СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта "Формирование коммуникативной и информационной компетентностей средствами проектной деятельности на уроках истории и обществознания "

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование коммуникативной   и информационной  компетентностей средствами проектной деятельности на уроках истории и обществознания      

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на  вхождение в мировое образовательное пространство. С введением ФГОС в развитии образовательной системы России начался этап, сущность которого выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов. В их основе – процесс развития личности школьника как цель и смысл образования.

ФГОС акцентирует внимание на обеспечение  условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым  инновационные аспекты деятельности учителя.

Современная модель образования требует:

- постоянного обновления технологий;

-ускоренного освоения инноваций;

- быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира;

- возможность получения качественного образования.

Важнейшим условием  эффективности системы  образования является  гибкость реагирования на запросы личности, потребности экономики и нового общественного устройства. Акцент переносится на  воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения  и четко планировать действия, эффективно взаимодействовать в различных группах.

Компетентностная модель выпускника – ответ на вызовы современного общества и социальные требования. Выработка на основе существующих в данном обществе социальных ожиданий и требований к комплексу качеств и умений, нужных каждому члену общества для достижения успеха в своей профессиональной, личной и общественной жизни

В связи с этим меняются цели и результаты образования.

Важными целями образования становятся:

  •  воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
  •  развитие у учащихся самостоятельности и способности к самореализации,
  •  формирование высокого уровня правовой культуры,
  •  готовность к сотрудничеству, умение вести диалог,
  •  толерантность к чужому мнению.

В этой связи основным результатом деятельности школы должен стать набор компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и других сферах жизни общества. А так же достижение современного национального воспитательного идеала.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях  многонационального народа Российской Федерации.

Существующая в школе модель исторического образования  не учитывает  характера современного социума, коммуникативно- информационных особенностей социальной среды, глобального и национального информационного контекста.

 

Доступность и глобальность информации, связь  образовательных и коммерческих технологий зачастую искажают  научные представления.

Коммуникации, являющиеся самым динамичным элементом современности, оказывают определяющее влияние на молодёжную среду.

Пассивное впитывание информационного «фаст-фуда», не умение пользоваться источниками и т.д. негативно влияет на формирование мировоззрения учащихся.

В итоге у учащихся формируется:

  •  потеря  любознательности;
  •  не достаточная способность самостоятельно мыслить;
  •  отсутствие навыков работы с информацией;
  •  отсутствие навыков коллективной работы.

В новой образовательной системе учащийся становится  субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Как гласит китайская поговорка: «Учителя открывают дверь. Входишь ты сам». Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельности обучающегося, далекая от простой репродукции.

 Одна из технологий, позволяющих способствовать развитию активности школьников сформировать и развить коммуникативную и информационную компетенции является метод проектов.

Компетентный подход - это освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в нестандартных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

Ключевые компетенции - результат образования, выражающийся в овладении социально-значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия.

 В ключевые компетенции  включаются: работа с числом, коммуникативная, информационные технологии, самообучение, работа в команде, решение проблем, быть человеком.

ИКТ-компетентность в настоящее время относится к числу ключевых,     обеспечивая школьникам возможность:

- успешно продолжать образование в течение всей жизни;

- подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;

- жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, основанной на знаниях.

ИКТ - компетентность учащегося - это способность решать возникающие информационные задачи, используя современные информационные и коммуникационные технологии.

Модель ИКТ - компетентности включает:

  1. определение информации - способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
  2. доступ к информации – умение собирать и /или извлекать информацию;
  3. управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;
  4. интегрирование информации -  умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
  5. оценивание информации - умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
  6. создание информации - умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
  7. сообщение информации — способность должным образом передавать

  Коммуникативные компетенции: Умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми,  поведение в обществе – этикет, умение работать самостоятельно,  индивидуальная работа, формирование бригад, групп, где дети учатся распределять обязанности, есть ответственные за определённый «фронт»  работ, самоконтроль.  Другими  словами - способность вступать в общение, с целью быть понятым.

            Метод проектов – педагогическая технология, цель которые ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.

     Формирование коммуникативных и ИКТ компетенции

                  на различных  стадиях работы над проектом.

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учителя и основные решаемые им задачи

Деятельность учащихся

Подготовка

Определение темы проекта

1.Побуждает учащихся к самостоятельному выбору и обоснованию темы;

2.Планирует педагогические ситуации участия каждого участника, выявляет желания, интересы, подводит к самостоятельному волеизъявлению. Побуждает учащихся к составлению собственных планов;

 3.Знакомит с проблемными вопросами, обсуждает источники и методы получения информации.

1.Предлагают свои варианты разработки проекта;

2.Принимают участие в дискуссии, предлагая свои вопросы для обсуждения, актуализируя собственные знания из разных предметных областей;

3.Формулируют цели и возможный продукт, обосновывая преимущества.

Планирование

1.Распределение по группам;

2.Определение  способов сбора и анализа информации;

3.Определение способа представления результата каждого;

4.Распределение обязанностей между членами группы

1.Нацеливает на самостоятельное распределение обязанностей по сбору информации;

2.Знакомится с результатами коллективного обсуждения, распределения ролей;

3.В случае необходимости предлагает идеи, отслеживает участие каждого.

1.Распределяют роли, определяют свою тематику, определяют этапы разработки проекта, даты получения первых результатов;

2Учатся анализировать собранный материал и проделанную работу.

Исследование

Сбор информации, обсуждение промежуточных результатов.

Основные инструменты исследования: анализ полученной информации, наблюдение, опросы.

1.Помогает планировать  работу;

2.Выполняет в классе с учащимися подготовительные упражнения к выполнению проекта.

Подбирают материал, проводят опросы, составляют анализ. Расширяют свои знания в различных предметных областях, знакомятся с различными сферами жизнедеятельности.

Обсуждение

результатов

1.Анализ информации;

2.Формулировка выводов;

3.Обсуждение презентации полученного материала.

1.Наблюдает, советует;

2.Обсуждает с членами группы представление полученных результатов;

3.Обсуждает с каждым его роль в работе над проектом и участие в заключительном этапе работы, поощряя каждого;

4.Знакомится с анализами, докладами, постерами;

5.Планирует презентацию.

1.Анализируют информацию и роль каждого на этапе исполнения проекта;

2.Определяют участи каждого в презентации, давая возможность проявить себя в том, что лучше получается.

Представление

 

1.Слушает, задаёт вопросы в роли рядового участника, создавая возможность формирования коммуникативных компетенций;

2.Записывает наиболее типичные ошибки для дальнейшего их обсуждения после подведения итогов работы над проектом.

1.Отчитываются о полученных результатах;

2.Обсуждают как свои, так и проекты других участников;

3.Задают вопросы, высказывают своё мнение, учатся делать умозаключения.

Оценка результатов

проекта и общего хода работы над ним

 

1.Оценивает усилия каждого ученика и группы в целом;

2.Проводит личные беседы с каждым участником и анализирует взаимоотношения в группе;

 Вносит корректировку в свои планы работы с учениками.

1.Участвуют в оценке работы над проектом, обсуждая коллективно, учась самоанализу.

 

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности  исследовательской деятельности.

 Учащийся научится:

- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;

- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования; отбирать адекватные методы исследования,

-формулировать вытекающие из исследования выводы;

- применять такие методы и приемы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

- использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей. Теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

- использовать некоторые методы получения  знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

Критерии оценки учебных проектов:

  •  Объем выполненной работы,
  •  Сложность, использование знаний, выходящих за рамки программы,
  •  Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом,
  •  Качественное и эффективное использование возможностей среды, в которой разрабатывался проект,
  •  Оригинальность идеи, способы решения  проблемы, дизайн.
  •  Корректность разработки с т очки зрения представления материала,

  

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!