СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщенный опыт работы. Программа по изучению адыгейскому языку детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из наиболее оптимальных средств повышения мотивации к изучению адыгского языка является использование на занятиях информационно-комуникационных  технологий.

Программа разработана для детей 4-7 лет не владеющих адыгским языком. Предлагаемый цикл НОД «Говорим по - адыгейски» - это результат направленных поисков и размышлений о том, с помощью каких средств и методов дать детям необходимые знания по изучению адыгского языка. Специальный цикл НОД рассчитан на 3 года обучМне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои занятия насыщенными, продуктивными и современными. Ведь задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать детей в своем предмете, привлечь внимание детей. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям. Достижение высоких результатов в обучении дошкольников второму языку зависит от создания благоприятной психологической атмосферы на занятиях, положительной мотивации.

Просмотр содержимого документа
«Обобщенный опыт работы. Программа по изучению адыгейскому языку детей дошкольного возраста.»

Программа по изучению адыгейскому языку

детей дошкольного возраста


Пояснительная записка

Одним из наиболее оптимальных средств повышения мотивации к изучению адыгского языка является использование на занятиях информационно-комуникационных технологий.

Программа разработана для детей 4-7 лет не владеющих адыгским языком. Предлагаемый цикл НОД «Говорим по - адыгейски» - это результат направленных поисков и размышлений о том, с помощью каких средств и методов дать детям необходимые знания по изучению адыгского языка. Специальный цикл НОД рассчитан на 3 года обучения.


Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои занятия насыщенными, продуктивными и современными. Ведь задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать детей в своем предмете, привлечь внимание детей. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям.

Достижение высоких результатов в обучении дошкольников второму языку зависит от создания благоприятной психологической атмосферы на занятиях, положительной мотивации.

Образовательно-воспитательные задачи

Основная задача обучения адыгскому языку в детском саду - формирование и развитие первоначальных умений и навыков. Программой обучения детей адыгскому языку предусмотрено для детей к 7 годам жизни задачи: умение воспринимать адыгскую речь на слух и принимать участие в несложном диалоге. Они должны научиться различать на слух повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Уметь отвечать на вопросы воспитателя, товарищей, на основе изученного материала. Уметь переводить слова и предложения с русского на адыгейский и наоборот.

Формирование, развитие и закрепление умений и навыков владения адыгским языком осуществляется в процессе активной речевой практики детей. В речевой практике они запоминают наиболее употребляемые формы слов, а также конструкции и предложения. Они постепенно овладевают умением составления предложений на основе усвоенных образцов.

1. Пробуждать интерес к изучению адыгского языка.

2. Активно помогать каждому ребенку в освоении программы по обучению детей адыгскому языку.

3. Совершенствовать все стороны речи: расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи.

4. Формировать умения строить предложения, учить отвечать на вопросы, точно употребляя слова по смыслу.

5. Развивать восприятие, внимание, память детей; интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятельности.

6. Воспитывать интерес и уважение к культуре, традициям и обычаям адыгского народа.

7. Воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.


Принцип преемственности – ступенчатое непрерывное обучение детского сада и начальной школы;

Обучение основано на тематическом принципе обучения;

Дидактиктические принципы – от простого к сложному.

Принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку – при обучению языку личностно- ориентированный подход и возрастным особенностям ребёнка.


Средства используемые при обучении адыгейскому языку:

  • Разработки НОД, диагностический материал.

  • Звуковая наглядность (аудио, анимационные сюжеты, мультфильмы).

  • Наглядный материал (демонстрационные и раздаточные картинки, игры с движением и музыкой, материал для театрализованной деятельности)

  • Пиктограммы.

  • Количественная наглядность (макеты, муляжи, игрушки)

  • Интерактивные игры.

  • Рабочие тетради.

  • Компьютер.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

I. Звуковая культура речи.

  1. Показ и объяснение артикуляции сложных звуков: хъ, хь,
    къ, ц1, к1у, жъ, гу, жъ, гъ, чъ, ль, к1, шъ, ш1у, дж, ml, шъо,
    nl, шъу. Упражнение в их произношении.

  2. Отработка речевого дыхания. Многократное произноше­ние сложного звука хъ-хъ-хъ...

  3. Проговаривание слогов: хъа-хъа-хьа, хъэ-хъэ-хъэ, хъы-хъы-
    хьы, хьи~хъи-хъи.

  4. Упражнение в произношении отрабатываемого звука в
    фразовой речи (Нысхъап. Нысхьапэр дахэ...)

  5. Формирование звуковой и интонационной выразительнос­ти речи (Мыр сыд? Сыд фэда? Сыда пц1эр? Шэхэр къабза? Мыр
    мышъа?..)

II. Формирование словарного запаса.

  1. Приветственные слова: шъуимафэ ш1у, опсэу, хъярк1э.

  2. Существительные:

по теме «Игрушки»: нысхъап, 1эгуау, сырын;

по теме «Семья»: нан, тат, ныо, л1ыжъы;

по теме «Животные»: хьэ, чэтыу, атакъэ, чэты, чэмы, пчэны, пчэнхэр, шы, цыгъо, тхьаркъо, псычэт, мэлы, къаз, къазхэр, бзыу, бзыухэр, тхьак1умк1ыхъ, баджэ, мышъэ;

по теме: «Овощи и фрукты»: мы1эрыс, къужъы, нэшэбэгу;

по теме: «Одежда»: палътэу, nalo, пшъэдэлъ;

по теме: «Части тела»: нэ, пэ, жэ, 1э, сIэхэр, п1эхэр, ы1эхэр;

по теме: «Посуда»: лагъэ, щалъ;

по теме: «Мебель»: пхъэнт1эк1у, п1эк1ор;

по теме: «Продукты питания»: хьалыгъу, щай, щэламэ, к1энк1э;

по теме: «Предметы туалета»: сабын;

по теме: «Природа»: осы, псы, чъыгы, щагу, 1эгу, тхьапэ, тхьапэхэр;

по теме: «Праздники»: Л1ыжъ Щтыргъук1;

по теме: «Клички животных»: Мышъыд.

  1. Прилагательные: ины, ц1ык1у, гъожьы, фыжьы,
    чъы1э, фабэ, ш1ои, къабзэ, дахэ, 1эш1у.

  2. Г л а г о л ы: ма, къысэт, elo, cul, сыфай, чъые, щылъ,
    мэчъые, ul, сыфаеп, илъ, шхы, машхэ, ешхы, т1ыс, джэгу, мэ-
    джэгу, тэджэгу, сешъо, ешъо, ит, к1о, къахъ, къак1о, къэубыт,
    шъуджэгу, шъукъэк1ожь, шъутIыс, сэтхъак1ы, шъушх.

  3. М е с то имения: сэ, о.

  4. Ч и с л и т е л ь н ы е: бэ, зы.

  5. Н а р е ч и я: тэрэзэу, дэгъоу.

  6. Ч а с т и ц ы: ары, хъау, опсэу.

  7. Вопросительные слова: Мыр сыд? Мыр хэт?
    Сыда уиIэр? Уфая? Сыд пц1эр? Сыд фэда? И1а? Сыда ы1орэр? Сыда
    ышIэрэр? Сыда пшIэрэр? Сыда уиIэр? Хэта зы1орэр?

III. Грамматический материал.

  1. Введение повелительных слов и предложений: Псы къысэт.
    Моу къак1о. К1о, Iэгуао къахъ. Т1ыс. Шъут1ыс. Къа1о. Iэгуаор къэу­быт. Джэгу. Шъуджэгу. Шъукъэк1ожъ. Шхы. Шъушх. Дэгъоу шъушх.

  2. Повествовательные предложения типа: Мыр Iэгуау. 1эгуао
    сыфай. Iэгуаор ины. Нысхъапэр ц1ык1у. Тхьапэр гъожьы.Палътэур
    фабэ. Мышъыд жэ ul. Баджэр дахэ. Чэмым «му-у» elo. Тхъаркъор —
    бзыу. Сэ псычэт cul.

  3. Общие вопросы типа: Мыр нысхъапа? Iэгуаор ина? Тхьапэр
    гъожъа ?

  4. Специальные вопросы типа: Мыр сыд? Чэмым сыда ы1орэр?
    Сыда пцIэр? О сыда уиIэр? МыIэрысэ уфая? МыIэрысэр сыд фэда?
    Ленэ сыда ыш1эрэр? П!эхэр къабза?

Сочетаний числительных с существительными: Тхьапэхэр
бэ. Зы тхъап.

  1. Краткие ответы: ары, хъау, тэрэз.

  1. Полные ответы на вопросы типа: Сэ мыIэрысэ cul. Ары
    (хьау), мыр къужъы. Сэ сц1эр Алеш. Осыр фыжьы, чъы1э. Чэмыр
    псы ешъо. Антон ы
    Iэхэр етхьакIы.

IV. Связная речь.

  1. Ответы на общие и специальные вопросы.

  2. Проведение игровых упражнений типа: «Назови правиль­но», «Найди и назови», «Чего не стало?», «Спят усталые детиш­ки, куклы спят», «Найди картинку»:

  3. Проведение дидактических игр типа: «Чудесный мешочек»,
    «Отгадай, назови».

  4. Проведение подвижных игр с текстом на адыгейском язы­ке: «Подбеги к дереву», «Идите домой».

    1. Обучение умению вести небольшие диалоги типа: О сыда уи1эр? Тхьапэ. Тхьапэр гъожьа? Гъожьы. Тхьапэр ина (ц1ык1уа)? Тхьапэр ины (ц1ык1у).


    Проговаривание с воспитателем и заучивание потешек
    «1абыцыу», «1аб, 1аб, 1абы ц1ык1у» и стихотворения Р. Нехая «Хьапицыу».

  1. Мыр сыда?

  2. Мыр псычэт.

  3. Псычэтым
    сыда ыш1эрэр?

  4. Псычэтыр псы ешъо.



  • Мыр тхьак1умк1ыхьа?

  • Ары, мыр тхьак1умк1ыхь.

  • Мыр мышъа?

  • Хьау, мыр хьэ.

  • Мыр хьа?

  • Ары, хьэ.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

I. Звуковая культура речи.

  1. Работа над звуками: гу, гъ, гъу, дж, дз, жъ, жъу, жь,
    къ, къу, к1, к1у, лъ, л1, nl, nly, ml, mly, хъ, хъу, хъ, цу, ц1,
    чъ, ч1, шъ, шъу, ш1, ш1у, 1, 1у.

  2. Интонация повелительных предложений: Сережа, къужъ
    къахь. Пчъэр
    Iyx. Мышъэр къащэба. Оля, матэм мы1эрысэ илъхь.
    Таня, еплъ, мыЪрысэ матэм илъа? Андрей, джэгуалъэхэр къэгъэ-

лъагъох!

3. Интонация общих вопросов: Мыр къуая? Ира, о чэрэз,

компот уфая ? Жьыбгъэр къепща ?

  1. Интонация специальных вопросов: Мыр сыд? Сыд фэда?
    Хэта къэк1уагъэр ? Хэта к1орэр ? Сыда ыцЪр ?

  2. Интонация кратких вопросов и ответов: Уфая? (Ары. Хьау).
    Уи1а? (Cul. Си1эп). Илъа? (Илъ. Илъэп).

6. Интонация утвердительных и отрицательных предложений:
Ары, мыр тхьачэт. Хьау, мыр къазэп.

7. Работа над интонацией в стихотворениях, потешках, счи­талках: «Тыгъэ, тыгъэ...» «Ощхыр, ощхыр...», «Тэ тэк1о, тэк1о...», «Хьапицыу» Р. Нехая, «Осыр къесы» И. Машбаша, «Ц1ык1оу, ц1ык!оу ц1ык1ужъый» М. Бесиджева, «1абыцыу», «1абыжъый», «Зы, т1у, щы...».



8.Выступления на утренниках, развлечениях, участие в ито­говых и комплексных занятиях.


II. Формирование словарного запаса.



1.Существительные: по теме «Игрушки» джэгуалъ, джэгуалъэхэр, нысхъап, 1эгуау,

мат, дзыо;

по теме «Животные и птицы»: тхьачэт, цызэ, тыгъужъы, т1ы, щыры, къазщыр, псычэтщыр, тхьачэтщыр, чэтыущыр, чэтжъый, чэткъурт, бгъэжъ, къандж;

по теме «Одежда»: цуакъэ, лъэпэд, гъончэдж;

по теме «Семья»: сян, уян, сят, уят, синан, уинан, ситат, уитат, тэтэжъ, нэнэжъ, пшъэшъэжъый, шъэожъый, шъао, сабый, к1алэ, к1алэхэр, л1ы;

по теме «Части тела»: 1абыжъый, лъакъо, лъакъохэр, шъу1эхэр, нэгу, ынэгу.

по теме «Комната и мебель»: унэ, пчъэ, 1анэ.

по теме «Пища»: къуае, шъоу.

по теме «Времена года. Природа»: ощхы, к1ымаф, ч1ыгу, къэгъагъ, къутамэ, жьыбгъ, тыгъэ, думай.

по теме «Овощи и фрукты»: чэрэз, къыпц1э, дэжъый, бжьы-

ны, бжьыныф.

Существительные, не вошедшие в перечисленные категории: ыц1, ыц1эр, тучан, жъуагъо, мэфэк1, илъэсык!, орэд, усэ, шъо (ышъо), гъусэ, сурэт, 1аплъэк1.

Сказочные герои: Къуижъый, Иныжъ, Ос пшъашъ, Айболит.

2. Прилагательные: гъэш1эгъоны, плъыжьы, уцышъо,
к1ыхьэ, к1ако, шъабэ, ш1уц1э, фэд (зэфэдэ), к1эрак1, дэхэ дэд,

хъурай, шхъуант1.

3. Г л а г о л ы: къак1о, къихь, къэк1уагъ, къеблагъ, сэк1о,
мак1о, тэк1о, mul, uc, къыхьыгъ, илъхь, фай, фаеп, релъхьэ,
шъушхы, сэшхы, ешхы, еплъ, шъукъак1у, уцужьба, сыолъэ1у,
умыгъэуцЫнба, сик1ас, къащэ, шъукъеблагъ, къыфэш1,
къысфак1орэп, къытеох, тыкъэшъо, шъутэдж, Iyx, къэшъо, къы-
тео, тэдж, къих, къесы, зыщылъ, тек1ы, мэтЫсы, телъ, къы-
щелъэ, пылъагъ, мэжъыу, ет, ти1агъэр, къэс1уагъ, къэтэ1о,
къэт1уагъ, ик1, зыщысэлъэ, щысэлъэ, зыфап, зышъуфап, штэ,
сэлъэгъу, ты1ук1агъ, тыщысыгъ, тытЫсыгъ, тежьэжьыгъ, къы-
фэсхьыгъ, къэгъэлъагъу, щыгъ, къэжъугъэлъагъу, реты, къысэп-
тыгъ, къыфэт1ощт, естыгъ, исэп, ит, ик1ыгъ, къихьажьыгъ,
къэк1ожьыгъ, укъысэмыцакъ, укъысэмыхьакъу, 1э щыф, мэпцТэу,
къэлъыт, къачъэ, шъукъэк1ожъ, къэбыбы, мэбыбы, тес, къэбы-
быгъ, быбыжьыгъэ, теу, къепщэ, къэ1эт, къэк1уагъэх, къепсы,
к1уагъэ, тет, хьы, ыхьыгъ, къэгъот, къыфахь, мэхъакъу,
зетхьак1ы, сэлъэк1ы, етхьакЫ, зысэтхьак1ы, елъэк1ы.

  1. Местоимения: тэ, зэк1эми, шъо (вы), сэсый, оуый.

  2. Н а р е ч и я: тэрэзэп, 1асэу, непэ, псынк1эу, зэгъусэ,

ышъхьапэ.

  1. Ч а с т и ц ы: моу (къак1о).

  2. Вопросительные слова: хэт? сыд? сыд фэда?

уфая ?

8. Числительные: mly, щы, пл1ы, тфы, апэ итыр

(кто первый стоит).

9. Модели предложений: Мыр нысхъап. Ары. Хьау.
Сыолъэ1у, къа1о. Мыр пхъэнт1эк1у ин. Сэ нанэ cul. Сэ синанэ дахэ.
Сережа, матэм мыЪрысэ илъхь. Къесы. Сэ конфет шъабэ сыфай.
«Дзыо гъэш1эгъоным» джэгуалъэхэр илъых. Ъгуаор ины, плъыжьы,
дахэ, хъурай. Мы унэм къазыр ис. Хьау, Фатимэ иунэ исэп. Къысэт.
Къэгъэлъагъу.

III. Грамматический материал.

1 Введение повелительных предложений: Къахь. Къак1о. Къа1о. Къэгъэлъагъу. Къихъ. Илъхь. К1о. Хьы. Матэм мы1эрысэ илъхь. Къак1о, къихь, къеблагъ. Къа1о, Таня, «нэнэжъ». Саша, «Дзыо гъэш1эгъоным» къужъыр илъхь.

2. Повествовательные предложения: Шумафэ мы1эрысэ матэм
релъхьэ. Сэ чэтыу сыфаеп. 1эгуаор дахэ, ины, хъурай. Пчъэр
къыфэш1. Тэ тучаным тэк1о. Чъы1э. Тане зетхъак1ы. Къанджыр къутамэм тес.

3. Общие вопросы: Сыда ыц1эр? Хэта къэк1уагъэр? УиТа? Хэта
к1орэр? Сыда къыхьыгъэр? Сыда шъушхырэр? Сыда пшхырэр? Тхьап-
ша? Сыда узфаер? Уик1аса? Сыда къэпщэфыгъэр? Сыда илъыр?
Олъэгъуа? Тыдэ щы1а? Сыда къыфэпхьыгъэр? Хэта зыер? Сыда еп-

тыгъэр? Иунэ иса?

  1. Сочетание прилагательное + существительное: джэнэ
    плъыжь, елкэ уцышъу, лентэ к1ыхь, тхъэпэ гъожъ, елкэ к1эрак1,
    1анэ хъурай, къужъ шъаб.

  2. Сочетание местоимение + существительное: сян, уян,
    сят, уят, уитат, уинан, ситат, синан.

  3. Краткие ответы: ары, хьау, сыфай, сыфаеп, cul, си1эп,

илъэп, илъ.

7. Полные ответы на указанные вопросы: а) Сережа,
мы1эрысэ уфая? (Ары, сэ мы1эрысэ сыфай). б) Ира, о цызэ сурэт
уи1а? (Хьау, сэ цызэ сурэт си1эп). в) Сыда пшъэшъэжъыем ышЬрэр?
(Пшъэшъэжъыем нанэ къэгъагъэ реты). г) Димэ ы1эхэр иныха? (Хьау,
Димэ ы1эхэр ц1ык1ух).

IV. Связная речь.

  1. Ответы на общие и специальные вопросы: Сыда Сашэ
    ышЬрэр? (Сашэ мак1о). Сыда пшъэшъэжъыем ыц1эр? (Пшъэшъэжъы­
    ем ыц1эр Анжела). Сыда к1алэм къыхьыгъэр? (Шалэм хьалыгъу къы-
    хьыгъ). Сыда узфаер? (Сэ къужъ сыфай). Сыда нанэ ептыгъэр?
    (Нанэ къэгъагъэ естыгъ).

  2. Умение вести небольшие диалоги:


  • Сережа, о нэнэжъ уи1а?

  • Ары, сэ нэнэжъ си1.

  • Сыда уинэнэжъ ыц1эр?

  • Синэнэжъ ыц1эр Мария.

  • Сыда уинанэ ыц1эр?

  • Синанэ ыц1эр Тамар.

  • Сыда уитатэ ыц1эр?

  • Ситатэ ыц1эр Андрей.

3. Выполнение команд: К1о! Тэдж! Къахь! Шъукъэк1ожь! Iyx! Em! Къыфахъ! Къэгъот! Шъуджэгу! ШъутЫс!

4 Проведение игр с текстом на адыгейском языке и без тек­ста: «Ыбыцыу», «Тыгъэ-ощхы», «Наседка и цыплята» (Чэткъуртэмрэ чэтжъыехэмрэ), «Пэ1ок1адз», «Кошка и мыши» (Чэтыумрэ цыгъохэмрэ).

  1. Составление рассказов по картине: «Мамин праздник»,
    «Семья», Рассматривание осенних листьев, рассматривание
    елки. Наблюдение за снегопадом. Знакомство с сорокой.

  2. Сюжетно-ролевые игры: «Новоселье у куклы Сусаны», «Ма­
    газин».

  3. Беседы: «Моя семья», «О прошедшем новогоднем празднике».

  4. Заучивание песен на адыгейском языке: «Бзыумэ яорэд»,
    ел. К. Жанэ, муз. Т. Тазова, «Синан», ел. К. Жанэ,
    муз. У. Тхабисимова, «Елкэм дэжь», ел. Н. Багова, муз. Дж.
    Натхо, «Пчэн бзэджаш1», ел. Д. Мирзы, муз. В. Анзарокова,
    «Чэтэхъо ц1ык1умэ яорэд», ел. К. Жанэ, муз. У. Тхабисимова.

  5. Дидактические игры: «Давайте познакомимся», «У нас в го­стях Къуижъый», «К нам гости пришли», «Угадай по вкусу», «В го­стях у бабушки», «Один, много», «Кто как кричит», «Магазин»,
    «К нам в гости пришла кукла Фатима», «Угадай что это?», «Чу­
    десный мешочек», «Оденем куклу на прогулку», «Доктор Айболит и
    его друзья», «У Марины день рождения», «Найди свой домик»,
    «Кукла Фатима умывается», «Что? какой? сколько»? «Комната
    куклы Фатимы», «Где чьи детки?», «Чей домик?», «Назови пра­вильно», «Найди такой же цвет».


  1. Игровые упражнения: «Назови свое имя», «Найди такую
    же», «Фатимэ иунэ ис (иеэп)», «Кто что делает?», «Кто в домике
    живет?», «Что лишнее?».

  2. Введение множественного числа существительных: джэ-
    гуалъэхэр, к1алэхэр, пшъэшъэжъыехэр, сабыйхэр, лъакъохэр, чэт-
    жъыехэр, 1эхэр, тхьапэхэр.

12. Сочетание местоимение + существительное: сигъусэ,
шъу1эхэр, сян, сят, уинан, ситат, сик1ал, сишъау, иун, сиунэ,
имэфэк!, сигъусэ, п1эхэр, ынэгу.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

I. Звуковая культура речи.

Задачи: Укреплять артикуляционный аппарат. Закреплять правильное произношение звуков: гу, гъ, гъу, дз, дж, жь, жъ, жъу, къ, къу, к1, к1у, лъ, л1, nl, nly, ml, mly, хь, хъ, хъу, цу, ц1, чъ, ч1, шъ, шъу, ш1, ш1у, 1у.

Учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; регулировать силу голоса; раз­личать на слух звуки в словах и слова с заданным звуком, находя­щимся в любой позиции.

Совершенствовать интонационную выразительность речи, от­рабатывать правильное речевое дыхание.

Учить выделять из предложения слова с названным звуком, четко произносить фразы.

Содержание.

  1. Работа над отдельными фонемами, корректировка произ­ношения фонем: гу, гъ, гъу, дз, дж, жъ, жъу, жь, къ, къу, к1,
    к1у, лъ, л1, nl, nly, ml, mly, хь, хъ, хъу, цу, ц1, чъ, ч1, шъ,
    шъу, ш1, ш1у, 1у.

  2. Интонация вопросов: Мыр джана? Сыда природам щыхъу-
    рэр? Хэт ухъунэу уфая? Тары нысхъапэу узфаер? Тыдэ ук1ора?

  3. Интонация кратких вопросов и ответов: Джанэр къысэт.—
    Тары? Тык1ощт.~ Сыдигъо? Къыхьыгъ.— Сыда?

4. Интонация повелительных предложений: Шъукъак1у!
Шъуеплъ! Псы к1ак1! Зылъэк1! Зытхьак1!

5. Интонация утвердительных и отрицательных предложений:
Сэ 1эгуау сщэфынэу сызыфаер. Арэп джанэу сызыфаер. Хъущтэп.
Хъущт.

II. Формирование словарного запаса.

Задачи:

Продолжать обогащать, активизировать словарь детей. Акти­визировать слова, обозначающие действия и состояние (глаголы).

Обогащать словарь детей правильными названиями окружаю­щих предметов, их свойств, действий.

Учить употреблять существительные с обобщающим значени­ем: овощи, фрукты, посуда, животные, птицы.

Вводить в словарь детей: существительные, обозначающие профессии; прилагательные, обозначающие признаки предметов, сравнительную и превосходную степени; глаголы, характеризую­щие трудовую деятельность людей; наречия; числительные.

Упражнять в умении образовывать однокоренные слова.

Содержание.

1. Существительные:

по теме «Город. Республика»: къалэ, къэлэ шъхьа!, быракъ, тамыгъэ, щэбзащ, сихэку;

по теме «Одежда и обувь»: щыгъын, джэдыгу, пшъапТ, 1эгъуап, джыб, лъэкъопылъхь, щырыкъу, к1эпхын, шъхьэтехъу, сае, шъуашэ, бгырыпх, пэ1упх\

по теме «Человек. Части тела»: ц1ыфхэр, пкъышъол, шъхъэ, шъхьацы, тхьак1ум, 1эхъуамб;

по теме «Сад. Фрукты»: пхъэгулъ, къыцэ, пхъэшъхъэ-мышъхь;

по теме «Огород. Овощи»: хатэ, ч1ыплъ, щыбжьый, хэтэрыкЫэр, къэбы, бэлыдж;

по теме «Времена года. Явления природы»: бжыхьэ, лъэхъан, инэшанэхэр, уашъо, гъатхэ, oiuly, гъэмаф;

по теме «Комната и мебель»: столтехъу, шъхьант, пЬтехъу, шъхьаныгъупчъ;

по теме «Пища»: шхыны, гъомлапхъ;

по теме «Животные и насекомые»: псэушъхъэхэр, пцэжъыехэр, бжьэ, хъэк1э-къуак1, псэушъхь, шк1э, шъынэ, шык1э, хьэжъу, къо, хьэц1э-п1ац1;

по теме «Птицы»: тамэ, къолэжъ, к1э, бзыуп, пхъэшъхьэк1э бзыу (воробей), къуалэ;

по теме «Семья и школа»: еджак1охэр, шЬныгъэ, к1элэ-егъадж, унагъо, тхылъ, ыш, сшыпхъу, слъэкъуац/э, еджап1эхэр;

по теме «Растения»: куандэ, 1эрам, пк1ашъ, лъапсэ.

по теме «Транспорт. Улица»: урам, гъогу, гъогузэхэк1ып1 , лъэс-гъогу, лъэсрык1у, псынкЬу зек1орэ машин;

по теме «Детский сад»: к1элэц1ык1у 1ыгъып1, джэгуп1э, чъыяп1э, тхьак1ып1э;

по теме «Части суток»: щэджагъу, пчыхьэ, нэфшъагъу, пчэ-дыжь;

по теме «Профессии»: пщэрыхъак1о, к1элэегъадж, щак1о, шо­фер;

по теме «Посуда»: шъэжъый, къашыкъ, къошын, цацэ, джэ-

мышх;

Существительные других категорий: 1офы, ц1ыф лъэпкъ, ч1ып1э, щэфак!о, къангъэбылъ, бгы, 1ажэ, ос 1ашк1, остыгъ, фэбап1эм, бзыуцыф, пхъэ, апч, набгъо, мэзы, цы, гущы!, к!эух, гузэгу, ныбджэгъу, uily, хьылъэхэр, къэлэм, макъэм, ду-най, насып, нэбзый, изыщет, Iyc, гъогумаф, къегъэжьап1 (нача­ло), ощъогу, ишапхъэ, игуш1уагъу, 1удан, уцы (лекарство, тра­ва), пкъыгъо, сымадж, уты, тхъагъо.

2. Г л а г о л ы: еджэ, махъэ, мэпщэрыхьэ, щэлажьэ, дэт, сыщэпсэу, къыщэк1ы, тет (теш1ыхьагъ), къэблагъэ, къыпэк1э, халъхъэ, къыщэк1ых, аЫгъ, къэучъыЫгъ, мэшэплъы, рэк1о, хъугъэ (мэхъу) — стало, щыгъ, зыщихыгъ, къы1уихыгъ, пшъыгъэ, к1эсэк1э, гъэушъэбы, сэлъэгъу, тесэхъо, тесэгъэуцо, тесэлъхьэ, зытэжъу-гъэтхьак!, упсаущт, еш1эх, агъэбылъы, къэ1уат, къыхэх, мэщты, къепщэ, фэпагъэ, къыращыгъ, тыпэгъок1ы, зэдгъэшЬщт, къечъэ-хы, аш1ы, пытлъэщт, сш1ыгъэ, къыхьыщт, къэк1огъагъэхэр, къы-хэнагъ, к1осагъэ, адахьэ, ефыжьы, мэтк1у, гъощагъэ, мэхьарзэ, пшъыгъэ, ти1агъ, загъэбылъыгъ, еугъои, хэс, къэ1уат, къегъэгъунэ, сыфезэщы, мэгуш1о, ч1эс, къэубытын, дэпшые, къефэхыгъ, щта-гъэх, хаш!ык1ы, зэрещэ, къеты, къышъостыщт, къэзгъэгъунэщт, сегугъу, къэсэштэ, икъугъ, дэ1он, къэсыгъ, дэс, ахэбэнагъ, къыу-хъумагъ, зырегъэу, къэуцу, шъукъэуцу, сэш1э, сш1эрэп, уедэ1ун, узэпырык1ын, уежэн фае, мэзек1ох, лъэплъэх, зэрафэ, зэжъу-гъаш1э, хэдык1ыгъ, мэузы, тырадзэ (ут), мэгъы, мэщхы, мадэ, ы1ыгъ, щащэ, къысфэгъэгъу, къыкъок1ы, къохьажьы, шъуиплъ.

3. Прилагательные: еджэгъу, нахьыжъ, шъуамбгъох,
занк1эх, нахьык1, лъагэ, зэфэшъхьафхэр, лъэшы, хафэ, стыр,
ш1этыр, пытэ, мэлак1э мал1э (голодный), пырац, 1элы, 1ушы,
лъэшы, хъупхъэ, сакъых, зэмышъогъу, дышъэ, ош1у, чэф, нэфын.

4. Н а р е ч и я: мыбэшхоми, тыдэ?, мак1эу (мало),
бэмышЬу, жьы (рано), моущтэу, чыжьэ, зыми, ош1э-дэмыш1эу,
тыгъуас, неущ, ренэу, нахьыш1у, бэу, хъущт, хъущтэп, чыжьэ-

дэд.

5. Местоимения: пстэумэ, мыдырэр, мыхэмэ, арэп, моу.

  1. Числительные: хы, блы, и, бгъу, пш1ы,

  2. Ч а с т и ц а: дэжь, нахъ, пае, зырыз.

Вопросы: Тара узфаер? Сыдэущтэу? Сыда природэм
щыхъурэр? Сыда пш1ыгъэр? Хэта къэзыхъыщтыр? Сыда зыхэ-
ш1ык1ыгъэр? Сыда ишъулъагъорэр? Сыдэущтэу? Сыда къыщы-
ш1ыгъэр? Сыдигъуа зыхъугъэр? 0ш1а? Сыда къик1ырэр? Хэт ухъунэу

  1. у фая? Сыда епш1эщтыр? Сыда ара1орэр? Сыдк1э? Тыдэ?

9. Модели предложений: Мыхэр бзыух, Бзыумэ
орэд къаТо. Сэ джанэр зыщысэлъэ. Сэ джанэр зыщысэхы. Тэ щэ-
джагъом тэшхэ. Сыолъэ1у, джэгуалъэ къысэт.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!