СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ города в поэме "Мёртвые души"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока литературы. 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Образ города в поэме "Мёртвые души"»

Образ города в поэме «Мертвые души»


Тип урока: урок «открытие новых знаний»

Цель урока: продолжение знакомства учащихся с содержанием поэмы «Мёртвые души».

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение составлять характеристику персонажей, определять роль и значение образов чиновников в раскрытии авторского замысла.

Метапредметные: совершенствовать умение отвечать на вопросы проблемного характера, делать выводы;

Личностные: воспитывать негативное отношение к бюрократизму и коррупции.

Оборудование: портрет н. В. Гоголя; иллюстрации к поэме; эпиграф на доске.

 

Никто и никогда до него

не написал такого полного курса

патологической анатомии

русского чиновника.

А. И. Герцен

 


Структура урока:

1.Этап мотивации. Критерии оценивания.

Приветствие. Психологический настрой на урок.


2. Этап актуализации.

На прошлом уроке мы рассмотрели образы помещиков в поэме. Давайте вспомним и обобщим (записываем в тетрадь выводы).

Манилов – « ни то, ни сё»

Коробочка – «дубинноголовая»

Ноздрёв – «исторический человек»

Собакевич – « человек-кулак»

Плюшкин – «прореха на человечестве»

- Попробуем провести параллели между героями. Объедините их в пары по какому-либо признаку.

Манилов и Ноздрёв – расточители, только один мирно сорит трудом крестьян, а другой со скандалами, попойки, карточные игры.

Коробочка и Собакевич – накопители, но Коробочка – мелкое скопидомство, а Собакевич – кулачество в грубой форме.

-А что же скажете о Плюшкине? ( Сама скупость обратилась в расточительство).

-А есть ли какая-то закономерность в порядке изображения помещиков? ( Образы помещиков даны в порядке всё большего оскудения и морального падения.)

- А ведь это дворянство, т.е. лучшие сословие России, на них должна держаться страна. Рисуя владельцев усадеб, Гоголь раскрывает в каждом из них одну из разновидностей духовной смерти. В Манилове это равнодушие и беззаботность, в Коробочке –жадность, мелочность, в Ноздрёве- бесшабашность, разгульный образ жизни, в Собакевиче- скупость и невежество. Плюшкин – полная деградация личности.

- А теперь задумайтесь, кого же назвал Гоголь «мёртвыми душами» в поэме? У кого душа мертва? У крестьян ли??

- Почему произведение имеет такое название, только ли дело в покупке списков умерших крестьян???( Гоголь создаёт типы помещиков, которые утратили своё человеческое достоинство, которые опустились до равнодушия, жадности, грубости и полного ничтожества)

-Почему же характеры, созданные Гоголем в 19 веке, живы и по сей день? Задумайтесь, кого бы вы в наше время назвали Маниловым (любезного до слащавости, мечтательного человека); Коробочкой? ( мелочного, скупого человека); Ноздрёвым ( дебошира, скандалиста); Собакевичем? (заботящегося только о личной выгоде, грубого); Плюшкиным? (скрягу).

Мастерство Гоголя увековечило этих героев.

Проверка внимательности чтения.

Выводы сделаны, а теперь проверим внимательность вашего чтения.

Задание: Раздайте предметы их владельцам. Использовать жетоны.

  1. « пузатое ореховое бюро на пренелепых четырёх ногах, совершенный медведь…»

  2. «отломленная ручка кресел»

  3. «турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано «Мастер Савелий Сибиряков»

  4. «ларчик красного дерева с штучными выкладками из Карельской берёзы»

  5. «картины с какими-то птицами»

  6. «клетка, из которой глядел дрозд тёмного цвета с белыми крапинками»

  7. «шарманка красного дерева, игравшая не без приятности»

  8. «сломанный стул»

  9. « сапожные колодки»

  10. «чубук с янтарным мундштуком, недавно выйгранный»

  11. «рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами»

  12. «чемодан из белой кожи»

  13. «длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения»

  14. «кусок деревянной лопаты и старая подошва от сапога»

  15. «стенные часы с нарисованными птицами на циферблате»

  16. «щёгольский подсвечник с тремя античными грациями»

  17. «бисерный чехольчик на зубочистку»

Задание: Дан список блюд, которыми угощали Чичикова владельцы усадеб. Кто угощал Чичикова…

  1. «варенье – ни груша, ни слива, ни иная ягода»

  2. «бутылка, которая была и бурганьон и шампаньон вместе»

  3. «сухарь из кулича, который привезла Александра Степановна»

  4. «индюк ростом в телёнка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печёнкой»

  5. «лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха»

  6. «славный ликёрчик…козявки и всякая дрянь было понапичкалась туда, но я весь сор-то повыкинул, и теперь вот чистенькая»

  7. «мадёра, лучше которой не пивал сам фельдмаршал»

  8. «няня, известное блюдо, которое подаётся к щам и состоит из бараньего желудка, начинённого гречневой кашей, мозгом и ножками»

  9. «ватрушки, каждая из которых была гораздо больше тарелки».

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Беседа

- Задумались ли вы, когда читали заданные на дом главы, почему наряду с помещиками Гоголь изображает и чиновничество губернского города? Какое место в социальной структуре царской России занимает это сословие?

-В каком произведении Гоголя, с которым вы познакомились в 8 классе, представлены образы чиновников?

- Какое впечатление произвели на вас образы чиновников в поэме «Мёртвые души»?

4. Этап целеполагания.

Постановка целей и задач урока. Запись темы.

5. Этап открытия нового знания.

На протяжении всей поэмы тема крепостничества неразрывно сплетается с темой бюрократии, полицейщины. Помещики и чиновники неотделимы друг от друга в общей картине «Мертвых душ».

Изображению чиновничества был посвящен и «Ревизор», но там перед читателем предстал уездный город – малая величина российской действительности. В «Мертвых душах» автор увеличил масштабы изображения чиновничьего мира.

6. Этап первичного закрепления.

1. Вспомним, каким предстал губернский город в I главе. Ответим на вопрос: как относятся к городу N Чичиков и автор? (Заняв комнату в гостинице, пообедав и отдохнув, Чичиков отправился посмотреть город. Результатами осмотра остался доволен, «нашел, что город никак не уступал другим губернским городам» — важное замечание, позволяющее говорить о типичности изображаемого.

Итак, Чичиков доволен осмотром города, отношение его ко всему снисходительно-приветливое. Автор относится ко всему иронически.)

2. В чем проявляется ирония? (В основе иронии — несоответствие между самим предметом и тем, что о нем говорится. Приведем примеры: «покойная комната с тараканами», сравнение их с черносливом (какой же тут покой?); копченая люстра с множеством стеклышек; поднос, на котором чашки «сидят», как птицы на морском берегу (романтическое сравнение вызывает смех). Возвышенность описания усиливает иронию автора.

В I главе нарисована общая картина, но некоторые детали ее очень выразительны: это и странные вывески (надпись «Иностранец Василий Федоров»), это и плохонькие мостовые, и жидковатый городской сад, о котором писали в газетах. И все эти описания пронизаны гоголевской иронией.

И еще одна важнейшая деталь: первый встретившийся Чичикову человек не назван Гоголем по имени, он не проронил ни слова, только взглянул на бричку нашего героя и побрел своей дорогой. Но его характер, пустота и пошлость — перед нами. Он своеобразная визитная карточка города.)

После пяти глав о помещиках мы вместе с героем опять возвращаемся в город.

Чичиков доволен — в шкатулке лежат списки приобретенных душ, осталось совершить купчие и улизнуть из города.

3. Какими предстают в изображении Гоголя чиновники в тексте VII главы? В чем смысл сравнений: «председатель... подобно древнему Зевсу Гомера…», чиновники уподобляются «жрецам Фемиды», коллежский регистратор «прислужился... как некогда Вергилий прислуживался Данту...»? (Первое комическое сравнение подчеркивает могущество председателя в своем учреждении. Усиливает комизм сравнения неожиданное внесение в него архаического слова «брань», употреблявшегося в значении сражения, битвы, а затем получившего новое значение — ругани.

Название продажных, нечестных взяточников-чиновников жрецами Фемиды (Фемида — в греческой мифологии богиня правосудия, справедливости и помощи угнетенным, изображалась в виде женщины с мечом в одной и весами в другой руке и с завязанными глазами как символ беспристрастия), то есть служителями правосудия, было явной насмешкой над судом и другими учреждениями того времени.

Смысл третьего сравнения с героями «Божественной комедии» Данте не в сопоставлении римского поэта Вергилия с чиновниками гражданской палаты. Смысл заключается в том, что чиновник провел «наших приятелей» в комнату присутствия, центр учреждения. Вергилий вел Данте по страшным кругам мифического ада, а «коллежский регистратор» — по кругам бюрократического ада. Гражданская палата, таким образом, превращается в подлинный ад, где мучаются русские люди, подданные полицейского государства.

Обратим внимание еще на одну деталь: в зале присутствия, где разбирались судебные дела, ёще по указу Петра Первого должно было стоять трехгранное зеркало (зерцало) с орлом и тремя указами о порядке судопроизводства. Зеркало — символ отражения правды. Здесь же у зеркала сидит Собакевич и при этом лжет председателю, что продавал Чичикову не мертвых, а живых крестьян.)

4. Какие приемы создания комического эффекта мы находим в описании мира чиновников? (Чтение со слов: «Герои наши видели... даже какую-то светло-серую куртку, которая... выписывала бойко... какой-нибудь протокол...»

Здесь мы наблюдаем прием, часто используемый Гоголем — уподобления живого неживому.)

5. Как относятся чиновники к службе? (Прежде всего мы видим, что чиновники ведут праздный и беспечный образ жизни. Когда понадобились свидетели для оформления купчей, Собакевич посоветовал послать за прокурором («он человек праздный») и инспектором врачебной управы («он также человек праздный»). О других чиновниках сказано, что «они все даром бременят землю». Называются их занятия — игра в карты, взяточничество.

Характер персонажей рисуется штрихами, но очень убедительными. (Взятка Ивану Антоновичу-Кувшинное рыло, например: «Чичиков, вынув из кармана бумажку, положил ее перед Иваном Антоновичем, которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас ее книгою. Чичиков хотел было указать ему ее, но Иван Антонович движением головы дал знать, что не нужно показывать».)

Далее раскрывается чудовищная картина правительственного грабежа: «председатель дал приказаниё из пошлинных денег взять с него (Чичикова) только половину, а другая неизвестно каким образом отнесена была на счет какого-то другого просителя».

О полицеймейстере (полицеймейстер, или городничий — начальник полиции, должностное лицо, руководящее полицейским управлением города) говорится, что он «чудотворец», потому что «стоит ему мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба... так мы, знаете ли, как закусим».)

6. Чтение текста со слов: «Гости добрались наконец гурьбой к дому полицеймейстера…»

Алексей Иванович (Гоголь не дал фамилии своему городничему) «действовал умно, обвораживал купцов якобы дружеским обращением, используя их разнообразные «задоры»: любовь к рысакам, к игре в горку. «Должность свою постигнул он в совершенстве», - иронически хвалит его Гоголь. Он «успел приобрести совершенную народность» среди купцов, не протестовавших против его поборов.

7. Что добавляет анализ VIII главы для характеристики мира чиновников? (Чтение текста со слов: «Многие были не без образования...»)

(Все книги и журналы, которые упоминаются в этой главе, отличаются особым характером: среди них нет ни одного произведения передового содержания. Таким образом Гоголь дает почувствовать читателю реакционность взглядов чиновников.)

Особое внимание отдается в VIII главе описанию дамского общества.

Говоря о нарядах («в нарядах их вкусу было пропасть...»), Гоголь для выразительности использует гиперболу. «Нет, это не губерния, это столица, это сам Париж!» — восклицает он, и тут же добавляет: «Только местами вдруг высовывался какой-нибудь не виданный землею чепец или даже какое-то чуть не павлинье перо в противность всем модам, по собственному вкусу» — и становится понятна ирония автора.

8. Какую роль играет дамское общество города в дальнейших событиях? (дамское общество играет важную роль в дальнейших событиях оно распространяет сплетни о том, что Чичиков хочет увезти губернаторскую дочку.

Дамы не приняли того, что Чичиков предпочел им «блондинку». «Негодование, во всех отношениях справедливое, изобразилось во многих лицах...»)

Появление на бале Ноздрева добавило смуты в спокойную жизнь губернского города. (Вот почему чиновники были так рады появлению нового лица — Чичикова.)

Сплетни вокруг него окончательно пробудили дремлющее общество: «оказалось, что город люден и велик...» — комментированное чтение этого фрагмента до слов: «Все вдруг отыскали в себе такие грехи, каких даже не было» (IХ глава).

«Страх прилипчивее чумы и сообщается в миг». Чиновники, установившие в городе бесчестный и хищнический порядок, боятся сами попасть в лапы других чиновников. Боятся потому, что обнаружится их произвол: инспектор врачебной управы не принял мер против повальной горячки, отчего больные умерли в значительном количестве, были убиты в драке купцы, а убийцы отпущены за взятки «по четыре государственные каждый», то есть по 4000 рублей, крестьяне убили заседателя Дробяжкина и откупились от суда и следствия.

Чиновники не могут понять о Чичикове, «что такое он именно: такой ли человек, которого нужно задержать и схватить как неблагонамеренного, или же он такой человек, который может сам схватить и задержать их всех как неблагонамеренных».

В этом обществе человек живет без мысли и может умереть от мысли, что и случилось с прокурором, который почему-то больше переполошился, пришел домой и внезапно отдал Богу душу — и только теперь выяснилось, что у него была душа, «хотя он по ости своей никогда ее не показывал».

История с прокурором носит трагикомический характер: погибает человек, но и при жизни не было в нем никакого движения, настоящего живого дела не водилось за ним, так что он был «мертвым» при жизни.

9. Почему же умер прокурор? Что хотел Гоголь показать этой смертью? (Объяснение одно: так Гоголь показал бессмыслие административной системы, основанной на произволе и страхе. Его смерть так же нелепа, как нелепа была и его жизнь. Прокурор — только один из чиновников, ничем не отличающийся от всех остальных.

Чиновников охватил страх, но это не страх людей, чувствующих свою вину, это страх перед произволом нового начальника, а не требованием закона. Этот страх бессилен изменить бесчувственную жизнь он может только устроить переполох в стоячем болоте.)


7. Этап включения в систему знаний.

10. Как известно, Гоголь нарисовал не только губернский город. В «Повести о капитане Копейкине» перед читателем предстал Петербург. Какова роль этой вставной новеллы? (Роль этой вставной новеллы для писателя была огромна. Издавать поэму без нее было невозможно. поэтому Гоголь дважды переписывал повесть, «так что никакая цензура не может придраться». Гоголь писал Плетневу: «Я лучше решился переделать ее, чем лишиться вовсе, Я выбросил весь генералитет, характер Копейкина означил сильнее, так что теперь видно ясно, он всему причиною сам и что с ним поступили хорошо».

Но самое важное, как разъяснял Гоголь цензору Никитенко, повесть нужна «для того, чтобы отвлечь читателя, чтобы одно впечатление сменить другим». Но на самом деле Гоголь вел читателя к громадным обобщениям, захватывающим не только провинцию, но и всемирную историю.)

Проверка индивидуальных заданий — сообщения на темы: «Какое отношение к действию поэмы имеет история капитана Копейкина?» и «Что подсказало Гоголю сюжет о капитане Копейкине?»

8. Этап подведения итогов урока.


По своему характеру, привычкам, поведению губернские чиновники во многом напоминают чиновников из «ревизора», но не повторяют их. В «Мёртвых душах» писатель показал не узкий круг провинциальных управителей уезда, а правителей города — основной административно-территориальной единицы царской России. Кроме того, чиновничья среда показана в тесных контактах и с поместным миром, и с жизнью обеих столиц, неподалёку от которых, по словам Гоголя, находился изображаемый им город. Это расширяет пространственное изображение и оттеняет повсеместный характер чиновничьего произвола.  Таким образом, чиновничий мир поэмы — это тот же мир «мёртвых душ», что и помещичья среда. Во власть ему отданы не только крепостные крестьяне, но и весь народ, всё государство.


9. Этап рефлексии и оценивания.

Вопросы для рефлексии

- Как вы теперь понимаете слова Герцена о «курсе патологической анатомии русского чиновника?

-Что из обсуждаемого на сегодняшнем уроке кажется вам актуальным и сегодня?


10. Этап ознакомления с домашним заданием.

1) Прочитать главу 11 поэмы.

2) Подготовить подробный пересказ эпизодов главы по вариантам:

I вариант: «Происхождение, детство и годы учёбы Чичикова»;

II вариант: «Служебная карьера Чичикова»;

III вариант: «Служба Чичикова на таможне».

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!