СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта по теме: «формирование устойчивых навыков правописания как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка через рациональные приёмы умственной деятельности»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы содержит описание опыта, описание приёмов работы над формированием навыков правописания

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме: «формирование устойчивых навыков правописания как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка через рациональные приёмы умственной деятельности»»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Добросельская основная общеобразовательная школа»

Грайворонского района Белгородской области










ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:


«ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ НАВЫКОВ ПРАВОПИСАНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»






Автор опыта:

Ярош Наталья Анатольевна

учитель русского языка и литературы МБОУ «Добросельская ООШ»












Доброе

2012 год





ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ


Условия возникновения и становления опыта

Свою педагогическую деятельность автор осуществляет в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Добросельская основная общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области. Контингент обучающихся разнороден и представлен различными социальными слоями: 30% - из семей служащих, 56% - из семей рабочих, у 10% учащихся родители занимаются предпринимательством, 4% семей – безработные. Поэтому школа стремится не только дать прочные знания, но и стать центром культурного развития и нравственного воспитания обучающихся. МБОУ «Добросельская ООШ» сотрудничает с Добросельским СМДК, где работают кружки хореографии, рисования, спортивная секция, что позволяет обучающимся развиваться всесторонне и гармонично.

Ярош Наталья Анатольевна работает в данном общеобразовательном учреждении с 1988 года. Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня грамотности обучающихся 6 класса, который был выявлен по уровню усвоения орфограмм В.Н. Зайцева [8]. Обучающимся был предложен текст с различными орфограммами: семь заданий по пять слов на каждую орфограмму. В качестве результирующего признака выбрана частота появления ошибок при написании слов на определенную орфограмму. Низкий уровень грамотности наблюдался при допущении четырех и более ошибок, средний уровень грамотности – три ошибки, высокий уровень грамотности – одна-две ошибки.

В таблице представлены результаты диагностики:


Класс

Низкий уровень усвоения орфограмм

Средний уровень усвоения орфограмм

Высокий уровень

усвоения орфограмм

6

35 %


54%

11%

При этом большинство обучающихся класса из семей, в которых родители имеют средне-специальное и среднее образование, поэтому у детей слабо развиты навыки устной речи, они допускают много ошибок в письменных работах. Возникла необходимость становления опыта по формированию навыков грамотного письма через рациональные приемы умственной деятельности.

Актуальность данного опыта определяется необходимостью создания условий для формирования навыков грамотного письма у обучающихся через рациональные приемы умственной деятельности

Ежегодно повышаются требования к уровню грамотности выпускников. Но наряду с этим обучение правописанию в школе проводится рассредоточено. Практика работы показывает, что, несмотря на знание правил, учащиеся на письме допускают ошибки, а заучивание формулировок правил не дают ученику действенных знаний. Грамотная письменная речь является показателем культурного уровня субъекта речевой деятельности, степени его социальной адекватности и востребована в деловых и культурных сферах общения. Орфографические и пунктуационные умения подвержены угасанию. Также влияет на это и процесс интерференции знаний: в ходе обучения накапливается большой объем теоретического материала, и учащимся в процессе письма труднее выбирать из множества правил нужное.

На основании вышеизложенного, выявлены следующие противоречия:

  • между недостаточным развитием творческих способностей у отдельных обучающихся и современными требованиями к обучению и воспитанию, способствующими формированию социально-активной личности;

  • между имеющимися у обучающихся теоретическими знаниями, полученными на уроках русского языка, и уровнем орфографических и пунктуационных умений и навыков обучающихся;

  • между необходимостью формирования прочных орфографических умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, которые обучающиеся должны помнить, объясняя условия выбора орфограммы и знаков препинания;

  • между сложностью орфографической системы русского языка и тем, что обучающиеся не могут уловить логику правописания и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой «нужно» и «нельзя»;

  • между умением найти в слове орфограмму, осознать ее как задачу, которую нужно решить и умением не отвлекаться от техники письма и от содержания того, о чем пишут.

Эти противоречия заставили задуматься над тем, как преподнести знания обучающимся, чтобы не снижалась их познавательная активность, чтобы рос их творческий потенциал, развивалась способность переноса знаний из одной образовательной деятельности в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Поиск путей преодоления имеющихся противоречий определил проблему: ориентацию обучающихся на овладение навыками грамотного письма по совершенствованию орфографических и пунктуационных навыков правописания на основе учебно-воспитательного процесса. Благодаря особому отношению к обучению, учащийся способен познать, открыть личностный смысл знаний, воспринять знания и умения как средства самосовершенствования.

Ведущая педагогическая идея предполагает создание под руководством учителя такой познавательной деятельности, которая включает следующие компоненты:

  • развитие творческого мышления;

  • развитие психических процессов обучающихся: восприятия, представления, памяти, внимания, мышления, воображения;

  • повышения качества усвоения обучающимися;

  • стремление к самообразованию и самосовершенствованию;

  • поиск интенсивных приемов формирования навыков грамотного письма;

  • формирование прочных орфографических пунктуационных умений и навыков обучающихся путем создания творческой атмосферы на уроке;

  • реализация задачи развития логического мышления обучающихся, обучения обучающихся умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

  • усиление практической направленности обучения русскому языку;

  • совершенствование орфографических и пунктуационных навыков правописания;

  • обеспечение учащихся знанием правил и умением применять их при написании конкретных слов и предложений.

Длительность работы над опытом

Работа над темой опыта по формированию навыков грамотного письма проводилась поэтапно с 2008 года.

I этап - подготовительный (2008-2009 учебный год) – определение проблемы, подбор диагностического материала, проведение исходной диагностики, выявление уровня орфографической грамотности обучающихся.

II этап – основной (2009-2010 учебный год) – планомерное применение методов и приемов для развития навыков грамотного письма у обучающихся.

III этап – диагностический (2011-2012 учебный год). На этом этапе доказана успешность выбранной технологии для решения обозначенной проблемы.

Диапазон опыта представлен единой системой уроков.

Теоретическая база опыта

В основе педагогического опыта лежат труды ученых по теории методов обучения, исследования по методике преподавания русского языка.

Львов М.Р. отмечает, что «материал по орфографии не выделен в школе как отдельный, самостоятельный раздел» [12], это не позволяет добиться высокого уровня грамотности у обучающихся.

Баранов М.Т. [2] утверждает, что орфографические умения в большей мере, чем другие языковые явления, в силу своей специфики подвержены угасанию, что также приводит к снижению уровня грамотности и творческой активности на уроках русского языка.

Богоявленский Д. Н., изучавший вопрос о связи орфографии и творческого письма, пришел к выводу, что необходимо вооружать учащихся как речевыми, так и орфографическими умениями: учащиеся при написании творческой работы проходят «через этап «совмещения» двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические и пунктуационные нормы» [5].

Гвоздев А.Н., Ушаков М.В., Алгазина Н.Н. [1], Разумовская М.М., Сергиевский А.П. [17], Приступа Г.Н. связывают трудность русской орфографии с точки зрения методики ее изучения с парностью или смешиваемостью большей части орфограмм. Кроме того, по исследованиям психологов, следствием смешивания сходных элементов информации является интерференция навыков, т.е. взаимное ослабление сформированных и формируемых навыков при освоении орфографии.

По мнению Рождественского Н.С. [18], «не видя в орфографии системы, не понимая ее основных тенденций, ученики просто представляют себе правописание как свод разрозненных, не объединенных между собой правил и еще больше исключений к ним».

В основе исследования способов повышения грамотности обучающихся лежат следующие понятия:

  • грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания [ru.wikipedia.org].

  • рациональные приемы умственной деятельности – такие приемы, которые характеризуются наименьшими затратами времени, физическими и психическими (нервными) усилиями и затратами энергии. Следствием применения таких приемов является повышение работоспособности, высокое качество работы [slovarus.ru].

Во всех названных работах методика изучения смешиваемых понятий направлена на преодоление смешивания в процессе изучения орфографии и пунктуации. В соответствии с этим была определена методика интенсификации обучения правописанию у обучающихся через рациональные приемы умственной деятельности, основанная на использовании технологии традиционного обучения, элементов методики Фроловой Т.Я.[22] и авторской технологии Поташкиной Ю.А.[15], что позволило сформировать навыки грамотного письма у обучающихся.

Новизна опыта заключается в создании системы применения методов и приемов, нацеленных на формирование навыков грамотного письма у обучающихся путем использования рациональных приемов умственной деятельности. Ценность технологии состоит в том, что обучающиеся овладевают языковым материалом в процессе активной речемыслительной деятельности. Это в свою очередь интенсифицирует работу таких важнейших для обучения психологических качеств, как внимание, память, мышление, и непосредственно влияет на результат обучения русскому языку.

Автором опыта создан банк алгоритмов, банк упражнений для развития орфографической зоркости, банк приемов формирования грамотного письма. Систематизированы материалы по использованию пословиц и поговорок в учебном процессе, речевых, творческих и дидактических игр, словаря однокоренных слов, занимательных рифмованных и фонетических упражнений, заданий для проведения олимпиады по русскому языку, приемов работы по предупреждению орфографических ошибок.


ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики формирования грамотного письма при изучении русского языка посредством применения рациональных приемов умственной деятельности.

Задачи, способствующие достижению данной цели:

  • введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая позволила обучающимся уметь обобщать осмысленно языковой материал, логически рассуждать, обоснованно делать выводы;

  • заинтересованность обучающихся русским языком;

  • вырабатывание орфографической и пунктуационной зоркости;

  • включение каждого обучающегося в практическую, полезную для него деятельность;

  • использование информационных технологий с целью самостоятельно искать и отбирать, обрабатывать необходимую информацию;

  • использование способов и приемов, направленных на повышение качества грамотного письма.

Исходя из этого, задача учителя – не просто дать базовые знания обучающимся, а направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Учитель применяет такие методы и приемы, обучения, которые делают урок насыщенным и занимательным, вызывают интерес у обучающихся к учебному предмету, способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения, развитию способностей обучающихся.

Проблема совершенствования преподавания предмета решается на
основе деятельностного подхода, принципов целенаправленности,
научности, систематичности и последовательности, а также наглядности,
доступности, связи обучения с жизнью, воспитывающего и развивающего
обучения. Реализация данных принципов позволяет научить обучающихся
анализировать, обобщать, выделять главное, сравнивать, систематизировать
и делать самостоятельные выводы, применять полученные знания по
русскому языку в ситуациях повседневной жизни.

Для решения поставленных задач учителем применялись
методы:

- по степени активности познавательной деятельности: объяснительный,
иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский;

- по источнику получения знаний: индивидуальные, групповые,
фронтальные;

- по приоритету средств: визуальные, вербальные, компьютерные;

- по характеру учебной деятельности: игровые, поисковые, проблемные.

На уроках русского языка в условиях обычной классно-урочной системы учитель эффективно строит учебный процесс с учетом специфических особенностей личности обучающихся, применяя:

  • проблемные ситуации;

  • обучение через деятельность;

  • диалоги;

  • работу в группах и парах;

  • игровые методики;

  • эвристический подход.

Учитель в своей работе реализовывает следующие функции:

  • диагностическую – учитель формирует банк данных о познавательных интересах обучающихся, их достижениях в процессе учебы, уровне учебных возможностей класса;

  • мотивационно-целевую – учитель продумывает, как заинтересовать каждого обучающегося, определяет цели обучения;

  • планово-прогностическую – учитель проводит диагностику и определяет зону актуального и ближайшего развития обучающихся;

  • организационно-исполнительскую– учитель обучает планированию собственной деятельности, организует исполнение намеченного плана;

  • контрольно-диагностическую – учитель осуществляет анализ результатов деятельности по развитию умений и навыков.

Процесс привития грамотности состоит из трех основных этапов: 1) первичное знакомство с правилом; 2) тренировочные упражнения на закрепление правила; 3) автоматическая грамотность, когда правило вспоминается лишь в затруднительных случаях.

Практика работы показывает, что, несмотря на знание правил, обучающиеся на письме допускают ошибки, а заучивание правил, формулировок как таковых не дают ученику действенных знаний и навыков. Кроме того, в ходе обучения накапливается большой объем теоретического материала, и обучающимся труднее в процессе письма выбрать из множества этих правил нужное. Чтобы избежать интерференции знаний, забывания правил обучающимися, в своей работе учитель применяет приемы обучения, направленные на формирование устойчивой практической грамотности.

На уроках используются следующие приемы:

1. Решение орфографических задач и формирование орфографической зоркости.

2. Алгоритм как порядок рассуждения при применении правила.

3. Использование обобщающих таблиц по орфографии и пунктуации.

4. Графические обозначения орфограмм как прием интенсификации обучения орфографии.

5. Применение мнемотехнических приемов.

6. Памятки.

Основным средством реализации данных задач учитель считает использование методики интенсификации обучения, то есть поиск и выбор таких методов обучения, которые упрощают систему правил русского языка, обеспечивают наиболее быстрое, простое, понятное и целесообразное восприятие и применение правила, формируют более устойчивые и действенные знания и навыки. Большим подспорьем в работе является методика Т.Я. Фроловой «Интенсивное обучение правописанию» [22]. В ее основе лежат принципы обучения правописанию на основе объединения изучаемого материала в определенные классификационные группы. Это приводит к сокращению объема правил и упрощению орфографической и пунктуационной системы русского языка. Время, необходимое для формирования устойчивых навыков грамотного письма, значительно сокращается за счет определенной системы упражнений, системы повторения и методики, позволяющей преодолеть психологическую интерференцию знаний обучающихся.

Формирование и развитие навыков грамотного письма происходит тогда, когда и учитель, и обучающийся действуют совместно, идут навстречу друг другу, когда в учебный процесс включены элементы коллективной деятельности. Весь учебный процесс направлен на то, чтобы у обучающихся сначала появилось желание, эмоциональный настрой, а потом и потребность учиться. Определенные приемы позволяют добиться полной успеваемости, качественного ее роста, развивают творческое мышление и познавательную активность обучающихся.

Одной из основных и первоначальных задач при обучении русскому языку является задача выработки у обучающихся навыков грамотного письма. Еще не так давно считалось, что хорошо знать русский язык означает писать без ошибок (орфографических и пунктуационных – в первую очередь). Однако правописные навыки не должны рассматриваться как самоцель, это необходимая, но недостаточная составляющая в преподавании русского языка.

1. Решение орфографических задач и формирование орфографической зоркости. Главное внимание учителя сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Один из способов обучения грамотности – воспитание орфографической зоркости.

Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением. Одной из важнейших причин низкой грамотности обучающихся является их неумение «видеть» орфограммы.

Способность видеть орфограммы – это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у обучающихся нужно воспитывать. Начинать надо с освоения двух важнейших орфографических понятий – «орфограмма» и «правило» и двух главных орфографических умений - ставить и решать орфографические задачи.

Упражнения, способствующие развитию орфографической зоркости, т.е. содействующие тому, что обучающиеся учатся обнаруживать, определять орфограммы по их опознавательным признакам:

- подбор слов с той же орфограммой, которая имеется в данном упражнении;

- группировка орфограмм;

- запись текста с пропусками букв, правильное написание которых вызывает затруднение;

- списывание с правильного текста;

- письмо заученного наизусть связного текста;

- диктант с точкой (записывая слово, обучающийся должен поставить точку перед орфограммой); предупредительные, объяснительные, творческие, свободные, выборочные, немые, зрительные, проверочные диктанты;

- пользование орфографическими словарями;

- работа над ошибками.

Списывание с правильного текста. С этой целью используются специальные орфографические упражнения с осложнёнными грамматико-орфографическими заданиями, в ходе которых вырабатывается навык применения правила на практике.

Письмо заученного наизусть связного текста. Используются тексты художественных произведений, изучаемых в курсе литературного чтения.

Предупредительный диктант. При проведении предупредительного диктанта перед записью отдельного предложения или целого текста устно проводится объяснение определённых орфограмм, имеющихся в словах, которые входят в данное предложение или текст.

Объяснительный диктант. При проведении объяснительного диктанта осуществляется объяснение орфограмм после записи текста. Чтобы все обучающиеся производили соответствующий грамматико-орфографический разбор слов с нужной орфограммой необходимо письменно объяснить написание анализируемых слов.

Выборочный диктант помогает сосредоточить внимание на нужной орфограмме (или орфограммах). При выборочной записи слов или словосочетаний обучающиеся объясняют соответствующие орфограммы или письменно, или устно.

Диктанты с изменением текста: творческий, свободный диктант. У обучающихся вырабатывается навык применения орфографических правил в условиях, когда приходится думать о содержании и грамматическом оформлении предложения.

Зрительный диктант. При зрительном восприятии накапливаются зрительно-графические образы, модели изучаемых орфограмм, укрепляется зрительно-графическая память обучающихся, что чрезвычайно важно. Вот почему необходимо стремиться к тому, чтобы перед обучающимися в самом начале работы над орфографической темой в правильном написании предстали наиболее трудные слова с изучаемой орфограммой.

Обращение к орфографическому словарю или словарю учебника способствует накоплению опыта работы со словарём, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно.

Работа над ошибками должна проводиться в системе после каждой письменной работы, проверенной учителем. Домашняя работа над ошибками должна строго контролироваться: иначе она превратится в обыкновенную отписку.

Предупреждение орфографических ошибок – одно из главных условий успешного обучения учащихся грамотному письму. Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы обучающиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у обучающихся такого стремления не будет успеха в повышении грамотности. Очень важно, чтобы обучающиеся, прежде чем записать слово, сделали его звуковой анализ и, записывая, проговаривали.

Навыки грамотного письма формируются в процессе упражнений, причем прочность этих навыков находится в прямой зависимости от числа «встреч» обучающихся с трудными орфограммами. Чем больше обучающиеся пишут, тем прочнее их навыки. Особенно это относится к непроверяемым написаниям. Фонетические упражнения играют не менее важную роль в формировании точных звуковых представлений.

При формировании орфографических умений и навыков у обучающихся необходимо помнить, что немаловажное значение имеет уровень развития оперативной (кратковременной) памяти. Следовательно, необходимо стремиться развивать у обучающихся этот вид памяти.

Упражнения для развития памяти:

1) словарный диктант «Кто больше запомнит». Данный диктант проводится по методике И.П.Федоренко. Учитель произносит один раз и больше не повторяет цепочку, например, из трёх слов, затем делает паузу, во время которой обучающиеся записывают то, что запомнили. Учитель читает новую цепочку из трёх слов, и опять пауза. Так происходит, пока не будет записан весь диктант. После чего обучающиеся подсчитывают количество слов, проверяют друг у друга написание. Диктант целесообразно начинать с цепочки, состоящей из 3-х слов. Далее цепочка увеличивается.

Такая работа повышает орфографическую грамотность, увеличивает скорость письма, развивает самоконтроль, положительно влияет на дисциплину.

2) распространение предложений.

Обучающимся предлагается предложение, состоящее только из основы. Каждый обучающийся записывает своё предложение

3) восстановление деформированного текста.

4) зарядка с предложением.

  • учитель читает предложение с доски, чтобы обучающиеся поняли смысл;

  • обучающиеся читают вслух, проговаривая орфограммы;

  • читают орфографически про себя;

  • запоминают, как пишутся слова, особенно трудные, коллективно объясняют все орфограммы;

  • закрывают глаза и мысленно проговаривают трудные слова орфографически (если не уверены в написании какого-то слова, открывают глаза, проверяют правописание;

  • запись предложения в тетрадь, доска с предложением закрывается;

  • предложение открывается, проверяется от последнего слова к первому.

5) зрительные картинные диктанты.

Учитель показывает лист с девятью картинками, считает до 10, убирает. Обучающиеся пишут то, что запомнили.

Чтобы урок был продуктивным, а обучение – эффективным, учителем используются разные приёмы контроля. Упражнения традиционного характера, различные виды диктанта учитель дополняет обучающими и контрольными тестами, преимущество которых заключается в возможности самооценки и самоконтроля. Обучающимся очень нравится быть в роли учителя. Поэтому, они стремятся намного серьезнее овладеть правилом, чтобы потом поставить себе или своему однокласснику (если работа происходит в парах) объективную оценку.

Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста. Анализ текста, соединяющий наблюдения над его разными особенностями, необходим для формирования грамотной устной и письменной речи, для формирования навыков свободного владения родным языком. Обращение к художественному тексту позволяет свести воедино процесс формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, то есть сделать из выпускника школы грамотного носителя русского языка. Работа с текстом на уроках русского языка будет эффективной, если она проводится в определённой системе, а не однократно. Значение такой работы велико, так как воспитывается любовь к родному слову, расширяется кругозор учащихся, отрабатываются навыки грамотного письма, различных видов разбора; формируется умение самостоятельной работы с текстом, умение создавать свой текст.

На разных этапах урока учитель включает занимательные упражнения, загадки, пословицы, поговорки, дидактические игры. На таких уроках можно наблюдать удивление, интерес, активность, радость от возникшей догадки. Для смены видов деятельности на уроках русского языка часто используются рифмованные задания. Они вносят оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение, мышление.

С помощью дидактической игры решаются различные учебные задачи, формирующие навыки контроля и самоконтроля. Дидактическая игра способствует созданию у обучающихся положительного эмоционального настроя к выполняемой деятельности, улучшает работоспособность.

2.Алгоритм как порядок рассуждения при применении правила. Грамотное письмо предполагает автоматизацию. А автоматизации письма можно добиться с помощью использования алгоритмов. Алгоритмизация, предполагающая обобщение традиционных правил, помогает системно представить обучающимся русское правописание. Алгоритмы помогают обучающемуся осознанно овладеть орфографическим навыком грамотного письма, способствуют выработке умения устанавливать структурно-семантическое родство слов, развитию логического мышления.

Алгоритм фиксирует ход рассуждения, заставляет анализировать каждую выполняемую операцию. Таким образом, действия, направленные на выработку орфографических навыков, становятся вполне осознанными, а значит, и более эффективными.

Постоянное использование алгоритмов позволяет построить систему работы по усвоению способов действий. Алгоритмы позволяют
лучше осмысливать теоретический материал, применять его на практике, формировать обобщенные орфографические и пунктуационные умения и навыки. Алгоритмы позволяют включить в процесс обучения обучающихся с различным типом мышления.

В процессе письма под диктовку обучающимся нужно найти в слове орфограмму, осознать ее как задачу, которую нужно решить, и в то же время не отвлекаться от техники письма и от содержания того, о чем пишут. При определении орфограммы обучающиеся должен работать по такому алгоритму:

а) найти орфограмму;

б) определить ее тип;

в) определить способ ее решения;

г) определить последовательность решения задачи.

Алгоритм составляется под руководством учителя на начальном этапе изучения нового правила и применения его на практике. Он записывается обучающимися в тетради, с тем, чтобы на первых порах обучающийся может им пользоваться при выполнении упражнений. Методисты рекомендуют составлять алгоритмы так, чтобы в них было не более трех мыслительных операций. В 5-6 классах учитель дает обучающимся алгоритмы к определенным правилам, а в 7-9 классах обучающиеся самостоятельно или под руководством учителя составляют такие алгоритмы.

Готовый алгоритм учитель использует для работы в классе при повторении и обобщении материала. Целесообразно, чтобы алгоритмы были составлены на все изученные орфограммы.

Большой интерес у обучающихся вызывают рифмовки правил. Это рифмованные алгоритмы, они являются вспомогательным мнемотехническим приемом, который способствует надежному запоминанию способов проверки орфограмм и пунктограмм.

Методика Фроловой в определенной степени помогает преодолевать факторы, препятствующие формированию устойчивых навыков правописания, и способствует повышению эффективности преподавания на уроках русского языка. Применение подобных приемов в первую очередь способствует повышению интереса обучающихся к изучаемому материалу. Алгоритмы дают обучающимся стройность и четкость при применении правила, а рифмованные алгоритмы вызывают интерес и способствуют лучшему запоминанию способов проверки орфограмм и пунктограмм.

3. Использование обобщающих таблиц по орфографии и пунктуации. Очень удачным учитель считает использование обобщающих таблиц с элементами алгоритма. В таких таблицах несколько правил также объединяются в одно, материал систематизируется и легче запоминается. Например, орфограмма «Падежные окончания имен существительных» включает в себя два правила: окончания существительных на -ий, -ия, -ие и окончания остальных существительных. Правила в учебнике даются отдельно, и обучающиеся часто забывают об одном из них. Учитель дает обобщающую таблицу данного правила.

На уроках русского языка при формировании орфографических навыков также использую таблицы-схемы. Таблицы просты в использовании (для демонстрации их не требуются сложные дополнительные приспособления). В отличие от плаката таблица предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию.

Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируется логические связи между явлениями языка.

После объяснения нового материала или изучения соответствующей темы учитель предлагает изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Творческая природа языка взаимодействует через схему, таблицу или рисунок с творческой природой ребенка.

4. Лучше и быстрее запоминать правила помогают также графические обозначения орфограмм. Графические обозначения помогают обучающимся лучше и быстрее запомнить правило. При необходимости, обучающиеся, посмотрев на графическую схему, легко вспоминают правило и применяют его. Психологами доказано, что самая прочная и оперативная память – зрительная. Она моментально воспроизводит информацию, которую обучающему остается лишь считывать. Значит, необходимо перевести словесные формулировки в графические. Так возникают графические схемы.

Система работы такова: учащиеся знакомятся с формулировкой правила, потом учитель дает графическую схему этого правила, предлагая воспроизвести с ее помощью словесный облик изучаемой орфограммы. Затем стирается часть схемы, а обучающиеся должны восстановить ее в первоначальном виде. Потом стирается вся схема, а обучающийся, опираясь на зрительную память, воспроизводит словесную формулировку. После того, как правило усвоено, в зрительной памяти оказывается заложенным графический эквивалент словесной формулировки. При выполнении письменных работ используется зрительная память, при устных ответах выступает логический вариант.

5. Применение мнемотехнических приемов.

Одним из способов активизации мыслительной деятельности обучающихся, формирования интереса к изучаемому материалу и мотивации в учении является использование различных мнемотехнических приемов как способов применения правила. Обучающиеся с наглядно-образным мышлением изучают правила, опираясь на иллюстрации, отражающие в образах порядок проверки орфограммы или пунктограммы.

Важным мнемотехническим приемом являются также рифмовки правил. Это рифмованные алгоритмы, способствующие надежному запоминанию способов проверки орфограмм и пунктограмм. Данный вид работы вызывает большой интерес у обучающихся.

Учителем используются приёмы мнемотехники при работе с обучающимися 5-6 классов. Непроверяемую орфограмму старается связать с ярким ассоциативным образом. Буква в слове - это символ, который для обучающихся порой ничего не значит, поэтому и никак не запоминается. С процессом памяти взаимодействуют эмоции, формируя так называемый «аффективный след» или эмоциональную память. Под влиянием эмоций у обучающихся формируются воля, потребности, мотивы, деятельность; развиваются личность и познавательные процессы. Эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения и усвоения, и развитие мышления, и всей интеллектуальной деятельности у обучающихся.

С большим интересом обучающиеся относятся к рисункам, схемам. Приём заключается в том, чтобы букву выделить или превратить в предмет, связанный со смыслом слова:

Приём создания свободной ассоциации – процесс творческий. Ценность – наличие у каждого словарного слова своего ассоциативного образа. Слова одинаковы   грамматически, у них   общая заданная орфограмма, общее семантическое поле.  Вот примеры словарных слов и ассоциативных образов:

г_А зета - бум_А га,
к_А рман - дыр_А,
к_Онцерт - н_Ота, д О, х_Ор,


6. Для повышения грамотности письма на уроках русского языка учитель часто использует памятки, их можно использовать и в письме под диктовку, и на каждом этапе урока, и в любом виде работы. Памятка, применяемая учителем, «Пишу грамотно» построена на детальном анализе слова, которое надо написать и притом без ошибок. Если работать по этой памятке постоянно, каждодневно, то у обучающихся вырабатывается «условный рефлекс» на слышимое или видимое слово. Работа по такой схеме приучает обучающихся писать не бездумно, а думая и анализируя каждое слово: у обучающихся укрепляются и углубляются умения и навыки разбора слова по частям речи и по составу, применяются правила на изученные орфограммы. Одним словом, совершенствуются знания и умения по русскому языку и другим предметам.

Формирование навыков грамотного письма необходимо. Учителю нужно иметь в запасе различные приемы, направленные на выработку орфографической грамотности обучающихся. Прочные знания, умения и навыки обучающиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес.


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА


Данный подход показал свою эффективность. Обучающиеся получают прочные знания, используют знания, умения, навыки в жизненной ситуации.

Постоянно ведется диагностика по степени обученности. Для определения результативности опыта была использована методика выявления уровня усвоения орфограмм обучающимися В.Н. Зайцева. При этом получились следующие результаты:


Уровень

усвоения

орфограмм

2008-2009


6

2009-2010


7

2010- 2011


8

2011-2012


9

Средний

показатель

Высокий

11 %

13%

14%

15 %

13,25%

Средний

54 %

54%

55%

55%

54,5%

Низкий

35 %

33%

31%

30%

32,25%


Данные цифры показывают, что уровень усвоения орфограмм, а значит и уровень грамотности, растёт за счёт использования рациональных приемов умственной деятельности. Если в 2008- 2009 году многие учащиеся 6 класса допускали 3-4 ошибки в тесте, то в 2010- 2011 учебном году количество учащихся, совершающих ошибки, уменьшилось.

Следуя результатам, приведённым в таблице, с уверенностью можно утверждать, что на завершающем этапе исследования средний уровень орфографической зоркости наблюдается почти у половины класса. Средний показатель составил 54,5 %. Количество обучающихся с высоким уровнем усвоения орфограмм выросло также на 2,25%. Количество обучающихся, находящихся на низком уровне усвоения орфограмм, уменьшилось за три года на 2,75 % и в среднем составило 32,25 %.

Таким образом, прослеживается положительная динамика формирования навыков грамотного письма.

На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны
следующие выводы:

- у большинства обучающихся сформировалась положительная мотивация к изучению русского языка, повышается познавательная активность, пробуждается интерес к русскому языку;

- более эффективно формируется навык творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется письменная речь;

- возросло количество обучающихся, имеющих устойчивые навыки правописания;

- обучающиеся стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;

- в конечном итоге у учащихся развивается внимание к слову, формируется орфографическая зоркость и грамотность;

- целенаправленное использование таких форм работы над орфографическими правилами в учебном процессе обучения способствует формированию прочных навыков грамотного письма учащихся, а также дисциплинирует детей, способствуя устойчивости внимания, что немало важно при подготовке к ГИА.












БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков. – М.: Просвещение / Н.Н. Алгазина. – 1998. – 126 с.

2. Баранов, М. Т. и др. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов. – М.: Просвещение, 1990. – 380 с.

3. Бескоровайная, Л.С. Современные открытые уроки русского языка / Л.С. Бескоровайная. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 382 с.

4. Богданова, Г.А. Опрос на уроках русского языка / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение - 1996. – 144 с.

5. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии/Д.Н. Богоявленский. – М., 1966.

6. Голубь, В.Т. Тематический контроль знаний учащихся по русскому языку. Дидактическое пособие / В.Т. Голубь. – Воронеж, 2007. – 11 с.

7. Диленко, А.Г. Использование алгоритмов при изучении орфографии// Русская словесность. – 2003. - №4.

8. Зайцев, В.Н. Практическая дидактика/В.Н. Зайцев. – Народное образование, 2006

9. Иваницкая, Г.М. Обобщающие таблицы по русскому языку// Русский язык в школе. -1990. -№ 1 – 4.

10. Ладыженская, Т. А., Зельманова, Л. М. Практическая методика русского языка.5 класс: Книга для учителя. / Т.А. Ладыженская – М., 1995. – с.106.

11.Лебедев, Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку / Н.М. Лебедев. – М.: Просвещение. – 1991. – 143 с.

12.Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1988. -245 с.

13.Основы методики преподавания русского языка в 4 – 8 классах / Под ред. А. В. Текучева, М. М. Разумовской, Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1978. – 380 с.

14.Павлова, О.А. Уроки тренинга устной и письменной речи: методическое пособие для учителей / О.А. Павлова. – Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2006. – С. 73.

15.Поташкина, Ю.А. Обучение русскому языку в школе. Концепция. Авторская программа для начальной и средней школы: методические рекомендации / Ю.А. Поташкина. – Воронеж, 2003. – 213 с.

16.Поташкина, Ю.А. Перспективы реализации. Материалы педагогических чтений / Ю.А. Поташкина. – Белгород: РИПКППС, 2007. – 174 с.

17.Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе / М.М. Разумовская. – М.: Просвещение, 1992. -191 с.

18.Рождественский, Н. С. Свойство русского правописания как основа методики его преподавания / Н.С. Рождественский. – М., - 1960.

19.Скобликова, Е. С. Обобщающая работа по орфографии / Е.С. Скобликова. – М.: Просвещение, 1994. – 125 с.

20.Тикунова, Л.И. Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку / Л.И. Тикунова. – М.: Экзамен, 2009. – 190 с.

21.Трудные случаи орфографии и пунктуации/ сост. М. В. Крамских, И. И. Степанченко. Харьков, 1982. – 80 с.

22.Фролова, Т. Я. Методика интенсивного обучения правописанию / Т.Я. Фролова. – Симферополь: Таврида, 2006. – 364 с.













































Приложение


1. Приложение № 1 Конспект урока в 5 классе по теме:

«Неопределенная форма глагола»

2. Приложение № 2 Конспект урока в 6 классе по теме:

«о/е после шипящих в суффиксах прилагательных»

3. Приложение № 3 Работа с алгоритмами, таблицами-схемами и

памятками

4. Приложение № 4 Упражнения с выбором ответа

5. Приложение № 5 Использование игровых приемов на уроках


6. Приложение № 6 Рифмованные упражнения.

Дидактические игры

7. Приложение № 7 Мнемотехнические приемы






























Приложение 1

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Неопределенная форма глагола"

Цели:

  • Формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи.

  • Развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.

  • Воспитание правильного отношения к читательской деятельности, внимания, трудолюбия.

Оборудование:

  • Учебник

  • Карточки

  • Презентация

Тип урока: урок объяснения нового материала

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и задач урока

Сегодня на уроке мы продолжаем работу по теме «Глагол». Глаголы неопределённой формы – тема сегодняшнего урока. Инфинитив (с лат. «неопределённый»). Вы научитесь определять глагол-ифинитив в устной и письменной речи

2. Проверка домашнего задания

А сейчас вспомним, что вам известно о глаголе как части речи. Дома вы подбирали предложения к правилу «Правописание Не с глаголами»

А сейчас – орфографическая минутка (устно)

3. Актуализация знаний

– Обратимся к народной мудрости. На доске пословицы, почитайте их.

Не всякий, кто ч.тает, во чтен.е силу знает. Не на пользу книги ч.тать, когда только в.ршки с них хв.тать.

– Объясните правописание орфограмм.
– На какую тему эти пословицы?
– Запишите в тетрадь, выделяя орфограммы.
– Объясните смысл второй пословицы.
– Прочитайте подчёркнутые слова.
– К какой части речи они относятся?

– Что вы можете сказать о глаголах из пословиц? (2 группы: 1-я отвечает на вопрос «Что делает?»; 2-я – на вопрос «Что делать?»)

– Расскажите о глаголах 1- группы. (Глаголы в форме наст. вр., несов. вида, 3 л., окончание -ет)

– Что можете сказать о глаголах 2-й группы? (Вопрос, вид)

Перед вами цветы. Найдите среди цветов глаголы близкие по значению. А теперь соберите цветы в букеты и расставьте их в свои вазы (работает, сражается, вертит – н.в б.в. пробьет п.в. закружился, летел, занимался.)

Почему слова парить, болтать и говорить не попали ни в одну ваз? На какие вопросы они отвечают? Какой вы можете сделать вывод?

4. Новый материал

– Сейчас я хочу обратить ваше внимание на сказку об Инфинитиве. При чтении отмечайте признаки инфинитива прямо в тексте, пользуясь обозначениями:

  • «V» – знаю;

  • «!» – для меня новое.

– При чтении будем внимательны. Помните о смысле 2-й пословицы.

– Что вы знали о глаголе неопределённой формы?
– Что нового узнали?
– Кто нашёл все грамматические признаки глаголов неопределённой формы?


– Расскажите о глаголах неопределённой формы. (Отвечают на вопросы…; имеют вид…; суффиксы ть, ти, могут заканчиваться на чь; нет окончаний, нет числа, нет лица, не имеют формы времени.)

– Прочитайте правило в учебнике на стр 247.


5.Физминутка

– Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – встаёте.

Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.


6.Первичное закрепление нового материала

1. стр. 247, Упр.624.

– Что общего у всех глаголов? (Суффикс ть.)

– Какие ещё суффиксы имеют глаголы неопределённой формы? (тьти)


Распределите глаголы в 3 группы

  1. со значением речи

  2. со значением чувств, ощущений

  3. обозначающие мимику, жесты, движения

говорить, вспомнить, улыбаться, рассказать, убедиться, пояснить, подумать, обрадоваться, ужаснуться, упрекнуть, нахмуриться, застонать, приуныть.

Составим предложения с ними.


7.Самостоятельная работа с проверкой в классе

Карточка:

  • 1 вариант – упр. 1 (1 чел у доски);

  • 2 вариант – упр. 2 (1 чел у доски).


Выполнение упражнений

Карточка: упр. 3 (1 чел. у доски, 6 чел по карточкам упр. 4)


8.Подведение итогов. Рефлексия

– Что узнали нового, чему научились?
– Что должны знать о глаголах неопределённой формы?
– Каждый для себя подведёт итог своей работы на уроке, продолжив предложение глаголами неопределённой формы:

На уроке русского языка мне понравилось …


9. Домашнее задание

  • Стр. 248, упр. 627 (чь ил ч?. Записать слова в 2 группы, т.е 1 – глаголы, 2 – прилагательные краткие, существительные);

  • Стр.247 правило учить


Приложение к уроку

Сказка об Инфинитиве

В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.
Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь. 
– Часы! – услышала она голос.
– Что?
– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.
Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в зелёной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца. 
– Почему вы живёте здесь один?
– Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещё у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!
– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!
– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:

Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец – 
Инфинитив – звучит занятно, – 
Я вам назвался, наконец.
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл жизни для меня.
А если про другое спросят,
Молчу, – меня не обвинят.
Вид у меня бывает разный…
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его по-видимому нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени – так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять…

Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила: 
– Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?
– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.
– Да, вид у вас совершенно замечательный, даже когда он несовершенный.
– Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?
– Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили целое правило.

В. Агафонов

Карточка

Упражнение 1

Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму.

Как поступить, если хочется драться,
Плакать, кричать и щипать, и бодаться?
Хочется очень толкать и брыкаться,
Прыгать скакать и юлой извиваться…



Упражнение 2

Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму.

Ударил гром двенадцать раз
И замер в стороне.
Природа отдала приказ
Салютовать весне.
Приказ – черёмухе цвести, 
крапиве быть не злой,
дождю дорожки подмести
серебряной метлой.
Чтоб каждый кустик был певуч,
Всем птицам звонче петь,
А солнцу выйти из-за туч,
И веселее греть!


Упражнение 3

Выпишите глаголы и поставьте их в неопределённую форму.

Образец:


Кормит (наст.вр) – кормить (н.ф), …

Вот и выпал первый снег,
И обрадовал он всех.
Побелело всё вокруг.
Кошка ловит белых мух. 
Дети весело бегут,
Санки и коньки берут,
Хорошо, что есть она,
Наша зимушка – зима!



Упражнение 4

Вставь вместо точек данные в скобках глаголы, употребив их в неопределённой форме, чтобы получились пословицы.

Кто хочет много …, тот должен мало … (знал, спал). Лучше хорошо …, чем хорошо … (поступал, говорил). Умение … дороже золота (заработал).










Приложение 2

Конспект урока русского языка в 6 классе ТЕМА: Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных

Цель: сформировать навык безошибочного написания гласных О/ Е после шипящих в суффиксах существительных

Задачи:

  • Образовательная: познакомить с правилом написания букв о и е после шипящих в суффиксах существительных; познакомить с образованием существительных с помощью суффиксов –ок, -ек, -онок; повторить написание букв о и е после шипящих в корне и в окончаниях существительных;

  • Развивающая: развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе и индивидуально; развивать орфографическую зоркость;

  • Воспитательная: воспитывать патриотизм у учащихся.

Оборудование:

  • Учебник

  • Карточки

Тип урока: урок объяснения нового материала

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжаем работать по разделу «Имя существительное». Тема урока: «Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных»

Обучающиеся записывают число, тему урока.

  1. Проверка домашнего задания:

Упр. 252 (схемы, синтаксический разбор)

правило п. 45

  1. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний

  1. Словарный диктант

Говорить неправду, ненастье, не счастье, а грусть, ключик, замочек, сыночек, словарик, грузчик, переводчик, каменщик, стекольщик.


  1. Карточки для индивидуальной работы.

Карточка №1

Выпишите имена существительные и разберите их морфологически.

  1. Недоброе слово больней огня жжет.

  2. Ласковым словом растопишь и камень.


Карточка №2

Составьте с данными существительными словосочетания, «прилагательное + существительное» и запишите. Выделите окончания прилагательных, определите род.

Мышь, тушь, яблоко, тополь, тюль, шампунь, повидло, полотенце, простыня, фамилия.

Карточка №3

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму:

Быть храбрец..м, упрямц..м, мудрец..м, певц..м, скрипач..м, ленивц..м.

Стать продавц..м, хлебопашц..м, трубач..м. Любоваться чиж..м, еж..м, дворц..м, ландыш..м.


  1. Коллективная работа с текстом.

Родина.

Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, названия новых машин, танцев. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мой отец - машинист и твой отец - чабан.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.

( По В. Пескову)

    • Выразительно прочитайте текст.

    • Определите основную мысль.

    • Назовите собственные существительные.

    • Найдите разносклоняемое существительное и разберите морфологически.

    • Выпишите существительные, называющие людей по профессии.

    • Найдите слова с такими морфемами из текста и продолжите своими примерами (2-3)

( - ор-: конструкт-ор,….архитект-ор, директ-ор, инспект-ор;

- чик-/ -щик-: бакен-щик,…свар-щик, развед-чик, камен-щик;

-ист-; машин-ист,…пиан-ист, гитар-ист, трактор-ист)

  • Какие орфограммы, изученные в разделе, нам не встречались?


4. Изучение нового материала


Итак, мы вспомнили правило правописания букв О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных: под ударением пишем о, без ударения – е.

Сегодня мы изучим новое правило - написание букв О и Е в суффиксах существительных.

- Давайте вспомним, что такое суффикс? значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов.

- Какие буквы называются шипящими? ( ш, ч, ж, щ ).

- Откройте учебник на странице 106 и прочтите правило. От чего зависит написание букв О/Е? Что общего у этого правила с изученным в 5 классе? Запишите примеры и обозначьте условие выбора орфограмм.


5. Применение нового учебного материала

  1. Выполнение упр. 253 (обозначить условия выбора орфограммы №35)

I вариант – 1 и 2–ая строчки

II вариант – 3 и 4-ая строчки


У каких существительных суффикс имеет пренебрежительное значение, а у каких обозначает название детенышей?

2) Выборочный диктант.

Распределите слова в колонки таблицы

Гласные о и е после шипящих и ц

корень

Суффикс

Окончание

 

 

 

Задачей, пейзажем, шелк, шалашом, плющом, чащей, стражей, ландышем, грачом, рубашонка, одежонка, девчонка, жердочка, медвежонок, шорох, шепот, бычок, барашек.

    1. «Веселый диктант».

Учитель демонстрирует карточку с изображением детенышей животных (1 часть диктанта), учащиеся записывает слова, выделяют изученную орфограмму. (Н-р: зайчонок);


- Разгадайте загадки и напишите отгадки (2 часть диктанта) :

Не солнце, не огонь, а светит.

( Светлячок)

В лавке пятак

Не вынешь никак.

( Сучок)

Частый, зубастый,

Вцепился в чуб вихрастый.

( Гребешок)

Маленький мужичок

Девятью кушаками подпоясан.

(Бочонок)

6. Закрепление

Выполнение упражнений по учебнику (254, 256).

7.Стадия рефлексии. Подведение итогов и выставление оценок за работу на уроке

Чему сегодня научились на уроке?

Что помогало?

Что показалось интересным?


8. Домашнее задание: Выучить пр. №35 стр. 106. Составить словарный диктант «Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных», упр. 255









Приложение 3


Работа с алгоритмами, таблицами-схемами и памятками




Правописание ь на конце имен существительных после шипящих


  1. Определите место, где возникла орфографическая задача.

  2. Определите, к какой группе правил относится проверяемая орфограмма.

  3. Определите, на что оканчивается данное слово.

  4. К какой части речи относится данное слово.

  5. Определите род.


Правописание о и е в окончаниях имен существительных


  1. Место орфографической задачи.

  2. Группа правил проверяемой орфограммы.

  3. В какой части слова находится орфограмма.

  4. Определить часть речи.

  5. Определить склонение.

  6. По вопросу и предлогу определить падеж.

  7. Написать слово в соответствии с правилом.


Работа с памяткой «Пишу грамотно»

1.Определить к какой части речи относится слово.

2.Поставь ударение.

3.Определить, в какой части слова находится сомнительная орфограмма, гласная или согласная буква.

Слово требует разбора по составу.

4.Применить правило.


ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «РАБОТА НАД ОШИБКАМИ»

Орфография

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Выпал снег. Дети рады.

  1. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

Звонок- звонок

  1. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Оси-на

При переносе одну букву нельзя оставлять на строке.

  1. Мягкий знак, обозначающий мягкость.

Подчеркни Ь и согласную перед ним, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Ель, тень, пень.

  1. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно, придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Малыши, карандаши

  1. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.

Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Дочка, речка, мощный

  1. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно ударение.

Алфав`ит, `азбука, портф`ель

  1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную, обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом.

Сады – сад; волна - волны.

  1. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Запиши слово три раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни эту гласную или согласную.

Ягода, ягода, ягода.

Хоккей, хоккей, хоккей.

  1. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, подбери проверочное однокоренное слово, где согласная произносится отчетливо.

Мороз – морозы;

Ягодка – ягода.

  1. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Илья, Соловьев, Омск

  1. Разделительный Ь.

Выпиши слово правильно, запиши два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и гласную букву.

Вьюга, листья, соловьи

Ь пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И в корне слова.

  1. Правописание непроизносимых согласных в корне.

Прочитай слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчетливо.

Звездный – звезда;

Честный – честь

14. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.

Полетели, побежали, потянули.

  1. Правописание предлога.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.

К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу

Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Лодка отплыла от берега

  1. Разделительный Ъ.

Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласную.

Съест, объявления, объем.

Ъ пишется только после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я.

  1. Ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.

Луч (м.р.), шалаш (м.р.)

Ночь (ж. р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.)

Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.

  1. Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой.

Водовоз, самолет.

  1. НЕ с глаголом.

Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Гл. гл.

Не_пришел, не_выучил.

Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..

  1. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.

На опушке (1 скл., П.п.), у речки (1 скл., Р.п.), нет печи (3 скл., Р.п.)

падежи

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Родительный падеж

–и (–ы)

 

–и

Дательный падеж

–е

 

–и

Предложный падеж

–е

–е

–и

  1. Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном.

К лесу (какому?) дальнему, в лесу (каком?) дремучем, с шариком (каким?) синим.

  1. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.

Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.

Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.)

Глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.

  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед - ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах 1-го спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения - И

Спряжение глаголов

1-е спряжение

2-е спряжение

Все глаголы НЕ на – ИТЬ

+ исключение БРИТЬ, СТЕЛИТЬ

Все глаголы на – ИТЬ

+ исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ,

ДЫШАТЬ И СЛЫШАТЬ,

СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,

И ОБИДЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ,

И ТЕРПЕТЬ.

Личные окончания глаголов

1-е спряжение

2-е спряжение

–ЕШЬ

–ЕМ

–ЕТЕ

–УТ, – ЮТ

–ИШЬ

–ИМ

–ИТЕ

–АТ, – ЯТ

Пишет – писать (1 спряжение); ставит – ставить (2 спряжение)

  1. Ь в неопределенной форме глагола.

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.

Ь пишется в неопределенной форме глаголов на ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.

Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.

Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь, стеречь.

Пунктуация

  1. Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ).

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.

Слава нашей Родине ! Слава труду !

  1. Однородные члены предложения.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.

Знаки препинания при однородных членах

О, О

О и О

О, а О

О да (=и) О

О, но О

 

О, да (= но) О

 

О и О,и О,и О

Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О

  1. Обобщающее слово при однородных членах.

Выпиши правильно предложение. Выдели обобщающее слово и подчеркни однородные члены.

Знаки препинания при обобщающем слове

О: О, О, О.

О, О, О – О.

На поляне росли разные цветы: ромашки, васильки, незабудки. О: О, О, О.

  1. Знаки препинания при обращении.

Выпиши правильно предложение. Укажи, где обращение. Помни: обращение не является членом предложения, поэтому его не подчеркивают. Начерти схему.

Знаки препинания при обращении

О!

О,

,О,

Ребята, берегите учебники! О,

  1. Сложное предложение.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.

Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. 1 , 2 .

  1. Предложения с прямой речью.

Запиши правильно предложение. Составь схему.

“А кем ты будешь на карнавале?”– спросил Мишка. “ П ?” - а. 

















Приложение 4


Упражнения с выборочным ответом

Задание 1

Выберите ответ с правильным выделением корней. Устно обоснуйте свой выбор. Объясните ошибки в других ответах.


Слова


Ответы

1

2

3

записать

запис-

-писа-

-пис-

звериный

зверин-

-звер-

-звер-

цепочка

цеп-

-цепочк-

-цеп-

Задание 2

Вставьте пропущенные буквы в слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Правильный ответ запишите. Устно объясните другие ответы.

Слова


Ответы

1

2

3

зн...ток

о

А

А

разд...лить

е

И

Е

скр...пучий

и

Е

И

Задание 3

Выпишите слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. Безударные гласные подчеркните. Составьте и запишите с этими словами предложения.


Слова


Ответы

1

2

3

барометр

барометр

Доказать

Барометр

доказать

иллюстрация

Капель

Доказать

иллюстрация

мизинец

Мизинец

Иллюстрация

Капель

тетрадь

Спешить

Мизинец

мизинец


Барометр

Тетрадь

спешить




тетрадь









Приложение 5

Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями


1. Кроссворды

о


о


о


Хочешь бегать далеко,

Хочешь прыгать высоко,

Пей почаще … (молоко)


2. Шуточные вопросы, загадки

а) В каких словах живет рак?

(завтрак, ракета)

б) В каких словах спрятались ноты?

(помидор, ребята, дорога и др.)


Приемы для запоминания словарных слов

1. Написание орфограммы по аналогии с внешним видом самого предмета.

Например: р О машка, пуг О вица, к О нфета, ко Ф та.

2. Прием деления слова на входящие в него «слова».

Вар[еж]ка, ве[лоси]пед, [ком]ета, [череп]аха, [герб]арий, [план]ета, [марш]рут, [пласт]илин.



















Приложение 6


Занимательные рифмованные упражнения. Дидактические игры


Игра «Найдите лишние слова»

Дружки, снежки, рожки, прыжки,

Сапожки, крошки, пирожки,

Дружки, флажки и ложки,

Кружки и поварешки,

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй!


Знайкины загадки

Вставьте в пропуски ь там, где это нужно.

Лак..., лук..., лос..., лен...,

Так..., тук..., ток..., тен...,

Сом..., сол..., мел..., мел...,

Нос..., нёс..., ел..., ель-

Назови, в каких словах

Написал ты мягкий знак!


Игра «Грамматическая арифметика»

Решите примеры:

Кабан – ан + лук = ?

Корь – ь + идол – л + р = ?

Ква + рак – ак + тира = ?

Кот + ёлка – ка = ?

Земля + н + ик + а = ?

Ежи – и + е + вика = ?
















Приложение 7


Мнемотехнические приемы


Речёвки-рифмовки

ъ или ь

Эти знаки – буквы две –

Верно служат при письме:

Съезд, съедобный, сыновья,

Объявление, семья –

Им почет и уваженье

За примерное служенье.

Вот, как видишь, не пустяк

В алфавите каждый знак.

Перед е, ё, и, ю, я

Я в словах стою друзья,

Здесь моя семья, жильё –

Перед Я, Ю, Е, И, Ё.


Удвоенные согласные

С двойной согласной непременно

Пишут: класс, шоссе, антенна,

Килограмм, суббота, ванна,

Римма, Эмма, Инна, Анна,

Элла, Нонна, ванна, класс,

Ссора, теннис и рассказ,

Миллион, шоссе, программа,

Грипп, аллея, телеграмма.

Мы слова такие слышим

И с двойной согласной пишем.

  • Шорох чопорный трущобы шов крыжовник и обжоры

  • Шорох — в крыжовнике, шов — в капюшоне

  • Девчонка в рубашонке

  • то, либо, нибудь — дефис не позабудь.

  • Кое, либо, то, нибудь — дефис ставить не забудь, а частицы бы, ли, же — разделяй давай уже

  • Были же (бы, ли, же) мечты, сомнения и утверждения, что сомнения рассеются, а мечты осуществятся

  • Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву т писать напрасно

Собирать, стирать, задира -

Повнимательней гляди:

Если в слове имя Ира,

Значит, в корне буква и.

Если после корня — а,

В корне будет и всегда.

Вот пример, запоминай:

Ноги вытер? — Вытирай!

Мошенник у труженика одну н украл!

Предлоги

Если «й» закрался в слог,

То тогда мы пишем «об».

Если гласный пред тобой,

Пишем «о» само — собой.

Перед гласным пишут «об»,

Об этом знаю точно.

А перед согласным пишут «о»,

Скажу вам даже ночью.

Ударение

Фено́мен звони́т по среда́м,

Приня́в догово́р по года́м,

Он о́тдал экспе́ртам эско́рта

Хода́тайство аэропо́рта.

Как у нашей Марфы

Есть в полоску ша́рфы!

Срубили ель, сорвали щаве́ль.

Долго ели то́рты -

Не налезли шо́рты!

Звони́т звонарь,

Звоня́т в звонок,

Чтоб ты запомнить верно смог.

Исключения
  • Уж замуж невтерпёж — мнемофраза для запоминания наречий без ь

  • Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц» — мнемофраза для запоминания слов с ы после ц

  • оловянный, деревянный и стеклянный — «в школьном окне» (стеклянное стекло, деревянная рама и оловянный шпингалет)

  • У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо. Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку — мнемофразы для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё.

  • Надеваю одежду, одеваю — Надежду — для запоминания употребления «одевать» и «надевать».

  • Горению творца поклоняйся — для запоминания употребления корней «гар»-«гор», «твар»-«твор» и «клан»-«клон».

  • Автомотовелофототелерадиомонтёр — все эти приставки пишутся слитно.

  • Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно в словах «вкусный, интересный» — В этой фразе собраны 7 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».

  • Психиатр и педиатр пошли в театр.

  • «Ростовщик Ростислав поехал в город Ростов, чтобы заниматься разной отраслью. По дороге ему попались росток, переросток и мальчик-подросток» — Исключения на слова с корнем «рас», «рос».

Глаголы

Исключения второго спряжения

1) Гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а ещё вертеть, смотреть, ненавидеть и терпеть.

2) Гнать, дышать, держать, зависеть,

видеть, слышать и вертеть,

и смотреть, и ненавидеть,

и обидеть, и терпеть.

3) «Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть

И обидеть, и терпеть,

И зависеть и вертеть.

Вы запомните, друзья.

Их на -Е спрягать нельзя.»

4) Ко второму же спряженью

Отнесём мы, без сомненья,

Все глаголы, что на -ить,

Исключения: брить, стелить.

И ещё: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, дышать, держать, вертеть

И зависеть и терпеть

















Алгоритм обучения
орфографическому правилу


  • 1. Знакомство с орфограммой, вывод орфографического правила

  • 2. Объяснение орфограммы на подобранных примерах

  • 3. Кодирование правила

  • 4. Выбор примеров слов на изучаемую орфограмму

  • 5. Буквенный диктант

  • 6. Работа с сигнальными карточками

  • 7. Словарный диктант

  • 8. Выборочный диктант

  • 9. Предупредительный и объяснительный диктанты

  • 10. Контрольный диктант






Весёлые правила

Наш “о” сегодня разозлен

Шов в капюшоне сделал он.

Накинув вышитый наряд,

Полез за ягодами в сад,

Но шов цеплялся за крыжовник,

И шорох услыхал садовник.




























41


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!