учитель начальных классов.
Тема | Обобщение по теме «Имя прилагательное» |
Педагогическая цель | Развивать умения определять падеж и правильно писать окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе. |
Задачи: | - организовать повторение и обобщение сведений о грамматических признаках имён прилагательных; - учить определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи; - оценивать результаты выполненных заданий по изученной теме. |
Планируемые результаты (предметные) | Называть грамматические признаки имени прилагательного; находить словосочетания, состоящие из имени прилагательного и имени существительного; образовывать от разных частей речи однокоренные имена прилагательные женского, мужского и среднего рода; согласовывать имена прилагательные с именами существительными; объяснять написание безударных падежных окончаний имён прилагательных. |
Личностные результаты | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала. Познавательные: Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Межпредметные связи | Чтение (поиск информации в тексте). |
Образовательные ресурсы | Учебник, ч.2; рабочая тетрадь, ч. 2; карточки для самостоятельной работы и работы в паре. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
Осуществляемые действия | Формируемые умения. |
1.Организация начала урока. | Школьный прозвенел звонок, Начинается урок. -Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? -Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь – за работу! | Приветствие учителя. Запись в тетради числа и классной работы. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | |
2. Минутка чистописания. | Открыли тетради. Записали число. Классная работа. На доске запись. Спишите эти строчки в тетрадь. о а е и ы ая яя ий ый ой ое ее ые ие Прочитайте хором последнюю строчку чистописания. - Что она напоминает? - Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы - Объясните свои действия. | Окончания имен прилагательных. Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа. | Готовят артикуляционный аппарат к чтению. | |
3. Постановка учебной задачи. Актуализация изученных знаний. | - Кто может определить тему нашего урока. - Сформулируйте ЦЕЛИ нашего урока. | Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания. | Формулируют учебную задачу урока. | |
4. Закрепление знаний и способов действий. 1.Характеристика имени прилагательного. Словосочетание. | - Прочитайте. Догадайтесь, о каком звере идёт речь. _________ ростом с небольшую собаку. Вся рыжая, только хвост с белым кончиком да лапки чёрные. Шерсть у ____________ летом короткая и гладкая, один только хвост пушистый. А придёт зима – и вся _________ оденется в пушистую шубку. - Впишите название зверя, чьё описание вы прочитали. - Подчеркните слова, которые помогли вам его узнать. - Укажите над ними часть речи. Докажите. На доску вывешивается табличка. (Имя прилагательное) - Выпишите из теста словосочетания прил. + сущ. | | Устанавливают сходство и различие в | |
2. Начальная форма | - Выпишите из словосочетаний имена прилагательные. -Запишите их в начальной форме. На доску вывешивается табличка. (Начальная форма (ед. ч., м.р., И. п.)) | | Развивают фонетический слух. | |
3. Изменение имён прилагательных по числам. | | | Сопоставляют Наблюдают за Устанавливают Различают | |
Физкультминутка | Из-за парты тихо встали Все мы дружно зашагали Мы шагаем, мы шагаем Голову не опускаем Дышим ровно, глубоко, 1 – подняться, потянуться 2 – согнуться, разогнуться 3 – присесть 4 – встать 5 – руками помахать 6 – за парту тихо сесть | Выполняют движения по тексту под руководством учителя. | Активно участвуют в физкультминутке. | |
4. Грамматическая категория: род имён прилагательных | | | Чтение «пирамид» слов с парными согласными. | |
5. Падежи имён прилагательных. | | | Слушать текст в чтении учителя. Воспринимают на слух слова, которые помогают представить картину природы. Читают текст самостоятельно; находят и соотносят схему и предложение. | |
Зрительная физкультминутка | Внимательно следите глазами за жителями цветочной поляны. | | Активно участвуют в физкультминутке. | |
6. Безударные окончания имён прилагательных Работа по компьютерам. | | | Дополнять объяснять Устанавливают закономерность. | |
7. Составление схемы морфологического разбора. Работа в парах. | | | Составляют . Устанавливают Применяют Оценивают свою работу. | |
8. Работа с предложением. (Второстепенный член предложения) | | | | |
5. Рефлексивно-оценочный | Заполните таблицу. Проверьте себя и оцените свои достижения. Приложение 3. -Что ты хорошо знаешь и умеешь? Ставишь +. -Что тебе ещё предстоит освоить? Ставишь -. | Заполняют таблицу. Оценивая свои знания. | Отвечают на итоговые вопросы изученного материала . | |