План-конспект урока в 8 классе по теме
«Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них»
Цель:
1.обучающая: углубить и систематизировать знания об обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием; отличать обстоятельства, выраженные наречиями и фразеологическими оборотами;
развивать пунктуационные навыки, связанные с употреблением обособленных обстоятельств в письменной и устной речи;
2.развивающая:
формировать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции( анализ, синтез, сопоставление, классификация), а также внимание, память, логическое мышление; формировать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности; развитие умения работать с книгой, самостоятельно подбирать материал по заданию.
3. воспитательная: воспитывать потребность овладеть грамотным письмом, вызвать интерес к урокам русского языка; формировать опыт взаимодействия в коллективе, ответственного отношения к труду- учебе.
Методы и приемы: эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, наблюдения над текстом, тестирование, словарями.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Ход урока:
Работа с текстом.
Из данного текста выписать предложения с обособленными и необособленными обстоятельствами, объяснить знаки препинания.
Портрет.
Один герцог захотел, чтобы великий художник написал его портрет. Вызвал художника в замок, объяснил, чего хочет. Художник согласился.
Герцог спрашивает: «А сколько стоит твоя работа?» Художник называет сумму, сравнимую со стоимостью замка герцога.
Герцог соглашается, отсчитывая мешки с золотом. «Сколько времени тебе надо на работу?» - спрашивает герцог. «Управлюсь за три часа», - отвечает художник. Герцог ошеломлен: «То есть все эти деньги я плачу тебе за три часа работы?» «Да, но предыдущие 35 лет я потратил на то, чтобы научиться делать это за три часа»
Герцог скрепя сердце расстался с золотом. А художник шутя выполнил его заказ.
Работа с притчей -12 слайд
Объяснить, почему не ставятся запятые в 2-ух последних предложениях. (В составе фразеологизма в предпоследнем предложении и в последнем предложении деепричастие утратило значение глагольности)
Объясните выражение «скрепя сердце» (словарь)
- Каждая притча содержит поучение. Чему учит эта притча? (Чтобы в совершенстве овладеть мастерством, надо долго и упорно трудиться).
--То же можно сказать и об учении. Ведь недаром говорят: «Талант и лень не совместимы».
Упр.317(3 предл.)
3. Игра «Третье лишнее» - работа в парах.
1 вариант-17 слайд
1. Изучая «птичий» язык ученые все больше узнают о них
2. Для фазанов важно как звучат шаги. (Сложное предложение)
3. Любопытство свойственно фазанам и часто губит их притупляя чувство опасности.
2 вариант-18 слайд
Испугавшись большого зеленого жука, щенок замолк.
Вдали, сливаясь с облаками, цвели яблони.
Он стоял у витрины разинув рот. (обстоятельство не обособляется)
3 вариант-19 слайд
Снег, пропитавшийся весенним дождем, быстро таял. (обособленное определение)
Благоухая, цвела сирень.
Мальчики, войдя в весенний лес, притихли.
4. Составьте простое предложение с обособленным обстоятельством.
(20 слайд)
1) Цвели фруктовые деревья. Они наполняли воздух пьянящим ароматом.
2) Горячим пламенем горел костёр. Бросал в темноту скупые блики света.
5.Дифференцированное задание.
Выберите задание:
А) Перестройте предложения так, чтобы в предложении было обособленное обстоятельство:
1.Шум удалялся и затихал.
2.Тропа петляла и спускалась вниз.
В)Определите обособленное и необособленное обстоятельство:
1.Мастер работал стоя. 2. Стоя у окна бабушка смотрела падающий снег.
С)Объясните знаки препинания в предложении:
Осуждая и ненавидя людей, мы уничтожаем в себе прекрасные человеческие качества, данные нам природой и полученные при воспитании.-21, 22 слайд
Вывод: Что помогает нам определить обособленные обстоятельства?(Знание правил, интонация).
6. Фронтальная работа
а) задача на внимание -23 слайд
Где нужно поставить запятую так, чтобы в предложении было одно обстоятельство?
Мальчик читал быстро переворачивая страницу за страницей. (Мальчик читал, быстро переворачивая страницу за страницей).
Два обстоятельства?
(Мальчик читал быстро, переворачивая страницу за страницей).
б) исправление ошибок- 24, 25 слайд - ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ГИА
И еще одна проблема :Вернувшись домой, у меня заболела голова.
-Все ли здесь верно? Как исправить? Неясно, откуда голова вернулась?!
(Когда я вернулся домой, у меня заболела голова)
-Почему? (Употребляя деепричастие ,надо помнить о том, что оно обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, значит, это действие совершает одно лицо)
7. Практическое задание ГИА
1 вариант
1. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством.
(1) Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. (2) Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (3) В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.
2. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(1)В тот вечер мы играли в рыцарей. (2)У нас были деревянные мечи и щиты, вырезанные из фанеры. (3)В нашей армии было пять человек, а у противников – шесть. (4)Поэтому договорились, что мы будем укрываться в засадах, прятаться на местности, так как преимущество всегда на стороне тех, кто прячется. (5)По сигналу мы разбежались. (6)Я хорошо знал местность и сразу кинулся в заросший лопухами проход между глухой стеной двухэтажного дома и высоким сараем, из-под крашеной крыши которого торчала толстая жердь. (7)Я взобрался на крышу по рассохшимся от старости брёвнам,
ухватился за жердь и повис, ожидая рыцарей чужой армии
3. Среди предложений 22-28 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(22)Прошло несколько дней. (23)Укрывшись с головой одеялом, Сережка прислушивался к разговору родителей.
- (24)Как ты думаешь, куда он мог деться?
- (25)Ну что я могу думать, - усмехнулся отец. – (26)Может, пошел кот погулять, вот и все. (27)А может, украл кто. (28) Есть такие подлецы.
4. Среди предложений 48-52 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(48) Те несколько минут, которые пришлось прождать в передней, были слишком коротки, чтобы я успела удрать, да и перед нянькой было неловко. (49) Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая. (50) Это меня окончательно смутило. (51) Идёт так просто, да ещё напевает и не боится. (52) Я думала, что в доме Толстого все ходят на цыпочках и говорят шёпотом.
5. Среди предложений 5-12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(5) Преступление мое было тяжким. (6) Я посмел писать «вечным пером», а это было строго-настрого запрещено. (7) Потому что авторучки портят почерк. (8) «Вечные перья» тогда были редкостью и стоили дорого. (9) Но я добыл его себе сам, изготовив из обломков трех или четырех сломанных. (10) Правда, иногда с пера соскакивали огромные кляксы, но зато не надо было макать в чернильницу. (11) И чернила в него заправлялись не фиолетовые, а голубые. (12) Оно вызывало всеобщую зависть, и мне уже предлагали обменять его на перочинный нож с шестью лезвиями.
Ответ: 1 вариант – 1; 2 вариант – 7; 3 вариант – 23; 4 вариант – 49; 5 вариант -9
2 вариант
1. Среди предложений найдите предложение
с обособленным обстоятельством.
А) Чудная, милая, восхитительная бабушка Колкина!
Б) Честно говоря, редкостные люди нас окружают, Елена!
В) И он с восторгом поставил картину перед Ленкой, наблюдая за выражением её лица.
2. В каком примере нет обособленного обстоятельства(Знаки не расставлены)
А) Пошумев река успокоилась.
Б) По пыльной дороге ведущей к саду тянулись телеги.
В) Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит.
3. В каком примере допущена ошибка:
А) Читая этот рассказ, вспоминаются стихи Пушкина.
Б) Читая стихи, обращайте внимание на ритм.
В) Войдя в комнату, Петя поздоровался.
4. Среди предложений 5-12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(5) Преступление мое было тяжким. (6) Я посмел писать «вечным пером», а это было строго-настрого запрещено. (7) Потому что авторучки портят почерк. (8) «Вечные перья» тогда были редкостью и стоили дорого. (9) Но я добыл его себе сам, изготовив из обломков трех или четырех сломанных. (10) Правда, иногда с пера соскакивали огромные кляксы, но зато не надо было макать в чернильницу. (11) И чернила в него заправлялись не фиолетовые, а голубые. (12) Оно вызывало всеобщую зависть, и мне уже предлагали обменять его на перочинный нож с шестью лезвиями.
5. В 4. Среди предложений 11-15 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(11) И зачем заставлять людей заниматься тем, что им никогда в жизни не пригодится, что им неприятно и даже противно?! (12) Понять не могу. (13) Когда кто-нибудь входит в комнату, Лева не прекращает играть, словно ничего не замечая, а мы вынуждены ходить на цыпочках. (14) Но вчера я не выдержала и сказала:
- (15) Прости меня, Лева, но есть важная новость: тебя просят выступить у нас в школе на новогоднем вечере.
Ответ: 1. –В 2. –Б 3. –А 4 – 9 5. - 13
8. Рефлексия (На слайде вопросы.) -27 слайд
- Ребята, кто может сказать о себе…
1. Я хорошо закрепил материал.
2. У меня есть проблемы. (Вписать)
- Какое задание на уроке было самым интересным?
- Что показалось трудным?
Оценочный лист. Поставьте себе оценку. Объективность вашей оценки можно увидеть по результату работы в тетрадях.
9.Домашнее задание: Над своими ошибками и недочетами вы постарайтесь поработать дома. Предлагаю задания на выбор:
1) упр.322- разобраться с ошибками в употреблении обстоятельств.
2)Выписать 5 предложений из художественных произведений с обособленными обстоятельствами.
3) Провести анализ отрывка из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» по вопросу: « Какую роль в тексте играют обособленные обстоятельства для создания художественных образов поэмы(глава 18)» .