СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ американских университетов Курсовая работа 44.03.01 Направление: Педагогическое образование Направленность (профиль): Образование в области иностранного языка (английский язык)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Университетское образование дает человеку полезные навыки и жизненный опыт для получения хорошей работы в будущем. Наличие высшего образования является неотъемлемой частью жизни для тех, кто хочет быть успешным в поднятии по карьерной лестнице. Университетское образование дает человеку полезные навыки и жизненный опыт для получения хорошей работы в будущем. Наличие высшего образования является неотъемлемой частью жизни для тех, кто хочет быть успешным в поднятии по карьерной лестнице.

Просмотр содержимого документа
«Образ американских университетов Курсовая работа 44.03.01 Направление: Педагогическое образование Направленность (профиль): Образование в области иностранного языка (английский язык)»

Оглавление



Введение 2

Глава 1 Особенности понятия «университет» в современном обществе 5

1.1Понятие «университет» в научной литературе 5

1.2Лексико-семантическое поле понятия «университет» 8

Глава 2 Особенности лексических единиц, отражающих понятие «университет» на сайтах университетов США 12

2.1 Анализ лексических единиц, отражающих деятельность Гарвардского университета 12

2.2 Анализ лексических единиц, отражающих деятельность Стэнфордского университета 18

Заключение 23

Библиография 25

















Введение



Университетское образование дает человеку полезные навыки и жизненный опыт для получения хорошей работы в будущем. Наличие высшего образования является неотъемлемой частью жизни для тех, кто хочет быть успешным в поднятии по карьерной лестнице.

Современный университет представляет собой некоторое подобие центра информации, где студент на протяжении длительного времени изучает важные аспекты по различным темам, преимущественно связанным с его специализацией. Несмотря на популярность Интернета, некоторые редкие конкретные материалы доступны лишь в университетских библиотеках. Кроме того, университет — это место, где студент может встретить огромное количество компетентных людей среди преподавателей и других студентов.

Университет предоставляет человеку весьма важный навык в изучении новых предметов, формирует навыки самостоятельной работы. Выпускник университета в случае необходимости всегда сможет отыскать необходимую ему информацию, переработать ее конкретным образом и использовать для повышения эффективности своей трудовой деятельности.

Вышесказанное позволяет выделить три аспекта, которые имеют особую важность в процессе получения высшего образования в университете: процесс коммуникации, предоставление информации, воспитание личности. Таким образом, престижный университет, осуществляющий подготовку высококлассных специалистов, в ходе осуществления своей деятельности должен учитывать все три аспекта, и регулировать политику в соответствии с ними.

Стэнфордский и Гарвардский университеты являются одними из самых престижных на территории США. Это обусловлено тем фактом, что в их стенах ведется активная подготовка специалистов по самым разным направлениям. По этой причине организация их научно-образовательной деятельности представляет значительный интерес для исследования, чем и обусловлена актуальность исследования.

Ознакомление со спецификой деятельности в конкретном университете возможно через изучение специфики лексики в материалах сайтов образовательных учреждений. В состав лексико-семантических групп входят кластеры, анализ которых позволяет сделать конкретные выводы. Именно по этой причине в качестве материала для проведения исследования были выбраны сайты Гарвардского и Стэнфордского университетов.

Объект исследования — направления и специфика деятельности Гарвардского и Стэнфордского университетов.

Предмет исследования — лексические средства, отражающие направления и специфику деятельности Гарвардского и Стэнфордского университетов.

Цель исследования — ознакомиться с направлениями и выявить специфику деятельности Гарвардского и Стэнфордского университетов.

В соответствии с поставленной целью был определен ряд задач:

  1. изучить сущность понятия университет на базисе научной литературы;

  2. выделить основные компоненты лексико-семантического поля «университет»;

  3. отобрать материалы, размещенные на сайтах Гарвардского и Стэнфордского университетов;

  4. провести анализ лексических единиц, отражающих деятельность Гарвардского университета;

  5. провести анализ лексических единиц, отражающих деятельность Стэнфордского университета.

В качестве методов исследования были определены следующие:изучение теоретической литературы по теме исследования, синтез, семантический анализ.



Глава 1. Особенности понятия «университет» в современном обществе
    1. Понятие «университет» в научной литературе


История университета как форма общественно-учебной кооперации насчитывает почти тысячу лет. На протяжении всего времени своего существования университет менялся, адаптировался к новым жизненным реалиям. Таким образом, университет как общественный институт находится в процессе постоянного обновления [3].

Явление, которое мы называем словом «университет», — одно из самых загадочных в жизни человеческого общества. По отношению к нему используется великое множество толкований. Их количество с каждым днем увеличивается, что обусловлено логикой современного мира — широким распространением высшего образования, развитием рынка в этой конкретной области, глобализацией его масштабов. Исследователи в различных областях (социология, лингвистика, политология и т.д.) сообщают, что именно эти трансформации являются свидетельствами в пользу неоднозначности понятия и невозможности его привязки к простой формуле и дефиниций, и потому возникает необходимость рассмотрения наиболее актуальных из них [4].

Понятие «университет» имеет латинское происхождение: «universitas»— «совокупность, общность» [10].Согласно «Толковому словарю русского языка» под редакцией С.И. Ожегова, «университет — это высшее учебное заведение и одновременно научное учреждение с различными естественно-математическими и гуманитарными отдалениями (факультетами)» [16]. Второе понимание понятия «университет» следующее — «учебные учреждения по повышению научно-политических знаний, образования в какой-либо области». Также существует переносное значение понятия «университет» —«источник накопленных знаний, большого опыта» [11].

«Толковый словарь»В.И. Даля дает следующие определения университету:

1) высшая школа, учебное заведенье первой степени, по всем отраслям науки;

2) кафедра, профессорство [15].

При обращении к «CambridgeDictionary» обнаруживается следующее определение «university»:

1) a place where people study for an undergraduate (=first) or postgraduate (=higher level) degree;

2) a place of higher education usually for people who have finished twelve years of schooling and where they can obtain more knowledge and skills, and get a degree torecognize this» [18].

Наряду с классическим понятием «университет» существуют понятия «исследовательский университет» и «научный центр». Исследовательские университеты — это учреждения, основной целью которых является проведение исследований, углубление и передача знаний. В отличие от стран, где созданы самостоятельные административные структуры, специализирующиеся либо только на проведении НИОКР, либо на подготовке научных кадров, преимущество исследовательского университета состоит в обеспечении организационного единства обеих важнейших функций, на основе которого осуществляется теснейшая взаимосвязь между непосредственными их исполнителями. Исследовательские университеты получили развитие в США. В конце XX в. в американских университетах на основе интеграции исследований и преподавания произошла первая «академическая» революция. В настоящее время в ведущих университетах США происходит «вторая «академическая» революция, то есть осуществляется переход от парадигмы, основанной на видении знания как общественного блага, к так называемому режиму «академического капитализма» [2]. Для него характерна коммерциализация академических исследований и продукта таких исследований, интеграция академического и предпринимательского сектор». Таким образом, исследовательский университет — симбиоз учебного и научно-исследовательского университетов. Всемирно известные вузы, как правило, имеют статус именно исследовательских университетов — например, Стэнфордский и Гарвардский университеты.

Существует еще одно понятие — «научный центр». Данное понятие используется для характеристики тех же Стэнфордского и Гарвардского университетов. Научный центр — форма организации научных исследований, в которой используется кооперация различных научных и других коллективов. Они обычно создаются на базе крупных научно-исследовательских институтов, исследовательских университетов, конструкторских, проектных организаций. По целям работы различаются следующие типы научных центров [5]: комплексные, специализированные, учебно-научные, учебно-научно-производственные.

Ознакомление с основными подходами к пониманию термина «университет», а также изучение смежных понятий позволило понять, что общее описание «практики университета» является невозможным. Это обусловлено тем, что в таком описании должны быть представлены все существенные качества и свойства, актуализация совокупности которых (вместе с конкретными идеями и идеалами) предопределила бы автоматическое создание университета [12]. На современном уровне развития высшего образования, по мнению исследователей, единственным требованием, которое в обязательном порядке должен выполнять университет, — это четкое осознание своей миссии.

Из вышесказанного следует, что университетская деятельность, осуществляющаяся в рамках учреждения, не обладает какими-либо четкими границами. Создание границ представляет угрозу для существования университета как общественного института, так как это ограничит его способность к адаптации, которая была упомянута ранее. Именно эта способность позволяла университету являться неотъемлемым элементов развитого общества на протяжении многих столетий.

Тезис о многообразии университетских форм и его содержания довольно сложен для принятия, и Р. Деаринг в одном из своих докладов выразил надежду на сохранение регулируемой на государственном уровне системы требований, предъявляемых к университету [9]. По мнению государственного служащего, статус университета не должен быть легкодоступным, то есть институты, которые претендуют на этот статус, должны пройти качественную проверку на соответствие целому ряду критериев.

Таким образом, рассмотрев понятия «университет», «исследовательский университет» и «научный центр», можно сделать вывод, что сейчас американский университет представляет собой не только образовательный классический университет, где студенты получают новые знания, а государство и экономика получают на выходе квалифицированную рабочую силу, но также исследовательский университет и научный центр, где внедряются современные разработки.


    1. Лексико-семантическое поле понятия «университет»


Лексико-семантическое поле — это совокупность лексем, обозначающих определенное понятие в широком смысле [8]. В современном представлении, поле включает в свой состав слова различных частей речи, с допущением включения фразеологизмов и лексических материалов различных форм существования национального языка.

Понятие «университет» вызывает различные ассоциации, которые можно распределить по группам. Рассмотрим лексемы в данных группах на русском и в английском языках, используя «Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений»[17], а также словарь английского языка «ABBYY» [19].

Ассоциации, связанные с понятием «университет»:

1. Общие обозначения:

- Альма-матер — «almamater»;

- Ассоциацияуниверситетов — «Association of Universities»;

- Большой университет с множеством факультетов и научных центров —«multiversity»;

- Высшееучебноезаведение — «institute of higher education»;

- Международнаясетьуниверситетов — «International Network of Universities»;

- Учебноезаведение — «educational institution»;

- Федерацияуниверситетов — «Federation of Universities».

2. Типы учебного заведения:

- Высшая школа — «graduateschool»;

- Исследовательский институт — «scientificresearchinstitute»;

- Корпоративный университет — «corporateuniversity»;

- Международный университет — «internationaluniversity»;

- Местный университет — «localuniversity»;

- Общественный университет — «publicuniversity»;

3. Направления / типы учебных программ:

- Бакалавр искусств — «BachelorofArts»;

- Бакалаврнаук — «Bachelor of Science»;

- Бакалаврнауквобластивычислительнойтехникииинжиниринга —«Bachelor of science in computer science and engineering»;

- Доктор медицинских наук — «MedicalDoctor»;

- Доктор медицинской практики — «DoctorofNursingPractice»;

- Доктор педагогических наук — «DoctorofEducation»;

- Доктор стоматологической хирургии — «DoctorofDentalSurgery»;

- Докторфармации — «Doctor of Pharmacy»;

- Докторфилософскихнаук — «Doctor of Philosophy»;

- Докторюридическихнаук — «Juris Doctorate»;

- Магистрискусств — «Master of Arts»;

- Магистрнаук — «Master of Science»;

- Магистробразования — «Master of Education»;

- Магистратура — «graduate program»;

- Степеньбакалавра — «bachelor’s degree»;

- Степень магистра — «master’sdegree»;

- Степень специалиста — «associatedegree».

4. Специализации университета:

- Медицинский университет — «TheMedicalUniversity»;

- Технический университет — «TechnicalUniversity»;

- Технологический университет — «TechnologicalUniversity»;

- Университет гуманитарных наук — «UniversityfortheHumanities»;

- Экономический университет — «EconomicUniversity».

5. Виды факультетов:

- Высшаяшколадизайна — «Graduate School of Design»;

- Высшаяшколаискусствинаук — «Graduate School of Art and Science»;

- Высшаяшколапедагогическихнаук — «Graduate School of Education»;

- Медицинская школа — «Medicineschool»;

- Образовательный факультет — «Educationschool»;

- Школабизнеса — «Business School»;

- Школаинженерныхиприкладныхнаук — «School of Engineering and Applied Science»;

- ШколанаукоЗемле, энергиииокружающейсреде — «Earth, Energy & Environmental Sciences school»;

- Школастоматологии — «School of Dental Medicine».

6. Университетские курсы:

- Естественные науки — «NaturalSciences»;

- Инженерия и технологии — «Engineering&Technology»;

- Искусство и гуманитарные науки — «Arts&Humanities»;

- Науки о жизни и медицина — «LifeSciences&Medicine»;

- Социальные науки — «SocialSciences»;

- Управление бизнесом — «Business&Management».

7. Представители университета:

- Вице-президент по учебной работе — «Sr. Vicepresidentofacademicaffairs»;

- Должность преподавателя университета — «readership»;

-Официальный представитель университета, выступающий на торжественных церемониях — «publicorator»;

- Президент — «president»;

- Преподаватели и студенты университета — «university»;

- Преподаватель или студент университета — «gownsman».

- Профессорская должность в университете — «universitytenure»;

- Ректоруниверситета — «chancelloroftheuniversity»;

- Руководитель департамента — «departmentchair»;

- Руководитель колледжа (деканом) — «dean»;

- Студент университета — «advancedstudent»;

- Студент университета — «undergraduate».

8. Другое:

- Издательство университета — «universitypress»;

- Курсыприуниверситете — «universityextension»;

- Центркарьеры — «careerservice».

Таким образом, в лексико-семантическое поле «университет» входит большое количество различных понятий, связанных с различными аспектами научно-учебной деятельности. Анализ этих единиц позволяет определить направленность активности и идеологии университета, что представлено в следующей главе исследования.



Глава 2.Особенности лексических единиц, отражающих понятие «университет» на сайтах университетов США


2.1 Анализ лексических единиц, отражающих деятельность Гарвардского университета


Для анализа деятельности Гарвардского университета необходимо провести анализ лексических единиц, задействованных в материалах сайта университета [20]. С этой целью были поочередно изучены сочетания и частотность употребления наиболее актуальных слов, входящих в лексико-семантическое поле «университет».

Вполне очевидным является тот факт, что самой актуальной лексемой анализируемого поля является непосредственно «university». Во всех материалах, представленных на сайте, это слово встречается 35 300 раз. Предшествующий анализ позволил предположить, что в большинстве случаев лексема «university» используется в многочисленных сочетаниях, отражающих деятельность в стенах университета, за его пределами, а также во всем мире. Рассмотримнаиболееактуальныетематическиенаправления:

- событияврамкахуниверситета: «hosted by Harvard University», «the appointment as director of the Harvard University Press», «has been named a University Professor», «closed events for the Harvard University community», «A team of Harvard University researchers».

- сотрудничествосдругимиуниверситетами: «Columbia University», «the University of Pennsylvania’s center for diplomacy», «the University’s School of Public Policy and Administration», «The University of Virginia School of Medicine», «the University of New South Wales School of Medicine in Sydney».

Анализ материалов, которые в каком-либо контексте содержат в структуре слово «university», продемонстрировал, что в Гарвардском университете активно ведется научная деятельность, а также внедряются инновации непосредственно в сферу образования. Так, большая часть материалов повествует о научных исследованиях и открытиях, о традиционных событиях, о гостях университета, а самодеятельности студентов и т.д.

Вторая категория контекстов, в которых упоминается слово «university», демонстрирует, что Гарвардский университет идет в ногу со временем, и потому не абстрагируется от окружающего мира, активно включаясь в процессы глобализации. Как результат — Гарвардский университет находится в тесном сотрудничестве с другими университетами страны и мира, что позволяет ему вести многоаспектную и эффективную научно-образовательную деятельность.

Непосредственными, и даже главными участниками учебного процесса являются студенты университета. Именно они являются первостепенной целевой аудиторией, ради которой и осуществляется деятельность в учреждении высшего образования. В связи с этим представляется необходимым проанализировать функционирование лексемы «student» в материалах сайта. Было обнаружено, что в материалах сайта слово употребляется 34 500 раз, что свидетельствует о его высокой релевантности.

Тематические группы, в рамках которых используется лексема «student» в материалах сайта Гарвардского университета, могут представлены следующими категориями:

- организацииразличныхмасштабов: «student organizations», «student advisory committee for presidential search»;

- расписаниеуниверситета: «students have lunch periods»;

- отношения между студентами и преподавательским составом: «appointeddeanofstudents»;

- различныеаспектынаучнойдеятельности: «student research projects», «a student intern learns about ethics», «students’ year-end science projects»;

- связьсвыпускникамиуниверситета: «Graduate student La’Toya Princess Jackson 19 presents her original ballet», «Graduate School of Arts and Sciences Ph.D. student Nancy Khalil», «all Harvard graduate students»;

- событиявысокойзначимости (окказиональные): «the first known student protest», «(smb.) is a student again», «back on campus», «the most talented students», «students set out to travel», «student’s prize-winning art installation»;

- социальныевопросы: «What is it like being a minority student on campus?»;

- специализацииигруппыстудентов: «Harvard medical students», «high school students», «an intern», «Law School student»;

- статистическиепоказателиуниверситета: «2.6 percent of students», «nearly 10000 students», «the average Harvard student», «more than 750 students»;

- событияитрадиции: «the fourth annual Student Late Night».

Анализ функционирования такого компонента лексико-семантического поля «университет», как слово «student», позволил выявить некоторые аспекты деятельности Гарвардского университета.

Так, например, большинство студентов принимают активное участие в жизни университета, следуют старым традициям и создают новые. Также, как уже было отмечено ранее, в рамках университета ведется весьма активная научная деятельность, в которой принимают участие не только преподаватели со званиями, но также и сами студенты.

Студенты Гарвардского университета в большинстве своем нацелены после окончания университета построить блестящую карьеру. Совершенно не отрицается тот факт, что значительная часть образовательной деятельности направлена на то, чтобы способствовать этому. Таким образом, слово «career» является неотъемлемым компонентом изучаемого лексико-семантического поля, и фигурирует в нем как в конкретизированном значении («careercollege»), так и в абстрактном. Всего в материалах сайта Гарвардского университета слово «career» задействовано 12 500 раз, что лишь подтверждает направленность деятельности образовательного учреждения.

Анализ материалов сайта, в которых тем или иным образом использована лексема «career», позволил выделить следующие тематические группы:

- карьерныедостижения: «early-career scientists», «celebrating the life and career», «Goldsmith Career Award», «Faculty Early Career Development Award»;

- карьерныеперспективы: «career ambitions», «shifting careers», «an unexpected career move», «career path», «right career move», «a career opening»;

- посткарьерныеперспективы: «one career ends», «the career afterlife», «an end to a distinguished career»;

- специализированныекарьерныепрограммы: «career mentoring program», «University-wide career forum»;

- специализированныеорганизации: «the Office of Career Services», «Career Counseling».

Анализ материалов, в которых тем или иным образом использована лексема «career», позволил выявить, что одним из приоритетных направлений деятельности Гарвардского университета является обеспечение выпускников хорошим стартом для построения выдающейся карьеры. Для этого в университете постоянно проводятся специализированные конкурсы, призванные мотивировать студентов на начало восхождения по карьерной лестнице. Помимо этого, в Гарвардском университете также наличествуют специальные структурные подразделения, оказывающие помощь выпускникам в начале трудовой деятельности.

Анализ более абстрактных значений лексемы показал специфическое отношение политики университета к карьере выпускников. Так, Гарвард выказывает гордость за своих бывших студентов, добившихся высот на профессиональном поприще; при этом университет не акцентирует внимание на первостепенной роли карьеры в жизни человека, и сопоставляет трудовую деятельность с другими жизненными ценностями и ориентациями. Это является свидетельством либерального духа в университете, который позволяет студентам делать собственный в соответствии с собственными предпочтениями и жизненными установками.

Одним из главных достижений выпускников по завершении университета является получение той или иной степени, которые перечислены в первой главе исследования. Степень определяется продолжительностью обучения, интенсивностью программы, написанными научными работами. В английском языке степень представлена лексемой «degree», и на сайте Гарвардского университета она встречается 9 330 раз. Быливыделенытолькодветематическиегруппы:

- вариациистепеней: «honorary degree», «joint degree», «dual degree», «a special degree», «third degree», «posthumous degree», «award degree»;

- конкретныестепени: «Harvard degree», «master’s degree (program)», «bachelor’s degree (program)», «doctoral degree (program)», «college degree», «undergraduate degree», «science degree».

Анализ материалов позволил выявить, что в Гарварде предоставляется возможность для получения всех общепринятых научных степеней. Однако помимо этого, Гарвардский университет, активно вовлеченный в процессы глобализации и кооперации между университетами, в учебные программы внес вероятность получения совмещенных и двойных степеней. Также университет уделяет большое внимание достижениям студентов, сделанным ими в процессе учебной деятельности, и потому награждает некоторых студентов даже посмертно. В некоторой степени это является данью соблюдения традиции. Также в рамках университета и за его пределами проводятся разнообразные мероприятия, позволяющие получить почетные звания и степени. Таким образом, через систему получения степеней администрация университета мотивирует студентов на ведение активной научно-учебной деятельности.

Помимо основной научно-учебной деятельности, в рамках университета высокого уровня должны проводиться и другие виды активности. Гарвард, несомненно, относится к такой категории университетов, и в связи с этим нами было решено проанализировать кластеры материалов сайта университета, содержащие в себе лексему «activity». Слово (и его форма множественного числа) используется на сайте более 15 500 раз. В результате этой деятельности были выделены следующие тематические группы:

- культурнаядеятельность: «cultural activities», «exciting activities»;

- непосредственноотношениекдеятельности: «deals on events», «activities», «exposure to new activities», «activities being organized», «monitor the activities», «response to activity»;

- социальнаядеятельность: «social activities», «public-service activities», «reunion activities»;

- спортивнаядеятельность: «Optional Winter Activities Week», «daily physical activity»;

- факультативнаядеятельность: «ethics activities», «professional activities», «scholarly activities», «SmartTALK activities», «brain activity», «cognitive activity»;

- экологическая деятельность: «greenactivities».

Как мы можем видеть, администрация Гарвардского университета ставит перед собой задачу всестороннего развития личности. По этой причине наряду с основной научно-учебной деятельности в университете осуществляется активное вовлечение студентов в различные виды деятельности, и поощряется участие в них. Как правило, направления затрагивают наиболее важные жизненные аспекты: здоровье, экология, социальные проблемы и т.д.

Анализ материалов сайта Гарвардского университета позволил нам выявить особенности его деятельности. Так, в рамках образовательного института реализуется постоянная и высокоэффективная научно-учебная деятельность. Для достижения максимально высоких результатов привлекаются все существующие ресурсы для обеспечения комфортного обучения. Особое внимание уделяется построению карьеры, и потому в рамках университета функционирует некоторое количество профориентированных организаций и программ. Также Гарвардский университет ориентируется на воспитание ценностных ориентаций в студентах посредством дополнительных видов активности. Личность, покинувшая стены университета с дипломом, предположительно будет обладать не только багажом академических знаний, но также будет иметь хорошее здоровье, и будет уметь ориентироваться в современных жизненных реалиях: в сфере социальной, экологической проблематики. Также в университете обеспечиваются возможности для развития творческого потенциала личности студентов. С полной уверенностью можно сказать, что в Гарвардском университете проводится эффективная деятельность по подготовке высококлассных специалистов к осуществлению профессиональной деятельности.


2.2 Анализ лексических единиц, отражающих деятельность Стэнфордского университета


Анализ деятельности Стэнфордского университета на основании лексических единиц, использованных в материалах сайта учреждения [21], проводился по той же схеме, как и в случае с Гарвардским университетом. Это обусловлено тем, что такой подход позволяет не только выявить специфику научно-учебной и других видов деятельности образовательного учреждения, но и сопоставить результаты с теми, что сделаны в отношении Гарварда.

Таким образом, в первую очередь был проведен анализ функционирования лексемы «university». Для Стэнфордского университета это слово имеет не меньшую важность, чем дляГарвардского, и так же широко освещает специфику его деятельности.

В результате анализа материалов сайта, в которых слово «university» встречается более 553 000 раз, были выделены следующие тематические группы с входящими в них кластерами:

- событияврамкахуниверситета: «research universities», «university admits qualified students», «Undergraduation Admission at Stanford University», «University Innovation Fellows», «university expansion».

- сотрудничествосдругимиуниверситетами: «American Association of University Professors», «King Abdullah University of Science and Technology», «The University of California», «National University of Singapore Business School», «the University of South Carolina».

Анализ материалов, которые в каком-либо контексте содержат в структуре слово «university», продемонстрировал, что в Стэнфордском университете ведется слаженная и организованная научно-образовательная деятельность, в большей мере направленная не на новые достижения, а на максимальное развитие предыдущих. Стэнфордский университет так же, как и Гарвардский, находится в тесном сотрудничестве с другими образовательными учреждениями.

Анализ функционирования лексемы «student» в материалах сайта показал, что она употребляется более 189 000 раз. Проведенный анализ позволил выделить тематические группы, аналогичные тем, что были определены при анализе материалов сайта Гарвардского университета:

- организацииразличныхмасштабов: «the official student fan group», «Student Affairs», «Stanford GSE Student Organizations», «The Student Services Center’s Vision»;

- расписаниеуниверситета: «student account». «student check-in»;

- отношения между студентами и преподавательским составом: «appointeddeanofstudents»;

- различныеаспектынаучнойдеятельности: «student records», «student development and learning», «extracurricular student projects»;

- событиявысокойзначимости (окказиональные): «the first known student protest», «back on campus», «the most talented students», «students set out to travel», «student’s prize-winning art installation»;

- социальныевопросы: «students’ responsibility», «student life needs», «student life advising»;

- специализацииигруппыстудентов: «admitted students», «international students», «secondary school students», «graduate students», «independent student», «resident students», «freshman students»;

- событияитрадиции:«Shadow a Student Challenge».

Как демонстрируют приведенные в качестве примеров кластеры, студенческая жизнь в Стэнфорде несколько отличается от жизни студентов в Гарварде. В первую очередь хотелось бы отметь соотношение формальных и неформальных студенческих организаций: в Стэнфорде первые отличаются гораздо большей частотностью, чем в Гарварде, что указывает на решение администрации университета передать часть инициативы в процессе обеспечения образования в руки самих студентов.

Следует отметить, что приверженность традициям и связь с выпускниками в Стэнфордском университете прослеживается не так явно, как это было в случае с Гарвардским университетом. По всей вероятности, это обусловлено более либеральной и модернизированной политикой ведения научно-учебной деятельности в организации. Это также подтверждается тем фактом, в Стэнфордском университете проводятся различные новые мероприятия, и осуществляется отказ от старых, которые уже потеряли свою актуальность.

Карьерный рост в будущем интересует студентов Стэнфордского университета не меньше, чем студентов, обучающихся в Гарварде. Таким образом, слово «career» также является неотъемлемым компонентом изучаемого лексико-семантического поля на материалах сайта Стэнфордского университета. Изучаемая лексема встречается в различных текстах, размещенных на сайте, более 113 000 раз.

Анализ материалов сайта, в которых тем или иным образом использована лексема «career», позволил выделить следующие тематические группы:

- карьерныеперспективы: «a unique career vision», «career opportunities», «career exploration», «career development», «pursuing careers», «a specific career goal»;

- посткарьерныеперспективы: «career reboot», «the career afterlife», «an end to a distinguished career»;

- специализированные карьерные программы: «careercoaching»;

- специализированныеорганизации: «career education hub», «a team of career coaches», «Career Fairs», «The Stanford Distinguished Careers Institute», «The Career Counseling Network», «Career Catalysts», «Career Management Center».

Итак, проведенный анализ лексемы «career» и ее функционирования в различных кластерах позволил определить, что в Стэнфордском университете вопросу карьерного роста будущих выпускников уделяется также весьма значительное внимание. Тем не менее, в реализации программы по поддержке карьерных перспектив и амбиций прослеживается некоторое отличие. Оно заключается в том, что в Стэнфордском университете в большем количестве созданы различные организации, объединенные под эгидой общеуниверситетского карьерного центра. В то же время количество мероприятий, направленных на карьерное стимулирование студентов, гораздо ниже, чем в Гарвардском университете.

Лексема «degree» на сайте Стэнфордского университета встречается 121 000 раз. Проанализированные материалы позволили выделить некоторые тематические группы:

- вариациистепеней: «jointdegree», «JD / Master’sdegree», «JD / MDdegree», «JD / PhDdegree», «additionaldegree», «posthumousdegree», «awarddegree»;

- конкретныестепени: «Stanford advanced degree», «a degree from Stanford Law», «MS degree», «doctoral degree (program)», «a bachelor’s degree», «undergraduate degree», «science degree»;

- программыполучениястепеней: «graduate degree policy», «undergraduate degree policy», «a degree program»; «The Master of Laws (LLM) Program», «degree verification».

Как мы можем видеть, кластеры с указанием конкретных степеней в двух университетах совпадают, так как этот фактор обусловлен спецификой образовательной системы в США. При этом в Стэнфордском университете существуют программы поддержки, направленные на содействие студентам в процессе получения степеней, но при этом системы мотивации практически полностью игнорируются. Также в Стэнфордском университете уже разработаны и конкретизированы двойные степени, которые упоминались в материалах сайта Гарвардского университета.

Слово «activity»используется на сайте более 178 000 раз. В результате этой деятельности были выделены следующие тематические группы:

- культурнаядеятельность: «local excursions’ activities», «exciting activities»;

- непосредственноотношениекдеятельности: «deals on events», «activities», «exposure to new activities», «activities being organized», «monitor the activities», «response to activity»;

- социальнаядеятельность: «interaction activities», «public-service activities», «reunion activities»;

- спортивнаядеятельность: «collective activities», «intramural sports’ activities»;

- участникипроцессов: «activities coordinators», «summer activities»

- факультативнаядеятельность: «financial activities», «professional activities», «learning activities», «non-clinical activities», «consulting activities», «BCAS Activities»;

- экологическая деятельность: «globalactivities».

Как мы можем видеть, политика Стэнфордского университета в отношении воспитания всесторонне развитой личности незначительно отличается от таковой в Гарвардском университете.

Обобщить все вышесказанное можно следующим образом. В Гарвардском и Стэнфордском университетах проводится схожая научно-учебная деятельность, но при этом все же отмечается существование некоторых различий в политиках каждого из университетов. Каждый из них имеет свои приоритетные направления, обусловленные стратегическими задачами, установленными администрацией. Тем не менее, вполне очевидно, что в обоих образовательных учреждениях проводится активная работа по подготовке высокоэффективных в экономическом плане и сознательных в социальном и экологическом аспектах граждан страны.









































Заключение

Цель исследования состояла в ознакомлении с направлениями и выявлении специфики деятельности Гарвардского и Стэнфордского университетов. В связи с этим был последовательно решен ряд задач.

В результате решения первой задачи исследования были рассмотрены различные подходы к толкованию понятия «университет». Для наиболее полного представления об организации были рассмотрены также понятия «исследовательский университет» и «научный центр». Удалось выявить, что на современном этапе своего развития американский университет является не только образовательным, но также и научно-исследовательским центром. Таким образом, подготовка квалифицированных специалистов и разработка современных технологий сопряжены друг с другом.

Решение второй задачи заключалось в разработке лексико-семантического поля «университет». Удалось выяснить, что в его состав входят различные понятия, отражающие разные аспекты научной и учебной деятельности. Специфика, а также реализация этих единиц в различных контекстах являются существенными маркерами идеологии, политики и общей деятельности университета.

В результате решения третьей и четвертой задачи были выявлены особенности деятельности Гарвардского университета. Стало очевидным, что в образовательном учреждении осуществляется постоянная и высокоэффективная научно-учебная деятельность. Акцент образовательного процесса смещен на построение успешной карьеры в будущем. Также Гарвардский университет ориентируется на воспитание ценностных ориентаций в студентах посредством внедрения дополнительных видов активности. Предполагается, что выпускник Гарвардского университета представляет собой всесторонне развитую личность и специалиста, востребованного на рынке труда. Аналогичная ситуация наблюдается и в Стэнфордском университете, что удалось выяснить в процессе решения пятой задачи исследования. Тем не менее, между деятельностью университетов существуют некоторые различия, а именно: более сильная приверженность традициям в Гарварде, стремление к наделению студентов определенными полномочиями в Стэнфорде и т.д. Различия обусловлены рядом исторических и социально-экономических факторов, что, тем не менее, позволяет каждому из учреждений осуществлять высокоэффективную образовательную деятельность.

Данные университеты являются целыми научно-исследовательскими центрами, что делает их наиболее престижными в мире.



Библиография


  1. Апресян, Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка / Ю. Д. Апресян. – М. : Наука, 1974. – 214 с.

  2. Аскольдов, С. А. Концепт и слово / С. А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. – М., 1997. – С.267–280.

  3. Булгучева, С. А. Языковая картина мира / С. А. Булгучева // Научный вестник. – 2005. – №1–2. – С.19–21.

  4. Васильев, Л. М. Современная лингвистическая семантика: учеб.пособие для ВУЗов / Л. М. Васильев. — М.: Высшая школа, 1990. – 176 с.

  5. Воркачев, С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С. Г. Воркачев // Филологические науки. – 2001. – №1. – С.64–71.

  6. Глисон, Г. Введение в дескриптивную лингвистику / Г. Глисон. – М.: Просвещение, 1959. – 212 с.

  7. Залевская, А.А. Психолингвистические проблемы семантики / А.А. Залевская. — Калинин, 1982. — 317 с.

  8. Конышева, А. В. Познание семантического поля / А. В. Конышева. – Минск, ТетраСистемс, 2008. – 288 с.

  9. Неборский, Е.В. Университеты США: образовательный и научный центр: монография / Е. В. Неборский // Саарбрюккен: «LAP LambertAcademicPublishingGmbH&Co. KG». – 2011. – 180 с.

  10. Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. – М., АСТ: Восток-Запад, 2007. – 314 с.

  11. Салимьянова, И. Г. Роль исследовательских университетов в развитии национальной инновационной системы / И. Г. Салимьянова // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2011. – C. 15–19.

  12. Томсинов, В. А. Роль университета в жизни общества / В. А. Томсинов // Этнос и право. – 2016. – № 1. – С. 4–8.

  13. Ульманн, С. Семантические универсалии / С. Ульманн. – Спб., 1970. – 280 с.

  14. Шайкевич, А. Я. Дистрибутивно-статистический анализ в семантике / А. Я. Шайкевич // Принципы и методы семантических исследований. – М., 1976. – С.353–377.


Словари:


  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – В 4 томах. – М. : Дрофа, 2011. – 2732 с.

  2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М. : Азбуковник, 1999. – 944 с.

  3. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / Российская академия наук. Ин-т рус.яз. им. В. В. Виноградова; под общей ред. Н. Ю. Шведовой. – М. : Азбуковник, 1998.

  4. Словарь английского языка «CambridgeDictionary»: [Электронный ресурс]. – Код доступа: http://dictionary.cambridge.org/

  5. Словарь английского языка «ABBYY»: [Электронный ресурс]. – Код доступа: http://www.lingvo.ru/


Электронные ресурсы:


  1. Сайт Гарвардского университета: [Электронный ресурс]. – Код доступа: https://www.harvard.edu/

  2. Сайт Стэнфордского университета: [Электронный ресурс]. – Код доступа: https://www.stanford.edu/


17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!