СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта по правовому воспитанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщение педагогического опыта по правовому воспитанию в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта по правовому воспитанию»

Обобщение педагогического опыта

В настоящее время во всех сферах нашей жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жёсткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой – дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.

Мой стаж работы в должности классного руководителя - 8 лет. Люблю, чтобы мои ученики умели интересы общества ставить выше личных, чтобы они обладали чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива, были бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми. В своей работе всегда старалась создать условия для саморазвития учащихся. В ребёнке изначально заложено стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.

Свою воспитательную работу с классом провожу по направлениям, формирующим основные базовые ценности:

  • Духовно-нравственное и правовое воспитание

  • Познавательная деятельность и эстетическое воспитание

  • Учебная и трудовая деятельность

  • Физическое воспитание и здоровый образ жизни

  • Семья и семейные ценности.

В настоящее время являюсь классным руководителем 6-го класса, очень разного и по социальному составу, и по уровню общительности ребят. Впрочем, как всегда. Именно поэтому и возникла мысль: выстроить внеклассную работу так, чтобы каждый был погружён в деятельность, нашёл себя, проявил себя как личность, и, в то же время, сформировать дружный коллектив единомышленников с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей путём создания воспитательной системы, направленной на обеспечение благоприятных условий для обучения, развития и социализации каждого ребёнка.

По мнению А.С. Макаренко, ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. Это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. В нашем коллективе сложились следующие традиции:

- поздравление именинника всем классом

- выпуск классного листа, где мы отражаем всю деятельность учащихся за месяц, что хорошего произошло, а также хвалим за успехи в учебе

- мастерская деда мороза

- поздравление мальчишек, пап, дедушек с 23 февраля

- поздравление девочек, мам и бабушек с 8 марта

- прогулка класса в последний день учебы к роднику

В своей работе уделяю немаловажную роль по правовому воспитанию своих учеников. Так как вооружение детей правовой грамотностью должно привести к воспитанию демократических и гуманистических свойств характера. Организовываю следующие мероприятия: «Мораль и закон», «Изучаем Устав школы», «День народного единства», «Изучаем конвенцию о правах ребенка» и т.д. (см. Приложение №1, №2, №3).

Чтобы управлять процессом формирования правовой кульуры, необходимо иметь возможность отслеживать продвижение школьников в их развитии.

Мониторинг позволяет контролировать  результативность работы классного руководителя, проводить необходимую корректировку, находить пути решения возникающих проблем.

Проведенная на начало учебного года диагностика (см.Приложение№4) на уровень правовой грамотности учащихся 6 б класса (24 ученика) соответствует  68%, это  на 5% ниже, чем в прошлом учебном году.  После летних каникул пошло снижение уровня знаний. Анализ ответов показывает, что школьники затрудняются дать точные ответы на вопрос «С какого возраста наступает уголовная ответственность?», назвать документы, в которых говорится о  правах и обязанностях детей, определить, является ли правонарушением нахождение детей в течение длительного времени на улице без контроля (без разрешения) родителей. Дополнительно учащимся были предложены 2 вопроса:

1. Почему растет число  правонарушений среди подростков?

2. Кому отводится главная роль в правовом воспитании  школьников?

На первый вопрос 10  учеников считают, что отсутствие контроля со стороны родителей означает, что дети предоставлены сами себе, улице, друзьям. Влияние окружающих не всегда благоприятно сказывается на поведении, а значит,  возможны противоправные действия.

То, что телевидение и компьютерные игры могут сыграть негативную роль в воспитании считают 11 ученик, 3 учащихся называют  одну из причин противоправных действий со стороны подростков – незнание Уголовного и Административного Кодекса.

Анализ анкет и бесед с детьми показывает, что ребята правильно анализируют жизненные ситуации, осознают важность соблюдения правовых и нравственных норм.

На второй вопрос 15 ученика считают, что именно школе отводится главная роль в воспитании законопослушного гражданина. 9 учеников  называют  родителей. Анализ ответов указывает на необходимость усилить работу по повышению правовых знаний. Так как уровень правовых знаний напрямую зависит от нравственных качеств ребенка, в начале учебного года проводится диагностика уровня воспитанности детей, которая также вносит коррективы в планирование работы классного руководителя и школы в целом.

Для достижения эффективного результата воспитательной работы в классе использую разнообразные формы воспитания: индивидуальные (беседы), групповые (классные часы, соревнования, конкурсы, викторины, исследовательские работы и т.д.).

Я считаю, что воспитание эффективно, где есть заинтересованность взрослого в детях. «Для педагога личность школьника – главная ценность и основной объект его заботы». Ученик и учитель это не однонаправленное действие, а взаимодействие, содружество.

Для реализации цели – развития личности – нужен хороший коллектив. Когда он создан, он превращается в средство воспитания личности. Я стремлюсь, чтобы у нас был хороший коллектив.

Замечательные слова, сказанные Эпиктетом, имеют значение и сейчас: «Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек» Главное — воспитать в ребенке самостоятельность и чувство ответственности за свое дело.

Большое внимание в своей работе уделяю проведению внеклассных мероприятий так как, считаю, что они позволяют мне лучше узнать детей, раскрыть их творческие возможности и способности, сплотить учащихся в единый коллектив, увлечь полезным делом, учат общению в коллективе. Использую различные формы воспитательной работы (игры, конкурсы, инсценировки, устные журналы, чаепития), стараюсь укрепить и сплотить класс, не оставляя без внимания ни одного ученика, формирую самодисциплину, чувство ответственности за порученное дело.

В своей работе стараюсь взаимодействовать как с учениками, так и с родителями, искренне стремлюсь помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе интересно и с пользой организовать их школьную жизнь.



Убеждена в том, что генетические задатки воспитания идут из семьи, но это не умаляет роль школы в формировании и воспитании личности. Те семена, которые были посеяны родителями, равно могут погибнуть или прорасти в школьной среде под влиянием классного коллектива, учителей, классного руководителя особенно. Идеальным же вариантом воспитательной работы и самым продуктивным, на мой взгляд, является равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве.

Классные родительские собрания провожу не реже одного раза в четверть. На собраниях стараюсь просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Считаю, что родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Выбирая тематику и методику собрания, учитываю возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Индивидуальные консультации так же необходимы для того, чтобы поближе познакомиться с родителями и учениками. Готовясь к консультации, определяю ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Даю возможность родителям рассказать всё то, что поможет мне в профессиональной работе с ребёнком:

•особенности здоровья ребёнка;

•его увлечения, интересы;

•предпочтения в общении в семье;

•поведенческие реакции;

•особенности характера;

•мотивация учения;

•моральные ценности семьи.

Особое внимание уделяю взаимодействию с папами детей: стараюсь привлечь пап к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью организую, специальные встречи с отцами детей, провожу конференции-размышления, собрание “Роль отца в воспитании детей” и др.

Внеклассные мероприятия организованные совместно с родителями помогают сблизить детей и родителей, формируют культуру общения родителей и детей, помогают родителям увидеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

Учащиеся проявляют способности, верно, оценивают жизненные ситуации, умеют распознавать добро и зло, готовы придти на помощь. Учащиеся регулярно получают определенный запас знаний в области культуры, этики. Все дети в классе целеустремленные, смелые, отважные, трудолюбивые и очень старательные. Почва в классе очень добротная и я уверена, что моя воспитательная система даст в дальнейшем высокие результаты. На данный момент в классе не замечено ни одного случая проявления жесткости, отклонения от норм правового воспитания. Отношения доброжелательные, развита взаимопомощь и сопереживание. Это обаятельные, неугомонные патриоты своего края, целеустремленные, предприимчивые, озорные, честные ребята. В нашем классе много знать — возможно, помогать товарищу — нормально, жить без творчества и активности – скучно. Ни одно организуемое дело не проводится только ради мероприятия или просто ради того, чтобы отметить «красный день» календаря. Мне думается, только так можно добиться результатов, которые позволят мои воспитанникам уверенно войти в мир взрослых, состояться в нем, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!