СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  русского  языка  рассчитан  для  учащихся  8  классов. На  занятии  ученики  выполняют  работу  с  текстом, дифференцированное  задание, практическое  задание  ГИА; составляют  простые  предложения  с  обособленными  обстоятельствами.

Просмотр содержимого документа
«Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. 8 класс»

План-конспект урока в 8 классе по теме

«Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них»

Цель:

1.обучающая: углубить и систематизировать знания об обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием; отличать обстоятельства, выраженные наречиями и фразеологическими оборотами;

развивать пунктуационные навыки, связанные с употреблением обособленных обстоятельств в письменной и устной речи;



2.развивающая:

формировать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции( анализ, синтез, сопоставление, классификация), а также внимание, память, логическое мышление; формировать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности; развитие умения работать с книгой, самостоятельно подбирать материал по заданию.



3. воспитательная: воспитывать потребность овладеть грамотным письмом, вызвать интерес к урокам русского языка; формировать опыт взаимодействия в коллективе, ответственного отношения к труду- учебе.



Методы и приемы: эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, наблюдения над текстом, тестирование, словарями.



Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.



Ход урока:



  1. Работа с текстом.

Из данного текста выписать предложения с обособленными и необособленными обстоятельствами, объяснить знаки препинания.

Портрет.

Один герцог захотел, чтобы великий художник написал его портрет. Вызвал художника в замок, объяснил, чего хочет. Художник согласился.

Герцог спрашивает: «А сколько стоит твоя работа?» Художник называет сумму, сравнимую со стоимостью замка герцога.

Герцог соглашается, отсчитывая мешки с золотом. «Сколько времени тебе надо на работу?» - спрашивает герцог. «Управлюсь за три часа», - отвечает художник. Герцог ошеломлен: «То есть все эти деньги я плачу тебе за три часа работы?» «Да, но предыдущие 35 лет я потратил на то, чтобы научиться делать это за три часа»

Герцог скрепя сердце расстался с золотом. А художник шутя выполнил его заказ.

Работа с притчей -12 слайд

  • Объяснить, почему не ставятся запятые в 2-ух последних предложениях. (В составе фразеологизма в предпоследнем предложении и в последнем предложении деепричастие утратило значение глагольности)

  • Объясните выражение «скрепя сердце» (словарь)

- Каждая притча содержит поучение. Чему учит эта притча? (Чтобы в совершенстве овладеть мастерством, надо долго и упорно трудиться).

--То же можно сказать и об учении. Ведь недаром говорят: «Талант и лень не совместимы».


  1. Упр.317(3 предл.)

3. Игра  «Третье лишнее» - работа в парах.

1 вариант-17 слайд

1. Изучая  «птичий»  язык ученые все больше узнают о них

2. Для фазанов важно как звучат шаги.   (Сложное предложение)

3. Любопытство свойственно фазанам и часто губит их притупляя чувство опасности.

2 вариант-18 слайд

  1. Испугавшись большого зеленого жука, щенок замолк.

  2. Вдали, сливаясь с облаками, цвели яблони.

  3. Он стоял у витрины разинув рот. (обстоятельство не обособляется)

3 вариант-19 слайд

  1. Снег, пропитавшийся весенним дождем, быстро таял. (обособленное определение)

  2. Благоухая, цвела сирень.

  3. Мальчики, войдя в весенний лес, притихли.



4. Составьте простое предложение  с обособленным обстоятельством.

(20 слайд)

1) Цвели фруктовые деревья. Они наполняли воздух пьянящим ароматом.

2)  Горячим пламенем горел костёр. Бросал в темноту скупые блики света.



5.Дифференцированное задание.

Выберите задание:

А) Перестройте предложения так, чтобы в предложении было обособленное обстоятельство:

1.Шум удалялся и затихал.

2.Тропа петляла и спускалась вниз.

В)Определите обособленное и необособленное обстоятельство:

1.Мастер работал стоя. 2. Стоя у окна бабушка смотрела падающий снег.

С)Объясните знаки препинания в предложении:

Осуждая и ненавидя людей, мы уничтожаем в себе прекрасные человеческие качества, данные нам природой и полученные при воспитании.-21, 22 слайд

Вывод: Что помогает нам определить обособленные обстоятельства?(Знание правил, интонация).

6. Фронтальная работа

а) задача на внимание -23 слайд

Где нужно поставить запятую так, чтобы в предложении было одно обстоятельство?

Мальчик читал быстро переворачивая страницу за страницей. (Мальчик читал, быстро переворачивая страницу за страницей).

Два обстоятельства?

(Мальчик читал быстро, переворачивая страницу за страницей).

б) исправление ошибок- 24, 25 слайд - ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ГИА

И еще одна проблема :Вернувшись домой, у меня заболела голова.

-Все ли здесь верно? Как исправить? Неясно, откуда голова вернулась?!

(Когда я вернулся домой, у меня заболела голова)

-Почему? (Употребляя деепричастие ,надо помнить о том, что оно обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, значит, это действие совершает одно лицо)

7. Практическое задание ГИА



1 вариант

1.  Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством.

(1) Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. (2) Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (3) В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.



2.  Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. 

(1)В тот вечер мы играли в рыцарей. (2)У нас были деревянные мечи и щиты, вырезанные из фанеры. (3)В нашей армии было пять человек, а у противников – шесть. (4)Поэтому договорились, что мы будем укрываться в засадах, прятаться на местности, так как преимущество всегда на стороне тех, кто прячется. (5)По сигналу мы разбежались. (6)Я хорошо знал местность и сразу кинулся в заросший лопухами проход между глухой стеной двухэтажного дома и высоким сараем, из-под крашеной крыши которого торчала толстая жердь. (7)Я взобрался на крышу по рассохшимся от старости брёвнам,

ухватился за жердь и повис, ожидая рыцарей чужой армии

3. Среди предложений 22-28 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(22)Прошло несколько дней. (23)Укрывшись с головой одеялом, Сережка прислушивался к разговору родителей.

- (24)Как ты думаешь, куда он мог деться?

- (25)Ну что  я могу думать, - усмехнулся отец. – (26)Может, пошел кот погулять, вот и все. (27)А может, украл кто. (28) Есть такие подлецы.

4. Среди предложений 48-52 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(48) Те несколько минут, которые пришлось прождать в передней, были слишком коротки, чтобы я успела удрать, да и перед нянькой было неловко. (49) Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая. (50) Это меня окончательно смутило. (51) Идёт так просто, да ещё напевает и не боится. (52) Я думала, что в доме Толстого все ходят на цыпочках и говорят шёпотом.

5. Среди предложений 5-12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(5) Преступление мое было тяжким. (6) Я посмел писать «вечным пером», а это было строго-настрого запрещено. (7) Потому что авторучки портят почерк. (8) «Вечные перья» тогда были редкостью и стоили дорого. (9) Но я добыл его себе сам, изготовив из обломков трех или четырех сломанных. (10) Правда, иногда с пера соскакивали огромные кляксы, но зато не надо было макать в чернильницу. (11) И чернила в него заправлялись не фиолетовые, а голубые. (12) Оно вызывало всеобщую зависть, и мне уже предлагали обменять его на перочинный нож с шестью лезвиями.

Ответ: 1 вариант –  1; 2 вариант –  7; 3 вариант – 23; 4 вариант – 49; 5 вариант -9

2 вариант

1. Среди предложений найдите предложение

с обособленным обстоятельством.

А) Чудная, милая, восхитительная бабушка Колкина!

Б) Честно говоря, редкостные люди нас окружают, Елена!

В) И он с восторгом поставил картину перед Ленкой, наблюдая за выражением её лица.

2. В каком примере нет обособленного обстоятельства(Знаки не расставлены)



А) Пошумев река успокоилась.

Б) По пыльной дороге ведущей к саду тянулись телеги.

В) Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце снег лежит.

3. В каком примере допущена ошибка:

А) Читая этот рассказ, вспоминаются стихи Пушкина.

Б) Читая стихи, обращайте внимание на ритм.

В) Войдя в комнату, Петя поздоровался.

4. Среди предложений 5-12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(5) Преступление мое было тяжким. (6) Я посмел писать «вечным пером», а это было строго-настрого запрещено. (7) Потому что авторучки портят почерк. (8) «Вечные перья» тогда были редкостью и стоили дорого. (9) Но я добыл его себе сам, изготовив из обломков трех или четырех сломанных. (10) Правда, иногда с пера соскакивали огромные кляксы, но зато не надо было макать в чернильницу. (11) И чернила в него заправлялись не фиолетовые, а голубые. (12) Оно вызывало всеобщую зависть, и мне уже предлагали обменять его на перочинный нож с шестью лезвиями.

5. В 4. Среди предложений 11-15 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(11) И зачем заставлять людей заниматься тем, что им никогда в жизни не пригодится, что им неприятно и даже противно?! (12) Понять не могу. (13) Когда кто-нибудь входит в комнату, Лева не прекращает играть, словно ничего не замечая, а мы вынуждены ходить на цыпочках. (14) Но вчера я не выдержала и сказала:
- (15) Прости меня, Лева, но есть важная новость: тебя просят выступить у нас в школе на новогоднем вечере.



Ответ: 1. –В 2. –Б 3. –А 4 – 9 5. - 13

8. Рефлексия (На слайде вопросы.) -27 слайд

- Ребята, кто может сказать о себе…
1. Я хорошо закрепил материал. 
2. У меня есть проблемы. (Вписать) 
- Какое задание на уроке было самым интересным?

-  Что показалось трудным?

             Оценочный лист. Поставьте себе оценку. Объективность вашей оценки можно увидеть по результату работы в тетрадях.

9.Домашнее задание: Над своими ошибками и недочетами вы постарайтесь поработать дома. Предлагаю задания на выбор:

1) упр.322- разобраться с ошибками в употреблении обстоятельств.

2)Выписать 5 предложений из художественных произведений с обособленными обстоятельствами.

3) Провести анализ отрывка из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» по вопросу: « Какую роль в тексте играют обособленные обстоятельства для создания художественных образов поэмы(глава 18)» .



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!