрий
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Мишарова Вера Николаевна
«Маленький человек»
Быть человеком - это чувствовать
свою ответственность.
Чувствовать стыд перед
нищетой, которая, казалось бы, и
не зависит от тебя.
Гордиться каждой победой,
одержанной товарищами.
Сознавать, что, кладя свой
кирпич, и ты помогаешь строить
мир.
Антуан де Сент-Экзепюри
Проблема :
раскрыть значимость каждого героя в отдельных произведениях великих классиков.
Актуальность:
любой человек во всякое время заслуживает уважения;
стоит обратить внимание на значимость классической литературы вообще и её роль в раскрытии образа «маленького человека», так как и сегодня есть подобные проблемы
Цель исследования :
выявление и сопоставление символического характера «маленького человека» в литературе, эволюция образа.
Гипотеза:
образ маленького человека встречается в литературе XIX-XXI вв. и эволюционирует по мере изменения ситуации в социальных кругах.
Объект исследования:
образ «маленького человека» в литературе XIX-XXI вв.
Методы:
- анализ прочитанного материала;
- обобщение и систематизирование полученных в ходе исследований данных;
- сравнение и сопоставление героев;
- использование Интернет ресурсов
Корни проблемы
Обострение социальных противоречий в России 20-30-их гг. (аракчеевщина, крепостное право, поражение декабристов, реакции)
А.С.Пушкин. Стихотворение «Деревня»
«… Увижу ль, о друзья! Народ
неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы
просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?...»
восстание декабристов на сенатской площади
14 декабря 1825 года
«Бедная Лиза» Н.М. Карамзин
«Бедную Лизу» можно назвать первой русской повестью о «маленьком человеке».
Типичный образ «маленького человека»
Типичные черты «маленького человека»:
1) низкое положение в социальной иерархии;
2) страдание, которое обуславливается слабостью и
ошибками «маленького человека»;
3) острое восприятие переживаний;
4) «маленький человек» осознает свою ущербность,
стремится доказать свое право на жизнь;
5) большое внимание к Богу, так как только перед
ним мы все равны.
ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С.ПУШКИНА
Самсон Вырин, Дуня, Минский
В произведении «Станционный смотритель» Самсон Вырин является «маленьким человеком». Глядя на его дочь Дуню, на её красоту, доброту, люди, которые за правило взяли грубое отношение к станционному смотрителю, становились намного милее и добрее. После того как Дуня оставила своего отца, жизнь Самсона потеряла смысл.
«Медный всадник» А.С.Пушкин
Евгений – «маленький
человек».
Герой является антиподом
«кумира на бронзовом коне».
В отличие от «бронзового
Петра» у него есть душа, он
умеет мечтать, печалиться,
изнемогать от мучений…
ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.В.ГОГОЛЯ
Как может одна вещь изменить жизнь человека?...
Образ «маленького человека» - Акакий Акакиевич.
Шинель выступает как причина его трагедии.
Н.В. Гоголь поднимает данную проблему, и этим произведением он показывает нам то, что «маленьким» человек делает не сам себя, а таким его делает бездушие, жестокость и алчность людей.
ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.С.Лескова
У Николая Семеновича Лескова «маленький человек» - это совсем другой человек , нежели у его предшественников.
Сравнив двух героев Левшу и Ивана Северьяновича Флягина, мы пришли к выводу, что они способны отстаивать свои права, не теряя чувства собственного достоинства.
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
Достоевский, изображая Мармеладова, который говорит: «…знаете ли вы, что это такое, когда некуда больше идти?...» показывает, что «маленького человека» может пожалеть только Бог. Люди безучастны и смеются над горем Мармеладова («Забавник!», «Да чего тебя жалеть-то!», «Заврался»), над сумасшествием его жены, Катерины Ивановны, над бесчестием молодой дочери, так и над избиением полуживой клячи (сон Раскольникова).
ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В произведении «Бедные люди» Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО
В произведении «Бедные люди» главным героем также является мелкий человек, переписчик Макар Девушкин.
Перед нами «вечный титулярный советник», способный лишь к переписке бумаг, обученный на медные деньги, смирный и забитый. Макар Алексеевич Девушкин не менее гоголевского Башмачкина унижен и презираем на службе. Он тоже подвергался издевательствам на работе, но по своей натуре это уже совсем другой человек, отличный от Акакия Акакиевича. На ответы обиды сослуживцев и обидчиков «маленький человек» возроптал: он почувствовал себя личностью, оказавшись способным не только на смирение, не только на заботу о самом себе.
ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н.ТОЛСТОГО
В произведении «Война и мир» Л.Н. Толстой сумел показать высокое значение «маленького человека», его участие в жизни государства. Он затронул эту тему не случайно, в романе-эпопее автор описывает события 1812г. Лев Николаевич представил «…маленького, грязного, худого артиллерийского офицера без сапог, в одних чулках» - героем. Очень робкий по своей натуре человек, часто выслушивал унижения, но во время сражения он показал себя мужественным, способным на героические поступки человеком.
Батарея Тушина
А.Н.Островский «Бесприданница»
Юлий Капитоныч Карандышев – еще один «маленький человек» в ряду героев
русской литературы. В его «литературной родословной» герои Пушкина, Гоголя,
Достоевского. Образ Карандышева Островским написан мастерски, с
психологической достоверностью. Характер этого «небогатого чиновника»,
пожалуй, даже более сложен и
интересен, чем «блестящего
барина» Паратова.
«Маленький человек» Юлий
Капитоныч Карандышев, каким
его видит Островский,
оказывается самой сложной и
драматической фигурой из всего
мужского окружения гибнущей
чайки Ларисы Огудаловой.
ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.И.Куприна
В произведении «Гранатовый
браслет» Желтков (Г.С.Ж.)
выступает как «маленький
человек».
Его жизнь, его внутренний мир
никого не интересуют, он будто
и права-то не имеет на «высокие
чувства». Куприн раскрывает
противоречие между духовным
миром героя и его социальным
положением.
ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М.ГОРЬКОГО
В пьесе "На дне" раскрывается тема нищеты. Каждый с этой нищетой
справляется по-разному. Некоторые спиваются, а другие ищут спасение в
работе. И в эту однообразную, жестокую жизнь приходит старик Лука. Лука
выступает как доброжелатель. Все герои в пьесе являются "маленькими
людьми", но больше других нам запомнился именно он, так как Лука сумел
вселить надежду на изменение их жизни к лучшему.
фрагмент из спектакля «На дне» (МХАТ им. Горького 1952 год)
ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В Произведениях Л.Е.Улицкой
Тема маленького человека нашла свое отражение и в современной литературе. Одним из ярких писателей, говорящих об отчаянии и боли при виде разложения нравов общества 21 века, является Людмила Улицкая.
Тема «маленького человека» представлена в таких рассказах, как «Народ избранный» и «Перловый суп».
Произведения Людмилы Петрушевской рассказывают не только о «свинцовых мерзостях жизни», о боли и страданиях «маленького человека», они учат любить людей, сострадать им. Это рассказы «Чудо» и «Страна».
ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В Произведениях Л.С.ПЕТРУШЕВСКОЙ
Виды художественных описаний «маленького человека»
- Интерьер (фр. Interieur, внутренний) - в литературе: художественное описание внутреннего вида помещений. Интерьер играет важную роль в характеристике героя, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла.
А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Комната Самсона Вырина.
Виды художественных описаний «маленького человека»
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф.Тютчев
Пейзаж в литературе - является одним из самых мощных
средств для создания воображаемого, «виртуального» мира
произведения, важнейшим компонентом художественного
пространства и времени.
Виды художественных описаний «маленького человека»
- Потрет (от фр. рortrait - портрет, изображение) - в литературном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться.
- Речевая характеристика (речевой портрет) – это подбор особых для каждого действующего лица литературного произведения слов и выражений как средство художественного изображения персонажей. В одних случаях для этой цели используются слова и синтаксические конструкции книжной речи, в других средством речевой характеристики служат просторечная лексика и необработанный синтаксис и т. д.
Акакий Акакиевич. Н.В.Гоголь «Шинель»
«..низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид
подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и
цветом лица что называется геморроидальным...»
Виды художественных описаний
Интерьер
Речевая характеристика
Интерьер
Портрет
Пейзаж
Речевая характеристика
- «Преступление и наказание» М.Ф.Достоевский
- «На дне» М.Горький
- «Станционный смотритель» А.С.Пушкин
- «Медный всадник» А.С.Пушкин
- «Шинель» Н.В.Гоголь
- «Шинель» Н.В.Гоголь
- «Гранатовый браслет» А.И Куприн
- «На дне» М.Горький
- «Очарованный странник» Н.С Лесков
- «Гранатовый браслет» А.И Куприн
- Л.Е. Улицкой «Народ избранный»
- Л.Е. Улицкой «Народ избранный»
- Л.Е. Улицкой «Перловый суп»
- Л.С.Петрушевская
- Л.Е. Улицкой «Народ избранный»
- Л.С.Петрушевская «Страна»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- необходимо изучать художественную литературу, особенно классическую, так как она учит нас видеть проблемы общества, проблемы «маленького человека», и, кроме того, литература показывает пути искоренения этих проблем в жизни. Ими являются доброта, милосердие и сострадание, которые спасут мир и человека.
Спасибо за внимание!