Происходящие в обществе перемены обусловили необходимость обновления системы образования. В соответствии с изменившимся социальным заказом общества изменились и ориентиры и в самой этой системе, центральным звеном которой выступают личностно-ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности.
Отечественные и зарубежные специалисты в области педагогики и психологии подчеркивают противоречия между выдвигаемой современным обществом потребностью в воспитании и развитии творческой личности и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на всех этапах обучения. Не случайно в педагогике и психологии сейчас ведется интенсивный поиск рациональной организации учебного процесса, стимулирующей развитие творческой активности учащихся, их творческого мышления, креативности.
Непосредственное влияние на становление творческой личности, оказывает дизайнерская деятельность учащихся, направленная на развитие особого типа мышления – дизайнерского.
Дизайнерское мышление (от понятия «дизайн» - англ. «design» - проектировать) выступает разновидностью творческого, или продуктивного мышления, которое, по мнению отечественных и зарубежных психологов, является совокупностью тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности [16, 28].
Впервые понятие дизайнерского мышления к начальному курсу обучения применила Н.М. Конышева [26], по мнению которой, дизайнерское мышление обусловливает наличие у человека таких оценочных суждений и способов творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение к миру вещей и к окружающей действительности в целом.
Как качество личности, дизайнерское мышление предусматривает, с одной стороны, наличие творческих способностей и творческих умений, и характеризуется ценностным отношением к творчеству; с другой стороны – предусматривает наличие волевых, эмоциональных и мотивационных моментов, и характеризуется субъектной позицией индивида, как особого рода отношений личности и деятельности, проявляющейся в осознанном применении логических операций и эвристических приемов для решения самостоятельно обнаруженных проблем [18, 34].
Таким образом, значимость развития дизайнерского мышления у младших школьников состоит не только в формировании эстетического отношения к миру вещей и к окружающей действительности, но и в его роли для дальнейшего успешного развития личности, систематического и последовательного формирования личностных новообразований, а также как эффективного условия формирования образовательных компетенций школьников.
Исходя из сказанного выше, актуальность вопроса формирования и развития дизайнерского мышления, как условия развития личности школьника, очевидна, что подтверждает актуальность представленного педагогического опыта.