Обоснование использования концептуальных методических подходов и приемов в соответствии с темой и целевыми ориентирами учебного занятия
Тема : «Будь природе другом!»
Тип занятия: изучение нового материала (занятие-исследование)
Цели занятия: сформулировать правила поведения в природе, направленные на ее сбережение.
Задачи:
1.Формировать ответственность за свои поступки и действия.
2.Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать в командах.
3.Воспитывать чувство бережного отношения к окружающей природе.
Структура занятия полностью соответствует его типу. Занятие тесно связано с предыдущим материалом и работает на последующие занятия.
Реализуя цели и задачи данного учебного занятия, я пыталась сформировать такие универсальные учебные действия, как:
Личностные:
-самоанализ и самоконтроль результата;
-самоопределение;
-смыслообразование;
-выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос;
-мотивация и познавательный интерес к новому материалу;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные:
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
- работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные:
- в ходе исследовательской работы составить правила поведения в лесу, нарисовать экологические знаки, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- формирование умения общаться в паре, команде.
-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Занятие построено в соответствии с ФГОС, в рамках системно- деятельностного подхода. Для достижения цели занятия использовала технологию развития критического мышления. На учебном занятии использовались информационные компьютерные средства(презентация) для активизации познавательной активности, повышения качества образования обучающихся, мотивации познавательного интереса учащихся к занятию; развития их воображения, мышления, памяти.
На занятии применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная ,индивидуальная работа, исследовательская работа, командная работа, которые в ходе занятия сменяли друг друга.
Занятие старалась строить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя творцом, исследователем, чтобы в нем раскрылись все таланты и способности, данные ему от природы, чтобы мои ученики были активными участниками учебного процесса для достижения поставленных целей и раскрытия темы занятия.
На данном занятии были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью.
Методы: словесный, наглядный, исследовательский.
Материал, использованный на занятии, соответствовал возрастным особенностям детей. На всех этапах занятия ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы занятия были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего занятия работал на организацию посильного поиска и исследования, соответствовал их жизненному опыту.
В основном, на занятии я использовала подходы и приемы из Сингапурской системы, которые направлены на обучение в сотрудничестве. На этапе Постановки учебной задачи я использовала технологию сотрудничества, где ребята командой должны были расшифровать тему урока. На этапе открытия новых знаний использовала прием Стё зе Класс - «перемешай класс» ( обучающая структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку), ребята в течении 30 секунд встречались с товарищами из других команд и дополняли свой список правил. На этапе первичного закрепления я использовала прием РАФТ - Роль-Аудитория-Форма-Тема - более структурированный вариант организации проектной работы, ребята должны были выполнить задание , на его основе нарисовать экологический знак и сделать вывод.
Для управления классом использовала такие структуры, как сигнал тишины , обращение внимание на учителя (Класс??), таймер, мэнэдж мэт и т.п.
Для выражения благодарности использовала структуру ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз». ТИМ ЧИР – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на занятии я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность.
Учебный материал занятия соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на занятии.
Учебное время на занятии использовалось эффективно, запланированный объём выполнен. Интенсивность занятия была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
На занятии наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности. На занятии применялись здоровье сберегающие технологии ( физминутка общего воздействия). Применялись задания, направленные именно на развитие детей.
При подведении итогов и рефлексии был применен самоанализ деятельности учеников. Занятие было очень динамичным, один вид деятельности быстро сменялся другим, проведён в доброжелательной рабочей обстановке.