Степени сравнения имен прилагательных (продолжение темы).
Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс»1, переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования. Обновленный учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера.
Цель урока:
- углубить знания учащихся о степенях сравнения прилагательных, способах их образования и синтаксической роли.
Задачи:
1) обучающие:
- познакомить с понятием «степени сравнения имен прилагательных»;
- дать понятие о способах образования форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;
- познакомить с синтаксической ролью прилагательных в форме сравнительной степени и в форме превосходной степени сравнения;
2) развивающие:
- научить находить прилагательные в разных формах сравнительной и превосходной степени сравнения в предложениях и в тексте;
- дать представление о правильном образовании простой и составной форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;
- научить составлять предложения с прилагательными в разных формах степеней сравнения;
- развивать умение определять синтаксическую функцию прилагательных в разных формах степеней сравнения;
- совершенствовать навыки употребления в речи прилагательных в разных формах степеней сравнения.
3) воспитательные:
- развитие самостоятельности, доказательности, способности к самооценке;
Тип урока: комбинированный(урок изучения и закрепления нового материала).
Методы и формы работы: обсуждение заданий и вопросов; работа по вариантам; комментированное письмо; выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Устный теоретический опрос:
1). Какие степени сравнения имеют имена прилагательные?
2). Что показывают степени сравнения? Приведите примеры.
3). Как образуются формы простой и составной сравнительной степени? Приведите примеры.
4). Какова синтаксическая роль прилагательных в формах простой и составной сравнительной степени?
Упражнение № 333.
II. Закрепление знаний по теме «Степени сравнения имен прилагательных». Работа с учебником.
Упражнение № 334: письменно (по заданию) в тетради с последующей проверкой.
Упражнение № 336: обсуждение заданий и вопросов. Также поясняется учителем понятие «синтаксическая синонимия»: Солнце больше Земли – Солнце больше, чем Земля.Комментированное письмо на доске и в тетрадях.
Упражнение № 337: выполнение по вариантам (1-й вариант – под цифрой № 1; 2-й вариант – под цифрой № 2).
Упражнение № 338: чтение, обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение.
Дополнительный дидактический материал
Задание № 1: вставьте на месте пропусков прилагательные (см. слова для справок) в форме сравнительной степени; подчеркните их как члены предложения:
(1) В душном воздухе молчанье, / Как предчувствие грозы, / (…) роз благоуханье, / (…) голос стрекозы. (Ф. И. Тютчев).
(2) Мой младший брат меня (…), / ) Мой младший брат меня (…), / Мой младший брат меня (…), / (..) и (…). (И. И. Шкляревский).
Слова для справок: жаркий, звонкий, сильный, умный, добрый, решительный, храбрый.
Ключ:
(1) В душном воздухе молчанье, / Как предчувствие грозы, / Жарче роз благоуханье, / Звончеголос стрекозы. (Ф. И. Тютчев).
(2) Мой младший брат меня сильнее, / ) Мой младший брат меня умнее, / Мой младший брат меня добрее, / Решительнее и храбрее. (И. И. Шкляревский).
Задание № 2: подчеркните прилагательные как члены предложения, определите их степень сравнения:
(1) Леса вдали виднее, / Синее небеса. / Заметней и чернее / На пашне полоса, / И детские звончее / Над лугом голоса. (А. А. Блок).
(2) Снега синей, снега туманней, / Вновь освежённей дышим мы. / Люблю деревню, вечер ранний / И грусть серебряной зимы. (А. Белый).
(3) Неба чистейшая просинь / Сквозила в вершинах берез. / Чистейшего снега, / Белейшего снега / Зима отряхнула / На рощу с разбега. (М. А. Дудин).
(4) Что может быть милее / Бесценного родного края? / Там солнце кажется светлее, / Там радостнее нива золотая, / Прохладней легкий ветерок, / Душистее цветы, / Там холмы зеленее, / Там сладостней журчит поток, / Там соловей поет звучнее. (Н. М. Языков).
Ключ:
(1) Леса вдали виднее(простая сравнительная степень), / Синее(простая сравнительная степень) небеса. / Заметней(простая сравнительная степень) и чернее(простая сравнительная степень) / На пашне полоса, / И детские(относительное прилагательное, степень сравнения не определяется)звончее(простая сравнительная степень) / Над лугом голоса. (А. А. Блок).
(2) Снега синей(простая сравнительная степень), снега туманней(простая сравнительная степень), / Вновь освежённей(простая сравнительная степень) дышим мы. / Люблю деревню, вечер ранний(положительная степень)/ И грусть серебряной(положительная степень) зимы. (А. Белый).
(3) Неба чистейшая(простая превосходная степень) просинь / Сквозила в вершинах берез. /Чистейшего(простая превосходная степень) снега, / Белейшего(простая превосходная степень) снега / Зима отряхнула / На рощу с разбега. (М. А. Дудин).
(4) Что может быть милее(простая сравнительная степень)/ Бесценного (положительная степень) родного(положительная степень) края? / Там солнце кажется светлее(простая сравнительная степень), / Там радостнее(простая сравнительная степень) нива золотая(положительная степень), / Прохладней(простая сравнительная степень) легкий(положительная степень) ветерок, / Душистее(простая сравнительная степень) цветы, / Там холмы зеленее(простая сравнительная степень), / Там сладостней(простая сравнительная степень) журчит поток, / Там соловей поет звучнее(простая сравнительная степень).
Задание № 3: образуйте от прилагательных формы простой сравнительной и простой превосходной степеней; суффиксы прилагательных выделите:
Задание № 5: выпишите словосочетания «существительное + прилагательное»; у прилагательных определите степень сравнения, выделите суффиксы и окончания:
(1) Но в мире нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас. (А. Ахматова) (2) Мне дали имя при крещенье – Анна, сладчайшее для губ людских и слуха. (А. Ахматова)(3) Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. (К. Паустовский)(4) Это был один из самых честнейших и любезнейших людей. (С. Аксаков)
Ключ:
(1) Людей бесслезней(простая сравнительная степень); людей надменнее(простая сравнительная степень); людей проще(простая сравнительная степень); (2) имя сладчайшее (простая превосходная степень); для губ людских (относительное прилагательное, степеней сравнения не образует); (3) самое большое(составная превосходная степень) счастье; самое простое(составная превосходная степень) счастье, самое бесхитростное(составная превосходная степень) счастье; в лесном(относительное прилагательное, степеней сравнения не образует) краю; в Мещерском(относительное прилагательное, степеней сравнения не образует) краю; (4) из самых честнейших(составная превосходная степень) людей; из самых любезнейших (составная превосходная степень)людей.
Домашнее задание: § 57;упражнения № 335 или 339 (на выбор).
Просмотр содержимого документа
«Обращение. Сравнительная степень прилагательных.»
Қош
келдіңіздер!
Қош
келдіңіздер!
Психологиялық дайындық
Қазақ тілім - өз тілім, ана тілім,
Абай, Мұхтар сөйлеген дана тілім,
Қастерлейді ұл-қызың мәңгі сені,
Болашағым бақытым дара тілім.
Үй тапсырмасы:
20- жаттығу
Екі сөзден жасалған сөздерді оқы.
Әр сөйлемге сөздер қосу арқылы сөйлем мүшелерінің санын көбейтіп жаз.
Сөйлем дегеніміз не ?
Сөйлем мүшелері дегеніміз не ?
Сөйлем мүшелері нешеге бөлінеді ?
Тұрлаусыз
Тұрлаулы
Пысықтауыш
Анықтауыш
Толықтауыш
Бастауыш
Баяндауыш
Ребус шешу
,,,
,,,, ,,
Б
ы
Жаңа сабақ
Бастауыш
Дәптермен жұмыс:
Қолға калам алайық ,
Дәптерді біз ашайық.
Түп- түзу боп отырып,
Әдемі етіп жазайық .
22-жаттығу
Сөйлемдерді көшіріп жаз.
Жел соқты. Бұлт қоюланды. Жаңбыр себеледі. Оқушы оқыды. Малшы бақты.
Қарамен жазылған сөздердің астын сыз.
Ой шақыру:
Жел соқты
Бұлт қоюланды
Жаңбыр себеледі
Оқушы оқыды
Малшы бақты
23-жаттығу
Қимыл иесі болатын сөздерді тап.
2. Лақ маңырады.
3.Сәкен оқыды.
1. Мұғалім түсіндірді.
4.Күн шықты.
5.Мұз қатты.
Ереже:
Қимыл, іс-әрекет иесін білдіретін сөздібастауышдейді. Бастауыштаркім? кімдер? не? нелер? кімі? несі?деген сұрақтарға жауап береді:
24- жаттығу
Жұмбақтың шешуін тап. Жатқа жаз.
Дала тегіс сарғайды,
Шаруа қысқа қамданды.
Күн қысқара бастады,
Тауға тұңғыш қар жауды.
Әр сөйлемдегі бастауышты тап.
Сергіту сәті
25- жаттығу
Өлеңді көшіріп жаз.
Төсегіне күн жатты,
Жердің бетін түн жапты.
Маужырады шың-құздар,
Көзін ашты жұлдыздар.
Жылқы жусап далада,
Қой ұйықтады қорада.
Әр сөйлемдегі бастауышты тауып, астын сыз.
Несіпбек Айтов Тұрысбекұлы
22.09.1950ж
Тарбағатай аймағының
Теректі ауылы
Ақын
Мемлекеттік
Сыйлық иегері
“ Алтын тамыр” журналының
Бас редакторы
Тапқан сөздеріңнің бастауыш екенін дәлелде.
Төсегіне күн жатты.
Қандай сұраққа жауап береді ?
?
Қай сөздің иесін білдіреді?
Қай сөз табы?
“ Адасқан сөз” ойыны
боздайды
ақырады
мөңірейді
кісінейді
маңырайды
Сабақты қорыту
Қимыл, іс-әрекет иесін білдіреді.
Бастауыш
Кім? Кімдер? Не? Нелер? Кімі? Несі? деген сұрақтарға жауап береді?
Әр түрлісөз табынан болады.
Бастауыш әр түрлі сөзтабынан жасалады
Жығылған күреске тоймас.
Алты екіге бөлінеді.
Жақсы жалған айтпайды.
Күзде жаңбыр
жиі-жиі жауады.
Етістік – бастауыш бола алады.
Сын есім -бастауыш бола алады.
Зат есім бастауыш бола алады.
Сан есім – бастауыш бола алады.
Үйге тапсырма
Күнделікті енді ашайықҮй тапсырмасын жазайық.Бастауыш туралы алған білімді,Ұмытпай есте сақтап алайық.