СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «Формы и методы работы с одарёнными детьми в условиях сельской школы»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале обобщаются формы и методы работы с одарёнными детьми в условиях сельской школы

Просмотр содержимого документа
«ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «Формы и методы работы с одарёнными детьми в условиях сельской школы»»

Ярош Наталья Анатольевна



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Добросельская основная общеобразовательная школа»

Грайворонского района Белгородской области










ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:


«Формы и методы работы с одарёнными детьми

в условиях сельской школы»







Автор опыта:

Ярош Наталья Анатольевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Добросельская ООШ»












Доброе

2014 год





Содержание



  1. Разграничение понятий "одаренные дети" и "детская одаренность"… 3-6


  1. Особенности обучения в сельской школе в современных условиях… 6- 7


  1. Система диагностики, приемы и методы выявления и развития детской одаренности………………………………………………………………. 7- 9


  1. Описание опыта работы …………………………………………… 10 - 20


  1. Литература ……………………………………………………………… 21


  1. Приложения…………………………………………………………… 22-25



























1. Разграничение понятий "одаренные дети" и "детская одаренность"


Задача выявления и обучения талантливой молодежи приоритетна в современном образовании. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем надеяться. «Мы теряем уровень образования в школах и университетах. Поэтому сейчас нам как никогда нужны грамотные учителя и талантливые дети», - отметил ректор МГУ В.А.Садовничий в Санкт-Петербурге на открытии Года Учителя. Осознавая это, в последние 10-15 лет наше общество уже постепенно начало осуществлять переход от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно-ориентированной, “центростремительной” модели (центром является ребенок). От характерного для советской школы гностического («знаниевого») подхода, при котором основной образовательной задачей являлось формирование прочной системы знаний, произошел поворот к деятельностному, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися.

В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обычно обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Второй термин — «детская одаренность», напротив, не предполагает селекции, а указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал. Мышление, способность к творчеству — величайший из даров природы (Эйнштейн А.), даром этим отмечен каждый человек, но степень его развития может существенно различаться.

Специфическая сложность заключается в том, что само понятие одаренности (одаренного ребенка) является очень общим: оно охватывает и рано, и поздно проявляющиеся способности, и малышей, и юношество, и быстроту логических операций, и наглядную образность мышления, и волевые личностные качества, и пластику, и ментальность, и аффективную сферу, и зрелость суждений, и определенную социальную отрешенность. Каждый ребенок имеет определенные задатки и, следовательно, обладает одаренностью. Они могут проявляться в различных сферах: интеллектуальной, физической, коммуникативной.

Знакомясь с работами Богоявленской Д.Б, Панова В.И. и др современных психологов автор узнала, что в течение 1990-х годов стал преобладать несколько иной подход, согласно ему одаренность рассматривается как интегральное, не сводимое к интеллекту, креативности или когнитивным функциям свойство личности. «Она изначально не задана генотипом, и не зависит фатально от условий среды. При этом особо подчеркивается, что одаренность — динамическая характеристика. Динамический подход в значительной мере лишает идею одаренности налета элитарности.» (10, 57)

Одаренным считается ребенок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других детей специальными способностями (музыкальными, художественными, спортивными и т.д.). Следует отметить, что способности и задатки являются базовыми факторами одаренности. Существуют некоторые факторы, способствующие их развитию и совершенствованию ( фактор среды, удачи, личностные факторы).

По статистике, количество детей, опережающих своих сверстников по темпам развития, составляет примерно 10% среди малышей до 3 лет, 2-3%- среди детей от 4 до 7 лет и около 1%- среди школьников. И только 10% маленьких вундеркиндов достигают значительных успехов во взрослом возрасте. Очень поучительна в этом плане история Вики Турбиной( Журнал «Педагогическая мастерская. Все для учителя». Издательство «Основа» № 2 2013 г). Какова мораль этой печальной истории? Родителям одаренных детей можно дать один очень простой совет: «Не тяните растение из земли, дайте ему вырасти!»

Ребенку необходимо создавать условия для того, чтобы он проявил способности, но никаких завышенных ожиданий, никакой преждевременной славы- она тоже станет испытанием.

Психологи разработали много тестов, позволяющих оценить способности ребенка, но ни один из них не является совершенным. Некоторые считают, что ничто не развивает так детский мозг, как книга: литературное произведение- лучший катализатор для мыслительных процессов. При чтении или слушании книги задействуется максимальное число областей мозга.

Ученые установили, что ложь в раннем детстве показывает, что подключаются одновременно множество мыслительных процессов, характеризующих ребенка как разумное существо. Исследователи показывают, что те дети, которые начинали рано врать, достигали больших успехов во взрослой жизни, чем их честные сверстники.

Перечень признаков, которые позволяют увидеть, что ребенок относится к особенно одаренным:

Развито абстрактное мышление и умение творчески решать поставленные задачи

Ускоренное прохождение этапов развития, характерных для этого возраста

Повышенная любознательность

Раннее мощное развитие речевых навыков

Удовольствие от обучения и быстрое усвоение материала

Отличное чувство юмора

Отличная память

Высокий уровень активности

Ярко выраженная реакция на шум, боль или ограничения

Способность длительное время удерживать внимание на предмете или занятии, представляющем интерес

Чувствительность и сострадание

Стремление к совершенству

Яркое воображение

В каком возрасте можно определять способности ребенка? Практически в любом. Но все же, некоторые возрастные особенности одаренности существуют. Например, поэтическая одаренность чаще всего проявляется в подростковом возрасте. А вот совсем маленькие детки часто демонстрируют признаки общей одаренности. Связано это с тем, что в силу возраста, например, для проявлений художественной одаренности (рисование, танец, пение) у них еще недостаточно физиологической развитости, для проявлений академической (в отдельных областях) – не хватает информации, знаний. Но опытный психолог или педагог, внимательный родитель всегда увидит в ребенке интерес к чему-либо и поддержит его успехи. «Подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить дар в выдающийся талант», — считал А. И. Савенков

Критерии одаренности ребенка:

- решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, ребенок ярко демонстрирует способность к наблюдательности, хорошую память, легко ведет диалог, обладает подражательной способностью;

- в своих действиях ребенок часто опирается на работу фантазии и воображения, что нередко является основным мотивом деятельности;

- общаясь, ребенок широко использует мимику и жесты, особенно в разговорах со сверстниками

- речь ребенка отличается повышенной выразительностью.

Эти критерии рекомендуются как педагогам, так и родителям.

Выведение следствий – тест используется для исследования способности к воображению и словесно- логическому мышлению.

Умение правильно и полно отвечать на вопросы, видеть причинно- следственные связи является важнейшим условием успешного обучения.

Предложите детям пофантазировать на тему:

« Что произойдет, если…?»

Задача ребенка – дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы:

-Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?

- Что произойдет, если животные начнут говорить?

- Что произойдет, если горы станут сахарными? и другие.

Чем подробнее ответ, тем лучше у ребенка развита образность, тем ярче его воображение.

Для оценки результатов используйте:

  1. фактор времени ( время затраченное на раздумье) 5 минут – 1 балл, 4 минуты – 2 балла, 3 мин – 3 балла и т.д.

  2. активность воображения

- оригинальный подробный ответ с элементами юмора – 5 баллов

- необычный ответ с элементами фантазии – 4 балла

- банальный ответ – 2 балла.

Автопортрет – благодаря воображению ребенок осваивает новый опыт. Прогнозирует свою жизнь, формирует представление  о себе, как о личности, причем не только на данный момент, но и на будущее. Воображаемый образ может быть выражен как в рисунке, так и в поделке.



2. Особенности обучения в сельской школе в современных условиях


Реформирование системы образования в начале 90-х годов привело к дифференциации образовательных учреждений, возникновению инновационных школ, позволяющих более целенаправленно организовать работу с одаренными детьми. Появились разные виды элитных учебных заведений, расположенных в большинстве своем в городах. Сельская общеобразовательная школа оказалась в конце этого рейтинга.

Согласно Закону об образовании (ст. 19) стандарт образования должен выдерживаться одинаковый как для сельских, так и для городских школ. В то же время содержание и организация учебно-воспитательного процесса в сельской школе в значительной степени определяется комплексом объективных и субъективных факторов, обусловливающих специфику ее функционирования и перспектив развития, специфику профессиональной деятельности сельского учителя. К отрицательной специфике малочисленной сельской школы можно отнести отсутствие особой эмоциональной психической атмосферы, свойственной учебной работе большого коллектива учеников. В сельских школах зачастую ограничено деловое, информационное и эмоциональное общение детей, практически отсутствует состязательность учеников в овладении знаниями. Трудности возникают также с формированием коллективистских, нравственных качеств личности учащихся, организаторских, коммуникативных способностей, нередко отсутствуют лидеры.

В «Концепции реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации» указываются проблемы сельской школы, требующие кардинального решения. К данным проблемам относятся: устаревшая материально-техническая база, слабое кадровое обеспечение, недостаточный уровень финансовой обеспеченности, отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций и транспортных средств для организации подвоза обучающихся к школе, низкое качество образования. Сельские дети имеют изначально неравные возможности в получении образования, неравный доступ к различным образовательным услугам. Общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности не могут дать обучающимся качественное образование, что снижает конкурентоспособность сельских школьников при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Одним из способов преодоления данной проблемы является вовлечение учащихся к участию в программах повышенного уровня посредством дистанционного обучения, создания для сельских школьников ситуации успеха, развитие детской одаренности.



3. Система диагностики, приемы и методы выявления и развития детской одаренности


Школьное образование должно обеспечить каждому ребенку достижение максимально возможного для него уровня развития. Главной целью обучения и воспитания одаренных детей наряду с усвоением знаний во всех предметных областях является создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их индивидуальных способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Задача учителя состоит в следующем: объединить разрозненные элементы по диагностике одаренности, обучению, развитию, поддержке интеллектуально одаренных учащихся.

«Диагноз» и «прогноз» — сфера деятельности психолога, а развитие и обучение — обязанность социума и прежде всего педагогов и родителей. Эпизодическая (не говоря уже о разовой), существующая автономно от образовательной практики диагностика, далеко не всегда позволяет объективно решать как саму задачу выявления уровня детской одаренности, так и тем более задачу прогнозирования развития. Методики диагностики одаренности для педагогов качественно отличаются от методик для психологов. В отечественной прикладной науке они разрабатываются мало. Поныне не существует системы диагностики, культивирования, контроля и защиты, которая позволяла бы выделять одаренных детей и создавать условия для их развития, которая предусматривала бы объединение усилий педагогов, воспитателей, родителей и создавала бы соответствующий механизм реализации в рамках нашей образовательной системы.

«Большинство педагогов способны оценивать основные параметры одаренности, опираясь на имплицитные (скрытые, подразумеваемые, невыраженные) знания. Но при этом они, как правило, не склонны учитывать эти сведения в своей практической деятельности.

Наиболее значимо влияющими на процесс диагностики детской одаренности педагогами оказались факторы наличия высокого уровня интеллектуальных способностей и креативности у самих педагогов, а также фактор продолжительности времени работы с данными детьми. Именно они повлияли на адекватность оценки самого большого количества компонентов интеллектуальных и творческих способностей детей,» - отмечает в своей работе А.И.Савенков. (9, 101)

Главная задача, таким образом, постепенно смещается с развития общей одаренности на поиск адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности. Психологи выделяют «сферу горизонтального обогащения учащихся (например, различные элективные курсы) и сферу вертикального обогащения: осуществление образовательной деятельности в соответствии с познавательными потребностями детей, а не по заранее разработанной логической схеме; сочетание уровня развития продуктивного мышления с навыками его практического использования; максимального расширения круга интересов, доминирования собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний; ориентация на интеллектуальную инициативу; актуализации лидерских возможностей, информационного обогащения среды; активизации трасформационных возможностей предметно-пространственной среды; гибкость в использовании времени, средств, материалов; сочетания индивидуальной учебной и исследовательской деятельности с её коллективными формами.» (9, 18)

Важный фактор развития детской одаренности — формы организации учебной деятельности.


Принципы специализации образовательных программ,

применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста

1. Содержание образовательной  программы для одаренных и талантливых детей должно предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления.

2. Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет детям переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.

3. Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.

4. Образовательная  программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.

5. Образовательная  программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в выставках, мероприятиях, и т.д.

6.Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с социум, природой, культурой и т.д.

7.Образовательная  программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.

8. Образовательная программа должна разрабатываться как индивидуально, так и коллективно.

На занятиях необходимо широко использовать  следующие технологии обучения:

  • Технология кооперативного обучения;

  • Технология творческих мастерских;

  • Проектное обучение;

  • Модульная технология;

  • Технология полного усвоения;

  • Инновационные компьютерные технологии

        Среди форм и методов работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные выставки, мастер- классы, конкурсы и т.д.





4. Описание опыта работы


Несколько лет назад, стараясь заинтересовать своих учеников изучением русского языка, создать для них реальную ситуацию успеха, поднять их самооценку, автор предлагала им принять участие в различных лингвистических конкурсах, попробовать провести языковые исследования. Чаще всего приходилось работать с учениками индивидуально после уроков. Соглашались единицы, а довести дело до логического завершения удавалось не всем, поэтому и возникла необходимость структурировать свою работу и применять поэтапно накопленный материал, постоянно его корректируя.

Цели и задачи своей работы в данном направлении вижу следующие:

- развитие самодостаточности учащихся (ориентация на ученика с любым уровнем обученности);

- формирование у учащихся мотивации в освоении навыков работы с материалом повышенной трудности;

- развитие творческих задатков личности;

- вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и обучение необходимым умениям и навыкам;

- интегративность (исследовательские проекты на стыке разных наук);

- обогащение духовной культуры.

В системе своей работы по развитию детской одаренности сельских учащихся по русскому языку выделяю три этапа:

Первый этап – повышение мотивации к изучению русского языка, развитие интереса к предмету всех учащихся. Средства: использование ИКТ с современными ЦОР и использование технологии РКМЧП.

Второй этап - диагностический. Средства: использование форм и методов развития познавательной активности.

Третий этап – реализация интеллектуального потенциала одаренных детей в процессе обучения. Средства: вовлечение к участию в программах повышенного уровня и в исследовательской работе.

Рассмотрим детальнее описание каждого этапа, формы, методы и приемы работы, его эффективность для перехода к работе на следующем этапе.

Первый этап – повышение мотивации к изучению русского языка, развитие интереса к предмету всех учащихся. Средства: использование ИКТ с современными ЦОР и использование технологии РКМЧП.

«Компьютерные технологии, при условии корректности применения, обладают большими потенциальными возможностями в деле развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. В качестве основных факторов выступают: использование программного обеспечения в целях интенсификации обучения; расширение возможностей предъявления учебной информации; экономия учебного времени за счет исключения рутинных операций обработки различного рода учебной информации; расширение сферы самостоятельной, в том числе исследовательской деятельности учащихся; вариативность видов учебной деятельности.» (9, 21)

Оснащение кабинета русского языка и литературы необходимым оборудованием (компьютер, медиапроектор) позволяет значительно активизировать развитие познавательных и творческих способностей учащихся, повысить интерес к изучению русского языка, мотивацию. Создание презентаций учащимися к различным темам стало традиционным приемом работы. Уже имеется коллекция детских презентаций, которая постоянно пополняется и используется в последующих классах как наглядые пособия. Помимо этого постоянно использую диски с интерактивными заданиями по русскому языку, тестирование, ЦОР.

Применение компьютера на уроке открывает немало дополнительных возможностей. Появляется возможность сделать процесс обучения значительно более наглядным и интерактивным. Этому способствуют красочные, логично структурированные обучающие программы, позволяющие тестировать учащихся с моментальной проверкой полученных результатов, демонстрировать тематические видеоматериалы.

В последние годы в своей работе стараюсь использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). РКМЧП предполагает развитие самостоятельности мышления и решения возникающих проблем разными путями. Если ученик научится критически мыслить, то он овладеет разнообразными способами интерпретации, способностью аргументировать свою точку зрения на основе собственных наблюдений и опираясь на мнение собеседника, т. е. используя и осознавая многополярность окружающего мира. Эта технология раскрепощает ребенка и выпускает на свободу детское творчество. Технология РКМЧП рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы и ее решение, поэтому ее применение и способствует решению поставленных нами целей и задач. Восприятие информации происходит в 3 этапа, что соответствует таким стадиям урока:

- подготовительный – стадия вызова;

- собственно восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);

- присвоение информации – стадия рефлексии.

В зависимости от типа и темы урока использую такие педагогические приемы:

На стадии вызова:

1. “Линия времени”. Чертится на доске линия, на которой обозначены этапы изучения темы, формы контроля; учитель говорит о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находим уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.

2. Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников в своей лингвистической компетенции.

3. Вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме поможет опора на жизненный опыт учеников. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.

– Что вы уже знаете об этой теме?

– Подберите слова об этом или на эту тему…….

–Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!

(Не правда ли, звучит, как открытие!)

4. “Кумир”. На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

5. “Профи”. Исходя из будущей профессии, объясни, зачем нужно изучение этой темы?

6. "Автор”. Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему? Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему?

На стадии рефлексии:

1. Предлагаю заполнить таблицу:


2. Образовательная стратегия. Что ты делал, чтобы написать эту работу на “5”? Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо? Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями. Дети учат себя сами.

Второй этап - диагностический. Средства: использование форм и методов развития познавательной активности.

Как определить уровень развития языковой компетенции личности школьника? Можно наблюдать за живой разговорной речью, анализировать письменные тексты: это потребует много времени и усилий. Можно предложить более экономный экспериментальный путь: несколько специальных заданий, которые дадут «концентрированный» материал, который позволит оценить развитие языковой личности. Исходя из темы и типа уроков по русскому языку, предлагаю ученикам следующие задания:

Задание 1

Дайте толкование слова и приведите как можно больше синонимов. Предлагаются наиболее частотные слова, имеющие большое количество синонимов. Проверяется владение синонимическими и стилистическими возможностями родного языка.

Задание 2

Дайте толкование заимствованным словам и отметьте, использование каких из них в русской речи оправданно. Проверяются речевая и языковая рефлексии, умение сопоставлять языковые явления родного и иностранного языков, владение родным языком.

Задание 3

Вставьте наиболее подходящее по смыслу и стилю слово в отрывок из художественного текста.

Проверяются речевая рефлексия, «языковой вкус» – умение выбрать из синонимического ряда слово, наиболее точно отвечающее условиям коммуникации (в данном случае – жанру, стилю, эстетическим задачам художественного текста).

Задание 4

Самодостаточная лингвистическая задача на материале иностранного языка. Проверяются знание системы родного языка, языковая рефлексия, мышление.

Задание 5

Перевод незнакомого текста с близкородственного (неродного) языка. Для русского языка это может быть древнерусский, старославянский, белорусский, украинский, сербский, хорватский и др. Проверяются умение анализировать и сопоставлять языковые явления с опорой на знание родного языка и языковую догадку, языковая рефлексия.

Задание 6

Сформулируйте какую-либо современную, актуальную проблему изучения русского языка, которая интересует вас (она может касаться любого языкового уровня: от фонетики до текста, любых областей использования языка, выходить за рамки школьной программы), поясните, почему она важна и интересна. Проверяются языковая рефлексия, знание языка и знания о языке, владение коммуникативными навыками: умение извлекать, перерабатывать и использовать информацию из разных источников, создавать текст, выбирать адекватно стиль и жанр для раскрытия мысли. Некоторые задания предлагаю выполнить всему классу во время урока, более сложные, требующие привлечения дополнительных источников или большего времени, задаю на дом. Затем на уроке выделяю время, чтобы ученик рассказал и представил свое решение. Некоторые школьники, не уверенные в своих силах, после урока сами просят дать им аналогичное задание и пробуют искать пути его решения.

Задания для решения поставленных целей беру из различных источников: Всероссийский Ломоносовский турнир, конкурсы «Познание и творчество», олимпиадные задания различных уровней, специальная литература по предмету.

Вот примеры заданий:

1.Решите пропорцию, найдите х1, х2, х3.

Мать : сын = тетя : племянник = бабушка : внук = х1 :дядя = дедушка : х2 = х3 : отец

2. Лингвистическая задача

«Название нос получили мыс и передняя часть судна. Есть носик у чайника. Носок – так называем мы теперь короткий чулок. Но еще сохранилось выражение — подняться на носки. Когда-то слово носок означало передний конец обуви или чулка. Как объяснить эти факты?»

Решение (ответ шестиклассницы): Во всех приведенных примерах слово нос обозначает переднюю или выступающую часть различных предметов. Подняться на носки — это значит встать на переднюю часть ноги, на пальцы. Нос судна – это передняя часть и т.д.

3. Задания творческого характера

Отгадайте, о чем идет речь. Какие языковые явления лежат в основе этой задачи-шутки?

– Она черная?

– Нет, красная.

– А почему она белая?

– Потому что зеленая.

Ответ: Диалог ведется о смородине (которая бывает красной и черной). В основе шутки лежат два языковых явления: а) эллипсис, т.е. опущение части высказывания (ср. полный вариант вопроса: Это у вас черная смородина?); б) перенос значения: слово зеленый в данном контексте употреблено в значении «незрелый».

Пути решения выбираются без помощи или подсказки учителя; происходит «открытие» новых знаний или новых способов добывания этих знаний. Таким образом, исследовательский метод, воплощенный в познавательных задачах по русскому языку, позволяет привнести в урок (или домашнее задание) самостоятельность, активизировать познавательную деятельность.

Третий этап – реализация интеллектуального потенциала одаренных детей в процессе обучения. Средства: вовлечение к участию в программах повышенного уровня и в исследовательской работе.

Такой поэтапный подход позволяет ученикам поверить в свои силы, и уже психологически более подготовленные, они участвуют в программах повышенного уровня, пишут исследовательские работы. Об эффективности такого поэтапного подхода говорят количественные и качественные результаты их деятельности в данном направлении.

В связи с этим можно обозначить так называемые образовательные «стратегии», которые направлены на развитие детей с повышенным уровнем способностей. 

1) Стратегия «индивидуализации». В последнее время все активнее утверждается представление о необходимости учета в образовательно-воспитательных системах неповторимости каждого индивида и как следствие этого можно рассматривать тенденцию постепенного отказа от унификации личности. Невозможность воспитания и обучения будущего творца на общем «образовательном конвейере» все более осознается и заставляет искать новые образовательные технологии, отвечающие данной задаче. Особую остроту эта проблема приобретает при создании образовательных моделей для одаренных и талантливых детей.

 2) Стратегия «исследовательского обучения». Главная особенность этого подхода — активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. 

3) Стратегия «проблематизации». Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых, найти способы решения и, наконец, решить. Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы». Особые методические приемы, разрабатываемые сторонниками данного подхода, позволяют достичь того, что предложенная учителем проблема превращается во внутреннюю проблему самого ребенка. Это, в свою очередь, создает предпосылки для анализа вариантов ее решения, что само по себе является следующим этапом учебной работы. Далее, в полном соответствии с логикой, необходима оценка достоинств каждого варианта решения. После этого обычно следует обобщение найденного и так далее.

 4) «Стратегия интенсификации» предполагает изменение не темпа (скорости) усвоения, а увеличение объема, или, как говорят специалисты, — интенсивности обучения. Она, в определенном смысле, является альтернативой «стратегии ускорения». Эта «стратегия» имеет ряд вариантов реализации. Можно выделить «горизонтальную» и «вертикальную» интенсификацию. «Горизонтальная» предполагает дополнение традиционного учебного плана новыми, обычно не включаемыми в него курсами и предметами. В практике это обычно — не один, а несколько иностранных языков, нетрадиционные учебные предметы: риторика, экономика и др. Для нас же наиболее характерна «вертикальная интенсификация», которая предполагает обращение к более высоким уровням овладения тем или иным предметом, ориентирована на качественно иной уровень подготовки, соответствующий более высоким уровням развития личности. Особую роль в работе со способными учащимися играет формирование самостоятельной деятельности. Опыт показывает, что общие для всего класса задания не могут быть доступны в одинаковой мере для всех учащихся. Необходимо так строить процесс обучения, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным ученикам, обеспечивал их максимальное интеллектуальное развитие и в то же время создавал условия для успешного овладения и развития менее подготовленных учащихся. Поэтому нужно использовать систему дифференцированных заданий. При изучении нового материала работа с учебником можно выстраивать следующим образом. Работа с параграфом учебника: можно пригласить сильного ученика, который, опираясь на наблюдение над материалом, предваряющим работу над изучением новой темы, ученик самостоятельно составляет опорную схему-конспект на доске. Это составление схем-конспектов, опорных таблиц, алгоритмов, интеллект- карт вовлекает ученика в активную деятельность, выводы рождаются на глазах учеников, а это дает более стойкий результат по освоению темы. При этом важно то, что они должны постоянно подключаться к работе. В данном случае наглядность направлена не только на запоминание или воспроизведение заученного, а на размышление, установление причинно-следственных связей. При изучении теоретического материала можно использовать следующие приемы: для сильных учеников могут применяться элементы технологии критического мышления. Тема, цель, задачи, круг вопросов, которые необходимо осветить (предлагается план).Здесь мы используем частично-поисковый метод. После освоения теоретического материала способным ученикам могут предлагаться различные виды работы, которые будут носить тренировочный характер, а потом постепенно усложняться. Благодатной почвой для этого является работа с текстом.

1. дополнение текста ( написание вступления и заключения) (для слабых учащихся)

2. трансформация текста (разного уровня сложности)

3. восстановление деформированного текста (разного уровня сложности)

4. составление текста по модели (для слабых учащихся)

5. создание собственного текста. (для сильных учеников)

Например, напишите небольшое сочинение на тему «Спорт», «Первые шаги в космос», используя числительные. Для сильных учащихся лучше формулировать тему нестандартно, чтобы работа носила проблемный характер. Именно проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние, которое возникает в процессе выполнения задания, поэтому темы сочинений могут быть такими: «Есть ли предопределение? Случайность или рок?» (по «Песни о вещем Олеге»); «Можно ли отказать человеку в праве на существование?» (по повести Гоголя «Шинель»), для слабых - традиционная тема «маленького человека»; задание расширенного уровня: « Сравнить героев « Макар Чудра» и «Старуха Изергиль», главы о Данко и Ларре). Например, после изучения повести «Невский проспект» можно предложить учащимся написать эссе «Как я понимаю смысл слов «…все обман, все мечта, все не то, что кажется». Такой вид работы активизирует и развивает мыслительные способности ученика, учит выстраивать ход рассуждения, позволяет высказать собственную точку зрения, развивает навык письменной монологической речи учащихся, заставляет задуматься над проблемами жизни, формирует критическое мышление. Посмотрите репродукцию картины М. К. Копытцевой «Летний день. Цветет сирень», опишите настроение героев картины, представьте возможный диалог мальчиков. Используйте в нем неполные предложения.

 Что изображено на картине М. Попова «Первый снег»? Напишите об этом в форме дневниковых записей. Представьте себе, что вы с восхищением увидели в окошко, как все преобразилось вокруг.

Эссе после посещения театра, эссе- философские размышления о любви, о школьной жизни.

Рассмотрим, как реализуется работа с одаренными учениками во внеурочной деятельности:

предметные недели, в том числе и конкурсы чтецов

научно-практические конференции

олимпиады по предмету

участие в конкурсах исследовательских работ

участие в заочных олимпиадах по предмету

музыкально-литературные гостиные

Остановимся на олимпиадах, именно они позволяют выявить способных и одаренных детей. При подготовке к олимпиадам различного уровня мы обращаемся как к репродуктивным методам обучения, так и к тем, которые максимально развивают ученика. Что в максимальной степени зависит от учителя в подготовке к олимпиаде? Это прежде всего развитие аналитических и творческих навыков. Учитель может сформировать навыки сравнительного анализа, интерпретации художественного текста, установление авторства текста путем работы над системой индивидуальных авторских кодов, учит грамотно выстраивать письменное монологическое высказывание, в котором ребенок учится через контекст выходить на подтекст.

Как музыкально-литературные композиции, так и конкурсы чтецов позволяют способным ученикам в максимальной степени раскрыть свой творческий потенциал: формируются навыки художественного чтения и актерской игры, которые возможны только при полном прочувствовании текста.

Важную роль играет участие в различного рода конкурсах исследовательских работ, где ребенок в максимальной степени проявляет свои возможности, выступает в так называемой роли начинающего ученого.

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательской деятельности по русскому языку.

Лингвист Лев Владимирович Щерба в 1904 году говорил, имея в виду преподавание фонетики: «О заучивании чего бы то ни было не может быть и речи. Все занятия должны быть сведены к наблюдениям самих учеников под руководством учителя над собственным их языком».

«В организации исследовательской деятельности учащихся преломляется личностно-деятельный подход, так как, во-первых, ученик сам решает заняться такой работой, поскольку это ему нужно и интересно; сам выбирает тему исследования в соответствии со своими склонностями и предпочтениями. Во-вторых, процесс работы над исследованием строится на основе знаний и умений, которыми он владеет. В-третьих, тесное сотрудничество между учеником и учителем (научным руководителем) подразумевает доверительные отношения, плодотворные для обучения и личностного развития. В-четвертых, решая исследовательскую задачу, ученик активно добывает знания и заинтересован в результате своей работы.» (11, 39) Конечно, исследовательская деятельность учащихся - это индивидуальная работа, не массовая. Но, приобретая определенные навыки, многие ученики способны провести мини-исследования на лингвистическую тему.

Проблема работы с одарёнными детьми в наше время актуальна и одновременно очень сложна. С одной стороны, растёт потребность общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется не только высокая активность человека, но и его умение, способность к нестандартному поведению. С другой стороны, не секрет, что большинство российских школ ориентировано на обучение «середнячков», на то, чтобы слабоуспевающие учащиеся смогли освоить базовый уровень. Именно им зачастую учитель вынужден уделять большее внимание на уроках. И это понятно: необходимо без двоек сдать ГИА, ЕГЭ, перевести ученика в следующий класс. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему.

Мне кажется, если учитель поможет каждому одарённому учащемуся ставить перед собой задачи, решение которых обеспечит максимум дальнейшего развития, которые будут отвечать его интересам, помогут овладеть методами, исследовательскими навыками для решения этих задач, то успешно осуществится развитие способностей к самовыражению одарённых обучающихся.

В заключение хочется сказать, что не нужно плестись за талантом. Его нужно развивать, водить по путям совершенства. В этом и заключается главная задача учителей, родителей, одаренных детей и талантливой молодежи.

Участие детей в различных конкурсах, смотрах, предметных олимпиадах, представлено в таблице:

ФИО уч-ся

Год

класс

Название конкурса

результат

1.

Котельникова Марина Сергеевна

2012

9

Конкурс детского творчества «Осенняя фантазия»

I место

2012

9

Муниципальный конкурс сочинений «Мастерство рабочего»

III место

2012

9

Районный Пасхальный фестиваль, номинация «Исследовательская работа»

II место

2012

9

Муниципальный этап историко-литературного конкурса, посвящённого 200-летию Бородинского сражения

Победитель


2.

Кривошеева Екатерина

2012

6

Всероссийская олимпиада по русскому языку

III место

3.

Науменко Любовь

2012

6

Всероссийская олимпиада по русскому языку

III место

4.

Науменко Любовь

2013

7

Районный конкурс «За что я благодарю своих родителей», номинация сочинение

призёр

5.

Науменко Любовь

2013

7

Всероссийская олимпиада по русскому языку

IV место

6.

Федченко Анна

2013

5

Районный конкурс чтецов «Лира-2013» , номинация «Поэзия о Великой Отечественной войне», возрастная категория до 10 лет

I место

2013

5

Международный дистанционный конкурс по русскому языку проекта «Новый урок»

2 место

7.

Разуменко Юлия

2014

6

Дистанционная олимпиада по русскому языку проекта «Видеоуроки. Интернет»

победитель

2014

6

Международный дистанционный конкурс по русскому языку проекта «Новый урок»

победитель

2014

6

Дистанционная олимпиада по русской литературе проекта «Видеоуроки. Интернет»

победитель

8.

Котельников Александр



Муниципальный творческий конкурс «Мой папа самый лучший»

победитель

9.

Толдина Ирина

2014

5

Муниципальный творческий конкурс «Мой папа самый лучший»

победитель

2014

6

Дистанционная олимпиада по русскому языку проекта «Видеоуроки. Интернет»

победитель

2014

6

Дистанционная олимпиада по русской литературе проекта «Видеоуроки. Интернет»

2 место

10.

Клокова Александра

2013

5

Международный дистанционный конкурс по русскому языку проекта «Новый урок»

победитель

2014

6

Дистанционная олимпиада по русской литературе проекта «Видеоуроки. Интернет»

победитель

2014

6

Дистанционная олимпиада по русском у языку проекта «Видеоуроки. Интернет»

2 место

2014

5

Районный Пасхальный фестиваль «Радость души моей» (конкурс творческих работ)

победитель

11.

Кривошеева Анна

2014

6

Дистанционная олимпиада по русской литературе проекта «Видеоуроки. Интернет»

победитель

2014

6

Дистанционная олимпиада по русскому языку проекта «Видеоуроки. Интернет»

3 место

12.

Галкин Роман

2014

6

Дистанционная олимпиада по русской литературе проекта «Видеоуроки. Интернет»

победитель

2014

6

Дистанционная олимпиада по русскому языку проекта «Видеоуроки. Интернет»

2 место







5. Литература


1. Дроздова О.Е. Методические рекомендации к урокам языкознания в 5–8-х классах: Пособие для учителя. М., 2003.

2. Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников: 5–8-е кл.: Пособие для уч-ся. М., 2001.

3.Журинский А.Н. Лингвистика в задачах. Условия, решения, комментарии / Сост. Е.В. Муравенко. М., 1995.

4. Журнал «Исследовательская работа школьников».

5. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

6. Лингвистические задачи. Пособие для учащихся ст. классов. М., 1983.

7. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы. М., 2000.

8. Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах: Для олимпиад, викторин и самообразования. Мн.,2004

9. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М., 2000.

10. Современные концепции одаренности и творчества /Под ред. Д.Б.Богоявленской. М., 1997.

11.Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ // Исследовательская работа школьников. 2003, № 4.

12.Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1998.

www.researcher.ru. Интернет-портал по исследовательской работе школьников.

















6. Приложения




  1. Приложение №1


Сценарии обучающих игр, способствующих развитию интеллектуальной одаренности на занятиях


  1. Приложение №2


Урок литературы в 6 классе

































Приложение 1


Сценарии обучающих игр, способствующих развитию интеллектуальной одаренности на занятиях.

(В роли ведущих целесообразно использовать одаренных учащихся)


Сундук мудрости

Внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту.

Пожалуйста, заверните записку и положите ее в «сундук». (Это может быть коробка от конфет). Затем повторно все читают текст. А теперь возьмем из «сундука» по одной записке, где по очереди читаем вопросы и приступаем к ответам. Ведущий (он же хранитель сундука) называет победителей, учитывая содержательность, глубину вопроса и оригинальность ответа.


Симпозиум

Перед вами наглядный материал (текст, пособие). Пожалуйста, внимательно его прочитайте в течение определенного отрезка времени. Распределение ролей: редактор, критик, автор, рецензент, незнайка, доцент, академик и т.д. (по дополнению детей). Затем каждый в своем амплуа должен изложить текст. Остальные участники симпозиума оценивают выступления. Выигрывает самый оригинальный выступающий, наиболее интересно изложивший текст. Участники симпозиума имеют право добавить и дополнить выступления друг друга. Итак, слушаем выступления членов симпозиума. Подведем итоги. Поздравим победителей. Всем спасибо!


В гостях у сказки

Нам дан любой текст. Его необходимо прочитать (читают). Теперь придумайте сказку по заданному тексту, но так, чтобы ее основная мысль, основная нить отражала существо текста, с любыми героями и любым сюжетом. Это у нас будет конкурс сказочников. Чтобы придумать хорошую сказку, нужно еще paз прочитать текст быстро и внимательно. За дело! Можнол кратко записывать. Небольшое время на подготовку... Слушаем сказки! Ведущий определяет победителей, учитывая оригинальность, юмор и необычность сюжета. Всем спасибо!


Необычный доклад

Читается текст. Теперь, пожалуйста, передайте содержание этого текста при помощи знаков, схем, рисунков и передайте такую записку соседу справа. Теперь каждый делает доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа. Начинаем! Ведущий, кто, по-вашему, сделал доклад более подробно, с юмором, кто представил лучшее наглядное пособие? Поздравим победителей!


Приложение 2



Урок литературы в 6 классе

Тема: «Твори добро на всей Земле» (по рассказу Л.Петрушевской «Котенок Господа Бога»).

Цели урока:

обучающая — совершенствование навыков анализа прозаического произведения;

развивающая — развитие эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни; совершенствование речевых навыков и умений;

воспитательная – пробудить в детях чувство добра и любви к людям и животным.

Технология: мастерская

Тип урока: урок внеклассного чтения с использованием ИКТ

Форма урока: урок анализа художественного произведения.

Представляю некоторые моменты урока, позволяющие ученикам проявить различные способности:

«Котенок Господа Бога»… Скажите, пожалуйста, какая картина возникает у вас перед глазами, когда мы произносим слово «котенок»? (Можно нарисовать котенка, можно придумать небольшое стихотворение, написать рассказик)

Опишите представленного вашим воображением котенка.

Работа в группах (дети обсуждают, оформляют на листочке свои ответы)

А кто в рассказе Л.С.Петрушевской является носителем добра, а кто зла?

- Что мы узнали о них? Расскажите. Работа в группах

Носители зла

Бабка мальчика

Мать

«функционировала»

не разрешила котенка увезти в город

«не особенно приветствовала, когда внук рвал в огороде ягоды и огурцы»,


заставила мальчика выбросить котенка за забор




Носители добра

Мальчик

Бабушка умирающая

подобрал котенка

пригрела котенка

строил красивые планы

угостила кусочком черного хлеба



Давайте проследим поведение Ангела-хранителя и Беса, выпишем глаголы, которые указывают на действие того и другого. Работа в группах по тексту, оформление таблицы

Ангел-хранитель

Бес

Плачет

Радуется

Утешает

Толкает под локоть мальчика

Беспокоится


Предлагает поиздеваться над котенком

Уговаривает не делать зла

Нагло улыбается

Убеждает

Болтает

Заводит в чужой сад

Смеётся над ангелом





25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!